Число детей инвалидов в нашей стране не уменьшается. По данным Росстата на 1 апреля 2013г. их численность составляла 573 тысячи человек, на 1 января 2014 года 582 тысячи человек, на 1 января 2015 года 590 тысяч человек [7]. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» государство берет на себя обязательства по созданию условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями [8]. Конвенция ООН также подтверждает права инвалидов на образование Целью Конвенции является защита и обеспечении полного осуществления инвалидами этого и других прав и свобод человека. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с педагогами, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24) [5]. В инклюзивном образовании разрабатываются и реализуются новые подходы к обучению, которые позволят удовлетворять различные образовательные потребности с учетом индивидуальности каждого ребенка. Доступная среда для таких детей должна быть создана как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования. Дополнительное образование дает возможность детям с особыми образовательными потребностями развивать свои способности и возможности, попробовать себя, занимаясь совместно со здоровыми детьми музыкой, художественным творчеством, спортивной, театральной и другими видами деятельности. Инклюзивное обучение в дополнительном образовании позволяет детям- инвалидам почувствовать себя успешными, полноценными людьми, а здоровых детей учит сочувствию, толерантности, взаимопомощи, умению строить равноправные отношения с разными людьми.
Рассмотрим содержание понятия «доступная образовательная среда», выделив из него два составляющих: образовательная среда и доступная среда. По определению В.А. Ясвина «Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей…Под образовательной средой (или средой образования) понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и простраственно-предметном окружении» [9, с. 10]. По мнению Ю.С. Мануйлова, образовательной средой может стать любое пространство жизнедеятельности человека, если в нем опосредуются его сугубо личностные смыслы и ценности [2].
Доступная среда включает пандусы и лифты для колясочников, светящиеся табло и таблички со шрифтом Брайля
обеспечение телепрограмм субтитрами, оборудование для слабослышащих, слабовидящих, а главное – устранение барьеров в сознании общества в отношении к инвалидам и с инвалидами [6].
Таким образом, образовательная среда для обучения детей – инвалидов понимается нами как социальные, культурные, а также специально организованные в образовательном учреждении технологические и психолого-педагогические условия, в результате взаимодействия которых происходит становление личности ребенка.
В 2011 году исполнительная власть Российской Федерации утвердила специализированную программу «Доступная среда» [3]. Программа «Доступная среда» призвана создать все необходимые условия, которые позволили бы людям с ограниченными способностями ежечасно не чувствовать свои ограничения. В документе планируется увеличение количества школ для совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов, развитие транспорта, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, снабжение большего числа телевизионных программ субтитрами.
В задачи программы входит:
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
Ожидаемые результаты реализации программы – увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2010 году до 55 процентов к 2016 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2010 году до 49,6 процента к 2016 году).
Несмотря на принятие программы «Открытая среда» по данным Росстата количество детей инвалидов посещающих образовательные учреждения уменьшилось на 13% с 2011 по 2014г.; на 2% увеличилось число детей обучающихся на дому (табл.1).
Таблица 1. Посещение общеобразовательных организаций детьми в возрасте от 9-ти до 15 лет в 2011/ 2014 году
(по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, в процентах)
Все респонденты |
в том числе проживающие в домохозяйствах |
||||||
с одним ребенком |
с 2-мя детьми |
с 3-мя и более детьми |
в полных семьях (с обоими родителями) |
в неполных семьях без других родственников |
|||
Дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями, в возрасте от 9-ти до 15 лет, (включая детей до 9-ти лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях) – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе |
|
||||||
посещают общеобразовательное учреждение |
82, 1/ 69,0 |
79,0/ 65,3 |
81,6/ 67,0 |
100,0 / 82,5 |
81,2/ 67,7 |
82,1/ 61,5 |
|
обучаются на дому с прикреплением к конкретному общеобразовательному учреждению |
14,9/16,7 |
21,0/ 22,4 |
9,1/ 16,0 |
0,0/ 3,4 |
14,2/ 16,4 |
17,9/ 21,0 |
|
не подлежат обучению по состоянию здоровья |
3,0/12,3 |
0,0/ 11,5 |
9,2/ 12,5 |
0,0/ 14,1 |
4,6/ 12,9 |
0,0/ 17,5 |
Процент детей, не подлежащих обучению, возрос с 3 до 12,3%. Все это говорит о неэффективности организационных форм внедрения программы, отсутствии внимания руководителей образовательных учреждений к проблемам детей-инвалидов.
Интересно, что больше всего посещают образовательные учреждения дети-инвалиды из многодетных семей. Хорошо социализированные в семье, эти дети легче социализируются и в детском коллективе. В 2011г образовательные учреждения посещали 100 % детей-инвалидов из многодетных семей, в 2014 году их доля снизилась до 82,5%. В то же время большинство родителей детей- инвалидов намерены продолжать образование своих детей. (табл.2).
Таблица 2. Намерения родителей по продолжению обучения детей-инвалидов 2011/2014 году (в процентах)
Все респонденты | в том числе проживающие в домохозяйствах | ||||||
с одним ребенком | с 2-мя детьми | с 3-мя и более детьми | в полных семьях (с обоими родителями) | в неполных семьях без других родственников | |||
Дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями, в возрасте до 15 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
в том числе родители которых ориентированы на продолжение обучения ребенком в образовательных учреждениях | 62,6 | 69,7 | 48,9 | 67,5 | 57,8 | 77,5 | |
начального или среднего профессионального образования | 17,9/
26,2 |
18,7
28,2 |
12,1/
11,4 |
28,5/
43,4 |
16,5 19,6 | 0,0
36,9 |
|
высшего профессионального образования | 25,3/
36,3 |
28,8/
41,5 |
8,7/
37,5 |
49,1/
24,1 |
18,7 38,2 | 64,6
40,5 |
|
не ориентированы на продолжение обучения ребенком в системе профессионального образования | 6,8/
1,0 |
11,8/
0,0 |
0,0
0,0 |
0,0/
4,6 |
4,8 1,5 | 0,0
0,0 |
|
затруднились ответить | 49,9/
36,4 |
40,8/
30,3 |
79,2/
51,1 |
22,4/
27,9 |
60,0/
40,7 |
35,4
22,5 |
С 2011 до 2014 доля родителей с такими намерениями значительно возросла. Интересно, что больше всего родители из многодетных семей хотят дать своим детям высшее образование. Меньше всего вопросы продолжения образования волнуют родителей у которых 2 ребенка: в 2011г 79% этих респондентов затруднялись ответить на вопрос о продолжении образования детей, в 2014г -51,1% . Наиболее активны и заинтересованы в продолжении образования своих детей опять таки были родители из многодетных семей.
В чем причина такого снижения доли детей посещающих образовательные учреждения и повышения доли детей, не подлежащих обучению по состоянию здоровья? На наш взгляд, одной из основных причин может выступать необдуманное и слишком быстрое включение инклюзивного образования в образовательные учреждения [4]. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Дети – инвалиды и дети с особенностями развития имеют и особые образовательные потребности. Образование для такого ребенка должно быть развивающим, образовывающим и социализирующим. Им нужны индивидуализация обучения, специальные условия, расширение образовательного пространства -выход за пределы своего образовательного учреждения, дома: очень важно посещать какие-то кружки, секции, мероприятия вне своего учреждения. В настоящее время большинство образовательных учреждений не могут организовать полноценное обучение таких детей
Обеспечение права таких детей на образование возможно при решении следующих задач:
- гарантированная систематическая специальная помощь (в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования : помощь специалиста-логопеда, дефектолога, психолога)
- создание индивидуальных образовательных программ
- адекватные методы адаптации (удобный в классе ученик)
- психолого-педагогическая поддержка
Помещение детей – инвалидов в общеобразовательные учреждения без решения этих задач приводит их к переходу в категорию не подлежат обучению по состоянию здоровья. Социально-педагогическое проектирование доступной образовательной среды–эффективный способ решения поставленных задач [1].
Проектирование доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования актуально и может быть организовано усилиями администрации и педагогов. В школах искусств и в центрах дополнительного образования, расположенных в зданиях, которые изначально не были приспособлены к пребыванию детей инвалидов, возможно частичное изменение среды пребывания детей: установка пандусов, оборудование кабинетов по всем видам деятельности на нижних этажах школ, индивидуальный подход технического персонала к детям, оборудование табличками с шрифтом Брайля кабинетов, переоборудование туалетных кабинок и т.д. Некоторые изменения достаточно затратны и могут быть произведены только во время капитального ремонта, но большая часть работ по организации доступной среды не требует больших капитальных вложений. Если при разработке доступной среды у администрации есть желание помочь детям с ограниченными возможностями, тогда появляется и возможность в создания такой среды.
Для создания образовательной среды педагоги музыкального, художественного и хореографического отделения (в зависимости от интересов и способностей ребенка) разрабатывают индивидуальную образовательную программу. Эта программа основана на основной образовательной программе для данного профиля, но при этом учитывает возможности и образовательные потребности конкретного ребенка. В группах, где обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, проводятся специальные дополнительные занятия комплексной арт-терапии, сочетающие различные виды искусства. · Музыкотерапия воздействуя на эмоции, влияет на развитие образного мышления, пробуждает чувства; · изотерапия, развивает зрительное восприятие, пространственные представления; танцы укрепляют опорно- двигательный аппарат ребенка, развивают общую моторику, ориентацию в окружающем пространстве; театральное искусство объединяет и музыку, и живопись, и танец, и художественное слово, в единое действие.
Администрация совместно со специалистами центра по реабилитации детей–инвалидов проводит семинар и тренинг для преподавателей по адаптации детей с ограниченными возможностями и работе с ними, обеспечивают адекватную психолого-педагогическую поддержку ребенку –инвалиду. На данном этапе очень важно создание психологически безопасной среды для ребенка-инвалида: педагоги и администрация заведения должны иметь желание работать с такими детьми, помогать, принимать их, сопереживать. Для воспитания толерантного отношения к ребенку–инвалиду со стороны педагогов и других детей проводят беседы с обучающимися о гуманизме, равенстве всех людей; организуют просмотр и обсуждение фильмов, иллюстрирующих достижения людей с ограниченными возможностями, но обладающих при этом огромной волей, умением преодолевать себя, уникальными способностями. Может быть организована встреча с известными спортсменами, музыкантами, художниками, учеными которые несмотря на ограничения, обусловленные их физическими возможностями, достигли высоких результатов в культуре, спорте, науке.
Таким образом, создание доступной среды для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования и совместное (инклюзивное) обучение детей способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, воспитывает толерантное отношение, уважение и гуманизм у других учащихся, изменяет общественное мнение , формирует отношение к инвалидам как к полноценным людям.
Библиографический список
- Бочарников И.В. Доступная образовательная среда как объект социального проектирования [Текст]/ //Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения Материалы IV международно-практической конференции. Москва, 2013. С. 23-32.
- Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю. С. Мануйлов. – М., 1997. – 192с.
- О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы»: постановление Правительства РФ от 17.03.2011. № 175. URL: http://goo.gl/a6Iiv8 (дата обращения: 13.03.2015).
- О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) : письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6. URL:http://goo.gl/k2mysJ (дата обращения: 13.03.2015).
- Смолин О.Н.Конвенция о правах инвалидов: образование и доступная среда [Текст]/О.Н.Смолин//Человек. Общество. Инклюзия. – 2012. № 4 (12). – С. 27-35.
- СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
- Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015
- Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]/ В. А. Ясвин— М.: Смысл, 2001. – 365 с.