УДК 004

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА ДЛЯ УЧЕНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СЕРВИСОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Новикова Ирина Николаевна1, Георгиевских Наталья Валерьевна2, Туркова Екатерина Сергеевна3
1ФГБОУ ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова, старший преподаватель, кафедра Бизнес-Информатики и Информационных Технологий, преподаватель информатики МОУ Гимназия №18 г. Магнитогорска
2ФГБОУ ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова, студентка
3ФГБОУ ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова, студентка

Аннотация
В данной статье описывается проблема недостатка в знаниях учащихся старших классов о сервисах, предоставляющих государственные услуги. Знание об этих сервисах уже сегодня может пригодиться ученикам. Разработанный образовательный веб-квест по популяризации сервисов государственных услуг способствует в усвоении таких знаний. Сюжет разработанного веб-квеста построен на основе фильма «Мстители», что будет интересно учащимся.

Ключевые слова: веб-квест, государственные услуги, Единый портал, образовательный веб-квест, ученики старших классов, Электронная Россия


DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL WEB QUEST FOR HIGH SCHOOL STUDENTS TO PROMOTE SERVICES, PUBLIC SERVICE PROVIDER

Novikova Irina Nikolaevna1, Georgievskih Natalia Valerevna2, Turkova Ekaterina Sergeevna3
1Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, senior lecturer, Department of Business Informatics and Technology Infrmatsionnyh, IT-teacher for Gymnasium №18 of Magnitogorsk
2Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, student
3Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, student

Abstract
This article describes the issue of lack of knowledge of pupils of the senior classes of services that provide a public service. Knowledge about these services today can be useful to the students. Developed educational web-quest to popularize the services of public services contributes to the assimilation of such knowledge. The plot developed a web-quest based on the movie "the Avengers" that will be interesting to students.

Keywords: E-government services, educational web quest, high school students, Single portal, web-quest


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова И.Н., Георгиевских Н.В., Туркова Е.С. Разработка образовательного веб-квеста для учеников старшей школы по популяризации сервисов, предоставляющих государственные услуги // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13136 (дата обращения: 11.01.2018).

В рамках проекта «Электронная Россия» был создан Единый портал, предоставляющий услуги. Единый портал входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. На портале предоставлены различные услуги, начиная с получения паспорта и заканчивая записями приема к врачу. Информация на портале актуализируется ежедневно [1].

По статистике количество потребителей электронных сервисов растет. Общее количество посетителей с 2015 года составляет более 96 млн. В среднем число пользователей портала составляет 350 тыс. человек в месяц [2]. Мы провели опрос старшеклассников общеобразовательных школ. Учащимся предлагалось ответить на такие вопросы:

  1. Слышали ли Вы что-нибудь о Едином портале, предоставляющем государственные услуги?
  2. Пользовались ли Вы таким порталом?
  3. Какими услугами Вы пользовались?

Он показал, что только 20% школьников знают или просто слышали, и только 5% пользовались такими сервисами. Все, кто пользовались порталом, сказали, что было достаточно легко найти нужную им информацию.

Единый портал доступен любому пользователю сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам [3].

При этом старшеклассники отмечают, что большую часть времени они находятся в сети и чаще используют игровые, поисковые и социальные сервисы. Поэтому, мы считаем, необходимым разработать такие методы знакомства, которые позволили бы, потом старшеклассникам пользоваться государственными услугами [4].

Можно провести с учащимися внеклассную беседу, игру, также рассказать в виде лекции. Но это все традиционные методы, которые сейчас являются стандартными и малоинтересны ученикам старших классов. Исследователь Г.И. Щукина отмечает: «Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность познавательной деятельности учащихся». Эффективным способом ее решения признано проведение ярких нестандартных уроков с элементами внеклассной работы [5, 6].

Сегодня, стало популярно применять в образовательных учреждениях метод веб-квеста. Образовательный веб-квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [7].

Актуальность веб-квестов заключается в том, что он помогает раскрыть «образовательный вектор» использования сетевых ресурсов. На сегодняшний день, имея доступ к сети Интернет, учащиеся не применяют все ее достоинства в полной мере. Технология веб-квеста уводит учеников от потребительского отношения к сети, побуждая их к сотрудничеству, творчеству, развивая способность работать в команде, выполнять различные социальные роли. Веб-квест направлен на формирование самостоятельности в обучении, что на сегодняшний день является не мало важным критерием обучения [8].

Главным образом веб-квест – это групповая или индивидуальная работа учащихся образовательного учреждения по нахождению решения заданной автором-учителем проблемы с помощью Интернет-ресурсов. Веб-квест – это не просто поиск информации в сети, так как обучающиеся, выполняя задание, собирают, обобщают информацию, делают выводы, проводят анализ, сформировывают и защищают свою точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний [9].

Выделяют несколько особенностей веб-квестов:

  • он может быть посвящен отдельной проблеме или теме, а может охватывать учебный предмет и даже несколько;
  • информация, которая необходима для работы с веб-квестом располагается на различных веб-сайтах;
  • итогом работы становится публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов [10].

Существуют два вида веб-квестов:

  • краткосрочные, целью которых является овладение новыми знаниями и объединение их в систему знаний. Длительность работы над таким веб-квестом составляет от одного до трех занятий;
  • долгосрочные, целью которых является овладение материалом настолько, чтобы учащийся смог создать свои задания для работы по теме. Длительность работы может быть от одной недели до месяца [11].

Формы веб-квеста могут быть:

  • Создание базы данных по проблеме.
  • Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
  • Написание интерактивной истории (учащиеся могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления).
  • Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
  • Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность [12].

Этапы создания веб-квест:

  1. Определение цели и задач веб-квеста.
  2. Разработка главного задания.
  3. Описание главных ролей участников.
  4. Подготовка списка информационных ресурсов, которые понадобятся учащимся для выполнения задания.
  5. Подробное описание задач, которые будут выполняют те или иные роли.
  6. Создание критериев оценивания выполненной работы.

Опираясь на этапы создания, мы разработали примерный план веб-квеста по популяризации сервисов предоставляющие государственные услуги.

Цель веб-квеста: научить учащихся старшей школы пользоваться сервисами, предоставляющие государственные услуги.

Задачи:

  • Познакомить учеников с основными понятиями государственных услуг
  • Получение учащимися навыков работы с сервисами
  • Отработать навыки у учеников старшей школы эффективной работы с ресурсами Интернет.

Главное задание веб-квеста: создание отчета в виде презентации, в которой будут кратко описаны  государственные услуги.

Данный веб-квест был создан на основе всем известного и популярного среди подростков фильма «Мстители». Главными героями которого являются: Железный человек, Халк, Капитан Америка и Тор.

У каждого героя свой сюжет, в котором ученикам предлагается выполнить различные задания. Поэтому ученик может выбрать любую, понравившуюся ему роль.

Если учащийся выберет роль Железного человека, то он будет пробовать записать себя к врачу. Но на пути у него встанет Локи, которого он преодолеет, если ему поможет сделать заграничный паспорт и справку об отсутствии судимости.

Следующая роль Халка состоит в том, что он будет восстанавливать свои утерянные документы. Перед Халком встанут порталы, по которым он будет проходить, и восстанавливать все свои документы.

Учащийся в роли Капитана Америки будет пробовать получать социальную поддержку, но перед этим он должен помочь Черной вдове перейти на сторону добра, при этом заплатить ее налоги и проверить пенсионные накопления.

И последняя роль Тора будет состоять в подаче обращения, жалобы или предложения. Но сначала он должен будет справиться с Альтроном, при этом он попробует себя застраховать и подать документы в ВУЗ.

Для выполнения веб-квеста в помощь учащимся будут следующие информационные ресурсы:

  1. «Единый портал государственных услуг» – https://www.gosuslugi.ru/pgu/cat/POPULAR.html#online
  2. «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Магнитогорск» – http://magmfc.ru/magnoliaPublic/gsportal/main.html

Таблица 1- Критерии оценивания работы учащихся

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа отображает точное понимание задания В работе присутствуют как материалы, имеющие отношение к теме, так и материалы, не имеющие никакого отношения к ним.

Малое количество использованных источников

В работе есть материалы, не имеющие никакого отношения к теме.

Используется всего лишь один источник.

Вся информация не анализируется и не оценивается

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов. Все выводы обоснованы и аргументированы. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме. Источники цитируются правильно. Используется информация из проверенных источников

 

Не вся информация взята из проверенных источников. Некоторая часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме Случайная подборка материалов. Информация неточна или не имеет отношения к теме. Неполные ответы на вопросы. Нет никаких попыток оценить и проанализировать информацию
 

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Результат работы

Четкое и логичное представление информации. Вся информация хорошо структурирована, точна и верна. Демонстрируется точный анализ и оценка материала, определенность позиции Структурированность и точность информации. Привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная точка зрения и оценка информации. Работа такая же, как и другие ученические работы Материал логически не выстроен неправильно и подан внешне непривлекательно. Нет четкого ответа на поставленные вопросы

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. В работе присутствует яркая индивидуальность и выражение точки зрения своей группы Демонстрируется одна позиция на проблему. Проводятся сравнения, но нет никаких выводов Обучающиеся просто копируют информацию из предложенных источников. Нет критического взгляда на проблему, работа мало связана с темой веб-квеста

Таким образом, учащиеся самостоятельно ищут нужную информацию в сети Интернет, анализируя, обрабатывая и представляя в нужной форме. В конце прохождения веб-квеста ученики получают умения и навыки работы с сервисами, предоставляющие государственные услуги.

Благодаря знакомству с сервисами, предоставляющие государственные услуги ученики старших классов смогут записаться на прием к врачу, получить паспорт, подать документы в ВУЗ, что может пригодиться им в дальнейшем.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Единый портал государственных услуг – [Электронный ресурс] URL: https://www.gosuslugi.ru/pgu/cat/POPULAR.html#online Режим доступа:(дата обращения 25.10.2015);
  2. Новикова И.Н.Шагиева А.К.Инашвили С.Я. Применение проектного менеджмента в сфере образования//Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине» Часть III. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. -С. 160 -162;
  3. Макашова В.Н.Старков А.Н.Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии : практикум. -Магнитогорск, 2011.-188 с.
  4. Виниченко А.О., Новикова И.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА НА ПРИМЕРЕ ЕГО СОЗДАНИЯ В КОНСТРУКТОРЕ САЙТОВ JIMDO//Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-1 (47). С. 44-50.
  5. Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. -190 с.
  6. Чусавитина Г.Н.Чусавитин М.О. и др. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Монография. Под ред. Г.Н. Чусавитиной. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -158 с.
  7. «Вебквест», как одна из форм проектной деятельности – [Электронный ресурс] URL:  http://inshakovaox.jimdo.com Режим доступа:(дата обращения 05.11.2015);
  8. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся – [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/513088/ Режим доступа:(дата обращения 05.11.2015);
  9. Использование технологии веб-квест в учебном процессе – [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/05/16/ispolzovanie-tekhnologii-veb-kvest-v-uchebnom-protsesse Режим доступа:(дата обращения 20.10.2015);
  10. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия вузов и работодателей//Материалы XI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск, (16 августа 2011 г.). -Новосибирск: Издательство НГУ, 2011 -419 с. -С. 386-390
  11. Макашова В.Н., Макашов П.Л. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НАПРАВЛЕНИЯ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ БИЗНЕС-СИМУЛЯТОРОВ//Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 573-577.
  12. Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Магнитогорск – [Электронный ресурс] URL: http://magmfc.ru/magnoliaPublic/gsportal/main.html Режим доступа:(дата обращения 25.10.2015);


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Туркова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: