УДК 344.011

ЯПОНСКАЯ ПИЩЕВАЯ КУЛЬТУРА В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ (ДАННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию японской пищевой культуры в Ростове-на-Дону с целью анализа данного социокульного феномена в ростовской ментальности. В результате исследования выявлено, что употребление блюд японской кухни основано на «рациональном» подходе к проблемам здоровья, поддержании хорошей физической формы и эстетической изысканности приобщения к японской культурной традиции.

Ключевые слова: здоровье, пища, пищевая культура, сашими, суши, традиции, японская кухня, японская пища


JAPANESE FOOD CULTURE IN ROSTOV-ON-DON (DATA OF SOCIOCULTURAL RESEARCH)

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov State Medical University
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
The paper contemplates of Japanese food culture in Rostov-on-Don for the purpose of the analysis of this sociocultural phenomenon in Rostov mentality. As a result of research it is revealed that the use of dishes of Japanese cuisine is based on "rational" approach to health problems, maintenance of a good physical form and aesthetic refinement of familiarizing with Japanese cultural tradition.

Keywords: food, food culture, health, Japanese cuisine, Japanese food, traditions


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13673 (дата обращения: 30.05.2017).

Будучи феноменами традиционной национальной пищи в Японии,  суши и сашими становятся «элементом новаторства и импровизации в российской ментальности» [1, с.14]. Нехарактерная экзотическая пища так приходится по нраву, что становится «личным предпочтением и любимым лакомством  большинства молодежи» [2, с.42]  (от 14 до 35 лет).  В связи с неподдельным интересом к данному культурному феномену был проведен социологический опрос общественного мнения о японской кухне в г. Ростове-на-Дону.

В ходе исследования было опрошено 200 респондентов разного возраста, из них 50% – мужчин и 50% женщин, из которых 72% женщин и 63% мужчин положительно относятся к «японской пище в дань моде к «экзотике»» [3, с.101].

Популярность японской еды обусловлена «культурной направленностью на здоровый образ жизни» [4, с.115]   поскольку традиционно основывается на морепродуктах, усваиваемых лучше жаренного мяса и молочных продуктов. Суши (рис с рыбой или морепродуктами) и сашими (морепродукты с овощами и водорослями) представляют не только полезные продукты, богатые минералами, витаминами, аминокислотами, фосфором, йодом и т.д., которые поступая в наш организм борются с сердечно-сосудистыми заболеваниями, улучшают состояние кожи, волос, ногтей, благотворно влияют на работу мозга., но и благодаря рису, который улучшает пищеварение, это еще и способ стать стройнее, снижает уровень холестерина, способствует очищению сосудов, улучшает память и когнитивные функции. «Рациональное питание помогает стать бодрее, активнее и энергичнее» [5, с.86].

Хотя, диетологи утверждают, что не стоит питаться исключительно суши в течение недели или дольше, поскольку это монодиета, «ограниченная выбором продуктов» [6, с.73], поэтому организм может насытиться одними питательными веществами, но при этом испытывать недостаток в других. Не всем показана суши диета, в частности, она не рекомендуется людям с язвой желудка, гастритом, аллергикам. Несмотря на эти замечания вопрос соцопроса В.8 «Считаете ли Вы, что японская кухня способствует снижению веса?» показал что «Да» (женщин – 54%, мужчин – 47%). И, действительно, во-первых, в суши мало калорий – от 60 до 100, в зависимости от состава. Во-вторых, они содержат мало жиров. И в-третьих, суши «обладают высокой питательной ценностью» [7, с.81], они перевариваются не один час и надолго дают ощущение сытости, что позволит спокойно, не чувствуя голода и избегая перекусов, продержаться между приемами пищи.

Такие вопросы как В.11 «Какие блюда японской кухни называете чаще всего?» (суши-роллы женщин – 44%; мужчин – 42%). В.12 «Используете ли соусы и приправы?» (да – 40% женщин и 43% мужчин). В.13 «Считаете ли Вы японскую еду сытной?» (да – 40% женщин и 43% мужчин). В.14 «Соблюдаете ли Вы при посещениях ресторанов японской кухни японский этикет?» (да 58% женщин и 68% мужчин). В.15 «Оцените качество блюд в заведениях? (отличное -  48% женщин и 36% мужчин, среднее – 36% женщин и 39% мужчин». В.16 «Считаете ли Вы, что таких заведений должно быть больше? (да – 41% женщин и 45% мужчин). В.17 «Что Вы хотели изменить в данных заведениях?» (все устраивает – 44% женщин и 51% мужчин) показывают, что население г. Ростова-на-Дону «охотно принимает инновации» [8, с.13]   в виде кухни японской «пищевой культуры в целом и в жизни» [9, с.77]  .

Современное увлечение востоком, демократичные цены, красочное меню, интригующий этикет – сделали свое дело. Офисные служащие в восторге – это быстрая, недорогая и удобная еда, «пришедшая на смену корпоративным столовым» [10, с.79].

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В настоящее время большинство молодежи проявляет интерес к японской кухне;
  2. Популярность японской еды обусловлена «модой на здоровый образ жизни» [11, с.52];
  3. Все более распространенным становится новый стиль жизни, включающий «элементы новаторства, импровизации, имитации» [12, с.71]  как  в приготовлении блюд, так и в японском этикете потребления пищи.
  4. Выявляется некий парадокс: проявляя заинтересованность к японской кухне, мало кто готовит ее дома, т.е. «традицией японской кухня не становится» [13, с.82].

Проведенный социологический опрос общественного мнения ростовчан в процессе анализа указывает на то, что суши и сашими потребляются в качестве «модного акцента к современному стилю жизни» [14, с.97] (в основном офисных работников), основанного на «рациональном» подходе к проблемам здоровья, поддержания хорошей физической формы и «эстетической изысканности приобщения» [15, с.89] к японской культуре благодушия, рассудительности и спокойствия.


Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях     билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  11. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  13. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  14. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  15. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: