РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В XXI ВЕКЕ

Лысак Ирина Витальевна1, Рыбкина Юлия Алексеевна2
1Южный федеральный университет, доктор философских наук, профессор
2Южный федеральный университет, студент

Аннотация
Религиозный туризм рассматривается в статье как важный фактор межкультурного и межконфессионального диалога, позволяющий успешно преодолевать проявления религиозной нетерпимости. Авторы предлагают разделять религиозный туризм, имеющий познавательную направленность, и паломнический туризм – поездки верующих в места, считающиеся священными. Религиозный туризм побуждает к более глубокому знакомству с историей и культурой региона и способствует взаимопониманию представителей различных конфессий.

Ключевые слова: исламизация, исламофобия, конфессия, межконфессиональный диалог, межкультурный диалог, паломнический туризм, религиозный туризм, ценности


RELIGIOUS TOURISM AS A FACTOR OF INTERCONFESSIONAL DIALOGUE IN THE XXI CENTURY

Lysak Irina Vitalevna1, Rybkina Yuliya Alekseevna2
1Southern Federal University, doctor of Philosophical Sciences, Professor
2Southern Federal University, student

Abstract
Religious tourism is considered an important factor of intercultural and interconfessional dialogue, which contributes to successfully overcoming religious intolerance. The authors suggest separating religious tourism, which has mostly educational purposes, from pilgrimage, which involves travelling to sacred places. Religious tourism encourages a deeper awareness of the regional history and culture, and promotes mutual understanding among representatives of different faiths.

Keywords: confession, interconfessional dialogue, intercultural dialogue, islamization, islamophobia, pilgrimage tourism, religious tourism, value


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Лысак И.В., Рыбкина Ю.А. Религиозный туризм как фактор межконфессионального диалога в XXI веке // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13498 (дата обращения: 22.02.2024).

В последнее время не только в научных кругах, но и в обществе все чаще поднимается тема межкультурного и межконфессионального диалога. И это не случайно, ведь благодаря развитию средств массовой информации люди получили, с одной стороны, возможность воочию увидеть непохожесть своей культуры на иные, а, с другой стороны, те же СМИ навязывают всему миру сомнительные «глобальные ценности», зачастую подменяемые стандартизированными «ценностями» массовой культуры.

Подлинный межкультурный и межконфессиональный диалог существенного затрудняет наблюдающийся в настоящее время процесс вестернизации, основным содержанием которого является изменение существующей системы ценностей путем навязывания так называемых «западных», а на деле – потребительских ценностей, успешно осуществляющееся с использованием средств массовой информации, киноиндустрии, шоу-бизнеса. Вестернизация опасна не столько тем, что навязывает новые моральные и жизненные образцы, сколько тем, что искусственно разрушает существующие идентичности, в том числе и религиозную. Следствием указанных выше явлений становится рост в обществе конфронтационности, распространение религиозного экстремизма, ксенофобии и этнонационализма. Помочь преодолеть эти негативные тенденции может религиозный туризм, позволяющий познакомится с многообразием религиозных верований на планете Земля и лучше понять представителей иных религиозных конфессий.

Следует отметить, что негативное воздействие на межконфессиональный диалог в настоящее время оказывает также сознательное формирование в западном обществе исламофобии, затрудняющей взаимодействие с исламскими странами и мусульманами. Все чаще в странах Запада употребляется термин «исламизация общества», причем в его негативной интерпретации. Часто связывают с исламом и экстремизм (называемый фундаментализмом), в то время как он носит политический, а не религиозный характер. Ислам, освобожденный от политических пристрастий, весьма терпим, гибок и современен, однако об этом в неисламских странах мало кто знает. Мировое сообщество почти не знакомо и с различными формами ислама, а ведь ислам далеко не однороден. В ряде стран национальные традиции, не связанные с исламскими канонами, накладывают сильный отпечаток на мусульманские нормы. Фундаментализм проистекает из этнических и политических традиций отдельных стран и не присущ самому исламу как религии. Как справедливо отметил в своем выступлении на VII Международных Лихачевских научных чтениях специальный представитель премьер-министра Исламской Республики Пакистан Р.Х. Кохар, «устранение ошибочных представлений об исламе, его доктрине и традициях является ключевой задачей для искреннего, конструктивного, нацеленного на результат диалога» [1, с. 62]. Решению этой задачи также может способствовать развитие религиозного туризма.

Знакомство с исламской культурой жизненно необходимо современной Европе и потому, что ислам все активнее входит в ее жизнь уже не только через внешние контакты, но и через внутренние демографические процессы. Франция и Германия, где численность мусульманского населения неуклонно растет, вынуждены всерьез задуматься о межконфессиональном диалоге и способах соединения демократических, либеральных традиций с исламскими ценностями. Указанные выше факторы также показывают необходимость развития религиозного туризма, способного стать фактором межконфессионального диалога.

Важно учитывать, что подлинный межкультурный и межконфессиональный диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов, основанное на стремлении к пониманию взглядов, идей, позиций, отличных от собственных. Методология взаимодействия культур, в том числе межкультурного, межконфессионального диалога была детально разработана в трудах М. Бахтина. Диалог, по М. Бахтину, – это взаимопонимание сторон, участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своих позиций. «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже… Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом…, между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур… При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются» [2, с. 354].

Отправной точкой к началу межкультурного и межконфессионального диалога служит интерес, а интерес возникает тогда, когда мы видим нечто необычное, непривычное, привлекающее нас именно непохожестью на то, что окружает нас в повседневной жизни. Интерес вызывает желание больше узнать о вызвавшем его объекте, понять его специфику, обогатив, таким образом, собственное миропонимание.

В связи с этим следует обратить особое внимание на развитие религиозного туризма, отправной точкой для которого служит интерес к представителям иных конфессий, их духовным и художественным ценностям, традициям и обычаям. Возникая на основе подлинного интереса к представителям иных социокультурных общностей, религиозный туризм способствующего развитию веротерпимости, толерантности, подлинному взаимопониманию и взаимообогащению различных культур.

Следует различать собственно религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности и паломнический туризм, то есть поездки верующих с паломническими целями в места, считающиеся священными у представителей данной конфессии. Как правило, паломнические поездки связаны с идеей духовного и нравственного совершенствования, с преодолением трудностей, выполнением добровольно взятых на себя обязательств. В отличие от паломничества религиозный туризм имеет, прежде всего, познавательную направленность. Местами путешествий в данном случае становятся культовые сооружения иных конфессий, а целью туристических поездок является знакомство с инокультурными ценностями, с культовой практикой, традициями представителей иной религиозной конфессии, с духовным наследием посещаемых регионов. Объектом интереса становятся памятники как современных, так и ушедших в прошлое религий, музейные экспозиции с экспонатами, связанными с различными верованиями, произведения искусства, связанные с культовой практикой. Привлекает туристов также участие в религиозных праздниках и церемониях в качестве зрителей. Религиозный туризм позволяет познакомиться с историей религий и мест, священных у верующих, с религиозной архитектурой и искусством. Впечатления, полученные во время экскурсий, часто усиливают первоначальный интерес, побуждают к более глубокому знакомству с религиозными ценностями, а также историей и культурой региона. Лучше познав ценности представителей иной религии, люди глубже осознают, что между ними гораздо больше общего, чем различий.

Развитие религиозного туризма способствует взаимопониманию представителей различных конфессий, что ведет к снижению социальной напряженности, укреплению стабильности и росту взаимопонимания. Помимо этого, развитие религиозного туризма способствует и экономическому подъему регионов, в которых располагаются объекты, привлекательные для туристов.

Итак в начале ХХI века религиозный туризм следует рассматривать в качестве одного из значимых факторов межконфессионального и межкультурного диалога, способствующего формированию уважительного отношения к инокультурным традициям, создающего обстановку доверия и взаимного уважения межу народами.


Библиографический список
  1. Кохар Р.Х. Межцивилизационный диалог // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские научные чтения. СПб., 2007.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.


Все статьи автора «irina140800»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: