ЖЕЛНИНО: ИСТОРИЯ, ТОПОНИМИКА И КУЛЬТУРА

Тисовская Анастасия Максимовна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена изучению истории, культуры и топонимики поселка Желнино, который называют «нижегородской Ялтой».

Ключевые слова: Желнино, история, культура, Нижегородская область, поселок, топонимика


ZHELNINO: HISTORY, TOPONYMICS AND CULTURE

Tisovskaya Anastasia Maksimovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to studying of history, culture and toponymics of the settlement of Zhelnino which is called "the Nizhny Novgorod Yalta".

Keywords: culture, history, Nizhny Novgorod region, settlement, toponymics


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Тисовская А.М. Желнино: история, топонимика и культура // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13087 (дата обращения: 21.02.2024).

Поселок Желнино входит в состав городского округа «Город Дзержинск» Нижегородской области. Население этого поселка около 587 жителей. Желнино находится в пригородной зоне города Дзержинск (в 2 км к юго-западу от города), в 40 км к западу от Нижнего Новгорода [1].

Топонимика Желнино. Во времена, когда строился Дудин монастырь, по берегам Оки леса стояли сплошной стеной. В реке рыбы полно водилось, в лесах – зверья разного. И принадлежали эти богатства Дудину монастырю, который по сей день красуется на правом берегу Оки. Решили монахи своё добро оберегать, чтобы никто без их разрешения ни лес не рубил, ни рыбу в реке не ловил. Переплыли на лодке реку Оку монахи, и решили срубить на левом берегу, как раз напротив монастыря, избушку – сторожку. Идут себе по лесу, деревья для стройки выбирают. Идут и удивляются: очень много птиц красивых в здешних местах водится: чёрных дятлов, в народе этих птиц желнами называют. И нарекли место это из-за обилия жели (дятлов) в округе деревней Желниной. В настоящее время по данным орнитологов этот вид птицы практически исчез.

В XII веке славяне, измученные набегами кочевых племен, в изобилии ломившихся на Русь, междоусобной резней русских князей, стали переселятся на северо-восток от Нерли, вниз по течению реки Клязьмы до ее впадения в Оку.

На этих землях в те времена проживали племена, которые ученые называют угро-финскими: мошка-мордва, чуваши, черемисы, вотяки, мещеряки. Все они обрусели, и память о многих из них совсем потерялась.

Пришельцы расчищали места для пашни, осваивали бортные угодья, охотились. По высокому правому берегу Клязьмы,  а затем Оки  ставили свои поселения. На том месте, где находятся  сейчас Дудин монастырь, поселилась в XIV веке небольшая община отшельников одного из суздальских монастырей. Прибывшие сюда как миссионеры, они обращали местное население в христианскую веру. Так впоследствии и родился монастырь. В 1446 году он впервые упоминается в  Вологодско-Пермской, Симеоновской и других летописях в связи с возвращением из татарского плена московского великого князя Василия Васильевича.

В  XIV-XV веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам реки Оки. По левому берегу его земли тянулись до озера Пырского и реки Ржавки (Нижний Новгород ). По правому берегу – до речки  Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район).

Трудолюбивая братия в большом количестве поставляла на торги балыки, икру, мед, воск. Во времена Черемисских войн в 70-х годах XVI столетия захирел было монастырь, но к концу века вновь приобрел былое богатство и славу.

В фонде Центрального государственного архива древних актов  наиболее ранние сведения о деревне Желнино находятся в «переписной книге Березопольского стана Нижегородского уезда» 1678 года. В это время деревня состояла из 24 дворов, где проживало 85 человек мужского пола. Желнино упоминается в материалах ревизии 1748 года, но самой переписи населения деревни не сохранилось.

В «Экономических примечаниях»  к планам Генерального межевания Балахнинского уезда Нижегородской губернии за конец  XVIII века имеется  следующее описание Желнино: «…Число дворов 120, душ мужеска  240, женска – 258» [2].

Документы подтверждают: история Желнино кровными узами связана с прошлым Дудина Амвросиева монастыря.

Старинное русское село Желнино (теперь поселок) в прошлом в течение многих десятилетий было вотчиной Дудина Амвросиева Николаевского монастыря, который находится на правом берегу Оки. Оно и возникло почти одновременно со строительством монастыря в начале XV века. И хотя население Желнина не имело пахотной земли для занятий земледелием, селение развивалась несравненно быстрее других селений Черноречья (сейчас город Дзержинск Нижегородской области). Этому способствовали рыболовный и рыботорговый промысел, который получил здесь массовое распространение после того, как крестьяне, освободившись из-под власти монастыря, перешли в особую категорию государственных крестьян.

Хорошие природные условия дали им возможность разводить крупный рогатый скот. Во время половодья Ока не беспокоила людей, наоборот, заливая пойменные луга, позволяла собирать много сена, а крестьяне заготавливали корм для скота в большом количестве.

Правительство предоставило казенным крестьянам много прав: разрешило переходить из сословия в сословие, менять место жительства, вести  неограниченную торговлю, открывать промышленные предприятия. Известный нижегородский краевед и историк А.С. Гацисский писал в 1870 году, что в Желнино «почти все население сплошь занимается рыбной торговлей». Сначала крестьяне выезжали в Астрахань, закупали дешевую рыбу и перепродавали, потом стали выезжать на путину, завели свои баржи и снасти. Выгодный промысел давал безземельным крестьянам прибыль, и они строили добротные дома, разводили домашний скот. П.И. Мельников-Печерский, исследуя в середине прошлого века быт старообрядцев, писал: «нигде нет таких добротных домов, как в Чернорецкой волости, особенно в Желнине» [4]. По торговым оборотам Желнино было самым крупном селом во всем Балахнинском уезде.

В это время наблюдается особенное движение крестьян в Астраханскую губернию. По документам государственного архива Горьковской области известно, что в 1847 году многие жители Желнина по распоряжению окружного начальника палаты государственных имуществ были даже причислены к крестьянам Астраханской губернии, где продолжали заниматься рыбной ловлей, солили, вялили рыбу, вели торговлю по всему Поволжью и на Нижегородской ярмарке. Не случайно из  среды государственных крестьян вышли очень крупные первогильдейные купцы. Самым крупным рыботорговцем и пароходовладельцем из них в середине XIX века стал купец I гильдин И.С.Рябиков.  К старости он имел огромный флот по перевозке нефти и рыбы. На него работали сотни батраков. Чтобы прослыть человеком гуманным, он дал средство на строительство школьных зданий для детей бедняков в селениях Глиницы и Бабино. Вызвался быть попечителем этих школ. В 1910 году после его смерти весь флот перешел к его родственнику М.С.Солину – крупному желнинскому рыбопромышленнику, имевшему свои рыбные промыслы в Астрахани.

Он стал компаньоном братьев Нобель и основателем акционерного пароходного и торгового общества «Кама», его директором-распорядителем. По четыре баржи соленой и вяленой  рыбы привозил он  из Астрахани на  Нижегородскую ярмарку. 400 тысяч пудов рыбного жира отправлял ежегодно за границу. Торговал рыбой не только в Нижнем, но и в Петербурге, Москве, Саратове, в самой Астрахани. Вел и торговлю нефтяными товарами, поставлял нефть на фабрики и заводы Московского и Иваново-Вознесенского промышленных районов.

Но, пожалуй, наиболее крупной династией рыботорговцев была династия Марковых. Василий Марков – купец I гильдии – так разбогател на торговле рыбой, что довел торговые обороты до нескольких миллиардов в год.

Богатыми торговыми людьми стали и братья Кузнецовы – Василий и Павел. Можно было бы назвать еще десятки желнинских фамилий, носители которых с широким размахом вели рыбную торговлю, наживаясь на этом, так как в больших масштабах использовали наемный труд.

В первую мировую войну торговля рыбой начала спадать. Правительство ввело ограничение в ловле рыбой, увеличило налоги. Самые бедные крестьяне стали наниматься  работать на промышленные предприятия Черноречья: гипсовые заводы, сетевязальную фабрику, пополняя тем самым рабочий класс Черноречья. Рыболовецкий промысел оскудел. Рыбой уже почти не торговли.

После революции крестьяне Желнина организовали крупную животноводческую артель и снабжали молоком молодые химические заводы Растяпино (сейчас город Дзержинск Нижегородской области).

В XIX веке у городских жителей появляется мода на дачный отдых, и с 1870 года Желнино становится излюбленным местом такого отдыха для интеллигенции из Нижнего Новгорода. За целебный сосновый воздух Желнино окрестили «нижегородской Ялтой».

С 1886 по 1896 годы недалеко от Желнина снимал дачу русский писатель В.Г.Короленко. Выдающийся ученый, изобретатель радио Александр Степанович Попов также в период с 1889 по 1898 год жил летом на даче близ нынешнего посёлка Желнино. А в мае-июне 1903 года на берегу Оки отдыхал на даче со своим семейством писатель Алексей Максимович Горький. Этот край всегда привлекал людей искусства, литературы, остро воспринимавших красоту родной природы [5].

До сих пор коренные местные жители вспоминают гостя из столицы. Жил в Желнино богатый купец Марков. Имел он дом трехэтажный со множеством комнат, резьбой по дереву изукрашенный, в комнатах – мебель заграничную. За домом – конюшни с красавцами-рысаками, сад с оранжереями, в которых диковинные цветы и фрукты выращивали. Однажды летом познакомился купец на Нижегородской ярмарке со знаменитым художником – Бенуа. Так хвалил да расписывал Желнинские места Марков, что не устоял столичный живописец перед соблазном самому все посмотреть. Целую неделю гостил Бенуа в Желнине у Маркова. До позднего вечера пропадал на берегах Оки, бродил по сосновым лесам да дубравам, рисовал много. Так ему в Желнино понравилось, что обещал купцу еще раз приехать. Но не выполнил своего обещания [6].

Желнинские рысаки. В селе Желнино в былые времена существовал конный завод, где выращивали лошадей знаменитой телегинской породы (В.И.Телегин был известным в  России содержателем конюшен, знатоком лошадей, вице-президентом Орловского общества конного бега). Основали этот завод в конце XIX века  Желнинские купцы – рыботорговцы Марков и Рукин.

Предприимчивый купец Алексей Васильевич Марков унаследовал привязанность к лошадям от своего отца Василия Кузьмича, старейшего члена общества  конного бега. Он был не столь богат, чтобы заиметь собственный завод, но не раз, подкопив деньжат, покупал жеребцов-рысаков на заводах Соллогуба, Столыпина, Молоствова, и его рысаки принимали участие в конных бегах. Из архивных  документов известно, например, что в июле-августе 1883 года на Нижегородском ярмарочном ипподроме  проходили бега, и в них участвовали  сразу три рысака В.К.Маркова – вороные жеребцы Гость, Бедуин и караковый жеребец Гость. Конезавод был его  недостижимым желанием. Это желание осуществил сын.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сейчас по всей России много храмов восстанавливается. Это связано в первую очередь с особой картиной мира русского народа, особенностями мировоззрения, мировосприятия, тягой к духовности [9]. И это правильно. Желнинская церковь необыкновенно красива, величественна и почитаема своими прихожанами. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1878 году.

Жил в Желнино очень богатый купец по фамилии Солин, который решил на свои деньги церковь построить. На строительство храма он потратил денег больше, чем предполагал. Закончить строительство было не на что. Занимать у других купеческая гордость не позволяла. Крепко задумался купец, и, видимо, его бес попутал. Решил он напечатать фальшивых денег, а сбывать их уговорил одного сельского мужика по фамилии Малахов. Строго предупредил не выдавать его, если попадется. Пообещал позаботиться о его семье. Попался этот мужик на Богородской ярмарке, и засудили его на каторгу. Купец сдержал свое слово. Двух сыновей Малахова женил, в люди вывел. Они торговлю заимели, хозяйством обзавелись. Отец наказание отбыл, домой сынам письмо послал. Пишет, чтоб сельчане разрешили ему жительство в родном селе. Сыновья на письмо не ответили, посчитав, что с отцом придется богатством делиться. Так и сгинул в неизвестность тот мужик, а купец благополучно достроил церковь, которая и по сей день своим великолепием радует людей…[10].

Освящен храм в 1879 году. В 1937 году храм был закрыт и разорён. До конца 80-х годов XX века здание находилось в полуразрушенном состоянии. Возрождение Благовещенской церкви в Желнино произошло благодаря большим стараниям настоятеля церкви отца Николая, который привлек замечательных реставраторов, художников, строителей. В 1988 году храм был восстановлен, и в нём было возобновлено богослужение. В 1994 году при церкви открылась первая в дзержинском благочинии воскресная школа.

Местная Рублевка. Так дзержинцы называют поселок Желнино. Еще двадцать лет назад поселок Желнино был идеальным для жизни: экологически чистая местность, расположенная недалеко от города. В двух шагах – благоустроенная зона отдыха. Словом, «жемчужина» города Дзержинска. Многим хотелось купить здесь домик, но не у всех получалось. Поселок Желнино находился под бдительным оком председателя райисполкома Володарского района Геннадия Тимофеевича Репина (Желнино тогда входило в состав Володарского района). Никто не мог приобрести дом без предварительной беседы с ним. Чиновник благоволил к людям, которые были намерены жить там постоянно.

Сейчас в поселке из 486 домов 136 – дачные. Резон в этом был, потому что объем финансирования, предусмотренного для развития населенного пункта, зависит от количества постоянных жителей. В общем, отчасти благодаря такому подходу в поселке удавалось сохранять порядок. Да и не разрешалось раньше в нем так активно строиться, как теперь. Существовал генеральный план застройки, согласно которому регулировалось возведение новых домов.

Школу в Желнино закрыли, потому что было мало учеников. Сейчас школьники ездят учиться в Дзержинск. Детский садик тоже закрыли, вернее, сменили его профиль. Теперь здесь специализированный садик для тубинфицированных детей из малообеспеченных семей.

Городская власть и предприниматели рассматривают развитие поселка только в качестве курортной зоны. Планируется очистить озеро Осовец, организовать благоустроенную зону отдыха, построить лодочную станцию. Со временем Желнино станет настоящей Рублевкой.


Библиографический список
  1. Сидорова И.В., Наумова О.И. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города. Н.Новгород: Кварц, 2008. 240 с.
  2. Чемоданов Л.А. История Горьковской области. Горький, 1975.
  3. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015. 194 с.
  4. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
  5. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225-229.
  6. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.
  7. Чанчина А.В. Мотивированность: сущность понятия // Х Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Нижний Новгород, 2006. С. 241-242.
  8. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.
  9. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.


Все статьи автора «Tisovskaja»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: