УДК 316.77;070

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА СЕМЬИ

Заливанский Борис Васильевич1, Чижова Виктория Викторовна2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, доцент кафедры социальных технологий
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, студентка

Аннотация
В статье рассматривается роль российских средств массовой информации в формировании семейных ценностей. Особое внимание уделяется потребности проведения целенаправленной государственной политики, которая создаст положительный образ семьи.

Ключевые слова: гражданское общество, законодательство, нравственные ценности, общественный диалог, семейные ценности, средства массовой информации, функции журналистики образ семьи.


INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE FORMATION OF THE MODERN WAY OF FAMILY

Zelevansky Boris Vasilyevich1, Chizhova Viktoriya Viktorovna2
1Belgorod State University, Associate Professor of Social Technologies
2Belgorod State University, Student

Abstract
The article discusses the role of the Russian mass media in the formation of family values. Particular attention is paid to the needs of targeted public policies that create a positive image of the family.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Заливанский Б.В., Чижова В.В. Влияние средств массовой информации на формирование современного образа семьи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13255 (дата обращения: 27.05.2017).

На сегодняшний день в современной России происходит рост отрицательных явлений в области семьи и брака. Под этим понимаются: увеличение разводов и сокращение числа браков, распространение в разных информационных пространствах нового идеала однодетной семьи, происходит падение рождаемости и отказ от выполнения семейных функций, а также ослабились родственные узы и распространились различные антисоциальные поступки в семейной среде.

Статистические данные точно отражают демографическую ситуацию в нашей стране. На период 2013 года зафиксировано 218 070 регистраций браков,  а по анализу показателей  2014 года – 207 825, что меньше на 10 245. С разводами – противоположная ситуация. Если на 2013 год, по информации федеральной службы государственной статистики,  было зафиксировано 157 065 разводов, то по данным за 2014 год–172 310,что на 15 245 больше. Такая проблема  волнует не только общество и власть, но и журналистов.

Тяжелые последствия радикальной трансформации в экономической, политической и социальной  сферах, напрямую коснулись современного российского общества. Отсутствие в российском  обществе более четких нравственных ориентиров, а так же  разрушение традиционной морали сказались на институте брака и семьи.

В формировании ценностных установок семьи, активную роль средств массовой информации  в жизни современного общества сложно переоценить. Сегодня масс-медиа являются ориентиром в обществе, помогают в саморазвитии, укрепляют социальные связи и способны к повышению профессиональных и личных качеств.

В гражданском обществе средства массовой информации важный элемент социальной культуры. С помощью СМИ происходит обеспечение населения достоверной информацией о наиболее актуальных и важных событиях для граждан. Также нельзя не отметить участие масс-медиа в формировании и выражении мнения общества в разных сферах жизни общества. Кроме того, СМИ реализуют образовательную функцию, которая, напрямую связана с функцией социализации. Еще масс-медиа в правовом гражданском обществе осуществляют функции контроля и критики, основываясь на общественном мнении и законах. СМИ – это инструмент диалога между социальными группами, который способен сплотить, консолидировать общества.

В развитии гражданского общества роль средств массовой информации не может быть неоценима. СМИ являются особым типом коммуникаций, который имеет массового рассредоточенного адресата и индивидуально-коллективный субъект, т.е общую позицию газеты, телевидения или радио. Одна из главных особенностей коммуникаций в масс-меда – обусловленность социокультурной ситуацией, а также способность вызывать изменение этой ситуации в отведенных пределах. Сегодня СМИ представляется площадкой для открытого и эффективного диалога.

Чтобы говорить о том, какую роль играет журналистика в формировании и пропаганде  семейных ценностей, нужно разобраться какие функции имеет журналистика. На сегодняшний день в обороте следующие функции, которые выполняются журналистикой: просветительская, информационная, воспитательная, гедонистическая, регулятивная.

Исследователь, Л. Л. Реснянская, поясняет, чтобы реализовать эффективный социальный диалог нужно выполнить ряд функций. В их числе функции контроля и критики, интеграции и артикуляции, также функции: образовательная, инновационная и информационная [1].

Е.П.Прохоров в своих трудах рассматривал теория включённости средств массовой информации в систему общественных отношений. Он говорил, что масс-медиа играют множество ролей, которые способствуют деятельности различных социальных институтов, также средства массовой информации включаются  в общественные коммуникативные  процессы очень активно, что может определить общественное назначение, функций масс-медиа в обществе [2].

Для эффективного социального диалога требуется создание коммуникационной площадки. Взаимодействие государственного и частного  секторов масс-медиа – одна из актуальных проблем современности. Эта система должна работать в едином информационном пространстве.  Исследователь Я. Н. Засурский в своих работах акцентирует внимание на том, что речь не о единомыслии, а о трехстороннем подходе к проблемам – со стороны журналистов, медиа-бизнеса и представителей властных структур, что очень важно для поддержания общественного согласия [3].

Первые социологические  исследования   в области средств массовой информации начались век назад. В теории массовой коммуникации СМИ рассматривались многими социологами: П. Лазарсфельд, К. Маннгейм, Г. Годе, В. Парето. В своих работах они подчеркивали влияние масс-медиа на общественное мнение [3].

В 21 веке интернет стал средой  публичной и межличностной формы общения. Чтобы получить качественный анализ происходящих событий и процессов в жизни нашей страны и всего  мира в целом и за более полной информацией люди неизменно пользуются традиционными СМИ – радио, телевидение и печатные издания. Что касается прессы, существует необходимость систематических освещений вопросов, связанных с формированием и закреплением в сознании общества семейных ценностей. Цель масс-медиа заключается в борьбе за мировоззрение личности, которое будет независимо от возраста. [4]

В эпоху компьютеризированного общества становится  сложным поддержание традиционного уклада жизни. Увлечение интернетом позволили «разлиться» потоку оплаченной информации и отказаться от чтения традиционной периодики (особенно это характерно для молодого поколения), что создает восприятие единственно верных «инородных» ценностей.

Необходимо брать в расчет, что должна осуществляться качественная подача информации в различных явлениях в сфере брака и семьи для формирования у аудитории положительного образа.  Для понимания гражданами проблемы кризиса института семьи журналисты обязаны давать и анализ современной ситуации в этой области, в том числе касательных демографических проблем и взаимоотношений в семье. Одна из основных задач – создание площадки для открытого диалога общества и государства, что поможет наиболее полно выполнить все функций журналистики в данном процессе, так как эффективное сотрудничество аудитории, власти и прессы сможет обеспечить лучший результат.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что у СМИ большая сила воздействия на культуру поведения и сознание людей. Общество воспринимает только те социальные нормы поведения, которые пропагандируют СМИ как положительный сформировавшийся в сознании аудитории образа жизни.

Сегодня существует такая тенденция как обвинение во всем журналистов и возложение на них ответственности за безнравственность общества. В Законе РФ свобода печати, слова и массовой информации дают свободу деятельности журналистики, а в Конституции РФ цензурой исключается государственный контроль за СМИ. В связи с этим, мы можем сказать, что в России четко отмечается отсутствие рамок понятия свободы, поэтому может произойти конфликт между имеющимися в обществе моральными установками. [4]

На сегодняшний день в нашей стране семейные ценности должны быть поддержаны общественностью и государством. В области семейных ценностей государственная политика должна быть целенаправленна для достижения конкретных результатов в социальной и информационной средах, которые станут возможными только при объединении усилий социума, власти  и журналистов.

Общество и семья являются важнейшими составными частями одной системы, в которой, в связи с современными процессами в семье, сформировалась определенная «ячейка общества».

На сегодняшний день аудитория масс-медиа воспринимает окружающую действительность через средства массовой информации, которые формируют эстетические и этические нормы. Именно это может влиять на качество воспитания детей, общую семейную атмосферу, нравственное и духовное развитие членов семьи и даже на их трудоустройство.

В современной России актуальной проблемой является недостаточность рычагов влияния на формирование современного образа семьи. Для решения этого вопроса необходимо совершенствование законодательной базы и пропаганда положительного образа семьи при помощи средств массовой информации.


Библиографический список
  1. Реснянская, Л. Л. Общественный диалог и политическая культура общества : учеб. пособие. М. : Пульс, 2003. 53 с.
  2. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики. М. : Прогресс, 2000. 240 с.
  3. Засурский, Я. Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/7f14c5ca2cb3d0d2c3256c4c003c533
  4. Соколова Елена Павловна РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА СЕМЬИ // Вестник ЧелГУ . 2009. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-zhurnalistiki-v-formirovanii-obraza-semi (дата обращения: 01.12.2015).
  5. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня : учеб. пособие для студентов / под ред. М. В. Шкондина, Г С. Вычуба, Т. И. Фроловой. М. : Аспект Пресс, 2008. 316 с.
  6. Ланг, С. Гражданское общество и гражданская активность в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/08191.pdf.


Все статьи автора «Чижова Виктория Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: