УДК 373.6

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УКРАИНЕ

Ордановская Александра Игоревна
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского (Одесса)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики

Аннотация
В данной статье представлены основные этапы становления и развития профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях в Украине. Показано, что идеи дифференциации и индивидуализации обучения школьников в соответствии с их личными особенностями, склонностями и профессиональной направленностью воплощались в разные исторические эпохи: от братских школ до профильных учебных заведений современности.

Ключевые слова: дифференциация и индивидуализация обучения, профильная школа, профильное обучение


RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE HISTORY OF FORMATION OF THE SYSTEM OF THE PROFILE EDUCATION IN UKRAINE

Ordanovskaya Aleksandra Igorevna
South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushinsky
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Physics Department

Abstract
This article presents the main stages in the development of the profile education in secondary schools in Ukraine. It is shown that the idea of differentiation and individualization of teaching students according to their personal characteristics, inclinations and professional orientation embodied in different historical epochs: from fraternal schools to specialized secondary educational institutions of modernity.

Keywords: differentiation and individualization of education, profile school, specialized education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ордановская А.И. Ретроспективный анализ истории становления системы профильного обучения в Украине // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13032 (дата обращения: 29.09.2017).

Реформирование образования в направлении профилирования является необходимостью сегодняшнего дня, своеобразным откликом на запрос общества в создании условий для развития личности, ее творческой самореализации. Профильная школа имеет истоки из идей дифференциации и индивидуализации обучения, имеет долгую историю, однако, обязательной и доступной для учащихся всех украинских учебных заведений она стала совсем недавно.

Идея организации старшей школы на основе профильной дифференциации имеет давние исторические предпосылки. В исследованиях Г. Ващенко, М. Гончарова, И. Ловьяновой, В. Ревякина, А. Самодрина и др., посвященных историческим истокам дифференциации обучения и становления системы профильного образования, приводятся примеры воплощения соответствующих мыслей еще при организации братских школ (Львовской, Киевской) в Украине в XVI-XVII вв.

В XVIII в. начали организовываться учебные заведения на основе дифференциации по способностям, когда обязательными предметами считались преимущественно закон Божий, арифметика и военное дело, а другие предметы изучались по желанию учащихся. Так, профильные классы с изучением иностранных языков, математики, инженерного дела, артиллерии, геодезии, вокала и инструментальной музыки существовали в Харьковском коллегиуме, основанном в 1765 году [1].

Значительным этапом в истории профильного образования стали попытки создания профильных классов, школ и классов с углубленным изучением отдельных дисциплин в середине XIX в. в связи с начатой ​​в то время реформой среднего образования. Так, после третьего класса обучения в мужских гимназиях происходила бифуркация курса: для желающих учиться в университете вводилось дополнительное изучение иностранных языков, а желающие идти на военную службу изучали курс российского законодательства и математику. Такая система просуществовала пятнадцать лет (с 1849 по 1864 гг.) до принятия нового гимназического устава, согласно которому были организованы гимназии двух типов: классическая гимназия с подготовкой к поступлению в университет и реальная гимназия с подготовкой к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения. В гимназиях того периода фуркация происходила сразу с первого класса с целью специализации учащихся с сохранением общеобразовательного направления на основе распределения учебных планов и программ. По Уставу1871 г. реальные гимназии превратились в реальные училища без права дальнейшего поступления в университет, а гимназии стали только классическими [2, С. 9].

Профильными учебными заведениями в XIX в. были лицеи – привилегированные учебные заведения, которые охватывали программу обучения средней и высшей школы, имели по несколько отделений разных направлений (физико-математическое, юридическое). Всего в дореволюционной Российской империи существовало шесть лицеев, три из которых – на территории современной Украины: Ришельевский лицей (1817 г., г. Одеса), Волынский (Кременецкий) лицей (1819 г., г. Кременец Тернопольской области), Нежинский юридический (физико-математический в период 1832-1840 гг.) лицей князя А. Безбородко (1820 г., г. Нежин Черниговской области). С1870 г. учреждаются и профессиональные школы, например, художественная имени Н. В. Гоголя в г. Миргород, ткацкая школа в с. Дегтяри (Черниговская обл.) и др.

На рубеже XIX-XX вв. ведущими украинскими педагогами того времени высказывались идеи раннего дифференцированного обучения. Так, педагогическая практика Х. Алчевской базировалась на технологии индивидуализации обучения для полного усвоения определенных знаний. Дифференцированная система обучения чтению и письму была предложена Б. Гринченко,  по которому  методическая дифференциация должна перекликаться с дифференциацией содержательной. Индивидуальный подход к каждому ребенку был основой системы обучения и воспитания С. Русовой, согласно которой гармоничный человек – это человек, который воспитан в определенном поле [2].

В1900 г. Министерством народного образования была организована специальная комиссия по созданию новых планов и программ для учебных заведений различного профиля. Проблемы профильного обучения обсуждались на I Всероссийском съезде преподавателей математики (1911 г.): доклады ведущих специалистов того времени содержали конкретные предложения по распределению курса математики на общеобразовательный и специальный для желающих продолжить обучение в высших учебных заведениях.

В период 1915-1916 гг. министром образования П. Игнатьевым была подготовлена ​​образовательная реформа, по которой обучение в гимназиях в 4-7 классах распределялось по трем направлениям: новогуманитарному, гуманитарно-классическому и реальному. Однако, реформа не получила завершения в связи с известными историческими событиями и отставкой министра.

В первые советские времена идея профилирования приобрела развитие, когда первым наркомом просвещения А. Луначарским была поддержана фуркация старшей школы, в связи с чем в 1918 Наркомпрос Украины принял «Положение о единой трудовой школе УССР» с профилированием на старшей ступени обучения: сначала по двум направлениям – сельскохозяйственному и индустриальному, затем по трем –гуманитарному, естественно-математическому и техническому направлениям. Однако такая организация системы образования не была реализована в связи с принятием трудового принципа обучения как основного. Поэтому с1924 г. школы второй ступени становятся массовыми и имеют целью подготовку квалифицированного, сознательного рабочего с возможным поступлением в ВУЗы. Вместе с тем, профилирование в виде профессионализации имеет место, поскольку школы второй ступени становятся реально-трудовыми, а специализация обучения в которых происходит на основе обучения прикладным знаниям. Так, открывались профильные школы фабрично-заводского ученичества и школы сельской молодежи со сроком обучения – два-четыре года. В то же время, уникальным явлением того времени стало открытие музыкальной школы-интерната им. П. Столярского (1933, г. Одесса) – специализированной школы для музыкально-одаренных детей.

Весомым вкладом в становление системы профильного обучения становится реформа образования в 50-х гг. ХХ в. За введение фуркаций в старших классах общеобразовательной школы высказался академик М. Гончаров на заседании Академии педагогических наук в1958 г. Так, согласно Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 гг.) предполагалось создание специализированных школ для одаренных детей (физико-математических школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, школ с художественным, музыкальным и спортивным уклоном и т.д.).

С 1966 г. дифференциация образования по интересам школьников происходила по двум формам: организация школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов и организация факультативных занятий в 8-10 классах, а центрами трудового и профессионального обучения стали учебно-производственные комбинаты (УПК).

По реформе образования, состоявшейся в1984 г., средняя школа перешла на одиннадцатилетний срок, а обучение старшеклассников происходило в разнотипных средних учебных заведениях:

- 10-11 классах общеобразовательной школы;

- средних профессионально-технических училищах;

- средних специальных учебных заведениях.

Система УПК также претерпела изменения. На основе утвержденного в1985 г. временного перечня профессий проводилась подготовка учащихся в межшкольных УПК. Это обусловило организацию допрофильной профориентационной деятельности в 7-8 классах общеобразовательных школ и введение учебной дисциплины «Основы производства. Выбор профессии».

В конце 1980-х – начале 1990-х годов профильная и уровневая дифференциация обучения получила дальнейшее развитие, когда в 1988 году  на Пленуме ЦК КПСС был сформулирован комплекс мер по обновлению школьного образования, в связи с чем во время Съезда работников народного образования (Москва,1988 г.) обсуждались новые концепции реформирования школ. В этот период были организованы новые типы образовательных учреждений: лицеи, гимназии, колледжи; в школах были открыты классы с углубленным изучением отдельных дисциплин; были созданы специализированные школы при вузах.

На необходимость внедрения профильного обучения в независимом Украинском государстве было впервые указано в Законе Украины «Об общем среднем образовании», в котором говорилось, что третья ступень обучения (старшая школа) становится преимущественно профильной.

Массовое превращение школы III ступени в профильную был начато в2000 г. постановлением Кабинета Министров Украины № 1717 от 16 ноября 2000 года «О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения». В соответствии с этим, коллегией Министерства образования и науки Украины (далее  − МОН Украины) было принято решение «Об утверждении Концепции профильного обучения в старшей школе» (от 25.09.2003 г., № 10/13). По данным, предоставленным в первой редакции Концепции профильного обучения в 2001/2002 учебном году, образованием в общеобразовательных учреждениях через профильное обучение было охвачено 6,3% от общего количества учащихся, а через год этот показатель составил 6,9%. Исследование мотивов выбора учащимися профилей обучения, которое проводились под руководством АПН Украины, выявило, что только около 40 % этих учеников руководствовались склонностью к изучению конкретного цикла предметов [3].

В связи с этим, был разработан план мероприятий на 2006-2010 гг. по внедрению профильного обучения учащихся 10-12 классов общеобразовательных учебных заведений, утвержденный приказом МОН Украины (от 3.11.2006 г., № 744). Департаментом общего среднего и дошкольного образования МОН Украины была разработана Отраслевая программа внедрения профильного обучения в 2008 – 2010 гг. В это время была обновлена ​​Концепция профильного обучения в старшей школе (Приказ МОН Украины № 854 от 11.09.2009 г.), а также с 2010/2011 учебного года 12-летний срок обучения трансформировался в 11-летний Законом Украины № 2442-VI от 06.07.2010 г. «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования по организации учебно-воспитательного процесса» [4, 5].

С 2010/2011 учебного года старшая школа во всех типах средних общеобразовательных заведений начала функционировать как профильная. Со времени принятия Концепции профильного обучения в отечественном образовательном пространстве ускорилось открытие профильных учебных заведений, положено начало формированию образовательных округов, усилена работа по методическому обеспечению профильного обучения.

В то же время, мониторинговые исследования, которые регулярно проводятся с целью выявления реальной картины знаний учащихся профильных классов, классов с углубленным изучением предметов, профильных интересов учащихся, выявляют факты несоответствия познавательных интересов учащихся, выбранного профиля обучения и состояния успеваемости по предметам выбранного профиля.

Кроме того, возник вопрос об одновременном функционировании профильного обучения, основанного на принципе дифференциации, и внешнего независимого оценивания (ВНО), которое является универсальным для всех учеников, несмотря на разный уровень и профиль обучения. Программы обучения профильных и базовых дисциплин по уровням стандарта, академическому, профильному уровням существенно отличаются по содержанию и количеству отведенных часов. Итак, совершенно ясно, что ученики, которые учились по программам разных уровней, подготовлены к ВНО по-разному. Следовательно, профильное обучение в старшей школе ставит учеников в неравные условия при подготовке и сдаче ВНО.

Ретроспективный анализ истории развития и становления системы профильного обучения позволяет выделить следующие исторические периоды:

−  XVI-XVII вв. – зарождение профессионального образования в братских школах;

− XVIII века. ­– зарождение профильной дифференциации: организация классов с изучением дисциплин по желанию учащихся в отдельных учебных заведениях;

− XIX в. – развитие профильной дифференциации: организация лицеев как профильных учебных заведений, классических и реальных гимназий, классических гимназий и реальных училищ;

− начало ХХ в. (досоветские времена) – попытки установления системы профильного обучения на основе разноуровневого преподавания дисциплин согласно выбранному профилю;

− 20-50-е гг. ХХ в. – профилирование в смысле профессионализации в трудовых школах, школах фабрично-заводского ученичества и сельской молодежи;

− 60-80-е гг. ХХ в. – становление системы профильного образования: организация специализированных школ, введение факультативных занятий;

− 80-90-е гг. ХХ в. – развитие профилирования и профессионализации обучения: организация учебно-производственных комбинатов, учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий, коллегиумов и т.п.);

− 1991 – настоящее время – становление системы профильного обучения в Украине: психолого-педагогические исследования профильного обучения, изучение и применение зарубежного опыта, принятие Концепции профильного обучения, окончательный переход на профильную старшую школу.

Итак, история становления профильного образования характеризуется поиском решения проблемы взаимодействия общего и профессионального образования в общеобразовательных учреждениях, которая до сих пор, несмотря на последние реформы, остается открытой.


Библиографический список
  1. Лов’янова І. Профільна школа: історичний досвід та сучасні проблеми / І. Лов’янова // Гуманітарний вісник вищого навчального закладу “Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди”. Педагогіка. Психологія. Філософія : збірник наукових праць. – 2012. – №24. – С. 192-197
  2. Самодрін А.П. Профільне навчання в середній школі / А. П. Самодрін. – Кременчук: Видавничий центр Сучасного гуманітарно-економічного інституту, за участю РВЦ ПНТУ, 2004. – 384 с.
  3. Концепція профільного навчання в старшій школі: Затверджена рішенням колегії МОН України від 25.09.03 № 10/12-2 // Інформаційний збірник МОН України. – 2003. – № 24. – С. 3-15.
  4. Про затвердження нової редакції Концепції профільного навчання у старшій школі : Наказ МОН № 854 від 11.09.09 р. [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://old.mon.gov.ua/ua/about-ministry/normative/175-
  5. Про затвердження плану заходів на 2006–2010 роки щодо впровадження профільного навчання учнів 10–12 класів загальноосвітніх навчальних закладів [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.uazakon.com/documents/date_8b/pg_gfnloh.htm


Все статьи автора «Ордановская Александра Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: