На протяжении веков, изучая взаимоотношения и связи личности, общества и государства, ученые, представляющие различные научные отрасли, выдвигали всевозможные теории происхождения института муниципального управления – звена, посредством которого и возможна эта связь. К первой половине XIX века оформились несколько самостоятельных теорий, объясняющих происхождение местного самоуправления как средства диалога государства и общества.
Целью данной статьи является систематизация взглядов на теории происхождения института местного самоуправления, а также их классификация. Главными задачами, являются упорядочивание знаний о теориях происхождения местного самоуправления, их группировка, и предложение собственного (авторского) определения института муниципальной власти.
При выделении теорий и определении их количества мнения мыслителей расходятся. Попытаемся вкратце обозначить основные из теорий.
Теория свободной общины.
Была разработана немецкими учеными и призвана разрешить проблемы положения в отношениях с центральной властью. Главным результатом являлось ограничение вмешательства государства в дела общины [4]. А так как исторически появление общины зафиксировано намного раньше становления государственности, то, следовательно, муниципальная политика должна строиться на уважении свободы общинного управления, признания естественного права местного сообщества на решение собственных вопросов.
К числу основных аспектов теории относятся:
- Избираемость членами общины органов института местного самоуправления;
- Разграничение общинных вопросов ведения и полномочий, делегированных общине государством;
- Невмешательство органов государственного управления в собственную компетенцию общины.
Теория общественного управления.
Общественно-хозяйственная теория, как и рассмотренная выше, противопоставляет государство и общество. Хозяйственная природа деятельности органов местного самоуправления ставится на первый план в контексте принципов общественной теории. Согласно мнениям сторонников данной теории, самоуправление – заведывание делами местного хозяйства, представляющее собой негосударственную форму деятельности.
В России хозяйственной теории широкое распространение дал Н.И. Коркунов, определяя ее как предоставление местному сообществу самостоятельности в ведении собственных интересов, а также невмешательство государственных органов в дела самоуправления.
К числу основных аспектов теории относятся:
- Невмешательство государственных органов в хозяйственные дела общины;
- Одновременное сосуществование на местном уровне органов правительства и самоуправляющихся местных единиц;
- Преимущество хозяйственной природы в деятельности институтов местной власти.
Государственная теория местного самоуправления.
Разработанная Л. Штейном и Р. Гнейстом государственная теория базируется на том, что органы местного самоуправления, по существу, являются органами государственного управления, с правительственным регулированием их компетенции.
В России теорию развивали В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Г. Михайловский и др. Согласно их мнению, местное самоуправление рассматривается в качестве децентрализованной формы государственного управления [1]. Следовательно, источником управления на местах является государственная власть.
К числу основных аспектов теории относятся:
- Самоуправление общины – одна из форм государственного управления;
- Вопросы компетенции органов местного самоуправления имеют ту же природу, что и государственные вопросы;
- Организация муниципального управления строится на основании закона;
- Усиление государственного контроля деятельности институтов управления на местах.
Теория дуализма.
По утверждению авторов данной теории муниципальные органы при осуществлении управленческих функций выходят за рамки местных интересов и тогда должны действовать как инструмент государственной администрации.
Проявление двойственной природы местного самоуправления, по нашему мнению, заключается в сочетании государственного и общественного начал. А также, органы местного самоуправления составляют единое целое с государством при решении государственных задач на местном уровне, но в вопросах муниципального значения органы местной власти имеют значительную самостоятельность.
К числу основных аспектов теории относятся:
- Наличие местного и общественного интересов и необходимость их сочетания;
- Делегирование полномочий государства муниципальным органам для их реализации на местном уровне;
- В некоторых случаях, невозможность разделения общегосударственных и собственно местных дел.
Теория социального обслуживания.
Сторонники этой теории, приоритетной задачей муниципалитетов ставят социальное обслуживание населения, а также улучшение благосостояния жителей [5]. Все иные функции уходят на второй план, либо отвергаются.
Классификация теорий местного самоуправления, по-прежнему является темой общественных дисскусий. Попытаемся предложить свою систематизацию теорий происхождения институтов муниципального самоуправления.
Обозначенные теории можно сгруппировать в два ряда по принципу государственного регулирования (участия).
Тогда к первой группе можно отнести теорию свободной общины и теорию общественного управления, в соответствии с их положениями об увеличении прав общины и ограничении вмешательства государства в дела местных органов власти. С учетом требования более четкого разграничения компетенций правительственных органов и муниципального регулирования.
Следовательно, ко второй группе относятся государственная теория местного самоуправления и теория дуализма. Т.к. в них позиционируется подобие органов местного самоуправления органам государственной администрации. Муниципальное управление рассматривается как особая форма регулирования общества с государственным «характером».
На сегодняшний день существует и множество определений местного самоуправления, и каждый автор по-своему объясняет понятие муниципальной власти [3]. На основе анализа вышеперечисленных теорий, попытаемся показать собственную точку зрения в определении МСУ.
Местное самоуправление – совокупность социальных институтов, обеспечивающих организацию власти на локальном уровне. А именно, система взаимодействия граждан и государства, предоставляющая самостоятельное принятие решений муниципального значения гражданским обществом.
Библиографический список
- Батычко В.Т. Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества//конспект лекций//Муниципальное право//ТТИ ЮФУ. – 2010. – С. 2.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), [Электронный ресурс], – URL: http://www.constitution.ru/.
- Шегаев И. С. Проблемы становления и развития института местного самоуправления в условиях современной России: автореферат дис. … кандидата политических наук: 23.00.02 / Московский государственный областной университет. - Москва, 2013. - 23 с.
- Шегаев И.С., Полозов А.Г. Новейший политологический глоссарий: основные категории, понятия, термины. – М.: Перо, 2015. – 242 с.
- Шустов В.Г. Теории местного самоуправления: политологический контекст // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, №2 2013, С. 2-3.