УДК 331.446.4

К ВОПРОСУ О ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЯХ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Леонидова Галина Валентиновна1, Головчин Максим Александрович2
1Институт социально-экономического развития территорий РАН, кандидат экономических наук, доцент, заведующий лабораторией
2Институт социально-экономического развития территорий РАН, кандидат экономических наук, научный сотрудник

Аннотация
Данная статья посвящена ценностным аспектам отношения молодого поколения к труду. Информационной базой исследования послужили данные социологического опроса, проводимого в Вологодской области по квотной репрезентативной выборке среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет. На основе результатов анкетирования рассматриваются: отношение молодого населения к труду как общечеловеческой ценности, восприятие природы трудовой деятельности, приоритеты в выборе профессии, качества, важные в работе, возможности для социального воспроизводства на рынке труда.

Ключевые слова: «маркер», креативность, молодежь, рынок труда, социальное воспроизводство, социологический опрос, труд, ценности


ON THE QUESTION OF LABOR VALUES OF YOUTH (CASE STUDY OF VOLOGDA OBLAST)

Leonidova Galina Valentinovna1, Golovchin Maxim Aleksandrovich2
1Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS, Candidate of Economics, Assistant professor, Laboratory head
2Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS, Candidate of Economics, researcher

Abstract
The article discusses axiological aspects of young people’s attitude towards la-bor. The study is based on data of sociological survey conducted in Vologda oblast according to a quoted representative sampling among young people aged 16-29. On the base of the survey results the study discusses youth’s attitude towards labor as a universal human value, perception of the nature of labor activity, priorities of vocational choice, job highlights and opportunities for social reproduction in the labor market.

Keywords: creativity, labor, labor market, social reproduction, sociological survey, values, youth


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Леонидова Г.В., Головчин М.А. К вопросу о трудовых ценностях молодежи (на материалах Вологодской области) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13486 (дата обращения: 27.05.2017).

В современном обществе молодое поколение призвано выполнять сразу несколько социальных ролей – гражданин, наделенный определенным комплексом прав и обязанностей; член семьи; агент рынка образования и труда.

Молодежный сегмент российского рынка труда активно развивается. За период 2000-2014 гг. показатели занятости среди молодежи в возрасте 25 – 29 лет в Российской Федерации выросли на 7% (в Вологодской области – на 5%), в то время как в остальных возрастных группах этой категории населения уровень занятости снизился [1, с.50]. Это может быть обусловлено массовым характером получения высшего образования в этот период, а также невысоким спросом на кадры без опыта работы и распространением неформальных и нестабильных форм занятости.

Как показывают данные социологических измерений по Вологодской области, около половины молодого населения работает в сфере материального производства. Каждый пятый молодой человек трудится либо в системе социального обслуживания, либо в сфере распределения и обмена (в основном занимаются финансово-банковской или посреднической деятельностью). Духовное производство (культура, искусство, образование, наука и т.д.) в большей степени привлекает молодежь из сельской местности (13%) и старшие возрастные группы 25-29 лет (10%).

Молодежь как субъект рынка труда имеет неоднородные характеристики. С одной стороны, эта социально-демографическая группа обладает высокой трудовой мобильностью, способностью к постоянной смене рабочих функций, общей неустойчивостью поведения, излишней эмоциональностью. С другой, в силу возрастных особенностей молодое население более открыто ко всему новому, готово к новаторству, инновациям, реализации своих карьерных амбиций. Благодаря подобной противоречивости, в трудовые отношения включается особый тип работника – молодой человек, у которого отсутствует трудовой стаж, опыт работы, но уже сформированы ценностные приоритеты в отношении профессиональной деятельности [2, с. 90-100].

Для анализа ценностей молодежи в сфере труда Институтом социально-экономического развития территорий РАН в III кв.2015 г. было проведено социологическое исследование. Выборку исследования составили 1 000 чел. населения Вологодской области в возрасте 16-29 лет включительно.

В исследовании рассматривались три возрастные группы: 1) младшая (16-18 лет) – в основной массе не приступившие к профессиональной деятельности и находящиеся на ранней стадии социализации; 2) средняя (19-24 года) – в основной массе занятые получением профессионального образования; 3) старшая (25-29 лет) – включившиеся в профессиональную деятельность.

Результаты опроса показали, что приоритет трудовых ценностей возрастает по мере взросления у молодежи: в младшей группе – 5 место в ранжированном списке, в средней – 3 место, в старшей группе – 4 место. Работа как аспект жизни по важности уступает здоровью, материальной обеспеченности, любви семье. Это говорит о том, что для молодого поколения первостепенное значение имеет не сам трудовой процесс, а блага, которые человек получает в качестве «премии за работу».

Восприятие природы трудовой деятельности у молодежи в целом соответствует традиционным представлениям, которые транслирует население (табл. 1). Для большинства труд – это возможность материального обеспечения (73%). Незначительная часть делает акцент на более субъективных характеристиках – возможностях для творчества, общения (менее 2%). Потребность проявления креативности в работе перестает играть какую-либо роль с возрастом (в младшей группе – 10%, в старшей – чуть более 1%). Это говорит о том, что чем моложе человек, тем он более склонен к нестандартности, инновационности в решении трудовых задач. В том случае, если требования рабочих мест не предусматривают этих качеств, то работа становится рутинной, а невостребованная креативность угасает.

При этом, работу как деятельность, приносящую пользу обществу, воспринимают только 11% молодых людей. Подобной позиции в большей степени (44%) придерживается молодежь, занятая в отраслях здравоохранения и соцобслуживания, так как их работа в целом и отвечает общественным запросам.

Таблица 1 – Отношение вологодской молодежи к труду (в % от тех, кто работает в настоящее время)

Вариант ответа

Среднее по опросу

По территории

По возрасту, лет

Вологда

Череповец

Районы

16-18

19-24

25-29

Возможность для заработка

73,3

67,8

74,4

76,7

90,0

76,4

71,5

Ощущение своей полезности

11,2

8,0

11,3

13,7

0,0

4,2

14,5

Вынужденная необходимость

6,1

8,6

6,0

4,1

0,0

9,1

4,9

Внутренняя потребность

5,5

8,6

3,6

4,6

0,0

4,8

6,0

Возможность проявления творчества

2,0

2,9

3,6

0,0

10,0

3,0

1,3

Возможность для общения

0,4

0,6

0,0

0,5

0,0

0,0

0,5

Другое

0,2

0,0

0,6

0,0

0,0

0,6

0,0

Источник: социологический опрос молодого населения Вологодской области (2015 г.). Выборка – 1000 чел.

Для определения степени важности некоторых аспектов трудовой деятельности для молодежи нами был применен индексный подход. Для расчета индекса вычислялась разница между удельным весом положительных и отрицательных ответов респондентов. Затем к этой разнице прибавлялось 100, чтобы в результате не получилось отрицательных ответов (табл. 2).

Согласно рассчитанным индексам, молодые вологжане считают возможность получения достойного заработка и средств для существования наиболее значимыми в своей работе (192 и 183 п. соответственно). Наименее значимо (177 п.) желание проявление предпринимательской инициативы. Подобная расстановка приоритетов в целом соответствует определенной норме социально-экономического поведения, отраженной в «пирамиде» потребностей А. Маслоу.

Для молодых женщин, нежели чем мужчин в трудовой деятельности более значимы статусные мотивы – проявление творчества в рабочей деятельности, самореализация в профессии, самоутверждение в трудовом коллективе (83 против 72%). Преобладающая часть юношей (93%) видит в труде более приземленные, прагматические стороны – материальный достаток.

Творческий характер в качестве критерия выбора рабочего места выделяют 92% занятых в сфере образования, науки, культуры. Для представителей рабочих и инженерных профессий более важен достойный заработок (96%).

Таблица 2 – Индекс важности для молодежи некоторых аспектов трудовой жизни

Вариант ответа

Среднее по опросу

По территориям

По возрасту, лет

Вологда

 Череповец

Районы

16-18

19-24

25-29

Достойный заработок

192,1

192,5

197,6

187,7

170,0

195,1

191,5

Получение средств для существования

183,4

184,3

198,8

186,7

140,0

180,6

176,7

Ощущение полезности

177,2

174,7

178,0

178,5

140,0

177,6

176,7

Самореализация в профессии

169,6

177,0

181,6

154,8

140,0

171,9

170,0

Самоутверждение в коллективе коллег

167,5

167,3

162,5

171,6

140,0

169,7

167,4

Творческий характер работы

131,8

137,9

129,1

129,2

90,0

123,7

136,5

Возможности для предпринимательства

116,9

123,0

112,1

115,1

110,0

121,9

115,0

Источник: социологический опрос молодого населения Вологодской области (2015 г.). Выборка – 1000 чел.

Среди качеств, которые вологодская молодежь считает необходимыми в трудовой деятельности, преобладает деловая ответственность и исполнительность (94%; табл. 3). В наименьшей степени ценны инициативность (85%) и воспитанность (86%).

С возрастом представление о важных трудовых качествах меняется. Представители младшей возрастной группы подчеркивают первостепенную актуальность для работы твердой воли, умения настоять на своем (первое место в ранжированном списке). В средней и старшей группе на первом месте находится трудолюбие. Это свидетельствует о трансформации жизненных приоритетов молодежи, которые с опытом работы начинают носить более личностный характер.

Таблица 3 – Качества, важные для молодого поколения в трудовой деятельности (в % от тех, кто ответил важно и скорее важно)

Вариант ответа

Среднее по опросу

По территориям

По возрасту, лет

Вологда

Череповец

Районы

16-18

19-24

25-29

Исполнительность, дисциплинированность

94,3

92,5

97,6

93,1

80,0

96,3

93,8

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

93,6

88,5

97,7

94,5

50,0

93,9

94,6

Трудолюбие, продуктивность в работе

92,2

94,8

98,3

93,1

80,0

96,4

95,1

Аккуратность, чистоплотность

90,8

84,5

94,7

92,7

50,0

92,1

91,2

Твердая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями)

90,5

83,4

95,9

92,4

90,0

92,1

89,9

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

90,4

87,1

95,8

90,9

70,0

93,3

91,2

Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

87,7

78,7

93,5

90,4

60,0

88,5

88,1

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

87,7

85,1

89,9

88,2

50,0

88,4

86,3

Воспитанность (хорошие манеры)

85,6

80,5

86,9

88,6

50,0

84,2

85,0

Рационализм

85,2

78,2

92,8

83,9

50,0

83,0

87,1

Независимость, инициативность

84,9

90,0

87,5

85,8

60,0

86,1

85,0

Источник: социологический опрос молодого населения Вологодской области (2015 г.). Выборка – 1000 чел.

Таким образом, работа молодым поколением рассматривается сугубо как средство достижения поставленных целей, возможность для заработка. Остальные стороны трудовой деятельности либо уходят на последнее место, либо вовсе не рассматриваются.

Особо обращает на себя внимание две важные характеристики, являющиеся «маркерами» молодежи как специфического субъекта социально-трудовых отношений:

1. Нивелирование молодым поколением роли творческой составляющей труда: лишь 2% считают важным в трудовой сфере проявление творческой инициативы. Это является настораживающей тенденцией в условиях усиления роли инновационной, «знаниевой» компоненты современной экономики.

2. Устойчивая тенденция увеличения роли прямого социального воспроизводства. Результаты опроса свидетельствуют о том, что межпоколенческая связь в выборе профессии особо заметно проявляется в материальном производстве. В этом случае сильнее авторитет отца, чем матери: отцы 56% молодых людей, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д., также работают в этой сфере. Среди молодых людей, занятых в нематериальном производстве и социальном обслуживании, наоборот, сильнее пример матерей.


Исследование выполнено за счет гранта Российского гуманитарного научного фонда (проект №15-22-01013, «Профессиональное призвание: человеческий потенциал инновационного развития России и Беларуси»).


Библиографический список
  1. Гневашева В.А. Молодежь России: особенности профессионального становления. М.: МосГУ, 2012. 331 с.
  2. Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: формы и методы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1 (13). С. 90-100
  3. Леонидова Г.В, Попов А.В. Заработная плата и эффективность труда: взгляд социолога. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. – 50 с.
  4. Ильин В.А., Смирнова Н.А., Тимофеева Я.Б. Качество трудового потенциала населения Вологодской области. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1998. 72 с.
  5. Гулин К.А., Шабунова А.А., Чекмарева Е.А. Трудовой потенциал региона. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 84 с.


Все статьи автора «Головчин Максим Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: