ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Алексеева София Семеновна1, Нестерова Анна Семеновна1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, старший преподаватель кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям института зарубежной филологии и регионоведения

Аннотация
Статья посвящена эффективности организации ролевых игр на уроках иностранного языка в высших учебных заведениях для мотивации студентов к общению. Ролевые игры способствуют формированию необходимых профессиональных навыков и личностных качеств молодых специалистов.

Ключевые слова: активные формы обучения, иностранный язык, профессиональная направленность, учебно-ролевые игры


PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NONLINGUISTIC FACULTIES

Alexeeva Sofiya Semenovna1, Nesterova Anna Semenovna1
1North-Eastern Federal University after M. K. Ammosov, Senior Teacher of the Foreign Languages Department

Abstract
This article deals with the effectiveness of organizing role-playing at the lessons of foreign languages at higher educational schools for motivating students to communicate. Role-plays assist in forming necessary professional skills and personal qualities of young specialists.

Keywords: active forms of teaching, foreign language, professional direction, role plays


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеева С.С., Нестерова А.С. Профессиональная направленность обучения студентов неязыковых специальностей иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9819 (дата обращения: 06.03.2024).

Одним из принципов дидактики, реализация которого позволяет обеспечить ориентацию каждого компонента учебно-воспитательного процесса на формирование конкурентоспособной личности, его знаний, умений, творческого мышления, на развитие профессиональных способностей является профессиональная направленность обучения. Это одна из важных характеристик курса иностранного языка как учебной дисциплины, призванной вместе с другими науками формировать профессиональное образование студента. Овладение иностранным языком обеспечивает непосредственное подключение к информационным источникам мировой культуры, науки и практики, что значительно расширяет профессиональные возможности специалиста, и делает его более культурным.

Как справедливо отмечает в своем исследовании Н. А. Протасова, «Профессиональная направленность — процесс многогранный, требующий учета ряда специфических факторов, как движущей силы формирования и развития интеллекта профессионально направленной личности» [1].

Ею выделены следующие факторы:

- социальные,   отражающие   потребности   общества   в   специалистах высокого уровня со знанием иностранных языков,

- социально-педагогические, связанные с развитием системы образования; педагогические, включающие деятельность преподавателя и студентов в формировании специалиста;

- психолого-педагогические, связанные с интеллектуальной деятельностью по формированию профессионального творческого мышления и профессиональной мотивации.

Несомненно, профессиональная направленность процесса обучения зависит от организации учебной деятельности, от совершенствования методов обучения. Наиболее комплексным  и результативным методом обучения является обучение действием в условиях, максимально приближенных к реальным. Упор делается на развитие способности воображения, способности создания результата. О.С.Виханский, например, считает, что «широко признанным фактом является высокая эффективность обучения действием, ибо существует огромная разница между знанием того, как решать проблемы и умением и стремлением решить проблему, произведя для этого определённые действия» [2].

И.Л.Бим также полагает, что цели познавательные следует дополнить целями поведенческими. Из наиболее популярных сегодня приемов она выделяет прием ролевого общения, приёмы стимулирования речевой деятельности и другие. Более того, И.Л.Бим считает, что «широкое применение в вузе должны найти новые деловые игры с использованием иностранного языка, проведение таких форм работы, которые могут понадобиться будущему специалисту в дальнейшей практической деятельности» [3].

Нет сомнения, что в условиях управляемого овладения иностранным языком требуется максимальная активизация творческой составляющей усилий обучаемого, то есть его лингвокреативной речемыслительной деятельности, поскольку процесс овладения обучаемым иностранным языком должен носить ярко выраженный деятельностный, творческий, когнитивный, автономный и личностно ориентированный характер. Иностранный язык выступает при этом средством осознания чужой культуры, одновременно способствуя углублению знаний родного языка и культуры. Вызывает удовлетворение тот факт, что современная лингводидактика рассматривает обучение иностранному языку в контексте диалога культур, а цель обучения иностранному языку    определяет как формирование у обучаемых готовности и способности к адекватному социальному взаимодействию в ситуациях межкультурного и, в узком смысле, профессионального общения [3].

Через разнообразные активные формы обучения межкультурной профессионально направленной коммуникации  лингвистическое образование в неязыковом вузе обеспечивает становление и развитие автономной языковой личности, способной саморазвитию и самосовершенствованию в личном, образовательном и профессиональном аспектах.

Наиболее эффективным приемом для обучения иноязычному профессионально направленному общению являются учебно-ролевые игры. Игровое обучение стимулирует продуктивную творческую активность, ставит студента в позицию «обучение-творчество». В ролевой игре студенты пытаются думать, действовать, говорить, как они думают, необходимо действовать в данной ситуации. Ролевая игра – это эффективное средство моделирования действительности, которая дает возможность коммуникации, практику языка, а также реализует принцип профессиональной направленности обучения, повышает мотивацию, делает процесс обучения более интересным [4].

В ходе подготовки и проведения ролевых игр происходит активизация возможностей личности и коллектива, повышается чувство ответственности, формируются необходимые профессиональные навыки и личностные качества молодых специалистов.

Ролевая игра – разыгрывание определенных жизненных ситуаций. Ролевые игры можно разделить на имитационные, ситуационные, исполнение ролей и т.д. Формами ролевых игр могут быть воображение путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференция, урок-суд и пр. В подготовке ролевой игры мы выделяем следующие этапы: подготовительный – определение цели и языкового материала, на котором будет проводиться игра, составление сценария игры,  распределение ролей; игровой – процесс игры; заключительный – анализ результатов, оценка преподавателем участия каждого студента в подготовке и проведении игры, исправление ошибок.

Основные цели использования учебно-ролевых игр:

- закрепление умений и навыков использования профессиональной лексики на иностранном языке;

- развитие навыков устной речи.

Остановимся на содержании конкретных учебно-ролевых игр, которые мы используем в работе со студентами.

Игра «Задержание при ограблении». Подготовка игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, план игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации, характеристика действующих лиц, распределение ролей.

Студенты получают задание подробно ознакомиться с материалом темы, прочитать и перевести тексты с иностранного языка на русский, составить диалоги, используя профессиональную лексику.

Этап проведения – процесс игры. Осуществляется представление подготовленной ситуации.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. По завершении ролевой игры преподаватель дает мотивированную оценку участия каждого студента в игре, комментирует выразительность ролевого поведения, инициативность на всех этапах работы, констатирует достигнутые результаты, отмечает уровень владения иностранным языком, подводит окончательный итог занятия, выставляет оценки.

Игра «Пресс-конференция». Предварительно группа делится на две команды. Первая – «корреспонденты», представляющие различные газеты, журналы, радио- и телевизионные передачи; вторая – «представители разных профессий (правоохранительные органы, общественные организации, психологи)». Предлагаемые темы: Преступность среди молодежи; Подростковая преступность; Алкоголизм и наркомания среди молодежи и т.п.

Каждая команда получает задание подробно ознакомиться с материалом новой темы, но с разных позиций. Команде «корреспондентов» нужно подготовиться к проведению интервью наметить общий план беседы, составить вопросы, на которые необходимо получить ответы. Вторая команда использует учебный материал, дополнительные источники для подготовки своего выступления, например, от лица «представителя правоохранительных органов», «психолога», «представителя общественной организации» и др. В ходе подготовки команды согласовывают выступления отдельных участников, обсуждают и характеризуют вопросы, которые планируют задать в процессе игры.

Непосредственно на занятии после вводного инструктажа, «корреспондентам» предлагается взять интервью у группы «известных людей» и др. Свои ответы все действующие герои  дают от первого лица. Они высказывают личные суждения, выдвигают предположения, дают оценку тому или иному событию. Вместе со студентами мы оцениваем отдельные фрагменты игры, делаем необходимые дополнения и обобщения.

На примере ролевых  игр мы продемонстрировали профессионально-направленное обучение студентов неязыковых специальностей иностранному языку. Организация таких занятий позволит будущим специалистам самим решать трудные проблемы, создавать потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Таким образом, в ходе специально организованного игрового учебного сотрудничества решаются как содержательно-предметные, так и коммуникативные задачи учебного процесса.


Библиографический список
  1. Протасова Н.А. Профессионально- направленная система подготовки  будущих юристов (на примере обучения английскому языку): Дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2002.
  2. Виханский  О. С. Метод конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин // Вестник высшей школы. 1997. № 6.
  3. Бим  И. Л. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // ИЯШ. 2002. № 3.
  4. Гальскова Н. Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранным языкам: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 1999.


Все статьи автора «Алексеева София Семеновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: