УДК 378.14

СПОСОБЫ И МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Равочкин Никита Николаевич1, Акименко Галина Васильевна2
1Кемеровская государственная медицинская академия, старший преподаватель, кафедра истории и психологии
2Кемеровская государственная медицинская академия, и.о.заведующего кафедрой, кафедра истории и психологии

Аннотация
В данной статье обосновывается актуальность повышения мотивации учебной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению «социальная работа». Рассматриваются современные способы и методы организации процесса повышения мотивации учебной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению «социальная работа».

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, обучающихся по направлению «социальная работа», повышение мотивации бакалавров, повышение мотивации студентов, современные методы обучения студентов.


MEANS AND METHODS OF EDUCATIONAL ACTIVITY MOTIVATION INCREASING OF BACHELORS IN SOCIAL WORK

Ravochkin Nikita Nikolaevich1, Akimenko Galina Vasilyevna2
1Kemerovo state medical academy, senior lecturer, history and psychology department
2Kemerovo state medical academy, chairman acting, history and psychology department

Abstract
In this article the urgency to increase the motivation of educational activity of bachelors in social work is proved. The current methods and organizational methods to increase the motivation of educational activity of bachelors enrolled in social work are considered.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Равочкин Н.Н., Акименко Г.В. Способы и методика повышения мотивации учебной деятельности бакалавров по направлению «социальная работа» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13078 (дата обращения: 29.09.2017).

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования весьма актуальной становится проблема повышения уровня мотивации студентов к постоянному изучению материалов и усвоению нужных и полезных знаний. Преподавателю ВУЗа необходимо решать задачу создания специальных условий для обеспечения эффективного учебного процесса, при котором студенты смогут усвоить максимально возможный объем знаний, приобрести необходимые навыки и научиться применять их в учебной деятельности с креативной составляющей.

Наше мнение подтверждается в утверждении В. Ю. Ярецкого, что «эффективность и высокая производительность труда социального работника во многом зависит от наличия четко усвоенной им системы знаний, умений и навыков, сформированности профессиональной компетентности, которая выступает специфической способностью индивида, необходимой для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы». Она основывается на этических принципах, подразумевает постоянное профессиональное развитие и профессиональный рост [10].

Иными словами, профессиональная компетентность бакалавра по направлению «социальная работа» – это профессиональная подготовленность и способность субъекта к выполнению конкретных видов социальной работы, являющаяся результатом профессионального образования. В связи с модернизацией образования особое значение придается формированию его профессиональной компетентности как управляемому процессу становления профессионализма [1, с. 60]. Совершенствование технологий формирования такой компетентности занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития высшей школы.

Авторы считают, что одной из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением является повышение интереса студентов к обучению, чтобы они в качестве главное цели видели не просто получение документа о высшем образовании, а диплома, подкреплённого прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Одним из наиболее действенных способов улучшения процесса обучения является мотивация студентов, в которой мотивы представляют собой движущую силу процесса обучения и усвоения материала.

В «Кратком словаре иностранных слов», понятие «мотивация учебной деятельности» понимается в качестве совокупности внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, которые определяют принятие студентом аргументированных решений, касающихся продолжения учебной деятельности; персонифицированный процесс формирования внутренней готовности к принятию данных решений, обусловленный социальными обстоятельствами и личностными качествами студента, определяющими и стимулирующими его учебно-познавательную активность [4].

Как верно, на наш взгляд, утверждает О.В. Вильгаук, одной из эффективных технологий работы по мотивации учебной деятельности с учащимися становится определение их познавательных, социальных потребностей и способов удовлетворения. В этом случае достаточно, по мнению авторов, использовать понятие «внутренний клиент». Так как со студентами преподаватель работает как с клиентами – определяет их мотивацию учебной деятельности и старается ее активизировать и качество изменять согласно социальному заказу общества [2, c. 67-69].

Проблема мотивации учебной деятельности заключается не в том, чтобы заставить студента делать «как все», а в том, чтобы найти технологии, удовлетворяющие социальный заказ общества – подготовка выпускника вуза, конкурентоспособного на рынке труда. Признавая ценность образования, современное общество подвергает сомнению содержание образовательных программ. Очень часто приходится слышать мнения о ненужности некоторых тем, разделов и даже дисциплин. Такой взгляд являет собой достаточно упрощенный подход.

Для обеспечения эффективного усвоения учебного материала, педагогу необходимо  стараться не только заинтересовать студента предметом, но и обеспечить возможность практического применения полученных знаний. Для этого можно проводить интегрированные занятия (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию. Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации, а именно – укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверия обучающимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в образовательном процессе.

Преподаватель должен стараться заинтересовать студентов, поскольку именно в случае заинтересованности, они будут с удовольствием посещать занятия. Также, при проведении аудиторных занятий, не будет лишним задавать им ситуации, в которых студенты могут отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п.

Использование т.н. метода «кнута и пряника» является эффективным средством для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности. Это достигается через внедрение балльно-рейтинговой системы оценки. Знания оцениваются в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по той или иной дисциплине за различные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных, так и практических аудиторных).

Поэтому в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, для осознания и понимания студентом возможные последствия его отсутствия на лекционном или практическом занятии. Это будет выражаться в минусовании определенного балла, а, например, подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. – в плюсовании определенного количества баллов. В итоге, учащийся будет мотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими и пользуется заслуженным авторитетом.

Умения сдерживать обещания заключается в недопустимости обмана студентов. Важно отметить, что эта составляющая необходимо и при организации воспитательной работы студентов. Если обещана увлекательная экскурсия вне ВУЗа, организация конкурсов или проведение интересного, по мнению студентов, тестирования, то необходимо не отступать от намеченных целей.

Формирование положительного отношения к профессии выражается в уважительном отношении к плюрализму профессий, по которым потенциально могут быть наняты студенты по направлению «социальная работа». Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой – все это есть залог эффективного труда. В случае возникновения дискуссионных моменты среди представителей различных профессий, педагогу-наставнику необходимо разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности [6].

Предоставление максимальной свободы выбора студентам находит отражения в проводимых образовательным учреждением т.н. «дней самоуправления», мотивирующих студентов на организацию и ведение самостоятельной деятельности. Целесообразно предложение студентам о разработке критериев и форм оценивания своих знаний, форм выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тем докладов, вариантов заданий, рецензирования, слепого и открытого, работ своих одногруппников. Каждый человек желает быть сопричастным к какому-либо процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание.

Публичное одобрение успехов студентов, демонстрация их достижений (например, за хорошее или отличное выполнение работы), несомненно, приведет к повышению уровня мотивации учебной деятельности студентов.

Применение методов интерактивного обу­чения делает образовательный про­цесс мотивированным, продуктивным, эмоцио­нально-насыщенным, личностно-развивающим, а значит и более качественным. Методы интерактивного обучения, на наш взгляд, являются интересным, творческим и перспек­тивным направлением педагогики. Они изме­няют требования к работе преподавателя как на этапе подготовки к занятию, так и во время са­мого занятия.

К методам интерактивного обучения мы отнесли следующие методы:

1. Проектный метод. Проектная деятельность предполагает подготовку и публичную защиту проекта по определенной теме, в результате исследования проблемного вопроса (темы), учащийся предлагает свое решение вопроса, обобщая его в проектах.

2.  Кейс-метод (Case study). В процессе работы над кейсом студенты осу­ществляют поиск, анализ дополнительной ин­формации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией [8, c. 37].

3.  Метод дискуссии. Использование данного метода – это один из способов раскрытия способностей, развития самостоятельности и способности к самоорганизации студентов, а так же умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, делать выводы.

Согласно классификации, дискуссии на занятиях со студентами, обучающихся по направлению «социальная работа» можно разделить на несколько групп (в зависимости от принципов их проведения, задач и форм проведения).

Так структурированная или регламентированная дискуссия предполагает четкий план, структуру и регламент обсуждения.  Группы, участвующие в дискуссии, готовятся и изучают подпроблемы как часть проблемы.

Дискуссия же с элементами игрового моделирования дает возможность взглянуть на поставленную задачу не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. Возможные формы проведения дискуссий в процессе которых воссоздается воображаемая ситуация современности со спором или дискуссией – диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, интервью с исторической личностью, телемосты и киностудии и др. Такая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации студентов.

Командные формы дискуссий, или дебаты – это формализированная дискуссия на заданную тему, построенная на основе соперничества участвующих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.

Например, студентам можно заранее раздать роли различных должностных лиц, от имени которых они будут выступать в дискуссии.

Рабочее заседание проводится по вопросам современных социальных методов работы с пожилыми людьми. Студенты заранее осуществляли поиск информации в соответствии с полученной должностью.

Обсуждение проводилось в форме разыгрывания ролей: теоретики-разработчики методов работы с пожилыми людьми; сподвижники; новаторы, внесшие изменения в консервативные методы социальной работы; консерваторы; критики; конформисты; журналисты.

Содержание ролей:

  • Педагог руководит деятельностью игровой группы, организовывает процесс взаимопомощи в группе при подготовке ролей.
  • Теоретики-разработчики методов работы с пожилыми людьми рассказывают об истории их разработке и внедрения.
  • Сподвижники – помогают защищать информацию теоретиков-разработчиков при необходимости, помогают отстаивать его взгляды, ссылаясь при этом на личный опыт или примеры, известные ему.
  • Новаторы – выступают за новые формы, методы, доказывал их эффективность, ратовал за новаторство, вступал в конфликт с основателем или поддерживал его.
  • Консерваторы – выступают за старые, традиционные методы, утверждают эффективность на примере какого-либо конкретного случая.
  • Критики – выявляют сильные и слабые стороны новых и старых методов социальной работы с пожилыми людьми.
  • Конформисты – не имеют твердой собственной позиции, легко меняют свое мнение, выражают свое согласие с точкой зрения каждого выступающего, аргументируя изменение своего мнения.

Заседание совета экспертов по подведению итогов игры: определение группы-победительницы и лучших исполнителей ролей. В процессе проведения дискуссии журналисты готовят свои материалы. Затем осуществляется подведение итогов игры, журналисты представляют свои материалы. Осуществляется совместный со студентами и преподавателем анализ дискуссии.

Групповые дискуссии преимущественно проводятся в таких формах как «круглый стол», «симпозиум», «семинар» и т.д. Участниками «круглого стола» обычно становятся 10-15 человек из числа наиболее подготовленных студентов, роль ведущего обычно отводится педагогу. Имеющийся опыт проведения семинаров наиболее эффективен и позволяет включить в работу всех студентов без исключения.

Очень эффективны такие методы организации занятий, как парные дискуссии или «вертушка». Такая форма проведения позволяет включить в полемику одновременно практически всех участников с разными парами по общению, которые в ходе урока оттачивают свои тезисы и аргументы и приобретают новые.

Форму «круглого стола» можно использовать в процессе изучения тем, касающихся нормативно-правового регулирования социальной работы в современной Росси и за рубежом. Круглый стол целесообразно организовать с целью обмена мнениями между студентами и преподавателями по вопросам нормативно-правового регулирования социальной работы в современной Росси и за рубежом и оценке ситуации в этой области. Речь может идти о соответствии российской системы нормативно-правового регулирования социальной работы стандартам, о необходимости модернизации, об образовательном проекте повышения квалификации социальных работников и др. Студенты могут быть поделены на группы: исследователи, ученые, юристы. Также несколько студентов выступают в роле журналистов, которые фиксируют результаты данного круглого стола. Впоследствии возможно выпустить мини-брошюру для ознакомления студентов младших курсов. Также возможен вариант написания итоговуой статьи в научный журнал ВУЗа, где будут затронуты актуальные проблемы нормативно-правового регулирования социальной работы в современной России и за рубежом.

4. Игровые методы. Игры стимулируют активное участие студентов в учебном про­цессе и вовлекают даже наиболее пассивных. При данной методике происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, спо­собности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

5. «Мозговой штурм». Метод по­зволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число студентов. Данный метод представляет собой эффективный метод сти­мулирования познавательной активности, формирования творческих умений, как в малых, так и в больших группах.

Можно использовать метод – «ручка в центре стола». Цель метода привлечь к участию всех участников группы, способствует концентрации внимания и активизирует студентов. Группе предлагается совместное решение одного задания (разработка системы социальной работы с многодетными семьями). На один лист каждый студент записывает 1 вариант ответа и передвигает лист товарищу, при этом свою ручку передвигает в центр стола. При отсутствии ответа, ручка остаётся у студента. Все ответы обсуждаются совместно, анализируются верные и неверные варианты. Анализ и повтор верных ответов повышают уровень усвоения и запоминания материала.

6. Исследовательский метод, позволяющий развивать творческие способности студентов, навыки самостоятельной деятельности, наблюдатель­ность, воображение, умение нестандартно мыслить, вы­ражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

7. Метод анализа конкретных ситуаций целесообразно реализовывать в форме аналитической работы с какой-либо ситуацией. Стоит отметить, что если на занятиях применялась  ситуация-иллюстрация, то обязательно нужно использовать информационно-коммуникационные технологии: показ готовых презентаций и презентаций, созданных студентами, использование материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и других образовательных сайтов.

Бесспорно, что сегодня пришло время, когда обучающемуся не только необходимо, но и интересно использовать интерактивные технологии в процессе образования, и это обстоятельство должен использовать каждый педагог для достижения наиболее высоких результатов. В современном обществе, где важны не только сами знания, но и умение их применять в практической деятельности, мы должны учитывать все возможности и достоинства современных методов обучения, а значит идти в ногу со временем. И если студент легко и успешно выполняет свою работу, удовлетворен ее результатами, проявляет заинтересованность, тогда и мотивация к изучению такого предмета у него значительно вырастает, что в итоге способствует повышению заинтересованности в дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что без хорошо продуманных методов обучения, трудно организовать усвоение программного материала в процессе обучения по направлению «социальная работа». Поэтому следует применять различные современные методы обучения, кото­рые помогают вовлечь студентов в познаватель­ный поиск, в труд учения; помогают научить студентов активно, самостоятельно добывать зна­ния, возбуждают их мысль и развивает интерес к предмету и профессиональной деятельности. Интерактивная деятельность обеспе­чивает не только прирост знаний, умений, навы­ков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей студентов при обучении.

Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач – важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и студентами.

Формирование мотивации студента в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности – это и есть процесс формирования профессиональной компетентности, что является ядром профессионального становления бакалавра по направлению «социальная работа».

Данный процесс ориентирован на личность студента и целью его является ориентация на активную, преобразующую и профессионально-творческую деятельность бакалавра данного направления, согласующуюся с этическими принципами социально ответственной профессии и общечеловеческими ценностями.


Библиографический список
  1. Болдина М. А. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы // Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: межвуз. сб. науч. труд. (г. Екатеринбург,2012 г.). — Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. – с. 60–63
  2. Вильгаук О.В. Проблема мотивации в процессе становления студентов колледжа // Профессиональная педагогика обучающихся колледжа: матер. науч.-практич. конф. – Магнитогорск: МГППК, 2007. – с. 67-69.
  3. Ильин Е.П. Мотивация в учебной деятельности студентов. – СПб.: Питер, 2013. – 2840 с.
  4. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. – 9-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1988. – 632 с.
  5. Львов Л.В. Учебно-профессиональная компетентность: сущность, содержание и оценка: монография. – Челябинск; Магнитогорск: УралГУФК; МаГУ, 2012. – 116 с.
  6. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – с. 160-163.
  7. Найн, А.Я. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением: монография. – Челябинск: Уральская Академия, 2014. – 292 с.
  8. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Изд. Центр «Академия», 2013. – с. 37.
  9. Фролов В.Н. Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. – с. 228-231.
  10.  Ярецкий, В. Ю. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в образовательном процессе вуза: автореф. дис. на соискание уч.степ. канд. пед. наук: 13.00.08. – М.: РГСУ, 2006. — 26 с.


Все статьи автора «Равочкин Никита Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: