УДК 369.8

СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВЫЕЗДНОЙ ИНТЕНСИВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ

Дронова Елена Николаевна1, Мыльникова Анна Викторовна2
1Алтайский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент
2Алтайский государственный университет, магистрант

Аннотация
Представлена модель социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Раскрыты ее элементы: предпосылки, принципы, технология, содержание. Показана значимость реализации модели в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВЫЕЗДНОЙ ИНТЕНСИВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ

Dronova Elena Nikolaevna1, Mylnikova Anna Viktorovna2
1Altai State University, candidate of pedagogical science, Assistant Professor
2Altai State University, master student

Abstract
The authors present a model of social and of prophylactic exit Intensive of a patriotic orientation. Disclosed are model elements: preconditions, principles and technology that content. The article shows the importance of implementation of the model in the prevention of child neglect and juvenile delinquency.

Keywords: outgoing intensity, patriotism, prevention of juvenile delinquency, shape education, social rehabilitation


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н., Мыльникова А.В. // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13127 (дата обращения: 27.05.2017).

Выездной интенсив – мобильная форма воспитательной работы с детьми и подростками, обеспечивающая целенаправленную трансляцию социального опыта в открытой социальной среде, вне стен образовательной организации.
Авторами разработана и апробирована модель социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности.
Почему социально-профилактический? Данная характеристика выездного интенсива определена спецификой целевой группы – несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, – состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому включение ребят целевой группы в выездной интенсив позволяет наряду с задачами воспитательными, ориентированными на развитие личностных качеств (ответственность, любознательность, отзывчивость и др.), решать и социально-профилактические задачи – предупреждать повторные антиобщественные действия, нейтрализовывать факторы риска противоправного поведения через обеспечение социально-полезной занятости несовершеннолетних.
Почему патриотической направленности? Данная характеристика выездного интенсива выбрана неслучайно, в настоящее время вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность, востребованы воспитательные мероприятия приобщающие детей и подростков к истории Отечества, направленные на формирование и реализацию гражданской позиции. Патриотический компонент в этой связи содействует решению задач гражданской социализации целевой группы.
Интегративной предпосылкой, на которой базируется реализация социально-профилактического интенсива патриотической направленности выступает восстановительный подход, в рамках которого развиваются практики медиации в школьной среде.
Известно, что восстановительный подход является в настоящее время одним из ключевых в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, особенно повторных. Образовательные организации, как показывает социальная практика, находятся на разных этапах по его продвижению, внедрению в индивидуальную профилактическую работу. По отзывам специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимы стимульные ситуации для активизации обращений несовершеннолетних в службы примирения/медиации. Социально-профилактический выездной интенсив патриотической направленности содействует восполнению такого рода мотивационного компонента, особенно на стадии создания службы примирения, формирования организационных основ ее деятельности.
Каким образом можно привлечь внимание несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к разрешению конфликтов с помощью медиатора в службе примирения/медиации?
•в процессе организации и проведения социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности изменяется стиль взаимодействия с подростками: карательные средства нивелируются, на первый план выходит принцип добровольности участия самого подростка, мы обращаемся к потребностям и интересам самого подростка, а не осуществляем традиционную функцию социального контроля, которая уходит теперь на второй план;
•выездной характер воспитательного мероприятия привлекает внимание несовершеннолетних (они реализуют свою потребность в самостоятельности, отчасти имеют возможность доказать взрослым, что способны следовать и соблюдать установленные правила за пределами школы, содержание мероприятий расширяет кругозор, ребята осваивают элементы туристической социально-культурной деятельности в силу собственного убеждения ,а не внешнего давления);
•длительность мероприятии (от 5 до 10 часов) позволяет организаторам включить в процесс социального сопровождения несовершеннолетних на социально-профилактическом выездном интенсиве не только экскурсионную составляющую, но и элементы информирования, консультирования, социальной рекламы в данном случае медиации как конструктивного способа разрешения конфликтных ситуаций;
•привлечение на интенсив добровольческого ресурса обеспечивает возможность снизить профессиональное влияние специалистов, работающих с несовершеннолетними традиционными методами индивидуальной профилактической работы (замечание, требование, убеждение и др.) и усилить воздействие социально-реабилитационных средств (визуализация, техника «равный – равному», кейс-ситуация, игротерапия и др.).
Обозначенные предпосылки определяют ключевые принципы, этапы и содержательные компоненты социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности [см. рисунок].


Рисунок. Модель социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности

Принципы социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности:
добровольность (самостоятельное принятие несовершеннолетними решения об участии без внешнего давления со стороны специалистов, родителей или других лиц);
социальная активность (принятие решение об участии влечет ответственность подростка за подготовку к мероприятию – поиск необходимых сведений патриотического, информационного характера для участия в экскурсионной программе в качестве гида);
комплексность (предполагает сочетание организаторами компонентов информирования – медиационного и иных в процессе коммуникативного взаимодействия с подростками);
сотрудничество (создание условий для взаимодействия целевой группы, специалистов и добровольцев в открытой социальной среде).
Технология социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности включает 4 основных этапа:
1. Подготовка – инструктаж. На первом этапе добровольцы проводят индивидуальные консультации несовершеннолетних по участию в мероприятии, информируют о правилах поведения, получают обратную связь о согласии или несогласии несовершеннолетнего стать участником выездного интенсива. Кроме того, на этом этапе подросткам разъясняется способ разрешения конфликтных ситуаций – медиация, которые могут возникнуть в том числе и в процессе выездного интенсива.
2. Принятие решения. Субъектом реализации второго этапа является сам несовершеннолетний, который свое согласие на участие оформляет письменно в форме заявления. В случае отказа специалистами и добровольцами используется правило «паузирования», согласно которому важно не настаивать, не убеждать, а предоставить время для осознания и принятия отсроченного решения.
3. Выездное мероприятие. На третьем этапе проводится «само дело». Несовершеннолетние вместе со специалистами и добровольцами становятся участниками мобильной экскурсии, посетителями организаций культуры, транслирующих патриотические ценности (музей, театр, выставка и пр.). На мероприятии они не только участники патриотических бесед, но и имеют возможность выступить в качестве соорганизатора, ведущего.
4. Рефлексия. Заключительный этап нацелен на оценку удовлетворенности несовершеннолетних участием в выездном интенсиве, сопоставление их ожиданий с полученными впечатлениями, достигнутыми эффектами. В процессе обратной связи анализируются их ценностные ориентации, приобретенный опыт.
Содержание социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности представлено нормативным, ценностным, познавательным и коммуникативным компонентами:
Нормативный компонент – правила поведения несовершеннолетнего, которые устанавливают меру возможного и должного поведения.
Ценностный компонент – коррекция смысложизненной позиции несовершеннолетнего, переосмысление важности, значимости, полезности социально-культурной деятельности, взаимодействия и сотрудничества, социальной активности.
Познавательный компонент – новые знания, приобретаемые несовершеннолетним в процессе социального обучения.
Коммуникативный компонент – формируемые и развиваемые коммуникативные компетенции несовершеннолетнего в процессе взаимодействия с участниками.
Предложенная модель социально-профилактического выездного интенсива патриотической направленности апробирована авторами в процессе участия в проекте «Социальная профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода», который реализуется Алтайской краевой женской общественной организацией «Отклик» (2015-2016 гг.) за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.



Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: