ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шарланова Александра Владимировна1, Погодаева Маргарита Викторовна2
1Евразийский лингвистический институт Московский государственный лингвистический университет, г. Иркутск, магистрант направления подготовки "Психолого-педагогическое образование"
2Евразийский лингвистический институт Московский государственный лингвистический университет, г. Иркутск, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, к.б.н.

Аннотация
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» государство берет на себя обязательства по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Доступная среда» призвана создать такие условия. Не смотря на это, в образовательных учреждениях с 2011 г. по 2014г. снизилась доля детей инвалидов. Основная причина снижения - отсутствие психолого-педагогических и материально-технических условий для инклюзивного образования. Проектирование доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования проводится усилиями администрации, преподавателей, психологов, социальных работников. Для этого в зависимости от интересов и способностей ребенка-инвалида, разрабатывают индивидуальную образовательную программу, которая базируется на основной образовательной программе для данного профиля, но при этом учитывает возможности, образовательные потребности и психофизиологическое состояние конкретного ребенка; проводятся специальные арт-терапевтические занятия.

Ключевые слова: доступная среда, индивидуальная образовательная программа, инклюзия в системе дополнительного образования, социализация инвалидов


ARRANGEMENT OF BARRIER FREE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PHYSICALLY CHALLENGED CHILDRENS IN INSTITUTION FOR SUPPLEMENTARY EDUCATION

Sharlanova Aleksandra Vladimirovna1, Pogodaeva Margarita Viktorovna2
1Eurasian Institute of Moscow State Linguistic University, Irkutsk, master of the direction of preparation "Psycho-pedagogical education"
2Eurasian Institute of Moscow State Linguistic University, Irkutsk, associate Professor of Psychology and Life Safety

Abstract
Under the “On Education in the Russian Federation” law, the state takes liabilities for arrangement of barrier free educational environment for physically challenged pupils. “Barrier free environment for physically challenged people” national program is aimed at creation of necessary conditions for education and integration of persons with disabilities. According to the 2011-2014 statistics the percentage of disabled children in educational institutions is down. The lack of psycho-pedagogical and material and technical conditions for inclusive education is among major contributing causes. The administration, teaching-staff, psychologists, social workers arrange barrier free educational environment for physically challenged pupils in institution for supplementary education. The teaching-staff, taking into consideration interests and abilities of child, arranges educational environment and creates individual educational program, which takes into account capabilities and educational needs and psychophysiological state, based on main educational program for particular profile.

Keywords: barrier free, individual education program, institution for supplementary education, integration of persons with disabilities inclusive education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шарланова А.В., Погодаева М.В. Проектирование доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13367 (дата обращения: 23.02.2024).

Число детей инвалидов в нашей стране не уменьшается. По данным Росстата на 1 апреля 2013г. их численность составляла 573 тысячи человек, на 1 января 2014 года 582 тысячи человек, на 1 января 2015 года 590 тысяч человек [7].   Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» государство берет на себя обязательства по созданию условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями [8]. Конвенция ООН  также подтверждает права инвалидов на образование Целью Конвенции является  защита и обеспечении полного осуществления инвалидами этого и других прав и свобод человека.  Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с педагогами, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24) [5]. В инклюзивном образовании разрабатываются и реализуются  новые подходы к обучению, которые позволят  удовлетворять различные образовательные  потребности с учетом индивидуальности каждого ребенка. Доступная среда для таких детей должна быть создана как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.  Дополнительное образование дает возможность детям с особыми образовательными потребностями развивать свои способности и возможности, попробовать себя, занимаясь совместно со здоровыми детьми музыкой, художественным творчеством, спортивной, театральной и другими видами деятельности. Инклюзивное обучение в дополнительном образовании  позволяет детям- инвалидам почувствовать себя  успешными, полноценными людьми, а здоровых детей учит сочувствию, толерантности, взаимопомощи, умению строить равноправные  отношения с разными людьми.

Рассмотрим содержание понятия «доступная образовательная среда», выделив из него два составляющих: образовательная среда и доступная среда. По определению В.А. Ясвина «Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей…Под образовательной средой (или средой образования)  понимается  система  влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и простраственно-предметном окружении» [9, с. 10].   По мнению Ю.С. Мануйлова,  образовательной средой может стать любое пространство жизнедеятельности человека, если в нем опосредуются его сугубо личностные смыслы и ценности [2].

Доступная среда включает пандусы и лифты для колясочников, светящиеся табло и таблички со шрифтом Брайля
обеспечение телепрограмм субтитрами, оборудование для слабослышащих, слабовидящих, а главное – устранение барьеров в сознании общества в отношении к инвалидам и с инвалидами [6].

Таким образом, образовательная среда для обучения детей – инвалидов понимается нами как  социальные, культурные, а также специально организованные в образовательном учреждении технологические и психолого-педагогические условия, в результате взаимодействия которых происходит становление личности ребенка.

В 2011 году исполнительная власть Российской Федерации утвердила специализированную программу «Доступная среда» [3]. Программа «Доступная среда» призвана создать все необходимые условия, которые позволили бы людям с ограниченными способностями ежечасно не чувствовать свои ограничения. В документе планируется увеличение количества школ для совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов, развитие транспорта, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, снабжение большего числа телевизионных программ субтитрами.

В задачи программы входит:

  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Ожидаемые результаты реализации программы – увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности  в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2010 году до 55 процентов к 2016 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2010 году до 49,6 процента к 2016 году).

Несмотря на принятие программы «Открытая среда» по данным Росстата количество детей инвалидов посещающих образовательные учреждения уменьшилось на 13% с 2011 по 2014г.; на 2% увеличилось число детей обучающихся на дому (табл.1).

Таблица 1. Посещение общеобразовательных организаций детьми в возрасте от 9-ти до 15 лет в 2011/ 2014 году

(по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, в процентах)

 

Все респонденты

в том числе проживающие в домохозяйствах

с одним ребенком

с 2-мя детьми

с 3-мя и более детьми

в полных семьях          (с обоими родителями)

в неполных семьях  без других родственников

Дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями, в возрасте от 9-ти до 15 лет, (включая детей до 9-ти лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях)  – всего

100

100

100

100

100

100

в том числе

 

посещают общеобразовательное учреждение

82, 1/        69,0

79,0/

65,3

81,6/        67,0

100,0 /       82,5

81,2/        67,7

82,1/        61,5

обучаются на дому с прикреплением к конкретному общеобразовательному учреждению

14,9/16,7

21,0/

22,4

9,1/

16,0

0,0/        3,4

14,2/        16,4

17,9/        21,0

не подлежат обучению по состоянию здоровья

3,0/12,3

0,0/

11,5

9,2/

12,5

0,0/

14,1

4,6/

12,9

0,0/

17,5

Процент детей, не подлежащих обучению, возрос с 3 до 12,3%. Все это говорит о неэффективности организационных форм внедрения программы, отсутствии внимания руководителей образовательных учреждений к проблемам детей-инвалидов.

Интересно, что больше всего посещают образовательные учреждения дети-инвалиды из многодетных семей. Хорошо социализированные в семье, эти дети легче социализируются  и в детском коллективе. В 2011г образовательные учреждения посещали 100 % детей-инвалидов из многодетных семей, в 2014 году их доля снизилась до 82,5%. В то же время большинство родителей детей- инвалидов намерены продолжать образование своих детей. (табл.2).

Таблица 2. Намерения родителей по продолжению обучения детей-инвалидов  2011/2014 году (в процентах)

Все респонденты в том числе проживающие в домохозяйствах
с одним ребенком с 2-мя детьми с 3-мя и более детьми в полных семьях         (с обоими родителями) в неполных семьях  без других родственников
Дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями,  в возрасте до 15 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях – всего 100 100 100 100 100 100
в том числе родители которых ориентированы на продолжение обучения ребенком в образовательных учреждениях         62,6         69,7         48,9         67,5         57,8         77,5
начального или среднего профессионального образования 17,9/

26,2

18,7

28,2

12,1/

11,4

28,5/

43,4

16,5        19,6 0,0

36,9

высшего профессионального образования 25,3/

36,3

28,8/

41,5

8,7/

37,5

49,1/

24,1

18,7        38,2 64,6

40,5

не ориентированы на продолжение обучения ребенком в системе профессионального образования 6,8/

1,0

11,8/

0,0

0,0

0,0

0,0/

4,6

4,8        1,5 0,0

0,0

затруднились ответить 49,9/

36,4

40,8/

30,3

79,2/

51,1

22,4/

27,9

60,0/

40,7

35,4

22,5

С 2011 до 2014 доля родителей с такими намерениями значительно возросла. Интересно, что больше всего родители из многодетных семей хотят дать своим детям высшее образование. Меньше всего вопросы продолжения образования волнуют родителей у которых 2 ребенка: в 2011г 79% этих респондентов затруднялись ответить на вопрос о продолжении образования детей, в 2014г -51,1% . Наиболее активны  и заинтересованы в продолжении образования своих детей опять таки были родители из многодетных семей.

В чем причина такого снижения доли детей посещающих образовательные учреждения и повышения доли детей, не подлежащих обучению по состоянию здоровья? На наш взгляд, одной из основных причин может выступать необдуманное и слишком быстрое включение инклюзивного образования в образовательные учреждения [4]. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение детей-инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  и здоровых сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Дети – инвалиды и дети с особенностями развития имеют и особые образовательные потребности. Образование для такого ребенка должно быть развивающим, образовывающим и социализирующим. Им нужны индивидуализация обучения, специальные условия, расширение образовательного пространства -выход за пределы своего образовательного учреждения, дома: очень важно посещать какие-то кружки, секции, мероприятия вне своего учреждения. В настоящее время большинство образовательных учреждений не могут организовать полноценное обучение таких детей

Обеспечение права таких детей на образование возможно при решении следующих задач:

  • гарантированная систематическая специальная помощь (в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования : помощь специалиста-логопеда, дефектолога, психолога)
  • создание индивидуальных образовательных программ
  • адекватные методы адаптации (удобный в классе ученик)
  • психолого-педагогическая поддержка

Помещение детей – инвалидов в общеобразовательные учреждения без решения этих задач приводит их к переходу в категорию не подлежат обучению по состоянию здоровья. Социально-педагогическое проектирование доступной образовательной среды–эффективный способ решения поставленных задач [1].

Проектирование доступной  среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования актуально и может быть организовано усилиями администрации и педагогов. В школах искусств и в центрах дополнительного образования, расположенных  в зданиях, которые изначально не были приспособлены к пребыванию детей инвалидов, возможно частичное изменение среды пребывания детей: установка пандусов, оборудование кабинетов по всем видам деятельности на нижних этажах школ,  индивидуальный подход  технического персонала к детям, оборудование табличками с шрифтом Брайля кабинетов, переоборудование  туалетных кабинок и т.д. Некоторые изменения достаточно  затратны и могут быть произведены только во время капитального ремонта, но большая часть работ по организации доступной среды не требует больших капитальных вложений. Если при разработке доступной среды у администрации есть желание помочь детям с ограниченными возможностями, тогда появляется  и возможность в создания такой среды.

Для создания образовательной среды педагоги музыкального, художественного и хореографического отделения (в зависимости от интересов и способностей ребенка) разрабатывают индивидуальную образовательную программу. Эта программа основана на основной образовательной программе для данного профиля, но при этом учитывает возможности и образовательные потребности конкретного ребенка.  В группах, где обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, проводятся специальные дополнительные занятия комплексной арт-терапии, сочетающие различные виды искусства.  · Музыкотерапия воздействуя на эмоции, влияет на развитие образного мышления, пробуждает чувства; · изотерапия, развивает зрительное восприятие, пространственные представления; танцы укрепляют опорно- двигательный аппарат ребенка, развивают общую моторику,  ориентацию в окружающем пространстве; театральное искусство объединяет и музыку,  и живопись, и танец, и художественное слово, в единое действие.

Администрация совместно со специалистами центра по реабилитации детей–инвалидов проводит семинар и тренинг для преподавателей по адаптации детей с ограниченными возможностями и  работе с ними, обеспечивают адекватную психолого-педагогическую поддержку  ребенку –инвалиду. На данном этапе очень важно создание психологически безопасной среды для ребенка-инвалида: педагоги и администрация заведения должны иметь желание работать с такими детьми, помогать, принимать их, сопереживать. Для воспитания толерантного отношения к ребенку–инвалиду со стороны педагогов и других детей проводят беседы с обучающимися  о гуманизме,  равенстве всех людей; организуют просмотр  и обсуждение фильмов, иллюстрирующих достижения людей с ограниченными возможностями, но обладающих при этом огромной волей, умением преодолевать себя, уникальными способностями. Может быть организована  встреча с известными спортсменами, музыкантами, художниками, учеными которые несмотря на  ограничения, обусловленные их физическими возможностями, достигли высоких результатов в культуре, спорте, науке.

Таким образом, создание доступной среды  для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования  и совместное (инклюзивное) обучение детей способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, воспитывает толерантное отношение, уважение  и  гуманизм у других учащихся,  изменяет общественное мнение , формирует отношение к инвалидам как к полноценным людям.


Библиографический список
  1. Бочарников И.В. Доступная образовательная среда как объект социального проектирования [Текст]/ //Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения Материалы IV международно-практической конференции. Москва, 2013. С. 23-32.
  2. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю. С. Мануйлов. – М., 1997. – 192с.
  3. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы»: постановление Правительства РФ от 17.03.2011. № 175. URL: http://goo.gl/a6Iiv8 (дата обращения: 13.03.2015).
  4. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) : письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6. URL:http://goo.gl/k2mysJ (дата обращения: 13.03.2015).
  5. Смолин О.Н.Конвенция о правах инвалидов: образование и доступная среда [Текст]/О.Н.Смолин//Человек. Общество. Инклюзия. – 2012. № 4 (12). – С. 27-35.
  6. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
  7. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015
  9. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]/ В. А. Ясвин— М.: Смысл, 2001. – 365 с.


Все статьи автора «Margarita Pogodaeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: