СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В условиях духовного кризиса общества созрела необходимость разработки стратегии всестороннего развития личности детей и молодежи с целью охвата просветительской психолого-педагогической деятельностью как можно большего количества российских семей. По мнению автора, в этом процессе необходимо задействовать телевидение, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; институты гражданского общества, органы государственной власти и органы местного самоуправления; сферы науки, культуры, религии, медицины и здравоохранения.

Ключевые слова: биоэтика, воспитание, всестороннее развитие личности, дошкольное детство, духовные скрепы, духовный кризис, образование, общечеловеческие ценности, Семья, социальное воспитание


SOCIAL EDUCATION AS A LEADING FACTOR OF CHILDREN AND YOUTH’S ALL-ROUND DEVELOPMENT

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University,
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
In the conditions of a spiritual crisis in the society there has appeared a necessity to work out a strategy of children and youth’s all-round development in order to spread educational psychological-pedagogical activity to as many Russian families as possible. The author believes that this process demands involving television, information-telecommunicative net “Internet”; civil society institutions, public authorities and bodies of local self-government; spheres of science, culture, religion, medicine and public health.

Keywords: all-round development of a personality, bioethics, education, family, preschool childhood, social education, spiritual crisis, spiritual ties, universal values, upbringing


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9536 (дата обращения: 27.02.2024).

В начале XXI века в России остро стоит проблема духовного возрождения семьи и общества. Это реализуемо благодаря созданию условий для социально-экономической поддержки семьи и всестороннего развития личности детей и молодежи. Преодолеть атомизацию современного общества и отчуждение одного человека от другого можно посредством объединения людей на принципах справедливости и солидарности, через укрепление общественной морали личной моралью каждого индивида.

В свое время А.И. Солженицын точно подметил: «Источник силы или бессилия общества – духовный уровень жизни, а уже потом – уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие – не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений – основней, чем уровень изобилия. Если в нации иссякли духовные силы – никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасет ее от смерти: с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди возможных свобод – на первое место все равно выйдет свобода бессовестности: ее не запретишь, не предусмотришь никакими законами. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами. Разрушение наших душ за три четверти столетия – вот что самое страшное» [1, с. 23].

В масштабах страны проблемы семьи приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия. Крушение семейных устоев в XX веке – один из итогов исторического эксперимента построения в России атеистического государства. В начале XXI века государственные и социальные институты общества заняты поиском идеи, способной объединить нацию. Ведущей национальной идеей в стране может стать возрождение семьи через приобщение молодого поколения к вере и культурным традициям народа. В этом процессе необходимо актуализировать базисные общечеловеческие ценности, среди которых первое место отводится созданию крепкой семьи – как важнейшему источнику социального и экономического развития общества, поскольку в лоне ее взращивается главное богатство – человек.

И.А. Ильин утверждал, что семья – естественная школа любви, творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. Она призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную традицию, благодаря которой возникает и утверждается культура народа с ее почитанием предков, национальными обрядами и обычаями [2, с. 240]. Философ называл семью лабораторией человеческих судеб, где закладываются основы будущего общества и государства.

В.М. Бехтерев был убежден, что «…правильное развитие и здоровье личности является основой государственного благосостояния страны» [3, с. 109]. Размышляя о роли личности в общественной жизни, ученый писал: «Личность представляет собой ту основу, на которой зиждется современная общественная жизнь. <…> Существование современных государств зависит, как известно, не столько от внешней силы, олицетворяемой органами власти, сколько от нравственного сплочения личностей, их составляющих» [3, с. 101]. Именно на семью возложена ответственность за всестороннее развитие личности ребенка. Государство же, в свою очередь, обязано поддерживать семью и помогать ей в этом нелегком деле.

Статья 43 Конституции РФ утверждает право каждого гражданина на образование, а статья 38 (п.2) закрепляет за родителями равные права и возлагает на них  равные обязанности в деле заботы о детях и их воспитании [4]. В преамбуле к Конвенции о правах ребенка отмечено, что «семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей в рамках общества». Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила: 1) дети имеют право на особую заботу и помощь; 2) ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания; 3) ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности [5].

Статья 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определяет основные понятия:

1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Статья 44 (п.1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [6]. В то же время, в соответствие со статьей 44 (п.3, ч.2), родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

Все это актуализирует перед государством проблему разработки стратегии всестороннего развития личности детей и молодежи с целью охвата просветительской психолого-педагогической деятельностью как можно большего количества российских семей. Безусловно, решать эту сложную задачу образовательным учреждениям страны в одиночку не под силу. В этом процессе необходимо задействовать телевидение, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», институты гражданского общества, органы государственной власти и органы местного самоуправления; сферы науки, культуры, религии, медицины и здравоохранения.

В начале XX века В.М. Бехтерев предупреждал, что «…невежество и недостаток образования есть главное условие недоразвития личности» [3, с. 125].  В условиях инновационного общества принято рассматривать невежество в этико-правовом и социокультурном аспектах, а, применительно к медицинской деятельности, определять его как идеологию антигуманизма [7, 8, 9, 10, 11, 12]. Определяя приоритеты государственной политики в области воспитания детей и молодежи, необходимо помнить о задачах общественности, имея своею прямою целью «выработать личность как самостоятельную социальную единицу» [3, с. 127]. Философские понятия Истина, Добро и Красота на уровне педагогики получают реализацию через взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания. Всестороннее развитие личности подразумевает создание условий для психофизического и эмоционального благополучия ребенка, поскольку только «гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности» [3, с. 112].

3 июля 2014 г. В.В. Путин, выступая на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям, подчеркнул: «Приоритеты государственной молодежной политики должны быть направлены на формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [13]. Эти слова для научно-педагогического сообщества страны явились неким ориентиром, вектором дальнейших творческих исканий на пути преодоления духовного кризиса общества и выработке мер для реализации стратегии всестороннего развития личности и нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения россиян.

За основу любых проектов, отражающих государственную политику РФ в области воспитания детей и молодежи, берутся нормативные документы: международные (Конвенция ООН о правах ребенка) и внутрироссийские (Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», «Национальная стратегия действий в интересах детей», «Концепция государственной семейной политики в РФ», «Основы государственной культурной политики», «Основы государственной молодежной политики», «Концепция развития дополнительного образования детей» и т.д.). Спустя несколько лет, жизнеспособность и продуктивность этих концепций и стратегий должна выражаться в реальных результатах, отраженных в цифрах статистики: улучшение качества жизни россиян, повышение уровня социального доверия в обществе, рост социально-экономического развития и рождаемости, снижение уровня смертности и преступности.

Уважение к морально-этическим нормам и правовым законам общества, чувства долга и справедливости изначально формируются у ребенка в семье и получают дальнейшее развитие на всех ступенях образования: детский сад – школа – вуз. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, приобщения молодого поколения к вере и культурным традициям народа посредством популяризации здорового образа жизни и создания социально востребованных образов и моделей поведения, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности. На современном этапе развития системы образования актуализируется вопрос необходимости применения доминантного подхода при рассмотрении нравственных вопросов, «оправдания добра» физиологией. Проблему духовно-нравственного кризиса личности и общества можно решить, проработав пути выхода из него. Поможет в этом комплексное изучение наследия А.А. Ухтомского и воплощение его в жизнь на уровне гуманизации системы образования через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы). Проблема гуманитаризации науки также представляет актуальность, поэтому государство должно всячески стимулировать процессы интеграции знаний и создавать условия для развития комплексных междисциплинарных исследований человека [14, с. 117].

Для нашего исследования представляет наибольший интерес междисциплинарный подход в изучении человека. В.М. Бехтерев разработал научную концепцию, согласно которой человека необходимо рассматривать как «целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в нерасчлененном единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром (природным, космическим, социальным)» [3, с. 8]. Человек в концепции В.М. Бехтерева предстает в органическом единстве всех сторон и граней своего биосоциального существа: 1) представитель биологического вида, 2) носитель нервно-психической организации, 3) продукт внешней среды.

Высказанная ученым идея всестороннего целостного изучения человека легла в основу развития комплексного человекознания в советской науке, указав направление нескольким поколениям ученых к поиску путей интеграции гуманитарных и естественных наук в процессе исследования всех сторон человеческого бытия. Целостный подход к изучению человека позволил преодолеть дуализм социального и биологического, психического и физического, психического и физиологического.

В качестве системообразующего кирпичика целостности учения о человеке В.М. Бехтерев выделял нервно-мозговую сферу. Неврологический подход при разработке направлений и областей человекознания заключался в признании основополагающей роли мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека и возможной регуляции его взаимоотношений с внешней социальной средой. Бехтерев утверждал: «Индивидуальный опыт человека, богатство знаний и переживаний, накопленных им в процессе жизнедеятельности, являются той внутренней средой, которой опосредуются все внешние воздействия» [3, с. 19].

Развитие и совершенствование личности не завершается после получения высшего образования, окончательное завершение развитие личности создается специальными условиями окружающей среды. Все это актуализирует вопрос о взаимоотношении личности и социальной среды, в которой проявляет себя личность. В этой связи хотелось бы определить два понятия – личность и индивид, одновременно отрицая их тождество и указывая на их единство. А.Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается, сущность личности в «эфире» этих отношений <…>. Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами». [15, с. 385]. Многие ученые, исследующие отличительные признаки личности, рассматривали ее как выражение гармонии и единства психических отправлений. В.М. Бехтерев считал это верным, но добавлял: «кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека» [3, с. 99]. И далее: «кроме внутреннего объединения и координации личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий» [3, с. 99]. Таким образом, в определении личности В.М. Бехтерев отметил как субъективную, так и объективную сторону личности.

В рамках нашего исследования хотелось бы остановиться на подробном рассмотрении физических условий, от которых зависит полноценное развитие личности: 1) природа организма и его антропологические особенности, 2) биологический фактор, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма, 3) неблагоприятные экономические условия, приводящие к физическому ослаблению организма, 4) негигиенические условия труда, переутомление, отсутствие отдыха пагубно отражается на развитии личности, 5) «интеллектуальные яды» (алкоголь, опий, морфий, эфир и др.) – хронические отравления, в первую очередь алкоголизм, поражающий мозг человека (притупленное восприятие, пониженная нравственность, ослабленная воля – эти особенности характеризуют упадок личности), 6) воспитание и образование личности: загромождение головы ненужными знаниями, отсутствие их критического осмысления, подавление всякого проблеска инициативы и самостоятельности в учениках, – все это убивает в учениках и учителях любовь к знаниям и уменье самостоятельно мыслить, 7) отсутствие общественной деятельности приводит к недостаточному развитию личности, 8) отсутствие правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления, проявляющееся в праздности и бездеятельности [3, с. 112–121]. Личность является деятельной общественной единицей, которой необходимо обеспечивать нормальное развитие, защищая ее от пассивности, упадка и болезни. В.М. Бехтерев уделял особое внимание периоду дошкольного детства и считал его определяющим в процессе личностного развития: «…в дошкольном возрасте закладываются основы большей или меньшей самодеятельности будущей личности, что имеет существенное значение для ее дальнейшей судьбы» [3, с. 116].

В работе «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста» Н.Н. Поддъяков акцентировал внимание на развитии социального мышления (социального интеллекта), которое является важным условием умственного развития и нравственного воспитания. Изучая механизмы формирования творчества, ученый пришел к выводу: «Интенсивное развитие социального мышления положительно  сказывается как на умственном, так и нравственном развитии дошкольников. Они совершают нравственные поступки не только на основе нравственных чувств, но и глубокого понимания ситуации. У них формируется умное нравственное поведение» [16, с. 41].

Н.Н. Поддъяков считал, что строго регламентированное воспитание и обучение ребенка в дошкольных учреждениях не может способствовать формированию детского творчества, которому ученый отводил значимую роль в процессе всестороннего развития личности дошкольника. Яркие положительные эмоции – важная особенность творческого процесса. Радость малыша от своих первых экспериментов и открытий, удовольствие от новых построек и рисунков обладают притягательной силой для дошкольника, а, следовательно, «именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка» [16, с. 43].

В научном наследии В.В. Зеньковского идея социального воспитания занимает ведущее место. Православное мировоззрение ученого и активная гражданская позиция оказали влияние на его подходы к психологии в целом. Рассуждая о задачах социального воспитания, В.В. Зеньковский писал: «…образование должно не только организовывать ум, не только прививать знания и навыки к умственной работе: оно должно также подготавливать к той гражданской самодеятельности, какой требует теперь от всех нас жизнь. Образование должно способствовать не только расцвету личности, но и сделать ее способной к социальной жизни, должно подготовить ее к социальной деятельности» [17, с. 295]. Говоря о реформе школы, ученый подчеркивал необходимость ее реорганизации путем углубления воспитания: «…школа (как и другие органы воспитания, конечно) должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе, воодушевленных идеалами солидарности» [17, с. 296–297].

В философских и психолого-педагогических размышлениях В.В. Зеньковского сквозной нитью прослеживаются метафизика всеединства и идеи русского космизма: «Воспитание должно быть национальным, оно должно приобщать человека к исторической работе его страны, должно связывать его с родной страной и развивать сознание его долга перед своей родиной, но именно потому, что национальное воспитание необходимо, еще более необходимо социальное воспитание, которое развивает более высокие силы человеческой души – дух братства и взаимопомощи» [17, с. 299–300].

Считая «вопрос о социальном воспитании коренным вопросом педагогики», В.В. Зеньковский призывает прогрессивную общественность «посвятить все свои силы излечению социального организма. Все великие внешние реформы, которые воплощаются теперь в жизнь, не спасут нас, не раскроют перед нами желанной перспективы расцвета и творчества, – если изнутри, из недр социального организма не поднимутся внутренние силы сцепления. Социальный организм должен ожить, должен окрепнуть, достигнуть действительного внутреннего единства, чтобы быть способным воспользоваться благами внешнего освобождения» [17, с. 342]. И далее: «Задача социального воспитания неотложна, она <…> не только должна быть поставлена, она должна быть решена!» [17, с. 344]. По сути, ученый призывал сограждан сплотиться во имя «общего дела» – лучшего мироустройства, возможного благодаря успешной реализации социального воспитания подрастающего поколения. Обобщив вышеизложенное, можно заключить: возрождение духовности в России возможно посредством всестороннего и социально-религиозного воспитания детей и молодежи.

Безусловно, возрождение духовности необходимо начинать с семьи, с деятельного и личного участия в «общем деле» каждого гражданина. Патриотизм начинается с любви к родным и близким людям, природе и истории родного края, а выражается в уважении к старшим, в почитании своих культурных и религиозных традиций, в чувстве долга и ответственности перед Отечеством. «На современном этапе развития государству необходимо учитывать роль регионализации системы образования и степень ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества. От успеха этой стратегии во многом зависит не только будущее нашей страны как федеративного государства, но и уровень духовно-нравственного развития граждан, степень мастерства и профессионализма россиян [18, с. 37].

В процессе воспитания необходимо помнить, что ценности для человека становятся общезначимыми, когда они наполнены личностным смыслом, то есть при условии наличия связи цели деятельности с мотивами ее осуществления. А.Н. Леонтьев об этом писал: «Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания» [19, с. 153].

На наш взгляд, за основу стратегии всестороннего развития личности детей и молодежи целесообразно взять концепцию, изложенную В.М. Бехтеревым в работе «Личность и условия ее развития и здоровья». По мнению ученого, нормальное развитие личности обеспечивают: 1) общественная санитария (профилактика болезней, охрана труда), 2) борьба с биологическими факторами вырождения (регламентированность брака, запрещающая вступать в брак с душевнобольными, эпилептиками, тяжелыми истериками, невропатами и хроническими алкоголиками), 3) устранение губительного распространения спиртных и иных опьяняющих напитков (борьба с пьянством), 4) улучшение экономического положения населения (благосостояние народных масс), 5) создание условий для самодеятельности населения и правоспособной активности личности, 6) воспитание и обучение (цельное развитие личности – телесная и духовная пища), 7) свободное развитие общественной деятельности представляет лучшую гарантию правильного и здорового развития личности [3, с. 122–131]. Безусловно, все вышеизложенные В.М. Бехтеревым пункты можно отнести к обязанности государства и родителей (законных представителей ребенка) заботиться о всестороннем развитии личности детей и молодежи. Однако, пункты № 3 и № 6 реализуются не только извне, но и внутренне – на личностном уровне каждого человека вне зависимости от его пола, возраста, нации, наличия или отсутствия религиозных верований. Пункт № 7 подразумевает внутреннюю мотивацию индивида к формированию личностной преобразующе-созидательной активной позиции в деле развития институтов гражданского общества.

Без взаимодействия семьи и образовательных учреждений страны проблему возрождения семейных ценностей и всестороннего развития личности детей и молодежи решить достаточно сложно, поэтому государственную политику в области воспитания подрастающего поколения необходимо выстраивать с опорой на наше отечественное научное наследие, при этом учитывая современные реалии и прогнозируя возможные риски и варианты развития. Сейчас не время работать в одиночку, занимаясь исследованием отдельной вариативной программы применительно к какой-либо одной ступени образования.

Динамика развития современного инновационного общества задает определенный темп жизни, тем самым обязывая идти в ногу со временем и применять принцип преемственности ко всем ступеням образования и просветительской работе с населением, а это требует коллективных усилий – не столько межведомственных, сколько межличностных и всенародных. Для этого наукой должны быть выработаны единые понятия, методы и критерии оценки; проведен системный анализ нынешнего состояния СМИ, потенций системы образования и здравоохранения, экономики и культуры, государственных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества; центрированы на духовные скрепы все накопленные в психологии и педагогике концепции и программы, определены точки пересечения усилий (надежд и волений) человека и общества в деле духовного возрождения семьи и всестороннего развития личности детей и молодежи.

На наш взгляд, единым стержнем стратегии государственной политики в деле возрождения духовно-нравственных основ российской семьи может стать разработка единых подходов воспитания и обучения, исходя из принципов биоэтики – как нового синтетического направления современной науки, центрированного на общечеловеческие ценности и ориентирующего подрастающее поколение на преобразующее-созидательную активность в деле сохранения жизни на Земле.

«Биоэтика – междисциплинарная система научного и вненаучного знания о главенстве общечеловеческих ценностей в деле сохранения жизни на Земле, о закономерностях и свойствах взаимодействия человека с окружающей средой, проявляющихся в аксиологическом измерении его отношения к самому себе, другим людям, природе, обществу и миру в целом. Экзистенциальные права человека, его автономия и биосоциальная целостность, свободное развитие личности – все это составляет уникальную природу человека и нуждается в защите от агрессивного биотехнологического вторжения в бытийные основания его жизни. Безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединенных в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле» [20, с. 81].

В биоэтике органично сливаются знания о природе и человеческом теле, невидимой нитью скользит нравственный императив сохранения жизни, уважения прав и достоинства человека, ненавязчиво излагаются противоречия, возникшие между результатами инновационной деятельности – с одной стороны, этическими нормами, культурными традициями и религиозными верования – с другой. Биоэтика синтезирует в себе весь комплекс научного и вненаучного знания, который может быть предложен в качестве программного обеспечения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, для учащихся средней школы и студентов вуза. В медицинских университетах страны уже несколько лет преподают курс «Биоэтика», разработаны рабочие программы по учебной дисциплине «Биоэтика», изданы учебники и учебно-методические пособия по этому предмету [21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28]. С учетом специфики и преемственности, биоэтическую проблематику можно адаптировать к педпроцессу детского сада – школы – вуза по примеру составления и внедрения в образовательные учреждения рабочих программ по экологии и ОБЖ.

На первом этапе – в деле разработки учебно-методического обеспечения «Биоэтики» (для всех ступеней образования) – необходимо коллективное участие деятелей науки, образования и здравоохранения; экологов и правоведов, представителей духовенства страны. Второй этап – внедрение – должен охватить не только образовательные учреждения страны, но и задействовать телевидение, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», институты гражданского общества, органы государственной власти и органы местного самоуправления; сферы науки, культуры, религии, медицины и здравоохранения с целью охвата просветительской психолого-педагогической деятельностью как можно большего количества российских семей. Все это будет способствовать возрождению духовно-нравственных основ российской семьи, социальному воспитанию и всестороннему развитию личности детей и молодежи, что в конечном итоге приведет к консолидации российского общества на принципах добра и милосердия, справедливости и солидарности.


Библиографический список
  1. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? – М.: «Правда», 1990. – 48 с.
  2. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. – М.: Эксмо, 2008. – 912 с.
  3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
  4. Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://constitution.garant.ru/rf/chapter/2/ (дата обращения 21.01.2015).
  5. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения 21.01.2015).
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 21.01.2015).
  7. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение ГМО в контексте продовольственной безопасности России // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 30. – С. 105–111.
  8. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 31. – С. 83–88.
  9. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  10. Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
  11. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  12. Агеева Н.А. Этико-правовой аспект невежества // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 272–275.
  13. Заседание Совета по межнациональным отношениям  / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/46144 (дата обращения 21.01.2015).
  14. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
  16. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995. – 48 с.
  17. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 352 с.
  18. Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 38. – С. 37–42.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
  20. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  21. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования //  Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. – № 31. – С. 57–61.
  22. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.   – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  23. Агеева Н.А. Сборник контрольных работ по биоэтике. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. – 120 с.
  24. Агеева Н.А. Учебно-методическое пособие по философии и биоэтике для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2014. – 248 с.
  25. Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. Малков С.М., Огурцов А.П. М: ИФ РАН, 1992. – 210 с.
  26. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. Вып. 2. М.: Медицина, 1999. – 246 с.
  27. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 225 с.
  28. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: «Грантъ», 2001. – 192 с.


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: