Малый и средний бизнес играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, региона, а также и муниципального образования. От того насколько эффективно осуществляют деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства зависит создание рабочих мест, объем выпуска продукции и его совершенствование, уровень цен, пополнение доходной части бюджета. При этом особое значение имеет объем средств, имеющийся у субъектов предпринимательства, и их поддержка государством для достижения перечисленных целей в форме бюджетных кредитов, инвестиционных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, налоговых льгот, субсидий, государственных гарантий, поручительств. Безвозвратный и безвозмездный характер из них имеют только налоговые льготы и субсидии.
Однако, в условиях введения экономических санкций США и Евросоюзом предприниматели испытывают определенные трудности не только в плане сбыта и снабжения, но с точки зрения финансирования деятельности. В этой связи особую роль играют субсидии на развитие предпринимательства.
Субсидии на развитие предпринимательства – бюджетные средства, предоставляемые индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом к перечню производимых и реализуемых товаров не относятся подакцизные товары, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда.
Указанные субсидии, согласно п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета в соответствии с нормативными актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий на развитие предпринимательства, должны быть определены:
1) категории и (или) критерии отбора субъектов, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями [2, c. 45].
Последнее из них является обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в договоры о предоставлении субсидий [3].
Субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) на территории Чеченской Республики предоставляются следующие виды субсидий:
- в форме грантов;
- на уплату процентов по привлеченным кредитам (займам);
- юридическим лицам, осуществляющим микрофинансовую деятельность, для предоставления микрозаймов субъектам МСП;
- гарантийным фондам для предоставления поручительств субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП;
- возмещения части затрат субъектов МСП, связанных с уплатой лизинговых платежей;
- возмещение части затрат субъектов МСП, связанных с созданием и (или) развитием дошкольных образовательных центров;
- на осуществление образовательной деятельности;
- бизнес-центрам (инкубаторам) на развитие процессов бизнес-инкубирования.
Финансирование субсидий в Чеченской республике субъектам осуществляется ежемесячно в размере 1/12 от объема годовых бюджетных ассигнований.
Получателями субсидий в большинстве случаев являются сельскохозяйственные товаропроизводители, включая граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянские (фермерские) хозяйства, организации АПК независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие предпринимательскую деятельность [4, c. 71].
К критериям отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей для предоставления субсидии на возмещение затрат относятся:
а) основной вид деятельности предприятия – сельскохозяйственное производство;
б) прирост численности работников, занятых в данной сфере, или сохранение на уровне предыдущего года;
в) увеличение объемов производства и (или) выручки (в ценах предыдущего года) не менее чем на 3-4 % ежегодно.
Субсидии на территории Чеченской Республики субъектам МСП предоставляются сроком до 15 лет в целях приобретения расходных материалов и объектов основных средств (табл. 1).
Таблица 1 – Цели и условия предоставления субсидий субъектам МСП в Чеченской Республике
№ п/п |
Получатели |
Цели |
Срок |
Размер |
1 |
Сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянские (фермерские) хозяйства | на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций, минеральных удобрений, средств защиты растений и кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства РФ, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции |
до 1 года |
в размере ставки субсидирования |
2 |
Организации АПК независимо от их организационно-правовой формы и организации потребительской кооперации | на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, а также на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции растениеводства, животноводства, оплату транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции |
На цели, отличным от перечисленных целей в табл. 1, субсидии субъектам МСП на территории Чеченской Республики предоставляются для возмещения части затрат на уплату процентов (включая проценты, выплаченные досрочно), – в размере 100 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России сроком от 2 до 15 лет согласно постановлению Правительства Чеченской Республики от 04.02.2013 N 15.
Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам), а также предельного расчетного объема указанных средств на текущий год, указанного в соглашении, заключаемом между заемщиком и Министерством сельского хозяйства.
Субсидия предоставляется получателю при условии своевременной оплаты начисленных процентов и погашения кредита в соответствии с условиями кредитного договора, заключенного получателем субсидии с банком [6, с. 58].
На 2014 г. по государственной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике» были запланированы средства для предоставления субсидий субъектам МСП в сумме 499 093,63 тыс.руб., фактическая сумма средств составила 498 416,39 тыс.руб., что на 677,24 тыс.руб. меньше. За счет остатка средств от запланированных в 2014г. предоставлены субсидии в третьем квартале 2015 г. (табл. 2).
В структуре предоставленных субсидий в 2014 г. наибольшая доля приходится на мероприятия «Предоставление субсидий (грантов) субъектам МСП» и «Предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим микрофинансовую деятельность, для предоставления микрозаймов субъектам МСП» 36,57% и 40,07 % соответственно. По указанным мероприятиям основная часть субсидий предоставлена из федерального бюджета, которая составляет 87,67% и 92,18%. При этом субсидии из местного бюджета и внебюджетных фондов с 2014 по 2015 гг. не предоставлены.
Объем запланированных субсидий за 9 месяцев 2015 г. составляет 698897,24 тыс.руб. При этом фактически предоставлены субсидии в сумме 677,24 тыс.руб., что на 99,9 % меньше от запланированной суммы субсидий в связи с сокращением объемов финансирования мероприятий господдержки МСП. По итогам 9 месяцев 2014 г. фактически предоставлено субсидий в сумме 15 000 тыс.руб. при запланированной ее сумме 10 8491,09 тыс.руб., т.е. на 86,17 % меньше. Обосновывается это тем, что соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий господдержки МСП подписаны лишь в конце сентября 2014 года. В связи с чем, за 9 месяцев 2014 года, реализация мероприятий, осуществлена только за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете.
Как показывает проведенный анализ в 2014 г. за счет предоставленных субсидий создано 1870 рабочих мест, поддержку получили 6859 субъектов МСП. Наибольшее количество рабочих мест создано за счет предоставления субсидий (грантов) субъектам МСП (738 мест) и организациям на осуществление образовательной деятельности (750 мест) (табл. 3).
Таблица 2 – Субсидии, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Чеченской Республики по источникам ресурсного обеспечения, тыс.руб.
Мероприятие |
Вид субсидии |
Расходы |
всего |
Источники ресурсного обеспечения |
|||||||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет |
||||||||||
3 кв. 2014 |
2014 |
3 кв. 2015 |
3 кв. 2014 |
2014 |
3 кв. 2015 |
3 кв. 2014 |
2014 |
3 кв. 2015 |
|||
1. Финансовая поддержка МСП |
1.1. Предоставление субсидий (грантов) субъектам МСП |
план |
40000,00 |
182500,00 |
140000,00 |
0,00 |
160000,00 |
133000,00 |
40000,00 |
22500,00 |
7000,00 |
факт |
0,00 |
182500,00 |
0,00 |
0,00 |
160000,00 |
0,00 |
0,00 |
22500,00 |
0,00 |
||
1.2. Субсидирование затрат субъектов МСП на уплату процентов по привлеченным кредитам (займам) |
план |
6491,09 |
28109,12 |
20697,24 |
0,00 |
25964,36 |
12077,24 |
6491,09 |
2144,76 |
8620,00 |
|
факт |
0,00 |
27431,88 |
677,24 |
0,00 |
25287,12 |
677,24 |
0,00 |
2144,76 |
0,00 |
||
1.3. Предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим микрофинансовую деятельность, для предоставления микрозаймов субъектам МСП |
план |
47500,00 |
200000,00 |
215000,00 |
0,00 |
190000,00 |
190000,00 |
47500,00 |
10000,00 |
25000,00 |
|
факт |
0,00 |
200000,00 |
0,00 |
0,00 |
190000,00 |
0,00 |
0,00 |
10000,00 |
0,00 |
||
1.4. Предоставление субсидий гарантийным фондам для предоставления поручительств субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП |
план |
0,00 |
0,00 |
212000,00 |
0,00 |
0,00 |
190000,00 |
0,00 |
0,00 |
22000,00 |
|
факт |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
1.5. Субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с уплатой лизинговых платежей |
план |
0,00 |
0,00 |
2000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2000,00 |
|
факт |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
1.6. Субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с созданием и (или) развитием дошкольных образовательных центров |
план |
0,00 |
0,00 |
31600,00 |
0,00 |
0,00 |
30000,00 |
0,00 |
0,00 |
1600,00 |
|
факт |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
1.7. Иные формы финансовой поддержки МСП |
план |
0,00 |
0,00 |
39600,00 |
0,00 |
0,00 |
30000,00 |
0,00 |
0,00 |
9600,00 |
|
факт |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
2. Научно-методическое и кадровое обеспечение МСП |
2.1. Предоставление субсидий организациям на осуществление образовательной деятельности |
план |
10000,00 |
50000,00 |
0,00 |
0,00 |
40000,00 |
0,00 |
10000,00 |
10000,00 |
0,00 |
факт |
10000,00 |
50000,00 |
0,00 |
0,00 |
40000,00 |
0,00 |
10000,00 |
10000,00 |
0,00 |
||
2.2. Предоставление субсидий бизнес-центрам (инкубаторам) на развитие процессов бизнес-инкубирования |
план |
4500,00 |
38484,51 |
38000,00 |
0,00 |
18000,00 |
18000,00 |
4500,00 |
20484,51 |
20000,00 |
|
факт |
5000,00 |
38484,51 |
0,00 |
0,00 |
18000,00 |
0,00 |
5000,00 |
20484,51 |
0,00 |
||
ИТОГО |
план |
108491,09 |
499093,63 |
698897,24 |
0,00 |
433964,36 |
603077,24 |
108491,09 |
65129,27 |
95820,00 |
|
факт |
15000,00 |
498416,39 |
677,24 |
0,00 |
433287,12 |
677,24 |
15000,00 |
65129,27 |
0,00 |
Количество рабочих мест, созданных по итогам 9 месяцев 2014 г. составило 155, из которых 150 мест создано за счет предоставления субсидий организациям на осуществление образовательной деятельности. Вместе с тем за 9 месяцев 2015 г. за счет предоставленных субсидий в Чеченской Республике не создано ни одного рабочего места. Это объясняется сокращением объемов финансирования мероприятий господдержки МСП в связи с экономической ситуацией в стране.
Таблица 3 – Созданное количество рабочих мест и число субъектов МСП, получивших поддержку, в результате предоставления субсидий
Мероприятие |
Вид субсидии |
3 кв. 2014 |
2014 |
||
создано раб.мест |
поддержку получили, субъектов МСП |
создано раб.мест |
поддержку получили, субъектов МСП |
||
1.Финансовая поддержка МСП | 1.1. Предоставление субсидий (грантов) субъектам МСП |
0 |
0 |
738 |
738 |
1.2. Субсидирование затрат субъектов МСП на уплату процентов по привлеченным кредитам (займам) |
0 |
0 |
7 |
7 |
|
1.3. Предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим микрофинансовую деятельность, для предоставления микрозаймов субъектам МСП |
0 |
0 |
272 |
272 |
|
2.Научно-методическое и кадровое обеспечение МСП | 2.1. Предоставление субсидий организациям на осуществление образовательной деятельности |
150 |
1000 |
750 |
5000 |
2.2. Предоставление субсидий бизнес-центрам (инкубаторам) на развитие процессов бизнес-инкубирования |
5 |
42 |
103 |
842 |
|
ИТОГО |
155 |
1042 |
1870 |
6859 |
Таким образом, одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Чеченской Республики является развитие предпринимательства. Его поддержка со стороны государства в форме субсидий необходимо рассматривать не только как расходы государства, но и нужно учитывать мультипликативный характер доходов государства в виде налогов, сборов и других платежей от деятельности предпринимателей.
Библиографический список
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
- Демильханова Б.А. Финансовый потенциал развития промышленного комплекса: оценка факторных взаимосвязей // Финансовые исследования. 2013. № 2 (39). С. 43-58.
- Магомадова М.М., Бисултанова А.А. Инвестиции в экономику как один из факторов повышения финансовой устойчивости региона // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: http://www.science-education.ru/108-8977 (дата обращения: 12.12.2015).
- Мальцагова Т.М. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности (на примере Северо-Западного региона) // Экономика и управление. 2009. № 11. С. 69-74.
- Постановление Правительства Чеченской Республики от 04.02.2013 № 15 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».
- Мальцагова Т.М. Финансирование инвестиционного процесса на региональном уровне. Монография. Научное издание Чеченского государственного университета. – Грозный, ЧГУ. 2013. – 164 с.
- Информация о реализации мероприятий государственной программы Чеченской Республики «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике». URL: http://kmb-chr.ru/index.php/programmi/svedeniya-o-realizatsii-respublikanskikh-tselevykh-programm-i-gosudarstvennykh-programm (дата обращения: 12.12.2015).