В научной среде остается неоднозначной трактовка понятия «услуга», дискуссия по данному вопросу пока еще не завершена. В литературе встречаются различные определения услуги, в которых отражаются ее специфические черты. Однако эти черты характеризуют не сущность, а содержание услуги. При этом специалисты используют метод противопоставления и устанавливают некоторые общие характеристики, не свойственные осязаемым продуктам, а присущие именно услугам. Американскими исследователями Л. Берри, В. Зайтамлом и А. Парасураманом применяется комплексный подход и выделяются четыре главные характеристики услуг:
- неосязаемость (характеристика, коренным образом отличающая услуги от продуктов промышленного производства); услуги нельзя оценить визуально, потрогать, ощутить их запах, попробовать на вкус и, если не понравится, вернуть производителю; в результате субъективное мнение об услугах складывается на основании приобретенного опыта;
- неразделимость (одновременность) производства и потребления (этим услуги отличаются от осязаемых продуктов, которые сначала производятся, затем продаются, а после этого потребляются, услуги же сначала продаются, а затем одновременно производятся и потребляются); неразделимость производства и потребления означает, что в услуге присутствует вклад и производителя, и потребителя, что может приводить к возникновению некоторых управленческих проблем, в частности, при планировании продолжительности обслуживания клиентов, определении потребности в персонале и оборудовании, формировании системы контроля качества обслуживания;
- гетерогенность (уникальность каждой услуги вследствие различий в поведении, восприятии, настроении и даже физической форме конкретных потребителей и производителей); одна и та же услуга может предоставляться по-разному и изменяться от одного клиента к другому, что вызывает сложности в разработке стандартов ее оказания и в оценке фактического предоставления;
- невозможность сохранения (услуги производятся и потребляются одновременно); потребление, как правило, не может быть отложено, приостановлено или перенесено; невозможность сохранения услуг и создания их запасов выступает весьма значимым фактором при планировании и использовании мощностей организаций сферы услуг, особенно в условиях значительных колебаний спроса [14].
К. Лавлок и Э. Гаммессон считают, что отмеченные четыре характеристики имеются лишь у определенных типов услуг. Более важной характеристикой услуги они признают отсутствие права собственности. Под услугой при этом понимается предложение выгод путем предоставления доступа или права временного владения объектом (в противоположность праву собственности), причем оплата за услугу принимает форму арендной платы или платы за доступ [9].
К. Лавлок применяет два подхода к выявлению природы услуги. По одному из них услуга – это действие или процесс, предлагаемый одной стороной другой. Хотя в ходе этого процесса нередко используются физические объекты (товары), выполненные действия, по сути, носят неосязаемый характер и, как правило, не приводят к получению права собственности на что-либо. В сфере услуг потребитель приобретает выгоды путем получения права использовать физический объект, труд и опыт персонала или же права доступа к техническим средствам и информационным сетям, не обретая права собственности на услугу. По второму подходу услуга – это вид экономической деятельности, создающей ценность и обеспечивающей определенные преимущества для потребителей в конкретном месте и в конкретное время в результате осязаемых или неосязаемых действий, направленных на получателя услуги или на изменение имущества [8].
На невозможность передачи права собственности указывают и другие исследователи услуги. Услугой в этом случае называют содействие удовлетворению индивидуальных или коллективных потребностей без передачи права собственности на какое-либо имущество [1].
По нашему мнению, характеристикой какого-либо объекта может быть не отсутствие, а наличие определенных черт или свойств. Поэтому применительно к услугам правильнее будет признать в качестве их неотъемлемых характеристик наряду с неосязаемостью, неразделимостью производства и потребления, гетерогенностью и невозможностью сохранения возникновение или переход частичных правомочий собственности на какой-либо вещественный или невещественный объект, территорию (место), труд и опыт персонала, технические средства, телекоммуникационные, информационные, банковские, страховые сети.
В других трактовках услуги исследователями выделяются лишь некоторые, наиболее важные, по их мнению, характеристики услуги, но при этом опускаются существенные свойства.
Так, К.Р. Макконелл и С.Л. Брю обращают внимание на неосязаемость и платность услуги. Они определяют услугу как то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что-либо ценное [11].
Ф. Котлер предлагает учитывать весь комплекс характеристик услуги при ее определении. По его мнению, услугами являются любые мероприятия или выгоды, которые одна сторона может предоставить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде [7].
Л.С. Демидова считает, что услугой является хозяйственная деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают по месту и времени с производством и не могут накапливаться и храниться. К услугам ею предлагается относить все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие вещную форму [3].
Л.М. Кликич отмечает необходимость непосредственного взаимодействия производителя и потребителя при оказании услуги и указывает, что в основе экономической сущности услуги лежит специфическое экономическое субъект-субъектное отношение по поводу полезной деятельности по заказу [6].
Услуги также определяют как блага, представленные не в форме вещей, а в форме деятельности с выделением среди них материальных и нематериальных (чистых), потребительских и производственных услуг [10]. Под производством услуг понимается вид деятельности, результат (или продукт) которой направлен на удовлетворение конкретной потребности потребителя услуг [4,5].
К. Гренрос называет услугой процесс, состоящий из серии действий более или менее неосязаемой природы, происходящий, как правило, при взаимодействии между потребителем и сервисными сотрудниками и (или) физическими ресурсами и (или) системами поставщика услуг и осуществляющийся для решения проблем потребителей [13].
И.В. Христофорова определяет услугу как процесс воздействия живого или овеществленного труда на человека, его имущество или окружающие его условия, оказанный на платной или безвозмездной основе, имеющий целью удовлетворить потребности отдельных членов общества, определенных групп людей или общества в целом, результатом чего становится изменение состояния объекта воздействия [12].
По мнению Н.А. Восколович услуга представляет собой процесс, деятельность, которую одна сторона (производитель) может предложить или предоставляет другой стороне (потребителю) по его желанию с целью получения определенной выгоды (дохода, прибыли, социального эффекта). Услуге присущи неосязаемость, несохраняемость, одновременность производства и потребления, повышенная степень риска [2].
По нашему мнению, услуга становится доминирующей формой и результатом экономической деятельности в предпринимательской экономике. Сущностной характеристикой услуги является то, что при ее оказании происходит взаимодействие человека с человеком и создание новой стоимости, воплощающейся в каком-либо экономическом благе или непосредственно в человеке. Таким образом, под услугой следует понимать сопровождающуюся возникновением или переходом частичных правомочий собственности деятельность в форме взаимодействия человека с человеком по созданию специфического экономического блага, удовлетворяющего личные или производственные потребности и характеризующегося неосязаемостью, гетерогенностью, невозможностью его сохранения, неразделимостью производства и потребления.
Библиографический список
- Бернар, И. Толковый экономический и финансовый словарь: в 2 т. / И. Бернар, Ж.-К. Колли. – М.: Международные отношения. 1997. Т. 2. С. 522.
- Восколович, Н.А. Экономика платных услуг / Н.А. Восколович. – М.: Юнити-Дана, 2007. С. 10.
- Демидова, Л.С. Глобализация услуг: динамика, формы, специфика. Материалы теоретического семинара ИМЭМО. Л.С. Демидова. – М.: ИМЭМО РАН. 2002. С. 3.
- Дюмулен, И.И. Международная торговля услугами / И.И. Дюмулен. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2003. С. 8.
- Жохова, В.В. Основополагающие принципы оценки конкурентоспособности эколого-туристского продукта (на примере туристских предприятий Приморского края) // Власть и управление на Востоке России. – 2013. – № 1(62). С. 58-64.
- Кликич, Л.М. Эволюция сферы услуг: неравновесный подход / Л.М. Кликич. – М.: Изд-во МСХА. 2004. С. 16.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Бизнес-книга. 1995. С. 600.
- Лавлок, К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии / К. Лавлок. – М.: ИД «Вильямс», 2005. С. 34.
- Лавлок, К. Маркетинг услуг – что дальше? В поисках новой парадигмы и свежих веяний // Маркетинг и маркетинговые исследования / К. Лавлок, Э. Гаммессон. – 2006. – № 2 (62). С. 363.
- Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь / Л.И. Лопатников. – М.: ВО «Наука», 1993. С. 368.
- Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: Республика. 1992. Т. 2. С. 398.
- Христофорова, И.В. Маркетинговая капитализация предприятий сферы услуг: дис. …докт. экон. наук / И.В. Христофорова. – М., 2007. С. 20.
- Gronroos, C. Service Management and Marketing^ Customer Management in Service Cjmpetition. 3nd ed.Chichester: John Wiley and Sons. 2007. P. 52.
- Zeithaml V.A., Parasuraman A.,BerryL.L. Problems and Strategies in Services Marketing // Journal of Marketing. 1985. Vol. 49. P. 33-46.