Поселок Желнино входит в состав городского округа «Город Дзержинск» Нижегородской области. Население этого поселка около 587 жителей. Желнино находится в пригородной зоне города Дзержинск (в 2 км к юго-западу от города), в 40 км к западу от Нижнего Новгорода [1].
Топонимика Желнино. Во времена, когда строился Дудин монастырь, по берегам Оки леса стояли сплошной стеной. В реке рыбы полно водилось, в лесах – зверья разного. И принадлежали эти богатства Дудину монастырю, который по сей день красуется на правом берегу Оки. Решили монахи своё добро оберегать, чтобы никто без их разрешения ни лес не рубил, ни рыбу в реке не ловил. Переплыли на лодке реку Оку монахи, и решили срубить на левом берегу, как раз напротив монастыря, избушку – сторожку. Идут себе по лесу, деревья для стройки выбирают. Идут и удивляются: очень много птиц красивых в здешних местах водится: чёрных дятлов, в народе этих птиц желнами называют. И нарекли место это из-за обилия жели (дятлов) в округе деревней Желниной. В настоящее время по данным орнитологов этот вид птицы практически исчез.
В XII веке славяне, измученные набегами кочевых племен, в изобилии ломившихся на Русь, междоусобной резней русских князей, стали переселятся на северо-восток от Нерли, вниз по течению реки Клязьмы до ее впадения в Оку.
На этих землях в те времена проживали племена, которые ученые называют угро-финскими: мошка-мордва, чуваши, черемисы, вотяки, мещеряки. Все они обрусели, и память о многих из них совсем потерялась.
Пришельцы расчищали места для пашни, осваивали бортные угодья, охотились. По высокому правому берегу Клязьмы, а затем Оки ставили свои поселения. На том месте, где находятся сейчас Дудин монастырь, поселилась в XIV веке небольшая община отшельников одного из суздальских монастырей. Прибывшие сюда как миссионеры, они обращали местное население в христианскую веру. Так впоследствии и родился монастырь. В 1446 году он впервые упоминается в Вологодско-Пермской, Симеоновской и других летописях в связи с возвращением из татарского плена московского великого князя Василия Васильевича.
В XIV-XV веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам реки Оки. По левому берегу его земли тянулись до озера Пырского и реки Ржавки (Нижний Новгород ). По правому берегу – до речки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район).
Трудолюбивая братия в большом количестве поставляла на торги балыки, икру, мед, воск. Во времена Черемисских войн в 70-х годах XVI столетия захирел было монастырь, но к концу века вновь приобрел былое богатство и славу.
В фонде Центрального государственного архива древних актов наиболее ранние сведения о деревне Желнино находятся в «переписной книге Березопольского стана Нижегородского уезда» 1678 года. В это время деревня состояла из 24 дворов, где проживало 85 человек мужского пола. Желнино упоминается в материалах ревизии 1748 года, но самой переписи населения деревни не сохранилось.
В «Экономических примечаниях» к планам Генерального межевания Балахнинского уезда Нижегородской губернии за конец XVIII века имеется следующее описание Желнино: «…Число дворов 120, душ мужеска 240, женска – 258» [2].
Документы подтверждают: история Желнино кровными узами связана с прошлым Дудина Амвросиева монастыря.
Старинное русское село Желнино (теперь поселок) в прошлом в течение многих десятилетий было вотчиной Дудина Амвросиева Николаевского монастыря, который находится на правом берегу Оки. Оно и возникло почти одновременно со строительством монастыря в начале XV века. И хотя население Желнина не имело пахотной земли для занятий земледелием, селение развивалась несравненно быстрее других селений Черноречья (сейчас город Дзержинск Нижегородской области). Этому способствовали рыболовный и рыботорговый промысел, который получил здесь массовое распространение после того, как крестьяне, освободившись из-под власти монастыря, перешли в особую категорию государственных крестьян.
Хорошие природные условия дали им возможность разводить крупный рогатый скот. Во время половодья Ока не беспокоила людей, наоборот, заливая пойменные луга, позволяла собирать много сена, а крестьяне заготавливали корм для скота в большом количестве.
Правительство предоставило казенным крестьянам много прав: разрешило переходить из сословия в сословие, менять место жительства, вести неограниченную торговлю, открывать промышленные предприятия. Известный нижегородский краевед и историк А.С. Гацисский писал в 1870 году, что в Желнино «почти все население сплошь занимается рыбной торговлей». Сначала крестьяне выезжали в Астрахань, закупали дешевую рыбу и перепродавали, потом стали выезжать на путину, завели свои баржи и снасти. Выгодный промысел давал безземельным крестьянам прибыль, и они строили добротные дома, разводили домашний скот. П.И. Мельников-Печерский, исследуя в середине прошлого века быт старообрядцев, писал: «нигде нет таких добротных домов, как в Чернорецкой волости, особенно в Желнине» [4]. По торговым оборотам Желнино было самым крупном селом во всем Балахнинском уезде.
В это время наблюдается особенное движение крестьян в Астраханскую губернию. По документам государственного архива Горьковской области известно, что в 1847 году многие жители Желнина по распоряжению окружного начальника палаты государственных имуществ были даже причислены к крестьянам Астраханской губернии, где продолжали заниматься рыбной ловлей, солили, вялили рыбу, вели торговлю по всему Поволжью и на Нижегородской ярмарке. Не случайно из среды государственных крестьян вышли очень крупные первогильдейные купцы. Самым крупным рыботорговцем и пароходовладельцем из них в середине XIX века стал купец I гильдин И.С.Рябиков. К старости он имел огромный флот по перевозке нефти и рыбы. На него работали сотни батраков. Чтобы прослыть человеком гуманным, он дал средство на строительство школьных зданий для детей бедняков в селениях Глиницы и Бабино. Вызвался быть попечителем этих школ. В 1910 году после его смерти весь флот перешел к его родственнику М.С.Солину – крупному желнинскому рыбопромышленнику, имевшему свои рыбные промыслы в Астрахани.
Он стал компаньоном братьев Нобель и основателем акционерного пароходного и торгового общества «Кама», его директором-распорядителем. По четыре баржи соленой и вяленой рыбы привозил он из Астрахани на Нижегородскую ярмарку. 400 тысяч пудов рыбного жира отправлял ежегодно за границу. Торговал рыбой не только в Нижнем, но и в Петербурге, Москве, Саратове, в самой Астрахани. Вел и торговлю нефтяными товарами, поставлял нефть на фабрики и заводы Московского и Иваново-Вознесенского промышленных районов.
Но, пожалуй, наиболее крупной династией рыботорговцев была династия Марковых. Василий Марков – купец I гильдии – так разбогател на торговле рыбой, что довел торговые обороты до нескольких миллиардов в год.
Богатыми торговыми людьми стали и братья Кузнецовы – Василий и Павел. Можно было бы назвать еще десятки желнинских фамилий, носители которых с широким размахом вели рыбную торговлю, наживаясь на этом, так как в больших масштабах использовали наемный труд.
В первую мировую войну торговля рыбой начала спадать. Правительство ввело ограничение в ловле рыбой, увеличило налоги. Самые бедные крестьяне стали наниматься работать на промышленные предприятия Черноречья: гипсовые заводы, сетевязальную фабрику, пополняя тем самым рабочий класс Черноречья. Рыболовецкий промысел оскудел. Рыбой уже почти не торговли.
После революции крестьяне Желнина организовали крупную животноводческую артель и снабжали молоком молодые химические заводы Растяпино (сейчас город Дзержинск Нижегородской области).
В XIX веке у городских жителей появляется мода на дачный отдых, и с 1870 года Желнино становится излюбленным местом такого отдыха для интеллигенции из Нижнего Новгорода. За целебный сосновый воздух Желнино окрестили «нижегородской Ялтой».
С 1886 по 1896 годы недалеко от Желнина снимал дачу русский писатель В.Г.Короленко. Выдающийся ученый, изобретатель радио Александр Степанович Попов также в период с 1889 по 1898 год жил летом на даче близ нынешнего посёлка Желнино. А в мае-июне 1903 года на берегу Оки отдыхал на даче со своим семейством писатель Алексей Максимович Горький. Этот край всегда привлекал людей искусства, литературы, остро воспринимавших красоту родной природы [5].
До сих пор коренные местные жители вспоминают гостя из столицы. Жил в Желнино богатый купец Марков. Имел он дом трехэтажный со множеством комнат, резьбой по дереву изукрашенный, в комнатах – мебель заграничную. За домом – конюшни с красавцами-рысаками, сад с оранжереями, в которых диковинные цветы и фрукты выращивали. Однажды летом познакомился купец на Нижегородской ярмарке со знаменитым художником – Бенуа. Так хвалил да расписывал Желнинские места Марков, что не устоял столичный живописец перед соблазном самому все посмотреть. Целую неделю гостил Бенуа в Желнине у Маркова. До позднего вечера пропадал на берегах Оки, бродил по сосновым лесам да дубравам, рисовал много. Так ему в Желнино понравилось, что обещал купцу еще раз приехать. Но не выполнил своего обещания [6].
Желнинские рысаки. В селе Желнино в былые времена существовал конный завод, где выращивали лошадей знаменитой телегинской породы (В.И.Телегин был известным в России содержателем конюшен, знатоком лошадей, вице-президентом Орловского общества конного бега). Основали этот завод в конце XIX века Желнинские купцы – рыботорговцы Марков и Рукин.
Предприимчивый купец Алексей Васильевич Марков унаследовал привязанность к лошадям от своего отца Василия Кузьмича, старейшего члена общества конного бега. Он был не столь богат, чтобы заиметь собственный завод, но не раз, подкопив деньжат, покупал жеребцов-рысаков на заводах Соллогуба, Столыпина, Молоствова, и его рысаки принимали участие в конных бегах. Из архивных документов известно, например, что в июле-августе 1883 года на Нижегородском ярмарочном ипподроме проходили бега, и в них участвовали сразу три рысака В.К.Маркова – вороные жеребцы Гость, Бедуин и караковый жеребец Гость. Конезавод был его недостижимым желанием. Это желание осуществил сын.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сейчас по всей России много храмов восстанавливается. Это связано в первую очередь с особой картиной мира русского народа, особенностями мировоззрения, мировосприятия, тягой к духовности [9]. И это правильно. Желнинская церковь необыкновенно красива, величественна и почитаема своими прихожанами. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1878 году.
Жил в Желнино очень богатый купец по фамилии Солин, который решил на свои деньги церковь построить. На строительство храма он потратил денег больше, чем предполагал. Закончить строительство было не на что. Занимать у других купеческая гордость не позволяла. Крепко задумался купец, и, видимо, его бес попутал. Решил он напечатать фальшивых денег, а сбывать их уговорил одного сельского мужика по фамилии Малахов. Строго предупредил не выдавать его, если попадется. Пообещал позаботиться о его семье. Попался этот мужик на Богородской ярмарке, и засудили его на каторгу. Купец сдержал свое слово. Двух сыновей Малахова женил, в люди вывел. Они торговлю заимели, хозяйством обзавелись. Отец наказание отбыл, домой сынам письмо послал. Пишет, чтоб сельчане разрешили ему жительство в родном селе. Сыновья на письмо не ответили, посчитав, что с отцом придется богатством делиться. Так и сгинул в неизвестность тот мужик, а купец благополучно достроил церковь, которая и по сей день своим великолепием радует людей…[10].
Освящен храм в 1879 году. В 1937 году храм был закрыт и разорён. До конца 80-х годов XX века здание находилось в полуразрушенном состоянии. Возрождение Благовещенской церкви в Желнино произошло благодаря большим стараниям настоятеля церкви отца Николая, который привлек замечательных реставраторов, художников, строителей. В 1988 году храм был восстановлен, и в нём было возобновлено богослужение. В 1994 году при церкви открылась первая в дзержинском благочинии воскресная школа.
Местная Рублевка. Так дзержинцы называют поселок Желнино. Еще двадцать лет назад поселок Желнино был идеальным для жизни: экологически чистая местность, расположенная недалеко от города. В двух шагах – благоустроенная зона отдыха. Словом, «жемчужина» города Дзержинска. Многим хотелось купить здесь домик, но не у всех получалось. Поселок Желнино находился под бдительным оком председателя райисполкома Володарского района Геннадия Тимофеевича Репина (Желнино тогда входило в состав Володарского района). Никто не мог приобрести дом без предварительной беседы с ним. Чиновник благоволил к людям, которые были намерены жить там постоянно.
Сейчас в поселке из 486 домов 136 – дачные. Резон в этом был, потому что объем финансирования, предусмотренного для развития населенного пункта, зависит от количества постоянных жителей. В общем, отчасти благодаря такому подходу в поселке удавалось сохранять порядок. Да и не разрешалось раньше в нем так активно строиться, как теперь. Существовал генеральный план застройки, согласно которому регулировалось возведение новых домов.
Школу в Желнино закрыли, потому что было мало учеников. Сейчас школьники ездят учиться в Дзержинск. Детский садик тоже закрыли, вернее, сменили его профиль. Теперь здесь специализированный садик для тубинфицированных детей из малообеспеченных семей.
Городская власть и предприниматели рассматривают развитие поселка только в качестве курортной зоны. Планируется очистить озеро Осовец, организовать благоустроенную зону отдыха, построить лодочную станцию. Со временем Желнино станет настоящей Рублевкой.
Библиографический список
- Сидорова И.В., Наумова О.И. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города. Н.Новгород: Кварц, 2008. 240 с.
- Чемоданов Л.А. История Горьковской области. Горький, 1975.
- Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015. 194 с.
- Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
- Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225-229.
- Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.
- Чанчина А.В. Мотивированность: сущность понятия // Х Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Нижний Новгород, 2006. С. 241-242.
- Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.
- Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.