В последнее время не только в научных кругах, но и в обществе все чаще поднимается тема межкультурного и межконфессионального диалога. И это не случайно, ведь благодаря развитию средств массовой информации люди получили, с одной стороны, возможность воочию увидеть непохожесть своей культуры на иные, а, с другой стороны, те же СМИ навязывают всему миру сомнительные «глобальные ценности», зачастую подменяемые стандартизированными «ценностями» массовой культуры.
Подлинный межкультурный и межконфессиональный диалог существенного затрудняет наблюдающийся в настоящее время процесс вестернизации, основным содержанием которого является изменение существующей системы ценностей путем навязывания так называемых «западных», а на деле – потребительских ценностей, успешно осуществляющееся с использованием средств массовой информации, киноиндустрии, шоу-бизнеса. Вестернизация опасна не столько тем, что навязывает новые моральные и жизненные образцы, сколько тем, что искусственно разрушает существующие идентичности, в том числе и религиозную. Следствием указанных выше явлений становится рост в обществе конфронтационности, распространение религиозного экстремизма, ксенофобии и этнонационализма. Помочь преодолеть эти негативные тенденции может религиозный туризм, позволяющий познакомится с многообразием религиозных верований на планете Земля и лучше понять представителей иных религиозных конфессий.
Следует отметить, что негативное воздействие на межконфессиональный диалог в настоящее время оказывает также сознательное формирование в западном обществе исламофобии, затрудняющей взаимодействие с исламскими странами и мусульманами. Все чаще в странах Запада употребляется термин «исламизация общества», причем в его негативной интерпретации. Часто связывают с исламом и экстремизм (называемый фундаментализмом), в то время как он носит политический, а не религиозный характер. Ислам, освобожденный от политических пристрастий, весьма терпим, гибок и современен, однако об этом в неисламских странах мало кто знает. Мировое сообщество почти не знакомо и с различными формами ислама, а ведь ислам далеко не однороден. В ряде стран национальные традиции, не связанные с исламскими канонами, накладывают сильный отпечаток на мусульманские нормы. Фундаментализм проистекает из этнических и политических традиций отдельных стран и не присущ самому исламу как религии. Как справедливо отметил в своем выступлении на VII Международных Лихачевских научных чтениях специальный представитель премьер-министра Исламской Республики Пакистан Р.Х. Кохар, «устранение ошибочных представлений об исламе, его доктрине и традициях является ключевой задачей для искреннего, конструктивного, нацеленного на результат диалога» [1, с. 62]. Решению этой задачи также может способствовать развитие религиозного туризма.
Знакомство с исламской культурой жизненно необходимо современной Европе и потому, что ислам все активнее входит в ее жизнь уже не только через внешние контакты, но и через внутренние демографические процессы. Франция и Германия, где численность мусульманского населения неуклонно растет, вынуждены всерьез задуматься о межконфессиональном диалоге и способах соединения демократических, либеральных традиций с исламскими ценностями. Указанные выше факторы также показывают необходимость развития религиозного туризма, способного стать фактором межконфессионального диалога.
Важно учитывать, что подлинный межкультурный и межконфессиональный диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов, основанное на стремлении к пониманию взглядов, идей, позиций, отличных от собственных. Методология взаимодействия культур, в том числе межкультурного, межконфессионального диалога была детально разработана в трудах М. Бахтина. Диалог, по М. Бахтину, – это взаимопонимание сторон, участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своих позиций. «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже… Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом…, между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур… При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются» [2, с. 354].
Отправной точкой к началу межкультурного и межконфессионального диалога служит интерес, а интерес возникает тогда, когда мы видим нечто необычное, непривычное, привлекающее нас именно непохожестью на то, что окружает нас в повседневной жизни. Интерес вызывает желание больше узнать о вызвавшем его объекте, понять его специфику, обогатив, таким образом, собственное миропонимание.
В связи с этим следует обратить особое внимание на развитие религиозного туризма, отправной точкой для которого служит интерес к представителям иных конфессий, их духовным и художественным ценностям, традициям и обычаям. Возникая на основе подлинного интереса к представителям иных социокультурных общностей, религиозный туризм способствующего развитию веротерпимости, толерантности, подлинному взаимопониманию и взаимообогащению различных культур.
Следует различать собственно религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности и паломнический туризм, то есть поездки верующих с паломническими целями в места, считающиеся священными у представителей данной конфессии. Как правило, паломнические поездки связаны с идеей духовного и нравственного совершенствования, с преодолением трудностей, выполнением добровольно взятых на себя обязательств. В отличие от паломничества религиозный туризм имеет, прежде всего, познавательную направленность. Местами путешествий в данном случае становятся культовые сооружения иных конфессий, а целью туристических поездок является знакомство с инокультурными ценностями, с культовой практикой, традициями представителей иной религиозной конфессии, с духовным наследием посещаемых регионов. Объектом интереса становятся памятники как современных, так и ушедших в прошлое религий, музейные экспозиции с экспонатами, связанными с различными верованиями, произведения искусства, связанные с культовой практикой. Привлекает туристов также участие в религиозных праздниках и церемониях в качестве зрителей. Религиозный туризм позволяет познакомиться с историей религий и мест, священных у верующих, с религиозной архитектурой и искусством. Впечатления, полученные во время экскурсий, часто усиливают первоначальный интерес, побуждают к более глубокому знакомству с религиозными ценностями, а также историей и культурой региона. Лучше познав ценности представителей иной религии, люди глубже осознают, что между ними гораздо больше общего, чем различий.
Развитие религиозного туризма способствует взаимопониманию представителей различных конфессий, что ведет к снижению социальной напряженности, укреплению стабильности и росту взаимопонимания. Помимо этого, развитие религиозного туризма способствует и экономическому подъему регионов, в которых располагаются объекты, привлекательные для туристов.
Итак в начале ХХI века религиозный туризм следует рассматривать в качестве одного из значимых факторов межконфессионального и межкультурного диалога, способствующего формированию уважительного отношения к инокультурным традициям, создающего обстановку доверия и взаимного уважения межу народами.
Библиографический список
- Кохар Р.Х. Межцивилизационный диалог // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские научные чтения. СПб., 2007.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.