УДК 325.1

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В УСЛОВИЯХ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

Волк Анастасия Евгеньевна
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
студентка, факультет политологии

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы миграционного кризиса и возможности его урегулирования. Автором анализируется ситуация, которая сложилась в европейских странах в результате наплыва беженцев, возможные риски и угрозы для принимающего общества, роль политических институтов в урегулировании миграционного кризиса.

Ключевые слова: беженцы, глобализация, глобальное переселение, Интеграция, Международные отношения, миграционный кризис, нелегальные мигранты, политика ассимиляции и мультикультурализма


EUROPEAN MIGRATION CRISIS IN TERMS OF INEFFICIENCY OF POLITICAL INSTITUTIONS

Volk Anastasia Evgenyevna
Lomonosov Moscow State University
student of the department of political science

Abstract
The article deals with the migration crisis and the possibility of its settlement. The author analyzes the situation that has developed in the European countries as a result of the influx of refugees, the risks and threats to the host society, the role of political institutions in the resolution of the migration crisis.

Keywords: a policy of assimilation and multiculturalism, global relocation, globalization, illegal migrants, Integration, international relations, migration crisis, refugees


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Волк А.Е. Европейский миграционный кризис в условиях неэффективности политических институтов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13423 (дата обращения: 26.05.2017).

Стремительные перемены в глобальных политических и экономических системах способствовали интенсификации межгосударственных территориальных перемещений населения во второй половине XX в.  Глобальные  трансформации привели к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире.  По оценке ООН, общая численность международных мигрантов в мире за последние полвека увеличилась более чем в три раза и в настоящее время  насчитывает около 232 млн. мигрантов [1].  Эксперты Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев констатировали, что никогда еще не было столь высоких темпов роста числа людей, покидающих свои дома вследствие вооруженных конфликтов, преследований и стихийных бедствий. В настоящее время в мире насчитывается около 60 млн. беженцев [2].

Если говорить о глобальном переселении народов, то необходимо сказать и о других категориях мигрантов, помимо беженцев и вынужденных переселенцев.  Это   трудящиеся-мигранты с членами их семей, нелегальные мигранты, маятниковые мигранты, сезонные, приграничные рабочие, «экономические мигранты», занимающиеся бизнесом в иной стране. Таким образом,  можно говорить, что около 1,2 млрд. человек, участвуют в международных миграциях. Международная миграция стала одним из глобальных явлений, оказывающих воздействие на все стороны жизни мирового сообщества.      Согласно прогнозным оценкам экспертов ООН, к 2050 году численность населения мира составит 9,6 млрд. человек против 7,2 млрд. человек в 2014 году. А численность классических мигрантов в мире удвоится и  превысит 450 млн. человек.

Миграция в условиях глобализирующегося мира.

По мнению ученых, занимающихся проблемами международных отношений (Абылгазиев И.И., Дробот Г.А., Ильин И.В., Леонова О.Г., Чумаков А.Н., Цыганков П.А.), мировая  политическая система постепенно эволюционирует в сторону формирования глобальной политической системы.  В дальнейшем этот процесс приведет к трансформации системы международных отношений, их характера и содержания, геополитического статуса всех акторов на политической арене.

Глобализация ведет к структурным изменениям в мировой политической системе и перестройке всей системы международных отношений.

Особенностью современного миграционного кризиса является его глобальность, в отличии прежних миграционных потоков, носивший локальный или региональный характер. Современные миграционные потоки выглядят как глобальное переселение народов и затрагивают не только различные регионы мира, но и его континенты.  Это глобальное переселение изменило геополитическую ситуацию в мире и  охватило несколько континентов. Поэтому на  повестке дня всё острее встает вопрос о глобальном управлении миграционными процессами. Всё настойчивее становится вопрос о постепенном перенесении акцентов из экономической плоскости решения данного вопроса, несомненно, как основополагающего, к политическому регулированию и управлению миграционными  процессами.

Этот тезис подтверждается реалиями сегодняшнего миграционного кризиса в Европе.

Откуда и в какие страны прибывают беженцы? Нелегальная миграция идет сейчас по четырем основным направлениям. Потоки беженцев идут из Сенегала, Мавритании, Западной Сахары и Марокко. Этот поток  направляется “через Испанию”. Конечная цель этих выходцев из бывших французских колоний – Франция. Туда же устремились граждане Алжира, Туниса и Ливии, плывущие через Средиземное море к берегам Италии и Греции. В настоящее время не менее трети сегодняшних мигрантов двинулись через Сирию и Турцию в Грецию и далее через Балканы в Германию.

По данным Syrian Observatory for human rights,  на начало августа 2015 года  в сирийском конфликте погибло около 320 тыс. человек [3], а  вынужденными переселенцами внутри страны стали 7 млн. 600 человек. По информации ООН на январь 2015 года, более 4 млн. 100 тыс. человек были вынуждены переселиться в другие страны [4].
Основные потоки мигрантов направились в  Турцию, Иорданию, Ливан, Ирак, ОАЭ, Германию, Францию, Великобританию. Эксперты  предостерегают, что этот год только положил начало переселению народов и в следующем году поток беженцев только увеличится.  Трехсотмиллионное население стран, по которым прокатилась “арабская весна”, имеет колоссальные резервы для миграции.

 Согласно предоставленной в ООН информации, в Европу ежедневно прибывает по 8 тыс. беженцев из Сирии и Ирака [5]. Убежище в первом полугодии 2015 года запросили около 230 тыс. человек, как говорится в докладе Евростата. Это почти столько, сколько за весь 2014 год. Сейчас на рассмотрении  — почти 600 тыс. обращений [6].    В Организации Объединённых Наций также отмечают, что такими темпами мигранты будут прибывать ещё неопределённое количество времени. По мнению представителей Международной организации по миграции, беженцы, несмотря на похолодание, не прекратят прибывать в Европу даже зимой.

 Самой привлекательной страной для беженцев считается  Германия — более 150 тыс. обращений в первом полугодии. У Германии хороший процент одобрений, квалифицированная организация помощи и достаточно лояльное население. На втором месте Венгрия (более 65 тыс. обращений). Далее идут Италия, Франция и Швеция, получившие в первом полугодии 2015 года по 30 тыс. обращений [7]. Всего с  апреля 2011 года по октябрь 2015 года Европейские страны уже приняли 681 тыс. 713 ходатайств о предоставлении убежища [8]. К концу года в Германию предположительно прибудет от 850 тыс. до  1,5 млн. беженцев, по данным сотрудников ООН. Для сравнения:  в  пятом   по величине городе ФРГ Франкфурте - на Майне проживает  701 тыс. человек [9].

Беженцы или трудовые мигранты?

Многие  мигранты, которые прибывают в настоящее время в Европу, претендуют на статус беженца.

 Согласно определению Агентства по беженцам ООН (UNHCR), беженцами считаются лица, которые «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой» [10].

Трудовой мигрант – это лицо, которое с целью найма на работу к иностранному физическому  или юридическому лицу на законном основании переезжает на определенный срок в страну, гражданином которой он не является [11, с.273].

Политика в отношении международной трудовой миграции (в отличие от политики в отношении беженцев) всегда  предполагает экономические выгоды.  В этом значении трудовая миграция является формой экономической миграции. Экономические соображения в миграционной политике различных стран, в разные периоды были  преобладающими. Политика западноевропейских стран в 50-60-е годы прошлого столетия была направлена на стимулирование притока дешевой рабочей силы. Так, крупномасштабная иммиграция турецких рабочих начала 1960-х годов была вызвана, с одной стороны, высоким ростом населения и массовой безработицей в Турции, а с другой, потребностью  в дешевой рабочей силе в западной Европе. Турецкое правительство предложило Германии нанимать турецких гастарбайтеров (der Gastarbeiter). Турецкая диаспора, которая составляет примерно треть от 7,5 млн. иностранцев, постоянно проживающих в Германии, сформировалась именно в  1960-е годы. Изначально пребывание турок в Германии планировалось как временное явление. Но к 1970 году стало ясно, что  турецкие гастарбайтеры  со своими семьями намерены поселиться в Германии навсегда.

Великобритания также нуждалась в дешевой рабочей силе для восстановления своей экономики после Второй мировой войны.  Сюда потянулся поток иммигрантов из ее колоний.  Основными источниками иммигрантов были Южная Азия (Индия и Пакистан, позднее – Бангладеш), острова Карибского бассейна (Ямайка, Тринидад и Тобаго, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда и др.). Численность иммигрантов в Великобритании быстро увеличивалась с 80 тысяч  в 1951 году до 4 млн.600 тысяч в 2001 году.  Некоторые страны ужесточили политику в отношении трудовых мигрантов в период кризиса 1973 года.  Так, в 1972 году был издан Закон об иммиграции (Immigration Act 1972), который в большей степени ограничивал право иностранцев, желающих приехать работать в Великобритании.  Теперь стать мигрантами могли лишь лица, у которых было  разрешение на работу или они  являлись  детьми подданных Великобритании.

Французские власти всегда привлекали дешевую рабочую силу из колоний на территорию метрополии. Особенно рабочая сила требовалась в период после Первой мировой войны. Так, в стране начинают появляться выходцы из Алжира и Туниса. После Второй мировой войны количество привлекаемых из стран Магриба рабочих стало возрастать. Следующий многочисленный поток мигрантов в 1960-е годы был связан с деколонизацией государств Африки. Начиная с 1970-х — 1980-х годов стали возрастать потоки трудовых мигрантов, которые прибывали во Францию сначала из стран Магриба, а затем и со всей Западной Африки.

Беженцы – это лица, которые массово оставляют свои родные места вследствие войны или стихийных бедствий. Поэтому регулирование этой категории перемещенных лиц лежит в большей степени в политической плоскости и должно управляться политическими структурами, специально созданными с этой целью.

Причины и истоки современного европейского кризиса.

Несомненно, причиной миграционного кризиса и вторжения в Европу огромной, поначалу казавшейся неорганизованной, массы мигрантов (беженцев), явились «цветные революции», войны на Ближнем Востоке и нестабильная ситуация в этом регионе. Еврокомиссия заявила, что нынешний миграционный кризис в мире является крупнейшим со времен Второй мировой войны. По мнению Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, основными причинами такого сильного кризиса стали, в первую очередь, военные конфликты. За пять последних лет произошло около  пятнадцати  конфликтов: восемь в Африке (в том числе в Ливии, на северо-востоке Нигерии, в Южном Судане, и в этом году –  в Бурунди), три на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак и Йемен), один в Европе (Украина), а также в Кыргызстане и некоторых районах Мьянмы и Пакистана.

Ближний Восток не первый год  сотрясают конфликты, войны, смены режимов. Но никогда не было такого потока беженцев, который, пересекая регионы и континенты, целенаправленно двинулся на Европейский континент. Число мигрантов в Европе возросло настолько быстро, что это наталкивает на предположение, что какая-то сила стимулирует и поддерживает этот организованный  поток. Вероятно всего, это те же силы, что поддерживали “арабскую весну”. Те же методы и тот же мотив:  попытка дестабилизации на этот раз уже европейского региона.  Великобритания, Франция и Германия не в последнюю очередь несут определенную ответственность за эту волну беженцев из-за поддержки сирийской оппозиции.  По последним данным приграничного агентства ЕС “Фронтекс”, за первые девять месяцев 2015 года на территорию стран Евросоюза прибыло более 710 тыс. мигрантов[12].

На наш взгляд, заслуживает внимания и точка зрения на причины европейского кризиса ученых Н. В. Осокиной и А. С. Суворова, по мнению которых,  в настоящий момент «происходит экономическая десуверенизация в Европе в результате реализации проекта европейской интеграции». По мнению авторов, объединение Европы, которое было задумано, как инструмент конкуренции Западной Европы с США и Японией, превратился в проект, управляемый Штатами в нужном им направлении. В результате «главные страны Западной Европы все больше превращаются в их вассалов». В настоящее время всё больше становится очевидным, что происходит и процесс политической десуверенизации Европы[13, с.184].

В какой-то мере такой взгляд на проблему объясняет растерянность европейских политиков в разрешении миграционного кризиса и проблему такого масштабного исхода беженцев, с которыми столкнулась Европа.  Причина  кризиса кроется в потере суверенитета европейскими странами и, как результат, в невозможности своевременно и адекватно реагировать на вызовы современности в интересах безопасности национального государства.  Поэтому в настоящее время всё больше раздаются голоса о восстановлении суверенитета во имя обеспечения  национальной безопасности страны, а значит, и Европы в целом.  Под сомнения уже ставятся европейские ценности Евросоюза.  До сих пор А. Меркель отвергала все требования о новых пограничных укреплениях.  Между тем новый план защиты немецких рубежей поддержали 188 из 310 депутатов от ее партии, отмечает «Independent» [14]. Министр внутренних дел Германии заявил о возможном прекращении существования Шенгенской зоны и не исключил, что власти ФРГ введут паспортный контроль на своих границах, что в настоящее время и происходит.  В Великобритании заявили, что будут призывать  британскую общественность голосовать за выход из ЕС на предстоящем референдуме.

Можно говорить также и о потере военно-стратегического суверенитета стран, входящих  в Евросоюз, учитывая   главенствующую роль США в Североатлантическом альянсе. В том числе, и в принятии решения участия европейских стран в войне на Ближнем Востоке. Приостановить растущий поток беженцев будет возможно, если прекратить войну в Сирии, ликвидировать «Исламское государство» и восстановить мир на Ближнем востоке. Этого можно добиться,  объединив усилия крупных игроков на международной арене.

Способны ли современные политические институты разрешить миграционный кризис? 

В отношении беженцев существует устоявшийся международный порядок, регулирующий деятельность государств, столкнувшихся с притоком беженцев. В первую очередь – это  Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, созданное  резолюцией Генеральной Ассамблеи 319(IV) от 3 декабря 1949 года, основной задачей которого провозглашалась координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Основными целями Агентства являются: защита прав и благосостояния беженцев, надзор за исполнением Конвенции ООН 1951 года, касающейся статуса беженцев, посредством поддержки деятельности правительств по созданию приемлемых механизмов защиты, а также обеспечение эффективного решения проблем беженцев, а именно: местной интеграции и добровольного возвращения на родину [15].

Организация Объединенных Наций не является мировым правительством и не устанавливает законы. Она предоставляет возможности для урегулирования международных конфликтов и выработки стратегий по вопросам[16]. Многие усилия по урегулированию международных конфликтов не выполняются.  Так, например, не выполняются требования резолюции 2139 Совета Безопасности ООН, призывающей к прекращению неизбирательных и массированных бомбардировок населенных пунктов.

Миграционный кризис показал неэффективность принимаемых мер современными политическими институтами и невозможность разрешения  этого кризиса инструментами и методами, имеющимися у этих институтов.

«Существующие международные институты и структуры, в прошлом доказавшие свою эффективность, с какого-то определенного момента времени, а точнее, с того, когда стало проявляться новое «глобальное состояние» и изменение формата международной политической системы, оказались весьма несовершенными инструментами» [17, с.27].  Российские и зарубежные ученые (Вебер А.В., Чумаков  А.Н., Дробот Г.А. , Урсул А.Д., Мартин Г., Кисс E. и др.) отмечали фактическое отсутствие механизмов управления формирующейся глобальной политической системой. Политические институты и структуры, которые функционируют по настоящее время,  были созданы в ином историческом времени. На момент создания эти институты были наделены другими функциями, имели иные задачи.

Отсутствие деятельной помощи политических структур при разрешении миграционного кризиса объясняет растерянность правительств европейских стран и невозможность быстро и адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию с беженцами. Вся ответственность за разрешение миграционного кризиса лежит «на плечах» самих государств, вовлеченных в этот процесс.

На сегодняшний день нет четкой программы по разрешению этого кризиса в Европейском сообществе. Каждая страна видит эту проблему по-своему. Каждое решение, которое может помочь выйти из сложившего кризиса, происходит тяжело, с применением давления на страны. Проблема распределения беженцев по квотам также проходит с трудом и ведет к разногласию среди стран, входящих в Евросоюз.

Уже 120 тыс. беженцев распределено по странам. Путем долгих согласований, некоторые страны договорились принять определенное количество беженцев у себя в стране: Франция готова принять около 24 тыс.  человек [18], Швеция – около 65 тыс., Великобритания – около 20 тыс. в течение пяти лет,  беженцы получат визы и гуманитарную помощь; Дания – 11 тыс. 300 человек с сокращением социальных льгот, Венгрия – 18 тыс. 800 человек. Страны, не входящие в Евросоюз, также  согласились принять беженцев у себя в стране: США и Канада  намереваются принять 10 тысяч сирийских мигрантов, Австралия – 12 тысяч.  Распределение квот по странам зависит от четырех основных параметров — размера населения, состояния экономики, уровня безработицы и числа удовлетворенных за последние пять лет заявок на предоставление убежища [19]. Германия сейчас рассматривает вопрос о скорейшей депортации 193 тыс. 500 экономических мигрантов, которые не вернулись домой после отказа в убежище [20].   А. Меркель заявила также, что будут урезаны социальные пособия вновь прибывшим беженцам и субсидии будут выдаваться лишь тем беженцам, которые смогут доказать, что в их стране им грозит опасность. Германия будет выдавать сирийским беженцам разрешение на пребывание в стране сроком на один год. Беженцам запретят воссоединение с семьей. Вместо денежных пособий все вновь прибывшие беженцы будут получать лишь еду и жилище.

По предположению экспертов, значительная часть, если не большинство мигрантов — это не беженцы от войны, это экономические мигранты. Бедность, которая заставляет трудовых мигрантов покидать свои страны, не рассматривается ЕС как аргумент для получения убежища.

Политика мультикультурализма или ассимиляция?

В 50-60 е годы Германия, Великобритания, Франция активно привлекала иностранных работников для восстановления своих экономик в послевоенное время. И, если в Великобританию, Францию новые работники приезжали из бывших колоний,  то в Германию из стран Средиземноморья, а потом из Турции. Предполагалось, что как только экономика этих стран восстановится, то все работники вернутся домой. Однако этого не случилось. Поэтому из временных работников, они превратились в мигрантов, что вызвало необходимость выработки определенной политики и определения особого статуса этих «временных» работников как мигрантов.

Политика мультикультурализма преследовала цель помочь адаптироваться  новым мигрантам в принимающее общество. Под мультикультурализмом  понимается  политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране культурных различий, признание  прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Одним из аспектов этой политики является толерантность, что предполагает   существование параллельно разных  культур и их взаимное проникновение, обогащение и развитие.  Политику мультикультурализма предпочли Германия и Великобритания. Великобритания стремилась предоставить разным этническим общинам равное участие в политической системе. Германия позволила иммигрантам вести обособленную жизнь вместо предоставления им гражданства. Франция политике мультикультурализма предпочла ассимиляцию. Под ассимиляцией обычно понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности [21,с.128].  Оба варианта только ухудшили ситуацию: в Германии турецкая община еще больше отдалилась от основной части общества. Следствием такой политики стало возникновение параллельных общин. В Великобритании возникло межобщинное насилие, во Франции ситуация между властями и североафриканскими общинами обострилась. Мало кто из мигрантов смог европеизироваться даже в третьем поколении. В результате, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и германский канцлер Ангела Меркель публично признали крах политики мультикультурализма и выступили против ее последствий.

Таким образом, мультикультурализм и ассимиляция – разные варианты ответа на одну и ту же проблему – фрагментацию общества [22,с.198] . Однако оба варианта только ухудшили ситуацию, породили социальную невовлеченность мигрантов, отчужденность меньшинств,  и недовольство граждан.

На наш взгляд, кризис политики, проводимой европейскими странами по отношению к мигрантам, имеет более глубокие  причины. Этот кризис является кризисом цивилизаций.

Выводы

Есть  ли угрозы для принимающего европейского общества беженцев, если политика мультикультурализма и ассимиляции уже показала себя не эффективной? На наш взгляд, да. Многие европейцы уже обеспокоены надвигающейся угрозой национальной безопасности своих стран.  

Чуть менее ста лет назад Европу уже накрывала волна нелегальных мигрантов: два с лишним миллиона русских бежали с территории бывшей Российской Империи, охваченной гражданской войной. Следующая волна миграции  была вызвана Второй мировой войной. Четверть века назад Европа пережила наплыв мигрантов, вызванный гражданской войной, на этот раз уже на Балканах. Это были европейцы, культурно и религиозно идентичные, проживающие на одном континенте.  Поэтому вновь прибывших мигрантам было проще интегрироваться в принимающее общество.

Нужно сказать, что миграция – это объективный процесс. Она имела место быть всегда. Но в современном мире она имеет особенность: главной проблемой всех развитых стран Европы в ближайшие десятилетия станет сохранение их национальной идентичности.

В настоящий момент Европа переживает наплыв беженцев из стран исторически и географически отдаленных от Европейского континента. Это люди с иной культурой, устоями, традициями, вероисповеданием, исповедующие этнически ценности, отличные от европейских.

С ростом иммиграции из азиатских, африканских стран в страны Европы, изменяется национальный состав её населения. Однажды белое большинство населения европейского происхождения может оказаться в меньшинстве. Естественно, эти процессы и тенденции не могут не отразиться на национальной идентичности коренных жителей Европы.

Постоянно возобновляемая миграция из мусульманских стран в Европу  в целях сохранения и повышении уровня жизни коренного населения, через определенное время образует критическую массу мигрантов, исповедующих ислам. Движение в сторону исламизации Европы уже началось.

Вместо духовных традиционных исламских авторитетных структур на первый план выдвигаются боевые исламисты. Искажая идеи ислама, они распространяют при помощи интернета свои проповеди по всему миру, создают многочисленные ячейки, образуя глобальную джихадистскую сеть, вовлекая выходцев из мусульманских стран, живущих в западных государствах. Террористические акты совершаются в Мадриде, Лондоне,  Париже,  теперь в Бельгии.

Политика мультикультурализма и ассимиляции привели к разделению общества на множество этнических, культурных и религиозных сообществ.

Мигранты арабского происхождения, социально не вовлеченные в принимающее общество, также, на наш взгляд, могут стать потенциальными джихадистами.

В последнее время наблюдается тенденция к неуклонному изменению расового, этнонационального и конфессионального облика Запада, трансформации его социокультурных, политико-культурных, ценностных систем. На наш взгляд, Европейским странам может грозить смена этнического состава населения за сравнительно короткий срок и кризис национальной идентичности коренных жителей европейских стран. Это, в свою очередь, приведет  к росту межэтнических проблем.

Миграционный кризис обострил противоречия внутри Евросоюза: внутри ЕС нет единогласия в вопросе разрешения сложившейся ситуации с беженцами.  Вопрос о распределении мигрантов по квотам особенно стоит остро.  Словакия, Польша, Чехия и Венгрия  высказались резко против  размещения мигрантов. Из-за наплыва беженцев страны ЕС начинают возводить границы, ужесточать контроль. Германия ввела паспортный контроль на своих границах.

Экспансия терроризма, основывающегося на религиозном этническом экстремизме, стала возможна вследствие распада государственности в ряде стран Ближнего Востока, Северной Африки. Через нескончаемые потоки мигрантов в Европу попадают боевики «Исламского государства».  Есть и другая сторона: ислам находит всё больше приверженцев своей идеологии в европейских странах на фоне крушения моральных принципов и устоев в этих странах, невозможности противопоставить исламу достаточную стройную концепцию развития общества.  Политика, выстроенная на насаждении толерантности  населению,  может оказаться пагубной для граждан Европы, которая грозит им  потерей собственной идентичности.

Миграционный кризис меняет Европу. На повестке дня – необходимость изменения основополагающих законов. Франсуа Олланд, с целью эффективной борьбы с терроризмом, предложил внести поправки в Конституцию страны.

Одной из основных проблем в  настоящее время в странах Европы является проблема снижения рождаемости, старения населения и снижение населения трудоспособного возраста. Образующиеся демографические пустоты активно заполняются мигрантами. Они же несколько улучшают ситуацию с низкой рождаемостью. По данным  Статистического ведомства за 2014 год, в Германии, c населением в 81, 2 млн. человек, родилось  714  тыс. 927 человек, умерло 868 тыс.  373 человека. Таким образом, демографическое сальдо оказалось отрицательным и составило  – 153 тыс. 446 человек. В 2014 году  было 1 млн. 464 тыс. 724 мигранта. По прогнозам, в  2050 году доля немецкого населения в Германии составит 50%,в 2100 уже – 28% [23].

И, хотя в  Великобритании в 2014 году  с населением в 64,6 млн. человек   наблюдалось положительное  сальдо  роста населения в 206 тыс. 011 человек, она  в  2015 году  приняла   636 тыс. мигрантов, из которых 45 %  были из стран, не входящих в Евросоюз [24].  В течение следующего десятилетия прогнозируется рост населения  с 64,6 млн. человек  (2014 г.)  до 69,0 млн. человек  (2024 г.), в том числе за счет мигрантов  в  2 млн. 154 тыс. человек.  Агентство национальной статистики отмечает, что женщины, рожденные за границей, но рожающие после миграции в Великобритании,  увеличат количество рождений Великобритании в последующие десятилетия. Число лиц трудоспособного возраста  увеличится с  40 млн.  человек  в 2014 году до 44,6 млн. человек к середине 2039 года.  В 2035 году за счет естественного прироста населения число жителей страны пополнится лишь на 3,5 млн. человек, а оставшийся прирост в 7,4 млн. человек будет последствием иммиграции  [25].

Таблица составлена по данным Office for National statistics[1].

Конечно, в настоящее время страны Европы вряд ли смогут обойтись без привлечения мигрантов для поддержания высоких темпов роста экономики. Но одно ясно, что Европейским странам необходимо будет пересмотреть миграционные законы и выработать единую миграционную политику, которая будет соответствовать новым реалиям. Кроме этого, необходимо   по-новому взглянуть на политику толерантности, мультикультурализма и ассимиляции.

На наш взгляд, современным реалиям соответствует политика интеграции в отношении внешних мигрантов. Она будет  способствовать  «вхождению» мигрантов в социум принимающих стран. Этот процесс подразумевает все стороны интеграции мигрантов в принимающее сообщество: политическую, экономическую и социальную.   

И последнее. Так как терроризм стал глобальным явлением, то необходимо как можно скорее объединить усилия европейских стран со всем мировым сообществом в борьбе с этим злом и искоренить этот разрушающий фактор, несущий угрозу всему мировому сообществу.


[1] http://www.ons.gov.uk/ons/taxonomy/index.html?nscl=Population+Change


Библиографический список
  1. По последним данным статистики глобальной миграции ООН, в мире насчитывается 232 миллиона международных мигрантов, проживающих за пределами своих стран //Пресс-релиз ООН.  URL:  http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_totals2013.pdf
  2. ООН: более 4 млн. человек покинули свои дома в Сирии из-за кризиса. Интервью генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. РИА Новости.  URL: //http://ria.ru/world/20151017/1303830682.html#ixzz3rMZ9Z1uC
  3. 320,000 people killed since the beginning of the Syrian Revolution // Syrian Observatory for human rights, 09.06.2015.  URL:  http://www.syriahr.com/en/2015/06/320000-people-killed-since-the-beginning-of-the-syrian-revolution/
  4. Все стороны сирийского конфликта продолжают убивать и калечить мирных граждан// Центр новостей ООН.  28.01.2015.  URL: //http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=23086#.VjWT5JB6IhU
  5. Europe gets 8,000 refugees daily – UN// BBC NEWS, 25.09.2015. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-34356758
  6. Eurostat/Statistic Explained//http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_quarterly_report.
  7. Eurostat/Statistic Explained. URL: //http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_quarterly_report.
  8. Europe: Syrian Asylum Applications//The UN Refugee Agency Syria Regional Refugee Response Inter-agency Information Sharing Portal, From Apr 2011 to Sep 2015.  URL: https://data.unhcr.org/syrianrefugees/asylum.php
  9. Статистические данные ООН.  URL: http://data.un.org/Data.aspx?d=POP&f=tableCode%3A240
  10. Convention and protocol relating to the status of refugees.  URL:   http://www.unhcr.org/3b66c2aa10.html
  11. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция: Учебное пособие.  М.,2005.
  12. Office for National statistics.  URL:   http://www.ons.gov.uk/ons/rel/migration1/migration-statistics-quarterly-report/august-2015/sty-net-migration.html
  13. Осокина Н. В., Суворов А. С. Миросистема в условиях глобализации // Материалы II Международного научного конгресса «Глобалистика – 2011: пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления» / под ред. И. И. Абылгазиева, И. В. Ильина  в 2 т. М.: МАКС Пресс, 2011. Т. 1.
  14. Tony Paterson – Refugee crisis: Angela Merkel’s party unveils secret plan for ‘Berlin Wall’-style defences on Germany’s borders //INDEPENDENT, 20.09.2015.  URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/eu-refugee-crisis-merkel-s-christian-democrat-party-unveils-secret-plan-for-berlin-wall-style-a6700426.html
  15. ООН в РФ.  URL:  http://www.unrussia.ru/ru/agencies/upravlenie-verkhovnogo-komissara-oon-po-delam-bezhentsev-uvkb-oon .
  16. Знакомство с Организацией Объединенных Наций.  URL: http://www.un.org/ru/aboutun/booklet/intro.shtml
  17. Ильин И. В., Леонова О. Г. Тенденции развития глобализационных политических процессов//«Век глобализации».  2015.   № 1.
  18. Refugee crisis: Hollande says France will take 24,000 refugees and ‘begin Syria air missions//Independent, 22.09.2015.  URL:http://www.independent.co.uk/news/world/europe/refugee-crisis-hollande-says-france-will-take-24000-refugees-and-begin-syria-air-missions-10489412.html
  19. ООН предсказала Европе 850 тыс. беженцев с юга до конца 2016 года// РБК, 08.09.2015.  URL: http://www.rbc.ru/politics/08/09/2015/55ef3cc29a794736055473c2
  20. Germany to fast-track deportations of economic migrants so it can accept more refugees//http://www.independent.co.uk/ .
  21. Ионцев В.А. Интеграция мигрантов – эффективный путь устранения неравенства и ксенофобии в принимающем обществе. //«Вопросы управления».  2014. №1.
  22. Кенан Малик. Крах мультикультурализма. Общины против общества в Европе// Россия в глобальной политике. 2015. №2. с.182-199.
  23. Office for National statistics. Электр. текст. данные.  URL:  https://www.destatis.de/EN/FactsFigures/SocietyState/Population/Migration/Tables/MigrationTotal.html.
  24. European Agency for the Management of Operational Cooperation at the External Borders of the Member States of the European Union //Frontex News, 2015-10-13.  URL:  http://frontex.europa.eu/news/710-000-migrants-entered-eu-in-first-nine-months-of-2015-NUiBkk
  25. Office for National statistics.  URL:  http://www.ons.gov.uk/ons/rel/npp/national-population-projections/2014-based-projections/rpt-5-migration-assumptions.html#tab-International-migration-assumptions


Все статьи автора «Волк Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: