УДК 808

ВЛИЯНИЕ РЕЧИ ПУБЛИЧНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НА РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА

Ли Ирина Алексеевна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена важной проблеме влияния средств массовой информации на жизнь и культуру общества. Речевой портрет общества формируется благодаря «эталону», который задают современные СМИ и Интернет.

Ключевые слова: Интернет, культура речи, масс-медиа, публицистика, речь, средства массовой информации, язык


INFLUENCE OF THE SPEECH OF PUBLIC FIGURES ON SPEECH CULTURE OF SOCIETY

Li Irina Alekseevna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to an important problem of influence of mass media on life and culture of society. The speech portrait of society is created thanks to "standard" which is set by the modern mass media and the Internet.

Keywords: Internet, journalism, language, speech, standard of speech


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Ли И.А. Влияние речи публичных деятелей на речевую культуру общества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13168 (дата обращения: 29.09.2017).

Культура речи – область духовной культуры, связанная с применением языка: качества речи, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.

Термин «культура речи» наглядно демонстрирует уровень развития, достигнутый обществом, в сфере речевого пользования [2]. Это не только духовная культура человека и уровень его интеллектуального развития, но и свидетельство таких ценностей, как духовное наследие и культурное достояние человечества.

СМИ – основной информационный  канал в современном обществе. Современная молодежь незначительную часть информации получает через печатные периодические издания, главный источник – телевидение и Интернет, прочно вошедшие в жизнь молодого поколения [2].

Телевизионные выступления относятся к жанру публицистики. Они раскрывают общественно-политические, экономические и культурные отношения. Выступления по телевидению должны отличаться достоверностью, точностью фактов, строгой обоснованностью. В то же время для них характерны эмоциональность, призывность и общедоступность. Данные требования относятся не только к телевыступлениям, но и к любым публичным выступлениям, рассчитанным на широкую аудиторию. Речь публичных людей – образец для подражания. Именно публичные люди формируют речевую культуру в современной России.

Публичность, как грань профессионализма, ставит человека в позицию, когда он почти постоянно «на виду». К нему присматриваются, его поведение обсуждают, слова обдумывают, мнение критикуют. Человек публичный, волей или неволей, является образцом для окружающих.

Проблема культуры речи на телевидении, радио, в периодических изданиях очень важна и актуальна [4]. Она в равной степени должна  волновать не только редакторов, но и дикторов, комментаторов, корреспондентов, обозревателей, актеров-исполнителей – словом, всех тех, кто причастен к выпуску передач и фильмов в эфир.

Значение телевидения, радиовещания, Интернета в пропаганде высокой культуры устной речи, в частности, нормативного произношения и ударения,  трудно переоценить. И особая роль в этой работе, безусловно, принадлежит публичным людям, которые дают интервью, комментируют события, высказывают собственную точку зрения. К сожалению, очень часто их речь не является образцом правильного литературного произношения [5]. В настоящее время телевидение и Интернет заполнены развлекательными и псевдонаучными передачами, низкопробными фильмами, которые изобилуют ненормативной лексикой, неграмотной речью и повальным заимствованием иностранных слов. Погоня за высоким зрительским рейтингом, от которого зависит цена размещения коммерческой рекламы, заставляет телевизионщиков и владельцев сайтов пропускать в эфир мат, тексты с речевыми ошибками, сея среди современной молодежи безграмотность и внедряя моду на нецензурные выражения, английский сленг и слова-паразиты [6].
Мы видим, как размываются нормы языка и нормы речевого этикета. Вместо подлинной культуры речи населению навязывается суррогат, который стал элементом «массовой культуры». Люди забывают, насколько русский язык красив и выразителен.
Я считаю, публичный человек обязан внимательно, бережно относиться к слову. Забота о слове – дело тонкое, кропотливое, разностороннее. Слово – это универсальное орудие, тонкий инструмент. Именно такое отношение к слову должен воспитывать в себе каждый.

Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Наша нынешняя речь не предполагает уважения к собеседнику. То есть мы не хотим, чтобы он уважал нас за грамотное изложение мысли. Мы ценим умение поставить этого собеседника на место или  признание нашего благосостояние. И это самое серьезное последствие общественных перемен последнего двадцатилетия. Грамотность и образованность как ценности не пропагандируются в современном обществе, так как пренебрегаются публичными людьми.
Есть такие сферы нашей жизни, где следует насаждать норму насильственным образом. Радио, телевидение, печатная пресса должны стать культурными центрами. Изначальное назначение СМИ было не только информировать аудиторию, но и обучать.
Низкий уровень культуры речи должен вызвать искреннюю тревогу каждого культурного россиянина, так как идет посягательство на самое ценное, что есть у народа – его родной язык.


Библиографический список
  1. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск: Перемена, 2006. С. 3-16.
  2. Кочнова К.А. Языковой облик Интернет-среды // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. М.: ООО «АР-Консалт», 2014. С. 69-71.
  3. Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка: Очерк изменений в русском языке конца ХХ века. Воронеж-Пермь, 1998
  4. Кочнова К.А. Речевая культура интернет-среды // Актуальные проблемы обучения русскому языку, культуре речи и дисциплинам специализации. Нижний Новгород, 2014. С.78-80.
  5. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. М., 1995. 128 с.
  6. Кочнова К.А. Особенности языка средств массовой информации последнего десятилетия // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.176-179.
  7. Седов К. Ф. Дискурс и личность. Эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 304 с.
  8. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис… канд. филол. наук. Саратов, 2006. 30 с.
  9. Чанчина А.В. Слова с уникальными корнями в синхронии и диахронии // Русское слово: диахронический и синхронический аспекты. Орехово-Зуево: ОЗГПИ, 2003. С. 285-288.


Все статьи автора «qws»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: