УДК 908

ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СЕЛА КУДЕЯРОВО

Гречковская Наталья Сергеевна1, Страхова Прасковья Александровна1
1Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию истории села Кудеярово Нижегородской области. Изучается история, культура, топонимика села, связанная с легендами о разбойнике Кудеяре, якобы сыне русского царя Василия III.

Ключевые слова: история, Кудеярово, культура, Лукояновский район, Нижегородская область, село


HISTORY AND SIGHTS OF THE VILLAGE OF KUDEYAROVO

Grechkovskaya Natalya Sergeyevna1, Strakhova Praskoviya Aleksandrovna1
1Nizhny Novgorod State Agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to research of history of the village of Kudeyarovo of the Nizhny Novgorod Re-gion. The history, culture is studied, the toponymics sat down, connected with legends of the robber Kudeyar, allegedly the son of the Russian tsar Vasily III.

Keywords: culture, history, Lukoyanovsky area, Nizhny Novgorod region, village


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Гречковская Н.С., Страхова П.А. История и достопримечательности села Кудеярово // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13085 (дата обращения: 11.01.2018).

Село Кудеярово Лукояновского района Нижегородской области, место необыкновенное и уникальное.

Село Кудеярово один из старейших населенных пунктов района. Образовалось село в 80-х годах XVI столетия. Принадлежало помещикам Чуфаровым, которые проживали на территории села. Отделено село от города Лукоянов железной дорогой. Село всегда славилось хлебородами и железнодорожниками.

Территория села прорезана несколькими речками и оврагами, впадающими в р. Тешу. Почва суглинистая, то коричнево-серая, то коричнево-темная. На северной окраине села почва принимает черноземный характер. Лучшие земли находятся между г. Лукояновым и селом Б. Мамлевом, а поля к селу  Иванцеву “погористые” и земли несколько хуже. Климат нашего района благоприятный для произрастания сельскохозяйственных культур и для жизни человека. Характеризуется средними климатическими условиями: продолжительной  снежной зимой, с низкими температурами; теплым влажным летом. Ярко выражены все сезоны года [1].

С названием села связано большое количество легенд. Легенды рассказывают смысл красивого названия Кудеярово [2]. Они связаны с легендарной личностью Кудеяра – разбойника. Был ли он в этих местах, не известно. Но сельчане гордятся названием своего родного села. Вот что пишет об этом разбойнике Кудеяре писатель-историк Р. Штильмарк в книге “Образы России”: “ Князь Василий III был женат на боярыне Соломоние Сабуровой, избранный из полутора тысяч невест, привезенных на смотрины. Но брак оказался бездетным, и великий князь обвинил Соломонию в бесплодии. Начался долгий, возбудивший множество пересудов, бракоразводный процесс. Наконец, в 1525 году княгиню насильно постригли и отдали в Суздаль, “во тот ли монастырь, во Покровский”, как пелось в народной песне. Великий князь женился после этого на княжне Елене Глинской, и через четыре года появился на свет младенец – будущий царь Иван Грозный. Однако до Москвы дошел слух, будто в Суздале постриженная Соломония родила сына и назвала его Георгием. Наряженное следствие установило, что младенец скончался и погребен в монастыре. Это успокоило расследователей. После смерти Василия III Елена Глинская из-за малолетства сына несколько лет правила государством. Но в 1538 году она была отравлена недоброжелателями. Соломония пережила в монастыре и мужа, и соперницу. Семнадцать лет она провела в затворничестве и скончалась в 1542 году. Её имя звучало в народных песнях, ореол тайны и мученичества окружал ее, церковь посмертно объявила Соломонию святой, а ее гробницу – чудотворной. Народ же, творец легенд и сказаний, не хотел верить в смерть младенца Георгия. По легендам, княгиня уберегла мальчика, поручила его верным людям, а царских слуг обманули мнимым погребением ребенка. Когда же мальчик вырос, он полюбил вольное жилье и стал знаменитым разбойником Кудеяром.

Возможно, эта история забылась бы, как тысячи подобных, но неожиданно о ней напомнила археологическая находка, сделанная в 1934 году в усыпальнице Покровского собора. Рядом с гробницей Соломонии обнаружили маленькую могилку. В деревянном гробике покоилась … богато наряженная кукла в детской рубашечке и свивальнике, расшитом мелким жемчугом [3].

В одном из музеев Суздаля хранится эта рубашечка русского покроя, с цельными плечами, из “сурового” полотна, с вшитыми треугольниками подмышек из красной, тонкой и очень мягкой кожи». Другая версия, описана в книге “Клад атамана”. Здесь Кудеяр представлен в образе талантливого толмача (переводчика) при царе Иване Грозном, Он переводил с восточного языков: турецкого, персидского и других. Повествуется о его поездках в эти страны. Но недоброжелатели оболгали Кудеяра, и Иван Грозный заточил его в темницу. Ловкому и хитрому Кудеяру как-то удалось бежать из тюрьмы. И он превратился в атамана-разбойника. „Гулял“, т.е. разбойничал атаман по Приволжским леса. Наверное, есть доля правды в легендарных сказаниях о Кудеяре. В народе надолго осталось в память об атамане, который “здесь гулял в местах глухих, молодецкие сказания кровью вписаны на них, не давал он ни прохода, ни проезда для бояр, знал и в Нижнем воевода, что не дремлет Кудеяр” [4].

«Сказ не сказ, правда, не правда, было, не было, а только известно от старины глубокой, от людей бывалых про великого грешника, знаменитого атаманы разбойников – Кудеяра. А был атаман косая сажень в плечах, черная жуткая борода, в одной руке нож, в другой кистень…». Если вспомнить историю, то можно привести примеры того, что места вокруг Кудеярова были покрыты дремучими лесами. Сейчас трудно представить, но ведь в XVII веке из села Кудеярова в село Иванцево можно было пройти исключительно с охраной. Места глухие. В любой момент человека могли ограбить разбойники. Чтобы как-то проехать незаметно живыми и здоровыми через Кудеяровские леса, переодевались бары и купцы в крестьянские зипуны и лапти. «А у Кудеяра не глаз, а алмаз, насквозь видит обман. Сколько раз его хотели поймать то хитростью, то посулой, то облавой. Но никак не могли выманить его из леса. Он словно сквозь землю провалился» [6]. Эти легенды существуют в различных вариантах.

А если существует легенда, значит должна быть и реальность. Ну а реальность такова, что здесь когда-то скрывались отряды разинцев и пугачевцев! А может здесь надо искать корни атамана Кудеяра?

Село не знало помещиков. Оно было казённое, т.е. все подати платились в царскую казну. Поэтому народ в Кудеярове вольнолюбивый. У этого есть своя предыстория. До 16 века, местность, где ныне расположено село Кудеярово на целые десятки и сотни вёрст была покрыта непроходимыми лесами. К началу XVI столетия (начало царствования Ивана Грозного) пришли поселенцы и поселились в двух верстах от Лукоянова. Избы были небольшими, деревянными, покрытыми соломой, печей не было окон тоже. Топились по-чёрному. Крестьяне занимались подсечным земледелием, лопатным производством, бондарным ремеслом.

В то время село называлось Знаменское. Земли и леса принадлежали помещику Голицыну. В лето 1760 г. пожар истребил всё село дотла. После пожара, в период застройки вновь появились названия улиц: Новый порядок, Угол, Рожок, Кустарь, Кусаковка, Вытраска и другие. В 1850 году ротмистром Лубянцевым у местного помещика Голицына наше село было выиграно в карты. Но Лубянцев не стремился стать землевладельцем, а тем более владельцем знаменских мужиков, которых Голицын охарактеризовал, как отъявленных разбойников. Село Знаменское было заложено в дворянский казённый банк. Через два года ротмистр Лубянцев получил сполна причитавшуюся сумму. Голицын  не в силах был выкупить его.

В «Губернских ведомостях» появилось объявления о продаже села со всеми принадлежащими ему полями и лесами. Крестьяне прослышали о торгах, собрали сход, нашлись вожаки, которые призвали односельчан самим откупиться и получить вольную. В общую казну люди несли деньги, кто сколько сможет. Через некоторое время общая сумма была собрана и внесена в банк. Село стало вольным. Получив первую окладную грамоту, знаменцы решили освободить себя от старого названия, связанное с барщиной. Сход решил изменить название села. Хотели назвать село по имени вольного казака Степана Разина, предводителя народного восстания. Но в те времена  люди боялись говорить о нём. И вспомнили знаменцы знаменитого разбойника Кудеяра. «То ли царские власти прозевали, то ли местные власти прохлопотали, но только село Знаменское, волею его коренного населения стало Кудеяровом». Сход решил: в центре села закрыть кабак. Был против один человек – владелец кабака Волок. Но кудеяровцы на сходе решили выпороть его. Кабак был закрыт. В 1891-1892 гг. – голод, засуха, массовая смертность и заболевания, эпидемия холеры. На село был наложен карантин. Но, несмотря на все эти трудности, село продолжало жить. Лес помогал людям выживать, сводить концы с концами.

В конце XIX–начале XX века в селе преобладало крестьянское население. Крестьяне занимались изготовлением лаптей, славились бондарями (изготавливали деревянные кадушки, ведра). Зимой бондарством занимались 75% мужчин села. Каждый понедельник кудеяровские бондари приезжали в Лукоянов на базар. Пара деревянных ведер там продавалась за 13-15 копеек. Весь Лукояновский уезд «пользовал» эти ведра. Возили ведра с кадушками и на Нижегородскую ярмарку. Был на ярмарке специальный ряд, который назывался Кудеяровский.

Ткали полотно для портянок, суконки, ткани из шерсти, шили чепаны и брюки из шерстяной ткани, сотканной своими руками, но шили их приезжие портные из Костромы. Они шили черные и красные шубы-дубленки, работали в основном по зимам.

Имелись маслобойки, на которых выжимали масло из конопли и льна, выращенных на своих земельных наделах. Маслобойня имелась в хозяйстве Яшковых.

Также имелись ветряные мельницы у Демановых, Стесиковых, Калыгановых и др. Крестьяне сеяли коноплю. Эта культура выращивалась в каждом хозяйстве и приносила самый большой доход. Сеяли вику, чечевицу, овес, гречу, просо, рожь, пшеницу. Село Кудеярово стало выращивать картофель одним из первых в Нижегородской области (губернии).

Многие жители села работали на железной дороге. Строил дорогу частник – немец, подданный Российского государства фон Мекк. К работам по строительству дороги приступили в начале 1890 года. Железная дорога должна была пройти в южной части села Кудеярово и станция планировалась назваться – станция Кудеярово. Но Лукояновские купцы ходатайствовали, чтобы железная дорога пролегала ближе к городу, а именно между ключами «Мочилище» и «Ломовка». И здесь построили вокзал и паровозное депо.

По составу населения село было русское, православное. В селе имелась школа, церковь. Приход составлял из с. Кудеярово и деревни Лукояновка. В церкви крестили, отпевали, венчали. После закрытия церкви народ собирался в домах.

В феврале 1918 года Кудеяровское крестьянство присоединилось к Лукояновскому уездному Совету рабочих и крестьянских депутатов. Переход к Советской власти проходил мирным путем под руководством местных активистов Шведовых.

В селе не было хозяйств, подлежащих раскулачиванию, так как наемный труд в хозяйствах не использовался. Правда, выселили несколько семей: Шушуновых, Стесиковых и др.

В период Великой Отечественной войны  из села было призвано примерно 1000 человек 1896-1922 года рождения. В годы войны население производило продукты сельского хозяйства, выращивали скот.

Сейчас численность населения села – 2126 человек, из них рабочих – 867 человек, которые трудятся в основном на предприятиях г. Лукоянова, а именно: медработники – 70 человек, образование, культура – 70 человек, в промышленности – 79 человек, строительство – 31 человек,

Совхоз «Кудеяровский» образовался 1 апреля 1985 года; с 1992 года преобразован в АОЗТ «Кудеярово», где трудятся 66 человек. Из них 52 – рабочих. В 1987 году построено двухэтажное административное здание, где расположены: администрация села, почта, ТС, библиотека, администрация АО «Кудеяр».

Много замечательных мест в нашем селе, это Мирской пруд, Заячий овраг, Старцева яма. Каждый житель знает и любит эти места.

Мирской пруд (Разливной) – находится в центре села и многие улицы выходят к этому пруду. Своё название он получил из-за того, что в рытье пруда принимали участие почти все жители. В древности все большие  и сложные деревенские дела производились миром, или обществом, т.е. всем населением села, а потому пруд принадлежал всем жителям. Это было место всех торжеств сельчан. В праздник Ивана Купалы молодые женщины выходили с венками к пруду, водили хороводы, опускали венки в воду и загадывали желания. Если венок плыл в каком-то направлении, в той стороне должен быт суженый. Справа, на крутом берегу пруда, был вырыт Мирской колодец, в котором никогда не переводилась вода. В засушливые годы этот колодец поил водой все население. Воды всегда хватало всем.

Говорят, правее колодца когда-то находилась земля самого Кудеяра. Мирской  пруд воспет сельчанами в простых стихах. «Вот мое Кудеярово птичья трель над полями.
Если вы не поверите, полюбуйтесь сами и девчата красивые возле пруда живут. Веткой нежною ивушка улыбается в пруд».

Старцева яма – это название оврага, который расположен к северо-западу от села. Овраг появился в результате карстового провала. Глубина оврага почти 10 метров. По преданию, в овраге долго время жил старец, отшельник, причисленный сельчанами к лику святого. В начале ХХ века в этом овраге была скамья, и люди находили здесь различные старинные предметы.

Заячий овраг – расположен на границе сел Кудеярова и Иванцева. На этот овраг жители села обратили внимание в довоенные годы. Склоны оврага пологие и размытые норками. Раньше здесь водилось много зайцев. Именно благодаря ним жители смогли выжить в тяжелые военные годы. Сейчас туда люди ходят отдыхать, собирать ягоды, а последние годы стали ходить за грибами. По краям оврага выросли березки, уже давно здесь не косят траву, да и поля заросли сорными травам.

В истории села еще остается много не изученного, но то, что мы знаем, следует передавать из поколения в поколение, как общее достояние. Наше село растет, в нем появляются новые жители, которые также чтут традиции и любят дорогие для всех места.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Бутусов М.Н. Город Лукоянов. Исторический очерк. Горький, 1980.
  2. Край наш Лукояновский. Выпуск 1. Исторический альманах / Под ред. Ф.И. Кедяркиной. Н.Новгород, 2000.
  3. Край наш Лукояновский. Выпуск 2. Исторический справочник / Сост. Г.И. Кашина. Арзамас, 2009.
  4. Край наш Лукояновский. Выпуск 3. Природа и топонимика / Сост. Г.И. Кашина. Арзамас, 2011.
  5. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород, 2006. С. 225-229.
  6. Пелевина Т.И. Родной край. Н.Новгород, 1976.
  7. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
  8. Трубе П.П. География Горьковской области. Н.Новгород, 1978.
  9. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород, 2015. 145 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гречковская Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: