УДК 81'1

КОНЦЕПТ «УЧИТЕЛЬ» В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Кан Евгения Владимировна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
В статье рассматривается изученность концепта «учитель» в русской лингвокультуре, его ментальное содержание и место в русской языковой картине мира. Для этого мы проанализировали соответствующие работы в рамках данного направления, в которых данный концепт изучен с разных точек зрения. Были выявлены соответствующие его черты как лингвокультурного типажа, значимость в области русского педагогического дискурса. Кроме того, выявлены когнитивные признаки, полученные экспериментальным путём.

Ключевые слова: когнитивная метафора, концепт, педагогический дискурс, учитель, эксперимент, языковая картина мира


THE CONCEPT OF "TEACHER" IN RUSSIAN LINGVOKULTURE

Kan Evgenija Vladimirovna
North-Caucasus Federal University

Abstract
The article discusses the study of the concept of "teacher" in Russian linguistic culture, his mental content and in Russian language picture of the world. To do this, we analyzed the relevant work in the framework of the directions in which this concept is studied from different perspectives. They were identified corresponding to its features like linguocultural facial features, significance in the Russian pedagogical discourse. In addition, the identified cognitive symptoms obtained experimentally.

Keywords: cognitive metaphor, concept, experiment, language picture of the world, pedagogical discourse, teacher


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Кан Е.В. Концепт «учитель» в русской лингвокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13263 (дата обращения: 29.09.2017).

В настоящее время концепт является ключевым понятием когнитивной лингвистики. Хотя данный термин уже считается устоявшимся, всё же содержание его разнится в концепциях различных научных школ и отдельных учёных. Это происходит потому, что концепт – мыслительная категория, поэтому толковать её можно довольно широко. Она фигурирует в философии, психологии, логике, культурологи и получает соответствующие особенности этих интерпретаций.

Одним из концептов, интересующих нас в рамках работы над анализом текста А. и Б. Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя», стал концепт «учитель». В русской лингвокультуре он изучен достаточно подробно и с различных точек зрения: как часть соответствующего концептуального пространства;  как лингвокультурный типаж; в рамках русского педагогического дискурса, а также экспериментального исследования. Разнообразие подходов к изучению данного концепта свидетельствует о глубине его содержания и ментальной «нагруженности», а также об особом месте в русской языковой картине мира. Рассмотрим некоторые исследования.

В статье О.А. Арнаутовой «Реализация ядра концептуального пространства «Учитель – учение – ученик» в русской лингвокультуре» изложены способы вербализации ядерных признаков данных концептов, образующих единое концептуальное пространство. Источниками языкового материала являются этимологические, толковые словари и словари синонимов. Проводится исследование лексем, репрезентирующих концепты, что позволяет выявить ядерные когнитивные признаки изучаемого пространства в русской лингвокультуре. Автор утверждает, что большой объём дефиниций лексем «учитель», «ученик», «учение» подтверждает их релевантность для языкового сознания русского народа. При этом лексема «учение» выступает как объединяющее понятие. На основе когнитивных признаков автор выстраивает лингвокультурные типажи. По данным анализа дефиниций синонимов (лексем-транслянтов) О.А. Арнаутова выявляет следующие когнитивные классификаторы интересующего нас концепта «учитель»: способный работать с детьми разного возраста; добрый; заботливый; обладающий специальными знаниями, имеющий диплом, подтверждающий профессию; имеющий лидерские качества; тот, кто формирует навыки поведения и др. [Арнаутова, 2011, с. 13].

О.А. Арнаутова делает вывод, что в процентном соотношении когнитивных классификаторов, характеризующих образ учителя,  преобладают профессиональные  (60 %) и личностные  (40 %) качества.

Интерес представляет статья Е.Г. Кабаченко «Концепт «учитель» и «ученик» в сознании современных педагогов (образный компонент)», где «слова-понятия «учитель» и «ученик» рассматриваются как метафорические модели» [Кабаченко, 2009, с. 83]. Для большей точности исследования автор использует метод ассоциативного эксперимента.

Вследствие многокомпонентности своей структуры концепты вербализуются при помощи языковых средств различного уровня, в которых представлены не только слова-понятия, но и слова-метафоры (образные средства).  Е.Г. Кабаченко говорит о том, что в данном случае когнитивная метафора «наполняет слова с вполне конкретным значением (учитель и ученик) более широким содержанием», «помогает не только воссоздать образ учителя или ученика, но и выразить своё отношение к предмету речи, дать ему оценку» [Кабаченко, 2009, с. 84]. Материалом для анализа послужили результаты ассоциативного эксперимента, проводившегося среди учителей школ г. Березовского со стажем работы от 3 до 25 лет. Всем участникам задавался вопрос: «С кем или с чем Вы могли бы сравнить учителя и ученика?». Мотивация ответа требовалась через союз «потому что».

Выяснилось, что для образного воплощения концепта «учитель» педагоги выбирают метафоры антропоморфного характера. В их сознании доминируют две модели образов: «учитель – это строитель» и «учитель – это садовник», которые охватывают две стороны педагогического процесса – обучение и воспитание. Данные метафоры характеризуют педагога как человека, принимающего на себя ответственность за результат.

Признаки других образов позволяют автору выделить группу метафорических моделей, подчёркивающих воспитательную функцию учителя («учитель – архитектор», «учитель – врач», «учитель – художник»). Анализ метафор показал, что к учителю предъявляются высокие требования: он должен уметь перевоплощаться, быть интересным, скрывать своё плохое настроение и усталость.

Встречаются и метафоры уничижительного характера, которые демонстрируют недовольство долей учителя: клоун, дрессировщик и даже раб. Кроме того, выявляются метафорические словоупотребления с похожим смыслом: «компьютер», «вечный двигатель», «батарейка» и др.

Е.Г. Кабаченко делает вывод, что данные метафорические модели воспроизводят довольно противоречивый образ учителя, увиденный самими педагогами, что представляется нам особенно интересным, так как это результаты «взгляда изнутри» на себя и свою профессию.

С педагогами-информантами от 22 до 70 лет (1012 человек) работала также Е.Н. Заречнева, отразившая результаты своего свободного ассоциативного эксперимента в статье «Экспериментальное исследование концепта «учитель»: лингвокультурный аспект». Было получено 1294 реакции на стимул «учитель». Причём вопрос, задаваемый испытуемым, был особенно актуальным: «Каков современный учитель в свете модернизации образования?» В ходе эксперимента были выявлены разнообразные когнитивные признаки понятийного компонента концепта «учитель» (44 %): «объект обучения и воспитания»; «тот, кто преподаёт, обучает»; «тот, кто наставляет, воспитывает»; «профессия» и  т.д. В качестве объекта обучения и воспитания выступают ученик (11,8 %), дети (3,3 %), ребята (0,2 %). Профессиональное назначение учителя выражается в таких когнитивных признаках, как «тот, кто преподаёт, обучает»: педагог; преподаватель; препод; работник школы и «тот, кто наставляет, воспитывает»: наставник; воспитатель; советчик и др. [Заречнева, 2008, с. 52].

Данные анализа эмоционально-оценочного компонента (41,1 %) ассоциативного поля концепта «учитель» позволили автору выделить семь когнитивных признаков, которые особенно ярко выражают отношение к профессиональным характеристикам. Самым актуальным признаком стал «статус» (41,2 %), что свидетельствует о том, что информантами-учителями большое значение придаётся своему положению в обществе, причём оно характеризуется как положительно (74 %): «авторитет(ный); единомышленник; зарплата; идеал» и др., – так и отрицательно (26 %): «бедолага; великомученик; неудачник в жизни; нищий; труженик (вечный); унижен государством» и т.д. [Заречнева, 2008, с. 53]. В условиях современного экономического положения учитель попадает в категорию населения, нуждающуюся в социальной защите государства, так как труд педагога низкооплачиваем, «не в моде», в связи с чем особенно показательны ассоциаты «бесправие» (0,9 %) и «раб» (0,6 %).

Таким образом, концепт «учитель» представляет большой интерес для исследователя. Особенно актуальным является проведение свободного ассоциативного эксперимента, причём в зависимости от социального статуса информанта (учитель, ученик, студент и т. д.) меняется его результат. Показательно, что самоидентификация учителя и мнение окружающих о нём напрямую связаны с экономической обстановкой в стране, размером заработной платы, положением в обществе и отношением государства к представителям данной профессии.  Если состав понятийного компонента не претерпевает особых изменений, то содержание оценочного компонента в зависимости от вышеперечисленных обстоятельств может колебаться, что будет выражаться в процентном соотношении когнитивных признаков.


Библиографический список
  1. Арнаутова О.А. Реализация ядра концептуального пространства «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИЕ – УЧЕНИК» в русской лингвокультуре // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Выпуск № 10. Т. 123. Ростов-на-Дону, 2011. С. 8-15.
  2. Кабаченко Е.Г. Концепт «учитель» и «ученик» в сознании современных педагогов (образный компонент) // Лингвокультурология. Выпуск № 3. Екатеринбург, 2009. С. 83-91.
  3. Заречнева Е.Н. Экспериментальное исследование концепта «учитель»: лингвокультурный аспект // Мир науки, культуры, образования. Выпуск № 3. Горно-Алтайск, 2008. С. 52-55.



Все статьи автора «Кан Евгения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: