УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ

Гуркина София Владимировна
Московский государственный областной университет
магистрант кафедры педагогической психологии

Аннотация
Широко известен тот факт, что многие родители сталкиваются с проблемой адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша и для родителей. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы являются наиболее важными для ее старших представителей, зависит, какими вырастут дети. Для ребенка характерно чуткое реагирование на поведение взрослых и быстрое усвоение уроков, полученных в процессе семейного воспитания. Соответственно в детский сад ребенок приходит уже с определенным багажом знаний, умений, реакций, манерой поведения полученными в семье.

Ключевые слова: адаптация ребенка, дошкольное учреждение


FEATURES OF ADAPTATION OF THE CHILD IN A PRESCHOOL INSTITUTION, DEPENDING ON THE TYPE OF FAMILY

Gurkina Sofiya Vladimirovna
Moscow Region State University
graduate student of the department of educational psychology

Abstract
It is widely known that many parents faced with the challenge of adapting the child to preschool. Receipt of a child in pre-school - a complex process, and for the most baby and parents. On how the child in the family prepared to move in the Dow, it depends for the adaptation period, and further development of the baby. From how to build relationships within the family, what values, interests are the most important for its senior representatives it depends on what the children grow up. For a child is characterized by responsiveness to the behavior of adults and quick assimilation of the lessons learned in the process of family upbringing. Accordingly, the kindergarten child already comes with a certain amount of knowledge, skills, reactions demeanor received in the family.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гуркина С.В. Особенности адаптации ребенка в дошкольном учреждении в зависимости от типа семьи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13175 (дата обращения: 29.09.2017).

Начало активному научному изучению проблемы адаптации человека было положено в начале XX века изучением физиологических процессов, которые происходят в организме животных или человека при воздействии внешних разрушающих факторов. Основоположниками научного изучения этих явлений являются У.Л. Сенпой, Г. Селье, Э. Гельгорн, И. Павлов, Л. Орбелли, Л. Лазарус и др. Однако, в течение короткого времени проблема адаптации перестала быть только физиологической, поднявшись до уровня междисциплинарной многоаспектной теоретической и практической области научного знания. На сегодняшний день, основываясь на специфике собственной сферы знаний о человеке и методах их получения, происходит выделение различными отраслями своих собственных аспектов изучения явления адаптации. Это объясняет имеющееся разнообразие определений, вариативность подходов к экспериментальному изучению, неоднозначность выделения смысловых аспектов данного феномена.

Понятие адаптации широко применяется в таких отраслях, как философия, биология, медицина, психология, педагогика, кибернетика. С.Т. Посохова [1] в своих работах перечисляет более сорока наиболее известных в отечественной литературе определений понятия адаптации. В их число входит восемнадцать определений, используемых в различных областях психологии. Вполне естественно, что выбор из них единственного всеохватного невозможен.

В Новейшем философском словаре [2] дается такое определение – адаптация (позднелат. adaptatio – прилаживание, приспособление, от лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды.

Ч. Дарвиным было установлено, что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этой поры в биологии утвердилось положение, исходя из которого адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникающее и развивающееся под воздействием трех основных факторов органической эволюции – изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Физиология и медицина подразумевает под адаптацией процесс привыкания. Конструктивный подход к решению проблемы адаптации основан также и на социальном аспекте. Социальная адаптация – способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека со средой. Способность человека быстро перестраиваться и приспособляться к меняющимся условиям обретает все более важное значение в развитии личности, работоспособности, выносливости.

Калинина Р. [3] в своей статье пишет о том, что традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация представляет собой активный процесс, результатом которого являются или позитивный исход (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативный (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Данные критерии проявляются у детей по-разному – у детей из нуклеарных семей негативные проявления достаточно сильны, изменения легко заметны, приходят в норму длительное время, то есть адаптация в большинстве своем средняя, может быть тяжелая; у детей же из родовых семей отрицательные проявления слабее и нормализуются быстрее, то есть адаптация легкая, хотя возможна и средняя. Указанные выше критерии адаптации включают в себя отрицательные и положительные эмоции.

Отрицательные эмоции зачастую являются важнейшим компонентом, который присущ практически каждому ребенку, впервые адаптирующемуся к новому организационному коллективу.

Обычно проявления варьируются от еле уловимых до депрессии. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить. И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.

Довольно часто негативные эмоции детей выражаются через палитру плача: от хныканья до постоянного. Однако, самым информативным является приступообразный плач, который свидетельствует о том, что на какой-то промежуток времени у негативные эмоции малыша неожиданно отступают на последний план, так как они вытеснены положительными эмоциями. Но, к сожалению, это лишь на время, которое длится ориентировочная реакция, пока малыш поглощен новизной.

В палитру плача есть также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает пришедших в группу «новичков», составляя с ними «плачущий дуэт» или подпевая в хоре.

Обычно дольше всех из палитры плача у ребенка держится так называемое хныканье, при помощи которого он выражает протест, расставаясь с родителями, убегающими на работу.

Страх – типичный спутник отрицательных эмоций. Навряд ли имеется ребенок, который не испытал его хоть единожды за время адаптации к детскому саду. Малышу, впервые пришедшему в детский коллектив, во всем видится скрытая угроза для его существования на свете. Отсюда многие страхи, преследующие его буквально по пятам. Малышу страшна неизвестная обстановка и встречи с незнакомыми детьми, малыш испытывает страх перед новыми воспитателями, а самый главный страх малыша – это страх  того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что мама или папа предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой. Зачастую глобальный страх ребенка провоцируется самими родителями, которые об этом и не подозревают. И этот страх является источником стресса, а приступы его можно расценивать в качестве пусковых механизмов стрессовых реакций.

Гнев: Иногда на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, прорывающийся наружу, написанный буквально на лице. При этом малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок напоминает собой «ахиллесову пяту», в связи с чем он настолько раним, что гнев может вызвать что угодно.

Положительные эмоции выступают противовесом всем отрицательным эмоциям и их главным выключателем. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются вовсе или незначительно выражены во время действия на малыша как ориентировочной реакции на «прелесть новизны». Чем легче проходит адаптация ребенка, тем раньше проявляются положительные эмоции, напоминающие первых ласточек, всем возвещающих о завершении у ребенка адаптационного процесса. У многих детей из родовых семей они появляются раньше, чем у детей из нуклеарных семей. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех являются, пожалуй, главными «лекарствами», вылечивающими большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

Социальные контакты. Уже в три года малышу обычно нравятся контакты с людьми, при этом повод для контакта выбирается самостоятельно. Коммуникабельность ребенка является благом, способствующим успешному исходу адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении некоторые малыши утрачивают и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят в одиночестве. Эта бесконтактность сменяется компромиссной контактностью, означающей то, что ребенок вдруг сам начал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она необходима ребенку лишь как выход из сложившегося положения и не предполагает улучшения общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже просит медсестру, пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

Как только малыш сумеет наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важный шаг к окончанию всего процесса адаптации у ребенка.

Познавательная деятельность – обычно верный «друг» всех положительных эмоций. Как и для них, так и для познавательной деятельности, как правило, свойственно угасание на фоне стрессовых реакций. В три года имеет место тесная взаимосвязь этой деятельности с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, часто не проявляет интереса к игрушкам и не хочет интересоваться ими. У него нет желания знакомиться со сверстниками, он не хочет понимать происходящее рядом с ним. Ребенок как будто в зимней спячке, при этом наблюдается заторможенность его познавательной деятельности. Тем не менее, как только он проснется, активность стресса снизится до минимума и в скором времени вовсе исчезнет.

Социальные навыки. При стрессовом давлении малыш обычно изменяется настолько, что способен «растерять» практически все давно усвоенные навыки самообслуживания, которые вполне успешно применялись дома. Все это способно вызвать частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, которые считают малыша в этом случае совсем не подготовленным к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Тем не менее, адаптируясь к условиям организованного коллектива, ребенок «вспоминает» вдруг забытые им навыки, при этом дополнительно к ним легко усваивает новые.

Особенности речи. Некоторым малышам при воздействии стресса свойственно изменение речи, причем не в сторону прогресса, она регрессирует. Имеет место оскудение словарного запаса малыша. При разговоре с родителями, воспитателями это проявляется в употреблении лишь младенческих или облегченных слов. Почти отсутствуют существительные. Почти отсутствуют прилагательные. Присутствуют лишь глаголы. Многосложные предложения превратились в односложные. На вопросы ребенок отвечает «телеграфным стилем». Такая речь является следствием тяжелой адаптации. При легкой адаптации изменения в речи либо отсутствуют вовсе, либо они незначительны. Тем не менее, в это время при любом типе адаптации имеет место затруднение в необходимом для этого возраста ребенка пополнении его активного словарного запаса.

Двигательная активность. Адаптационный процесс характеризуется преимущественно отклонением двигательной активности от нормы, что выражается в сильной заторможенности ребенка или его неуправляемой гиперактивности. Тем не менее, нельзя все-таки путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

Сон. В первое время наблюдается отсутствие сна у малыша, во время тихого часа малыш подобен «ваньке-встаньке». Его только уложили, а он уже сидит на кровати и плачет. Постепенно, привыкая к детсаду, ребенок начинает засыпать. Однако, это скорее не сон, так как малыш в это время беспокоен, часто всхлипывает во сне или же внезапно просыпается. Иногда возникает впечатление, что малышу снятся кошмары. Как если бы он видел свой сон по телевизору, в котором вполне отчетливо показано все, что с ним происходит. Но у фильма имеется лишь страшное начало, малышу страшно смотреть его до конца. Поэтому ребенок просыпается с плачем, прерывая сон. И только после завершения адаптации ребенка к саду, он действительно сможет спокойно уснуть во время тихого часа.

Аппетит. Чем менее благоприятно проходит адаптация ребенка, тем хуже его аппетит, который иногда и вовсе отсутствует, как будто ребенком объявлена голодовка. Намного реже встречается другая крайность, когда ребенок ест много, как будто его «волчий» аппетит хоть как-то сможет удовлетворить неудовлетворенные потребности малыша. Как только пониженный или же повышенный аппетит приходит в норму, можно говорить об убывании отрицательных сдвигов процесса адаптации, а, значит, в ближайшее время нормализуются и остальные показатели, присущие описанному выше эмоциональному портрету.

Под воздействием стресса малыш иногда худеет, но после завершения адаптации ребенок легко и быстро восстанавливает свой первоначальный вес, а в дальнейшем даже поправляется.

Анализ публикаций показывает, что в процессе адаптации задействованы образования, которые относятся ко всем уровням нервно-психической организации человека – будь то свойства нервной системы или же духовные аспекты человеческого бытия. Различными исследователями концентрация их научных интересов осуществлялась на тех или иных аспектах данного феномена, а его рассмотрение происходило под разными углами и наделялось различными смыслами. Адаптация – в качестве жизнедеятельности человека, в качестве приспособления к среде обитания, в качестве устойчивости к воздействию внешних факторов, в качестве способа самореализации человека в жизни. При этом стоит отметить, что сторонниками всех перечисленных смысловых аспектов как содержательные психологические характеристики рассматриваемого явления выделяются одни и те же свойства, качества, особенности: психофизиологические, индивидуально-типологические, личностные, поведенческие, ценностно-смысловые, мотивационные. Несмотря на разный смысл понятия адаптации, непосредственно определяющие ее факторы являются одними и теми же психологическими параметрами.

В ходе различных исследований, проведенных учеными в разных странах, Тонковой-Ямпольской Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасовой-Буковой А. [4] было выявлено три фазы адаптации:

1)       острая фаза, при которой наблюдаются разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, следствием чего являются снижение веса, частые респираторные заболевания, нарушение сна, снижение аппетита, регресс в речевом развитии, характеризуется вегетативными и гормональными сдвигами (средняя длительность составляет 1 мес.);

2)       подострая фаза, для которой характерно адекватное поведение ребенка, при котором имеет место уменьшение всех сдвигов, теперь уже регистрируемых только по некоторым параметрам в связи с замедленным темпом развития, особенно психического, относительно средних возрастных норма; характеризуется восстановлением биоритмов различных органов и систем организма, нормализацией аппетита и сна, эмоциональной стабилизацией, ребенок приспосабливается к общему режиму дня, начинает принимать участие в играх (длится 3-5 месяцев);

3)        фаза компенсации, при которой органы и системы организма работают по норме, появляются положительные эмоции, поведение становится ровным и спокойным; характеризуется ростом темпа развития, в результате детьми к концу учебного года преодолевается указанная выше задержка темпов развития.

Так же различают степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, их насчитывают три.

Существует разделение адаптации по степеням. Дети, у которых до детского сада было много контактов с разными людьми, много общения, в семье не только родители, но и другие родственники – родовые семьи, в основном легко адаптируются, дети же с небольшим опытом общения, которые в основном знают только маму и папу, и в семье кроме родителей больше никого нет – нуклеарные семьи, адаптируются сложнее, с болезнями и трудностями. Таким образом, по тому, как дети приспосабливаются к детскому саду, их делят на три основные группы по степени адаптации:

1)    Тяжелая степень адаптации.

Если адаптация ребенка не произошла в течение двух месяцев, говорят о тяжелой форме. У таких детей в 90% случаев диагностируются неадекватное поведение, невротические состояния, он часто болеет острыми респираторными заболеваниями. Как правило, тяжело адаптирующиеся дети находятся на учете у психоневролога. Поведение, сон, аппетит, речь ребенка длительное время нарушены и восстанавливаются в течение 1-2 месяцев, имеются функциональные отклонения. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка: Установление контакта с ребенком достигается лишь через родителей (в худшем случае с ребенком вообще не удается установить контакт). Переходя от одной игрушки к другой, малыш ни на чем не задерживается, вследствие чего не может развернуть игровые действия. При этом ребенок встревожен и замкнут. Услышав замечание или похвалу от воспитателя, ребенок, тем не менее, остается безучастен, или же испытывает страх, ищет поддержку у родителей. Зачастую родителям свойственно так называемое слияние с ребенком, когда их одолевают сомнения в способности малыша к освоению в детсаду. Но со временем все придет в норму, чему во многом способствует домашняя обстановка.

Ребенку, процесс адаптации у которого проходит тяжело, кроме родителей и воспитателей, может оказать помощь педиатр или узкий специалист.

2)    Адаптация средней тяжести.

В эту группу попадают дети без нервных расстройств, для них свойственны «всего лишь» частые заболевания в период адаптации ввиду «обмена» всевозможными инфекциями. Подобная «прививка» далеко не всем детям по силам – у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. Помочь снизить заболеваемость ребенка может врач. Чем раньше им буду назначены корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность того, что малыш заболеет, что, в свою очередь, приблизит адаптацию к благоприятной. Впоследствии это окажет немалое положительное влияние на адаптацию ребенка при поступлении в школу.

Поведение ребенка: Вступление ребенка в контакт происходит посредством наблюдения за привлекательными действиями воспитателя, либо включения телесных ощущений. Наблюдается постепенный спад напряженности, свойственной первым минутам. Ребенок может вступить в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Наблюдается адекватная реакция на замечания и поощрения, возможно нарушение ребенком установленных правил и норм поведения (социальное экспериментирование).

При данном типе адаптации среднее время привыкания ребенка к новому организованному коллективу составляет более месяца. Иногда адаптация сопровождается заболеванием ребенка. Однако какие-либо осложнения болезни обычно отсутствуют, что выступает как главный признак, отличающий указанный тип адаптации от неблагоприятного варианта.

3)    Легкая адаптация.

Около половины детей составляют самую благополучную группу – их поступление в детский сад и последующая адаптация проходят без особых потерь, ребенок приходит в садик более или менее с желанием. Среднее время адаптации при этом составляет 3-4 недели. Такой ребенок практически не создает хлопот, заметные у него поведенческие изменения чаще всего носят кратковременный характер и незначительны, ввиду чего ребенок не болеет.

Поведение ребенка: Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осмотревшись, останавливает на чем-либо свое внимание. При обращении к нему незнакомого взрослого, малыш смотрит ему в глаза незнакомому взрослому. Ребенок может вступить в контакт по своей инициативе, при необходимости попросит о помощи. Малыш самостоятельно находит себе занятие, может пользоваться во время игры предметами-заменителями, например, понарошку кормить куклу. При этом у ребенка отмечается бодрое или спокойное настроение, его пантомимика выразительна, эмоции довольно легко распознать. Ребенок следует установленным правилам поведения, замечание и одобрение воспитателей вызывают у него вполне адекватную реакцию, после чего поведение ребенка им корректируется. Малыш спокойно играет рядом с другими детьми, проявляя доброжелательность к ним. Тип легкой адаптации ребенка является полярным для типа тяжелой адаптации. Среднее время привыкания к новой обстановке при легкой адаптации составляет несколько недель, чаще всего – полмесяца.

Чтобы ответить на вопрос, почему именно так ведут себя дети в новых условиях, следует обратиться к накопленным в психологии знаниям об особенностях психического развития детей раннего возраста. Но так как развитие – процесс преемственный, необходимо вспомнить этап, предшествующий раннему возрасту – первые месяцы и годы жизни ребенка. М.И. Лисина [5] и ее коллеги установили решающую роль общения взрослого с ребенком в его своевременном и полноценном психическом развитии. Ребенку должно быть обеспечено прохождение через все генетически обязательные фазы его контактов с взрослыми.

В первом полугодии полноценное эмоциональное общение с взрослыми выражается в лично ему адресованном доброжелательном внимании, ласке и нежности. Вследствие этого возникают аффективно-личностные связи с взрослыми, привязанность к ним, доверчивая восприимчивость к их воздействиям и отношению. А это, в свою очередь, составляет основу познавательного развития ребенка, становления его личности, выраженных в открытости окружающему миру или в отгороженности от него.

Невозможность постоянного эмоционального общения и отсутствие привязанности к взрослым людям в ранние годы, особенно к матери и другим близким родственникам, довольно часто во взрослом состоянии приводит к неспособности ребенка создавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, играющие важную роль в психологическом развитии ребенка как личности.

Во втором полугодии жизни возникает деловое сотрудничество ребенка с взрослыми, связанное с овладением им предметной деятельности. В это время взрослый представляет собой не только источник тепла и благожелательности, но и становится партнером сначала по совместным действиям с предметами, а потом и по игре, образцом для подражания, ценителем мнений ребенка.

В сравнении с эмоциональным общением практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к контактам с определенным человеком. При этом между двумя партнерами возникает новое звено – предмет, отвлекающий малыша от того, с кем он общается. Естественно, что ребенок более предпочитает игру с близким ему человеком, нежели с незнакомым. Но если он умеет налаживать деловые контакты с людьми, то быстро привыкнет к чужому, включая его в новые отношения, которые не требуют особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения является необходимым. Только она является залогом успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст, залогом благополучного самочувствия.

Задача взрослого заключается в обучении ребенка совместным действиям. Взрослым при этом поощряются любые успехи ребенка, а его инициатива не подавляется. Только в таком случае партнеры постепенно меняются местами: ребенок выступает как инициатор нового типа общения.

Итак, высокий уровень развития предметной деятельности выражается в умении налаживать деловые контакты с взрослыми. Отсюда исходит благополучное эмоциональное ощущение во время пребывания в детском саду, а в совокупности – быстрая адаптация.

Действительно, исключительно важную роль играет подготовка ребенка к поступлению в детский сад (ясли), развитие у него потребности в общении с взрослыми и детьми, а также формирование навыков общения, необходимых для удовлетворения этой потребности.

Родителями довольно часто сужается круг общения маленького ребенка, в который в этом случае входят лишь члены семьи, более всего это прослеживается в семьях нуклеарного типа (в расширенных семьях наоборот – много контактов с разными людьми). Поэтому дети, которые воспитываются в таких условиях, относятся с опаской к посторонним людям. Отсюда самый распространенный в конце первого года жизни страх – это страх перед незнакомыми людьми. При приближении незнакомца ребенок восьми месяцев морщит лицо, переводит взгляд с него на мать и через несколько секунд начинает плакать. Если незнакомец подойдет к малышу медленно, заговорит с ним мягко, начнет с ним играть, возможно, малыш не проявит никакого беспокойства. Однако, с высокой степенью вероятностьи ребенок испугается, если человек, которого он видит впервые, приблизится к нему быстрым шагом, будет вести себя слишком неприветливо или наоборот, попытается взять ребенка на руки.

Страх этот можно объяснить тем, что ребенок, сравнивая схемы знакомых ему лиц с впечатлением о незнакомце, не может соотнести их. Чем старше ребенок, тем он быстрее распознает отличие.

Бывают случаи, когда родители ребенка вызывают у него отрицательное отношение к посторонним: «Вот дядя придет, тебя заберет»; «Видишь, какая нехорошая тетя. Отдам тебя ей, если будешь плакать», – говорят иногда малышу родители, не понимая, какой вред наносят этим.

Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителями, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми, приводят к нежеланию и неумению детей устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. А при поступлении ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему необходимо более длительное время для привыкания и избавления от страха перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают малышу правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение узким кругом семьи. Для расширенных семей это характерно, так как родители часто общаются, прибегают к помощи разных людей – родственников, соседей, друзей, чтобы те побыли с ребенком в отсутствие родителей, поиграли при необходимости. При условии соблюдения необходимых гигиенических требований целесообразным является расширение круга общения ребенка уже на первом году жизни. Полезно, если гостья семьи подержит младенца на руках, позабавит его, сначала в присутствии матери или другого близкого лица. Впоследствии нужно оставить малыша на непродолжительное время с новым человеком наедине. Всем своим поведением, улыбкой, словами выразить расположение к тому лицу, в общение с которым родители хотят вовлечь ребенка. Постепенно следует расширять круг лиц, которые вступают в контакт с ребенком, увеличивать продолжительность пребывания ребенка без близких.

Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, в детском саду легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у таких детей протекает легче и менее продолжителен по сравнению с детьми, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому у воспитателя появляется возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Несмотря на то, что первое время малыш все же стремится постоянно находиться рядом с воспитателем, постепенно его самостоятельность возрастает, что позволяет ему не следовать постоянно за воспитателем, а самому находить себе занятие, выбирать игрушки.

Контакты детей с ровесниками складываются позже, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними. Ребенок узнает и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребенком, а затем – и совместно. Побуждение ребенка к контактам со сверстниками является целесообразным только после возникновения у него доверия и расположения к воспитателю. Если малыш боится взрослого, а тот берет плачущего ребенка за руку и ведет к играющим детям, то, скорее всего, ребенок испугается еще больше. Так как опыта общения с детьми у него также еще нет. Скорее всего, он не видел так много детей одновременно.

Наиболее легко привыкание к условиям детского сада проходит у тех детей, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками. Примером являются расширенные семьи, в которых дети контактируют с братьями, сестрами, с детьми друзей родителей и других родственников. Даже самые маленькие дети знают родственников и близких людей, охотно остаются с любым из них, если матери надо отлучиться. Детям постарше самим нравятся контакты (игры, общение) с родственниками и друзьями. Таким образом, детьми из этих семей приобретается опыт общения с взрослыми и сверстниками, помогающий им легко адаптироваться при поступлении в дошкольное учреждение. Детям из нуклеарных семей сложнее, потому как они обладают опытом общения преимущественно только с родителями, иногда с соседями или друзьями, то есть контакты с посторонними практически отсутствуют.

К четырем месяцам ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход. В семь месяцев реакция на уход матери сопровождается отчетливым беспокойством, что в ряде случаев классифицируется как страх. Беспокойство проявляется в возбуждении, плаче, расстройстве стула или, наоборот, заторможенности, безучастности, потере аппетита. В восемь месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, что выражается в его беспокойстве, плаче, ребенок старается прижаться к матери, подчеркивая, таким образом, свою привязанность к ней. Появление категории «другого» указывает на последующую дифференциацию «я» в структуре социальных, теперь уже межличностных отношений. Период настороженного аффективного восприятия другого лица как «лишнего» длится относительно недолго. Уже в один год и два месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых для него взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение нескольких месяцев заметна повышенная смущаемость (застенчивость) при встречах с незнакомыми людьми.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются чужих взрослых, но лишь при их доброжелательном отношении. При уходе матери у них еще до двух с половиной лет, особенно у мальчиков, обнаруживается некоторое волнение, однако дети достаточно быстро успокаиваются, так как уже знают, что мать вернется.

В расширенных семьях дети быстрее находят общий язык с разными людьми, так как в жизни семьи участвуют и родственники, также часто присутствуют другие люди (соседи, знакомые с работы, друзья). В нуклеарных же семьях чаще всего общение с посторонними сведено на минимум, и малыш знает только своих родителей.

При разлуке с матерью (или другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения) ощущение тревоги и неуверенности часто дополняется чувством покинутости, брошенности. Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда ведут себя недопустимым образом, как бы проверяя, насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет больше его видеть, а заодно и эта новая тетя, с которой его оставляют, определив таким образом добрая она или злая, любит его или нет.

Естественно, можно сделать вывод, что, сколько детей, столько и вариантов адаптации, потому что каждый ребенок индивидуален и реакции на одну и ту же ситуацию могут быть разными, но есть и общие черты и моменты, которые влияют на ребенка и вызывают определенные ответные сигналы. В частности, это привычки, манера поведения, умение общаться, находить выход в разных ситуациях, которые приемлемы и которые используются в семье, в которой малыш живет и получает первые знания; и то какая семья, так и будет успешно или не очень проходить общение с чужими людьми, адаптация к новым условиям, тем более привыкание к детскому саду, ведь это первая сложная ступень для ребенка. Нуклеарная семья или расширенная – естественно это оказывает влияние на адаптацию ребенка к детскому саду, понятно, что родители любят своих детей независимо от типа семьи, но разные типы – это разный подход к воспитанию, разный круг общения, свои сложности, минусы и плюсы. Ребенок это все принесет с собой в детское учреждение и будет бороться со сложностями в процессе адаптации, кто-то легче все перенесет, а кто-то тяжелее, ведь то, что было приобретено в семье, уже стало привычным, и, исходя из этого, каждый малыш будет изменять разное количество привычек, ломать стереотипы поведения, приобретать что-то новое.


Библиографический список
  1. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. – СПб.: Изд. РГПУ, 2001.
  2. Кондрашов В. Новейший философский словарь. – М.: Феникс, 2008.
  3. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. – 1998. -№ 4. – С.9-10.
  4. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. – N1. – с.34 – 37.
  5. Социальная адаптация детей в дошкольных учрждениях/Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидг-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М., 1980.
  6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.


Все статьи автора «Гуркина София Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: