ВЫСШАЯ ШКОЛА КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Хизбуллина Радмила Радиковна
Казанский государственный энергетический университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права

Аннотация
В представленной статье рассматриваются особенности социализации молодежи, ее профессионального становления в рамках высшей школы. С методологических позиций выявляются особенности социально-профессиональной социализации, как процесса вхождения индивида в профессиональное сообщество, роль коллектива предприятия, как социально-профессиональной группы в стадии формирования молодого специалиста.

Ключевые слова: адаптация, высшая школа, компетенции, молодежь, образование, профессиональная среда, социально-профессиональная социализация, труд


THE HIGHER SCHOOL AS STAGE OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUTH: METHODOLOGICAL ASPECT

Khizbullina Radmila Radikovna
Kazan State Power Engineering University
PhD in social science, assistant professor of the department of sociology, political science and law

Abstract
In the presented article features of socialization of youth, its professional formation within the higher school are considered. Features of methodological positions show social and professional socialization as process of entry of the individual into professional community, role of staff of the enterprise, as social and professional group in a stage of formation of the young specialist.

Keywords: adaptation, competences, education, professional environment, social and professional socialization, the higher school, work, youth


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Хизбуллина Р.Р. Высшая школа как этап профессиональной социализации молодежи: методологический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13156 (дата обращения: 22.02.2024).

Социально-профессиональная социализация является формой включения личности в общество и в социально-организованной труд, а потребность в профессиональной социализации входит в систему социальных потребностей личности. С точки зрения Р.Мертона [1, с. 65-73], процесс социализации определен как результат активного сочетания деятельности субъекта и социальной среды, где успешная адаптация, будучи частью процесса социализации, предполагает совпадение требований и ожиданий социума и установок личности, а также его поведения в социальной группе.

Социальная группа, являясь совокупностью людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности, выступает в качестве «социальной ниши», обеспечивающей личности определенный уровень комфорта в процессе социализации [1]. Значит, молодой специалист должен быть ориентирован на инерционный и инерционно-мобильный тип для более успешной реализации профессионально-трудовой карьеры.

В рамках социально-профессиональной социализации молодых специалистов процесс усвоения профессиональных норм и компетенций можно условно разделить на 2 этапа:

1. образовательный этап высшей школы, который формирует теоретико-профессиональные знания, умения и навыки молодого специалиста;

2. профессиональная среда как этап в процессе формирования профессиональных компетенций молодого специалиста.

Образование как этап в системе профессиональной социализации должен выполнять ряд основополагающих функций в процессе профессионального становления молодого специалиста [2]:

1. формирование профессиональных установок и ценностных ориентиров на осуществление профессиональной деятельности;

2. трансляция профессиональной культуры передача поколениями моральных ценностей и правил поведения, присущих профессиям;

3. социально-профессиональная селекция.

Рассуждая о социально – профессиональной социализации с позиций включения молодого специалиста в профессиональную деятельность, следует особо отметить  ведущую функцию института образования, которая направлена на формирование у молодого специалиста  профессиональных представлений и установок в системе профессиональных поведенческих стратегий [4].

Система образования определяет вектор развития современного общества, его прогресс или регресс. Качество высшего профессионального образования определяет темпы технологического, экономического и социального развития. Институт образования сегодня является частью общества, а потому цели и задачи высшего профессионального, в целом, определяют вектор развития общества в целом.

Известно, что значительная роль в процессе профессиональной социализации молодежи отводится высшей школе в структуре образовательной системы. Другими словами, именно на вузы ложится миссия с социально-профессионального становления современной молодежи.

Институт высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, существовавший во времена СССР, связывал  «в единый учебный процесс теорию и практику с таким расчётом, чтобы каждая ступень производственной практики была подчинена прохождению соответствующей части теоретического курса» [3]. В советской системе подготовки специалистов для энергетики существовала взаимосвязанная структура технических вузов, ссузов, ПТУ и УПК, готовящих кадры по энергетическим специальностям. Студенты, окончившие дневную форму обучения, распределялись для работы на энергопредприятиях в плановом порядке с обязательной отработкой не менее трех лет. Заявки на специалистов подавались от достигнутого уровня, то есть по прошлым годам. Что касается заочной и вечерней форм обучения, то, в основном, их численность состояла из студентов, работающих на предприятиях отрасли, призванных получить профильное высшее образование. Цель структурно-организованной системы подготовки инженерно-технических кадров во главе с Минэнерго СССР, в том числе, направления переподготовки и повышения квалификации  (Всесоюзный институт повышения квалификации специалистов для энергетики (ВИПКэнерго)) заключалась в планомерном обеспечении и подготовке кадров для энергоотрасли. В связи с глобальными трансформационными изменениями в советском и далее российском обществе указанная система была ликвидирована, а реорганизованная ВИПКэнерго- в ИПК (Институт повышения квалификации), но, сохраненная под первоначальным названием, привела к трансформации единой целостной системы подготовки инженерных кадров для энергоотрасли [5].

В изменившихся условиях социально-профессиональной среды изменились и базисные институциональные характеристики социально – профессиональной социализации молодых специалистов. Это привело к возникновению различий в программах профессиональной подготовки системы образования. В данной связи возникает вопрос о будущем молодых специалистов, так как изменения, вносимые в новый государственных стандарт по подготовке специалистов технических специальностей, рассчитываются с учетом требований сегодняшнего дня и на долгосрочную перспективу.

Таким образом, процесс социально-профессиональной социализации будет настолько успешен, насколько, формируемая еще на этапе высшей школы профессиональная компетентность специалистов будет зависеть от степени выраженности их мотивации, основанной на интересе к профессии и последующего трудоустройства. Соответственно, детерминация зависимости процесса и результата профессиональной социализации будущих специалистов в период приобретения профессиональных компетенций в вузе от мотивационных факторов является базой для формирования решений по увеличению социализирующей роли высшей школы и реализации последующей  диагностики процесса профессиональной социализации молодых специалистов.


Библиографический список
  1. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социологические исследования. — 1992. — №3. — С. 65-73.
  2. Третьякова Ю.А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис. … канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. – Ростов н/Д, 2001.
  3. Производственная практика // Большая советская энциклопедия. – М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия, 1989 / [http://bse.sci-lib.com] (дата обращения 21.09.2010).
  4. Хизбуллина Р.Р. Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект. – Молодой ученый. – 2014. – №5(64). – С.445-447.
  5. В энергетике должны работать специалисты // Рынок Электротехники». – 2006. – №2. Режим доступа: [http://www.marketelectro.ru]  (дата обращения 14.08.2010).

 

 



Все статьи автора «Хизбуллина Радмила Радиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: