КТО И КАК МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА КАЧЕСТВО ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ?

Габитова Альбина Ринатовна
Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г.И. Носова
студентка

Аннотация
Статья посвящена проблеме не выполнения домашней работы учащимися. Рассмотрены важные вопросы передачи ответственности ребенку за результаты его деятельности. Приведены некоторые рекомендации родителям и учащимся по повышению качества выполнения домашней работы.

Ключевые слова: Домашняя работа, мотивация, педагогическая помощь, родители., школьная программа


WHO AND HOW CAN AFFECT THE QUALITY OF HOMEWORK OF A STUDENT?

Gabitova Albina Rinatovna
Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov
student

Abstract
The Article is devoted to the problem of not doing the homework students. The important issues of transferring responsibility to the child for the results of its activities. Shows some guidelines for parents and students to improve the quality of homework.

Keywords: educational assistance, Homework, motivation, parents, school program


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Габитова А.Р. Кто и как может повлиять на качество домашней работы учащегося? // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13463 (дата обращения: 23.02.2024).

На современном этапе поиск условий повышения качества самостоятельной домашней работы учащегося выступает педагогической проблемой. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа играет обучающую, контролирующую и воспитывающую функции. Работа я дома, ученики не только должны закреплять полученные на уроке знания и умения, но и развивать различные компетенции, приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность. Однако многие ученики не только не выполняют часть домашнего задания, но и вообще не раскрывают портфели. И таких учащихся не мало. Возникает вопрос почему? Кто и как может повлиять на качество домашней работы?

Во- первых, домашнее задание должно быть для ребенка интересным, связанным с развитием пытливости, любознательности, интереса ребенка, творчество ученика. Всегда ли это так? К сожалению, не каждый учитель стремиться задать задание с созданием ситуации выбора ребенка, продумать творческий элемент поиска. Так, например, работа в парах, творческий проект по группам, или такие задания, как : составить задачу, обратную данной, решить на выбор пять самых сложных примеров из десяти данных, составить три сложных вопроса к данному параграфу, нарисовать опорную схему по пройденной теме и др. Кроме того, мы полагаем, что и от способов  и приемов проверки выполнения домашних заданий учителя существенно зависит характер их выполнения, отношение обучающихся к выполнению домашнего задания, их ответственность и добровольность, интерес и желание выполнить домашнее задание. Значит надо практиковать разные варианты проверки: комментирование ответа товарища, самый сложный вопрос по теме, перекрестные вопросы по параграфу, презентация опорных схем, дополнительного материала к учебнику, представление наиболее сложных заданий, красивое решение задачи и др. [1, с.15].

Во-вторых, не всегда учителями учитывается изменения мотивации учащихся выполнении домашнего задания. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе, например в начальной школе, в подростковом возрасте оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места [2, с. 36].

Проявление собственно познавательных интересов подростков, как правило, сильно расходятся. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих  – к большинству из них. Мотивами могут являться стремление создать положительный образ в глазах других, получение удовольствия от процесса обучения и другие.

В связи с мотивами к учению есть и определенные причины невыполнения домашнего задания такие как: отсутствие интереса учащегося, не нравятся предметы, не пригодится, конфликты с педагогами, конфликты с товарищами по учебе, конфликты с родителями, пробелы ранее усвоенных знаниях, трудности  в понимании предмета, нет времени, отсутствие мотивации к учебной деятельности.

Когда у подростка мотивация сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков,  которым не хватает мотивации, часто называют “неудачниками”. У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Поэтому при выборе вида домашнего задания, важно учитывать и мотивацию отдельных учащихся, практиковать вариативные домашние задания.

При этом важна, на мой взгляд, правильно организованная педагогическая помощь родителей при организации домашнего задания ребенком. Родителям необходимо помнить, что интерес к учебе нельзя привить насильно. Нужно попытаться понять, что именно стало причиной потери интереса к домашней работе и как давно это произошло.

В этой ситуации родителям нельзя понижать авторитет преподавателя в глазах ребенка, быть осторожным при осуждении его действий в семье. Унизив педагога в глазах ребенка, родители рискуют тем, что сын или дочь вообще потеряют интерес к школе. Более того, ребенок может привыкнуть не только систематично не выполнять домашнее задание, но и списывать свои собственные в учебе на учителей и дальнейшем.

Одним из важных вопросов в рассматриваемой проблеме является вопрос передачи ответственности ребенку за результаты его деятельности. Известны случаи, когда родители не только контролируют выполнение домашних заданий, но и часто “сидят” вместе с ребенком, помогают ему, даже когда он может справиться с заданием сам. Постепенно ребенок приучается рассчитывать только на родителей и не прикладывает никаких усилий к самостоятельной работе [3, c.88].

Однако в какой-то момент родитель уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь. Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что  в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток же сам, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.

Методы, которые родители обычно применяют для « спасения» своего ребенка не отличаются разнообразием. Наиболее стандартный набор состоит в следующих шагах: родитель «садится» вновь за уроки; просит учителя позаниматься дополнительно с учеником за плату; начинает ходить к учителям, завучам, директору с просьбой дать шанс, войти в положении, поспособствовать и т.д.; переводит, наконец, в другую школу, полегче. То есть делают все, чтобы не допустить  « катастрофы» . На какое-то время положение может наладиться, а потом все начинается сначала и по кругу. У ребенка к подростковому возрасту появляется твердое убеждение, что родители не дадут пропасть и что-нибудь придумают.

Выполнение родительских обязанностей в отношение домашнего задания часто понимается ими как контроль за успеваемостью, Поэтому, отдавая подростку ответственность за самостоятельное выполнение домашних школьных заданий, родители часто оставляют за собой  продолжают внимательно изучать дневник и наказывать за плохие отметки. Самостоятельность подростка, таким образом, оказывается мнимой, так как он продолжает учиться, ориентируясь на внешние стимулы, а не на внутренние. И основная трудность здесь заключается именно в ослаблении контроля [6, с.156].

Очень важно родителям понимать что, речь идет не о необходимой помощи подростку в каких-либо сложных, требующих действительной помощи вопросах домашнего задания, когда ответственность за свою учебную деятельность и, главное, результаты этой деятельности должен целиком и полностью нести сам подросток.

В итоге можно сказать, что мера помощи родителей в выполнении домашнего задания, направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учебе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития. Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа.

Какая помощь может и должна быть оказана? Прежде всего, она заключается в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Родители, потом сами дети, должны следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено, стул соответствовал росту ребенка, домашнее задание выполнялось в спокойной обстановке, рабочая комната была проветрена, температура воздуха была нормальной.

Так же однозначно следует принять и то, что домашнее открывает перед ребенком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь. При необходимости можно посоветовать ребенку что-то дополнительно почитать, вместе порассуждать о проблеме, найти вариант поиска необходимой информации при решении задачи и др. Но выполнять задание и нести ответственность за его выполнение задания должен сам учащийся.

Итак, все вместе (родители, учителя и сами учащиеся), являясь активными субъектами организации самостоятельной работы, могут повлиять на качество и результаты его выполнения.


Библиографический список
  1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, -2007.
  3. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С.
  4. Педагогика: учеб. пособие  / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, – 2006. – С. 608.
  5. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др.- СПб.: Искусство-СПб, – 2006.- С. 566.
  6. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику: курс лекций / И.Ф. Свадковский.- М.: Академия, – 2005.- С. 156.
  7. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В.И. Смирнов.- М.: Логос, – 2003.- С. 304.


Все статьи автора «Габитова Альбина Ринатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: