Реформирование образования в направлении профилирования является необходимостью сегодняшнего дня, своеобразным откликом на запрос общества в создании условий для развития личности, ее творческой самореализации. Профильная школа имеет истоки из идей дифференциации и индивидуализации обучения, имеет долгую историю, однако, обязательной и доступной для учащихся всех украинских учебных заведений она стала совсем недавно.
Идея организации старшей школы на основе профильной дифференциации имеет давние исторические предпосылки. В исследованиях Г. Ващенко, М. Гончарова, И. Ловьяновой, В. Ревякина, А. Самодрина и др., посвященных историческим истокам дифференциации обучения и становления системы профильного образования, приводятся примеры воплощения соответствующих мыслей еще при организации братских школ (Львовской, Киевской) в Украине в XVI-XVII вв.
В XVIII в. начали организовываться учебные заведения на основе дифференциации по способностям, когда обязательными предметами считались преимущественно закон Божий, арифметика и военное дело, а другие предметы изучались по желанию учащихся. Так, профильные классы с изучением иностранных языков, математики, инженерного дела, артиллерии, геодезии, вокала и инструментальной музыки существовали в Харьковском коллегиуме, основанном в 1765 году [1].
Значительным этапом в истории профильного образования стали попытки создания профильных классов, школ и классов с углубленным изучением отдельных дисциплин в середине XIX в. в связи с начатой в то время реформой среднего образования. Так, после третьего класса обучения в мужских гимназиях происходила бифуркация курса: для желающих учиться в университете вводилось дополнительное изучение иностранных языков, а желающие идти на военную службу изучали курс российского законодательства и математику. Такая система просуществовала пятнадцать лет (с 1849 по 1864 гг.) до принятия нового гимназического устава, согласно которому были организованы гимназии двух типов: классическая гимназия с подготовкой к поступлению в университет и реальная гимназия с подготовкой к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения. В гимназиях того периода фуркация происходила сразу с первого класса с целью специализации учащихся с сохранением общеобразовательного направления на основе распределения учебных планов и программ. По Уставу1871 г. реальные гимназии превратились в реальные училища без права дальнейшего поступления в университет, а гимназии стали только классическими [2, С. 9].
Профильными учебными заведениями в XIX в. были лицеи – привилегированные учебные заведения, которые охватывали программу обучения средней и высшей школы, имели по несколько отделений разных направлений (физико-математическое, юридическое). Всего в дореволюционной Российской империи существовало шесть лицеев, три из которых – на территории современной Украины: Ришельевский лицей (1817 г., г. Одеса), Волынский (Кременецкий) лицей (1819 г., г. Кременец Тернопольской области), Нежинский юридический (физико-математический в период 1832-1840 гг.) лицей князя А. Безбородко (1820 г., г. Нежин Черниговской области). С1870 г. учреждаются и профессиональные школы, например, художественная имени Н. В. Гоголя в г. Миргород, ткацкая школа в с. Дегтяри (Черниговская обл.) и др.
На рубеже XIX-XX вв. ведущими украинскими педагогами того времени высказывались идеи раннего дифференцированного обучения. Так, педагогическая практика Х. Алчевской базировалась на технологии индивидуализации обучения для полного усвоения определенных знаний. Дифференцированная система обучения чтению и письму была предложена Б. Гринченко, по которому методическая дифференциация должна перекликаться с дифференциацией содержательной. Индивидуальный подход к каждому ребенку был основой системы обучения и воспитания С. Русовой, согласно которой гармоничный человек – это человек, который воспитан в определенном поле [2].
В1900 г. Министерством народного образования была организована специальная комиссия по созданию новых планов и программ для учебных заведений различного профиля. Проблемы профильного обучения обсуждались на I Всероссийском съезде преподавателей математики (1911 г.): доклады ведущих специалистов того времени содержали конкретные предложения по распределению курса математики на общеобразовательный и специальный для желающих продолжить обучение в высших учебных заведениях.
В период 1915-1916 гг. министром образования П. Игнатьевым была подготовлена образовательная реформа, по которой обучение в гимназиях в 4-7 классах распределялось по трем направлениям: новогуманитарному, гуманитарно-классическому и реальному. Однако, реформа не получила завершения в связи с известными историческими событиями и отставкой министра.
В первые советские времена идея профилирования приобрела развитие, когда первым наркомом просвещения А. Луначарским была поддержана фуркация старшей школы, в связи с чем в 1918 Наркомпрос Украины принял «Положение о единой трудовой школе УССР» с профилированием на старшей ступени обучения: сначала по двум направлениям – сельскохозяйственному и индустриальному, затем по трем –гуманитарному, естественно-математическому и техническому направлениям. Однако такая организация системы образования не была реализована в связи с принятием трудового принципа обучения как основного. Поэтому с1924 г. школы второй ступени становятся массовыми и имеют целью подготовку квалифицированного, сознательного рабочего с возможным поступлением в ВУЗы. Вместе с тем, профилирование в виде профессионализации имеет место, поскольку школы второй ступени становятся реально-трудовыми, а специализация обучения в которых происходит на основе обучения прикладным знаниям. Так, открывались профильные школы фабрично-заводского ученичества и школы сельской молодежи со сроком обучения – два-четыре года. В то же время, уникальным явлением того времени стало открытие музыкальной школы-интерната им. П. Столярского (1933, г. Одесса) – специализированной школы для музыкально-одаренных детей.
Весомым вкладом в становление системы профильного обучения становится реформа образования в 50-х гг. ХХ в. За введение фуркаций в старших классах общеобразовательной школы высказался академик М. Гончаров на заседании Академии педагогических наук в1958 г. Так, согласно Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 гг.) предполагалось создание специализированных школ для одаренных детей (физико-математических школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, школ с художественным, музыкальным и спортивным уклоном и т.д.).
С 1966 г. дифференциация образования по интересам школьников происходила по двум формам: организация школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов и организация факультативных занятий в 8-10 классах, а центрами трудового и профессионального обучения стали учебно-производственные комбинаты (УПК).
По реформе образования, состоявшейся в1984 г., средняя школа перешла на одиннадцатилетний срок, а обучение старшеклассников происходило в разнотипных средних учебных заведениях:
- 10-11 классах общеобразовательной школы;
- средних профессионально-технических училищах;
- средних специальных учебных заведениях.
Система УПК также претерпела изменения. На основе утвержденного в1985 г. временного перечня профессий проводилась подготовка учащихся в межшкольных УПК. Это обусловило организацию допрофильной профориентационной деятельности в 7-8 классах общеобразовательных школ и введение учебной дисциплины «Основы производства. Выбор профессии».
В конце 1980-х – начале 1990-х годов профильная и уровневая дифференциация обучения получила дальнейшее развитие, когда в 1988 году на Пленуме ЦК КПСС был сформулирован комплекс мер по обновлению школьного образования, в связи с чем во время Съезда работников народного образования (Москва,1988 г.) обсуждались новые концепции реформирования школ. В этот период были организованы новые типы образовательных учреждений: лицеи, гимназии, колледжи; в школах были открыты классы с углубленным изучением отдельных дисциплин; были созданы специализированные школы при вузах.
На необходимость внедрения профильного обучения в независимом Украинском государстве было впервые указано в Законе Украины «Об общем среднем образовании», в котором говорилось, что третья ступень обучения (старшая школа) становится преимущественно профильной.
Массовое превращение школы III ступени в профильную был начато в2000 г. постановлением Кабинета Министров Украины № 1717 от 16 ноября 2000 года «О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения». В соответствии с этим, коллегией Министерства образования и науки Украины (далее − МОН Украины) было принято решение «Об утверждении Концепции профильного обучения в старшей школе» (от 25.09.2003 г., № 10/13). По данным, предоставленным в первой редакции Концепции профильного обучения в 2001/2002 учебном году, образованием в общеобразовательных учреждениях через профильное обучение было охвачено 6,3% от общего количества учащихся, а через год этот показатель составил 6,9%. Исследование мотивов выбора учащимися профилей обучения, которое проводились под руководством АПН Украины, выявило, что только около 40 % этих учеников руководствовались склонностью к изучению конкретного цикла предметов [3].
В связи с этим, был разработан план мероприятий на 2006-2010 гг. по внедрению профильного обучения учащихся 10-12 классов общеобразовательных учебных заведений, утвержденный приказом МОН Украины (от 3.11.2006 г., № 744). Департаментом общего среднего и дошкольного образования МОН Украины была разработана Отраслевая программа внедрения профильного обучения в 2008 – 2010 гг. В это время была обновлена Концепция профильного обучения в старшей школе (Приказ МОН Украины № 854 от 11.09.2009 г.), а также с 2010/2011 учебного года 12-летний срок обучения трансформировался в 11-летний Законом Украины № 2442-VI от 06.07.2010 г. «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования по организации учебно-воспитательного процесса» [4, 5].
С 2010/2011 учебного года старшая школа во всех типах средних общеобразовательных заведений начала функционировать как профильная. Со времени принятия Концепции профильного обучения в отечественном образовательном пространстве ускорилось открытие профильных учебных заведений, положено начало формированию образовательных округов, усилена работа по методическому обеспечению профильного обучения.
В то же время, мониторинговые исследования, которые регулярно проводятся с целью выявления реальной картины знаний учащихся профильных классов, классов с углубленным изучением предметов, профильных интересов учащихся, выявляют факты несоответствия познавательных интересов учащихся, выбранного профиля обучения и состояния успеваемости по предметам выбранного профиля.
Кроме того, возник вопрос об одновременном функционировании профильного обучения, основанного на принципе дифференциации, и внешнего независимого оценивания (ВНО), которое является универсальным для всех учеников, несмотря на разный уровень и профиль обучения. Программы обучения профильных и базовых дисциплин по уровням стандарта, академическому, профильному уровням существенно отличаются по содержанию и количеству отведенных часов. Итак, совершенно ясно, что ученики, которые учились по программам разных уровней, подготовлены к ВНО по-разному. Следовательно, профильное обучение в старшей школе ставит учеников в неравные условия при подготовке и сдаче ВНО.
Ретроспективный анализ истории развития и становления системы профильного обучения позволяет выделить следующие исторические периоды:
− XVI-XVII вв. – зарождение профессионального образования в братских школах;
− XVIII века. – зарождение профильной дифференциации: организация классов с изучением дисциплин по желанию учащихся в отдельных учебных заведениях;
− XIX в. – развитие профильной дифференциации: организация лицеев как профильных учебных заведений, классических и реальных гимназий, классических гимназий и реальных училищ;
− начало ХХ в. (досоветские времена) – попытки установления системы профильного обучения на основе разноуровневого преподавания дисциплин согласно выбранному профилю;
− 20-50-е гг. ХХ в. – профилирование в смысле профессионализации в трудовых школах, школах фабрично-заводского ученичества и сельской молодежи;
− 60-80-е гг. ХХ в. – становление системы профильного образования: организация специализированных школ, введение факультативных занятий;
− 80-90-е гг. ХХ в. – развитие профилирования и профессионализации обучения: организация учебно-производственных комбинатов, учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий, коллегиумов и т.п.);
− 1991 – настоящее время – становление системы профильного обучения в Украине: психолого-педагогические исследования профильного обучения, изучение и применение зарубежного опыта, принятие Концепции профильного обучения, окончательный переход на профильную старшую школу.
Итак, история становления профильного образования характеризуется поиском решения проблемы взаимодействия общего и профессионального образования в общеобразовательных учреждениях, которая до сих пор, несмотря на последние реформы, остается открытой.
Библиографический список
- Лов’янова І. Профільна школа: історичний досвід та сучасні проблеми / І. Лов’янова // Гуманітарний вісник вищого навчального закладу “Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди”. Педагогіка. Психологія. Філософія : збірник наукових праць. – 2012. – №24. – С. 192-197
- Самодрін А.П. Профільне навчання в середній школі / А. П. Самодрін. – Кременчук: Видавничий центр Сучасного гуманітарно-економічного інституту, за участю РВЦ ПНТУ, 2004. – 384 с.
- Концепція профільного навчання в старшій школі: Затверджена рішенням колегії МОН України від 25.09.03 № 10/12-2 // Інформаційний збірник МОН України. – 2003. – № 24. – С. 3-15.
- Про затвердження нової редакції Концепції профільного навчання у старшій школі : Наказ МОН № 854 від 11.09.09 р. [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://old.mon.gov.ua/ua/about-ministry/normative/175-
- Про затвердження плану заходів на 2006–2010 роки щодо впровадження профільного навчання учнів 10–12 класів загальноосвітніх навчальних закладів [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.uazakon.com/documents/date_8b/pg_gfnloh.htm