Социально-профессиональная социализация является формой включения личности в общество и в социально-организованной труд, а потребность в профессиональной социализации входит в систему социальных потребностей личности. С точки зрения Р.Мертона [1, с. 65-73], процесс социализации определен как результат активного сочетания деятельности субъекта и социальной среды, где успешная адаптация, будучи частью процесса социализации, предполагает совпадение требований и ожиданий социума и установок личности, а также его поведения в социальной группе.
Социальная группа, являясь совокупностью людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности, выступает в качестве «социальной ниши», обеспечивающей личности определенный уровень комфорта в процессе социализации [1]. Значит, молодой специалист должен быть ориентирован на инерционный и инерционно-мобильный тип для более успешной реализации профессионально-трудовой карьеры.
В рамках социально-профессиональной социализации молодых специалистов процесс усвоения профессиональных норм и компетенций можно условно разделить на 2 этапа:
1. образовательный этап высшей школы, который формирует теоретико-профессиональные знания, умения и навыки молодого специалиста;
2. профессиональная среда как этап в процессе формирования профессиональных компетенций молодого специалиста.
Образование как этап в системе профессиональной социализации должен выполнять ряд основополагающих функций в процессе профессионального становления молодого специалиста [2]:
1. формирование профессиональных установок и ценностных ориентиров на осуществление профессиональной деятельности;
2. трансляция профессиональной культуры передача поколениями моральных ценностей и правил поведения, присущих профессиям;
3. социально-профессиональная селекция.
Рассуждая о социально – профессиональной социализации с позиций включения молодого специалиста в профессиональную деятельность, следует особо отметить ведущую функцию института образования, которая направлена на формирование у молодого специалиста профессиональных представлений и установок в системе профессиональных поведенческих стратегий [4].
Система образования определяет вектор развития современного общества, его прогресс или регресс. Качество высшего профессионального образования определяет темпы технологического, экономического и социального развития. Институт образования сегодня является частью общества, а потому цели и задачи высшего профессионального, в целом, определяют вектор развития общества в целом.
Известно, что значительная роль в процессе профессиональной социализации молодежи отводится высшей школе в структуре образовательной системы. Другими словами, именно на вузы ложится миссия с социально-профессионального становления современной молодежи.
Институт высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, существовавший во времена СССР, связывал «в единый учебный процесс теорию и практику с таким расчётом, чтобы каждая ступень производственной практики была подчинена прохождению соответствующей части теоретического курса» [3]. В советской системе подготовки специалистов для энергетики существовала взаимосвязанная структура технических вузов, ссузов, ПТУ и УПК, готовящих кадры по энергетическим специальностям. Студенты, окончившие дневную форму обучения, распределялись для работы на энергопредприятиях в плановом порядке с обязательной отработкой не менее трех лет. Заявки на специалистов подавались от достигнутого уровня, то есть по прошлым годам. Что касается заочной и вечерней форм обучения, то, в основном, их численность состояла из студентов, работающих на предприятиях отрасли, призванных получить профильное высшее образование. Цель структурно-организованной системы подготовки инженерно-технических кадров во главе с Минэнерго СССР, в том числе, направления переподготовки и повышения квалификации (Всесоюзный институт повышения квалификации специалистов для энергетики (ВИПКэнерго)) заключалась в планомерном обеспечении и подготовке кадров для энергоотрасли. В связи с глобальными трансформационными изменениями в советском и далее российском обществе указанная система была ликвидирована, а реорганизованная ВИПКэнерго- в ИПК (Институт повышения квалификации), но, сохраненная под первоначальным названием, привела к трансформации единой целостной системы подготовки инженерных кадров для энергоотрасли [5].
В изменившихся условиях социально-профессиональной среды изменились и базисные институциональные характеристики социально – профессиональной социализации молодых специалистов. Это привело к возникновению различий в программах профессиональной подготовки системы образования. В данной связи возникает вопрос о будущем молодых специалистов, так как изменения, вносимые в новый государственных стандарт по подготовке специалистов технических специальностей, рассчитываются с учетом требований сегодняшнего дня и на долгосрочную перспективу.
Таким образом, процесс социально-профессиональной социализации будет настолько успешен, насколько, формируемая еще на этапе высшей школы профессиональная компетентность специалистов будет зависеть от степени выраженности их мотивации, основанной на интересе к профессии и последующего трудоустройства. Соответственно, детерминация зависимости процесса и результата профессиональной социализации будущих специалистов в период приобретения профессиональных компетенций в вузе от мотивационных факторов является базой для формирования решений по увеличению социализирующей роли высшей школы и реализации последующей диагностики процесса профессиональной социализации молодых специалистов.
Библиографический список
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социологические исследования. — 1992. — №3. — С. 65-73.
- Третьякова Ю.А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис. … канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. – Ростов н/Д, 2001.
- Производственная практика // Большая советская энциклопедия. – М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия, 1989 / [http://bse.sci-lib.com] (дата обращения 21.09.2010).
- Хизбуллина Р.Р. Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект. – Молодой ученый. – 2014. – №5(64). – С.445-447.
- В энергетике должны работать специалисты // Рынок Электротехники». – 2006. – №2. Режим доступа: [http://www.marketelectro.ru] (дата обращения 14.08.2010).