УДК 353.2

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Шведов Владислав Витальевич1, Баранова Ирина Олеговна2
1Уральский государственный университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
2Уральский государственный университет, студентка очной формы магистратуры

Аннотация
Для Свердловской области, как промышленно развитого региона, особо актуальным остается вопрос переработки и утилизации отходов производства и потребления. Решение этой проблемы видится в реализации механизма государственно-частного партнерства в рассматриваемой сфере. В ряде субъектов Российской Федерации подобный положительный опыт уже существует. Эта практика применима и в Свердловской области при условии урегулирования ряда организационных и правовых аспектов рассматриваемой сферы.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, налоговые стимулы, общественный экологический контроль, переработка и утилизация отходов производства и потребления, экологическое благополучие


RELEVANT ASPECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF HANDLING WASTES OF PRODUCTION AND CONSUMPTION

Shvedov Vladislav Vitalievich1, Baranova Irina Olegovna2
1Ural State University of Economics, candidate of historical sciences, associate professor at the department of state and municipal administration
2Ural State University of Economics, student full-time graduate

Abstract
For the Sverdlovsk region, as the industrialized region, particularly the issue of recycling and utilization of wastes of production and consumption. The solution to this problem lies in the implementation of public-private partnership in this sphere. In a number of subjects of the Russian Federation such a positive experience already exists. This practice is also applicable in the Sverdlovsk region, subject to resolution of a number of organizational and legal aspects of this sphere.

Keywords: environmental welfare, investments, public ecological control, public-private partnership, recycling and disposal of waste production and consumption, tax incentives


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Шведов В.В., Баранова И.О. Актуальные аспекты государственно-частного партнерства в сфере обращения отходов производства и потребления // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13027 (дата обращения: 29.09.2017).

Для достижения целей развития и модернизации экономики и социальной сферы необходимо активное и продуктивное взаимодействие бизнеса и государства. Данное сотрудничество должно быть направлено на концентрацию усилий всех сторон процесса, учет интересов бизнеса, государства и  институтов гражданского общества. Под взаимодействием бизнеса и власти подразумевается система партнерства государственных органов, местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес структур в регулировании социально-экономических проблем. В современных условиях динамику взаимодействия бизнеса и государства стала определять концепция государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) – передачи решения части, в первую очередь экономических, задач из сферы государственного регулирования  в сферу бизнеса.

Свердловская область является одним из наиболее развитых и инвестиционно-привлекательных российских регионов. Серьезной проблемой для Свердловской области остается большой объем образующихся и накопленных на ее территории отходов производства и потребления. Размещение отходов влечет за собой вывод из хозяйственного оборота и загрязнение значительных площадей земли, негативное влияние на атмосферу и водные объекты. В Свердловской области располагаются 307 объектов размещения промышленных отходов, из которых 37 являются бесхозными. Количество отходов на бесхозных объектах составляет примерно 130 млн. тонн (1,39% от наличия отходов в объектах размещения промышленных отходов) на общей площади 872,9 га (5,68% от общей площади объектов, занимаемых промышленными отходами).

Наиболее перспективными сферами для реализации проектов с применением ГЧП региональные власти считают ЖКХ, энергосбережение, здравоохранение, образование. При этом на территории области не реализован ни один проект ГЧП в сфере обращения отходов производства и потребления. Основными проблемами в данной сфере являются:

- несовершенство нормативно-правовой базы по обращению с отходами производства и потребления;

- большой объем накопленных отходов производства и потребления;

- отсутствие эффективных технологий переработки многих видов отходов;

- низкий уровень экологической культуры руководителей предприятий и населения;

- необходимость получения крупных инвестиций для развития данного направления;

- отсутствие возможности контроля со стороны исполнительных органов государственной власти Свердловской области за обращением отходов на предприятиях, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Именно на них приходится образование и размещение подавляющего большинства промышленных отходов.

Необходимо отметить, что существует и ряд проблем, которые являются препятствием для развития ГЧП на территории Свердловской области:

- отсутствие на федеральном уровне единого нормативного документа, регулирующего правоотношения в сфере ГЧП;

- отсутствие процесса информирования органов местного самоуправления и бизнес-структур о возможностях использования механизмов ГЧП. Большинство направлений развития проектов ГЧП входит в компетенцию муниципальных образований и требует в первую очередь проявления инициативы со стороны данных структур;

- противоречивость федерального законодательства [2, 3]. Многие чиновники считают, что федеральное законодательство о государственных закупках и о защите конкуренции не позволяет достаточно широко привлекать частный капитал в социальные проекты.

- отсутствие прозрачных схем возврата инвестиций частного инвестора и судебной практики, защищающей интересы всех сторон-участников проектов ГЧП;

- неготовность коммерческих банков к выдаче инвестиционных кредитов. Регионы нуждаются в развитом банковском и страховом сообществе, на данный момент уровень их взаимодействия с региональными властями слабый.

Согласно Стратегии по обращению с отходами производства на территории Свердловской области до 2030 года [4] возможны три сценария развития деятельности хозяйствующих субъектов в рассматриваемой сфере: пессимистический, консервативный и оптимистический.

При развитии пессимистического сценария усилия власти и бизнеса будут недостаточными для изменения ситуации в рассматриваемой сфере, бизнес не будет принимать активного участия в переработке отходов в связи с отсутствием финансового интереса.

При развитии консервативного сценария взаимодействие бизнеса и власти будет налажено, но лишь частично, развитие сферы обращения с отходами будет носить точечный характер.

При оптимистическом сценарии удастся привлечь достаточное количество инвестиций для реализации крупных и мелких проектов по переработке отходов. Этому должно способствовать снижение административных барьеров, развитие законодательства в сфере ГЧП и в сфере обращения с отходами производства и потребления. Качественная переработка отходов и получение из них вторичного сырья станут экономически выгодны и будут способствовать привлечению инвестиций со стороны частного бизнеса. Комплексное развитие сферы обращения с отходами предполагает применение новых технологий, механизмов взаимодействия бизнеса и власти, рост темпов переработки отходов. В результате число и площади полигонов хранения отходов будут сокращаться.

В настоящее время на территории Российской Федерации существует положительный опыт реализации проектов ГЧП в сфере обращения с отходами производства и потребления (Нижегородская область, Санкт-Петербург). Интересен опыт Тверской области, власти которой планируют построить на территории сельских поселений предприятия по переработке твердых бытовых отходов [5]. В результате местные бюджеты смогут получить 20-30 млн руб. дополнительного дохода. Чтобы заинтересовать муниципалитеты, предлагается внести поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», касающиеся введения налоговых стимулов при размещении предприятий по переработке отходов [1].

В течение последних двух лет в модернизации системы обращения с отходами в Тверской области принимают участие финские компании. Обсуждается даже возможность строительства совместных предприятий по производству оборудования в области обращения с отходами, что могло бы сократить расходы на производство с сохранением качества процесса.

Свердловская область, как  один из крупнейших промышленных регионов страны, так же остро нуждается в модернизации сферы обращения с отходами, повышении эффективности управления данной сферой и внедрении инновационных технологий в процесс переработки отходов. На сегодняшний день отсутствует баланс экономических и экологических интересов и, как правило,  проблемы экологической безопасности часто уступают место экономическим интересам.

Экологическая значимость реализации проектов ГЧП в сфере обращения с отходами способствует улучшению санитарного состояния населенных пунктов, увеличению отходов, возвращаемых во вторичное использование, увеличение «срока жизни» объектов размещения отходов за счет использования современных технологий.

Особое значение имеет эффективное взаимодействие  всех уровней власти в части разработки и совершенствования законодательной базы. Требуются механизмы правового регулирования на федеральном уровне вопросов утилизации медицинских и биологических отходов, формирования институтов общественного экологического контроля. На подзаконном уровне необходимо систематизировать территориальные схемы обращения с различными категориями отходов, ценообразование и выбор регионального оператора.


Библиографический список
  1. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона РФ от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/12112084/#ixzz3r4175MON (дата обращения 10.11.2015)
  2. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона РФ от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz3r42CpHR5 (дата обращения 09.11.2015)
  3. Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона РФ от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/70353464/#ixzz3r41QuVo4 (дата обращения 10.11.2015)
  4. Постановление Правительства Свердловской области от 09 сентября 2014 N 774-ПП «О Стратегии по обращению с отходами производства на территории Свердловской области до 2030 года» (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29 апреля 2015 г. N 324-ПП) //
    ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/20948738/#ixzz3r40dR7sG ) (дата обращения 10.11.2015)
  5. Андрей Епишин: Необходимо сформировать правовую базу по утилизации отходов // Тверская неделя (электр. ресурс) – 2015. – 07 сентября. URL: https://tverweek.com/economic/andrej-epishin-neobhodimo-sformirovat-edinuyu-pravovuyu-bazu-po-utilizatsii-othodov.html (дата обращения 08.11.2015)
    Баулин М.С. Реализация проектов с привлечением механизма государственно-частного партнерства. Теория и практика. 2011. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/artikles/Realizaciya_proektov_GCHP.pdf. (дата обращения 08.11.2015)
  6. Государство и бизнес. Сравнение рынка ГЧП в Европе и России // ИД «Бюджет» – 2011. – № 7. URL: http://bujet.ru/article/142361.php. (дата обращения 10.11.2015)
  7. Есть ли примеры успешных проектов ГЧП в России? // Портал ГЧП в России. URL: http://www.pppinrussia.ru. (дата обращения 07.11.2015)


Все статьи автора «Шведов Владислав Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: