УДК 908

СЕЛО ВЕРШИЛОВО: ВЕХИ ИСТОРИИ, ТОПОНИМИКА И ТРАДИЦИИ

Хасьянова Анжелика Валерьевна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию села Вершилово, когда-то являвшегося вотчиной князя Д.М.Пожарского. Изучается топонимика, история и культура села.

Ключевые слова: Вершилово, князь Пожарский, Нижегородское Поволжье, село, топонимика, традиции


VILLAGE OF VERSHILOVO: HISTORY MILESTONES, TOPONYMICS AND TRADITIONS

Hasyanova Anjelica Valeryevna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to research of the village of Vershilovo which was once an ancestral lands of the prince D.M.Pozharsky. The toponymics is studied, the history and culture sat down.

Keywords: Nizhny Novgorod Volga region, prince Pozharsky, toponymics, traditions, village


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Хасьянова А.В. Село Вершилово: вехи истории, топонимика и традиции // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/12992 (дата обращения: 30.09.2017).

История села  Вершилово – одного из древнейших весей Нижегородского Поволжья –  исчисляется многими и многими веками. Сохранявшее вплоть до XVII века звание погоста, оно было административно-духовным центром обширной округи, возле которого столетиями жили лишь священники да храмовые бобыли, работавшие на клир и пахавшие церковные земли в рядом расположенной пустоши Урковской (ныне одноименная деревня).

Безжалостное время уничтожает живые свидетельства прошлого, в нашей власти лишь сохранить и чтить память о нем.

Название села связано с речкой, которая протекает рядом с ним. Это речка Ненилка. Вода в речке чистая, но по цвету напоминает чай, т.к. здесь много торфяников. Начинается она в болотах недалеко от Перехваткино, а устье ее в Вершиловском заливе горьковского моря. Речка коротенькая, но не всегда она была такой. Когда-то она была длиннее на много километров и текла, извиваясь, по пойменным лугам реки Волги. Со строительством плотины и образованием Горьковского водохранилища волжские воды затопили пойменные луга и часть русла речки Ненилки. Поэтому она и стала такой короткой. Вершилово называется так потому, что возникло в верховьях речки Ненилки,  почти у ее истока.

Село Вершилово является вотчиной знаменитого московского князя, полководца, дипломата Д.М. Пожарского. Оно славилось своими каменщиками и строителями, о которых есть сведения в архивах страны. В-третьих, село известно своим замечательным памятником архитектуры – Преображенской церковью, построенной по проекту крестьянина – самоучки В.И. Лилекова [1].

Расположено село на холмах правого берега Волги, возвышается над окружающей местностью на самой высокой точке – вершине холма. Одно из древнейших весей Нижегородского Поволжья, сохранившее вплоть до XVII века звание погоста. От погоста до вотчинного центра и села с приходским храмом – такую необычную историю пережило за века древнее Вершилово.

Интересно обратиться к прошлому этого села и потому, что в начале XVII столетия именно здесь располагалась неизвестная до сих пор нижегородская усадьба русского полководца и дипломата Дмитрия Михайловича Пожарского, имевшая редкий по своим архитектурно-художественным достоинствам комплекс рубленных жилых и храмовых строений.  Мы чрезвычайно мало знаем о связи Д.М. Пожарского с Нижегородским краем. Известно только, что в 1620-х гг. он начал интенсивно заселять пожалованные ему земли, а для раненных и увечных участников Нижегородского ополчения 1611-1612 гг. построил на месте бывшей Петряевской пустоши Макарьевский монастырь (будущее с. Пурех). И вот теперь мы можем назвать Вершилово как место пребывания полководца во время его приезда в Нижегородский край.

В 1613 году Вершилово перешло в вотчинное владение Д.М. Пожарского, который произвел там кардинальные изменения, коснувшиеся как застройки, так и самого образа жизни села [3]. Человек художественно одаренный, полководец был страстным почитателем самых различных искусств, собирал у себя во владениях талантливых каменщиков, плотников, кузнецов, переписчиков книг, иконописцев и ювелиров. Передача во владение Пожарского послужила толчком к  бурному развитию села, которое обрело славу центра мастеров-искусников на долгие годы.

Из текста описи усадьбы Д.М. Пожарского 1647 г., документа редкой для того времени подробности. Он позволяет представить сельскую резиденцию крупного вотчинника XVII века не только в общих чертах, но и в основных элементах: «Да в селе Вершилове двор боярской, а на том дворе хором: горница тройная, да горница столовая, пролиж или повалуша  о трех жильях, да на заду две горницы белые, да горница черная, да конюшня 20 стойл, поварня, да изба поваренная, да около двора забор, да двором сад, а в нем яблони да вишни, да двор людской, а в нем жили прконщики, а на дворе две избы да конюшня, да погреб с напогребицею. Двор конюшенной, да два двора скотных, на них четыре избы да двор житной, а на нем 6 жилищ огорожены тыном…» [5].

Живописный образ усадьбы дополнял редкий по своим архитектурным достоинствам погостовый комплекс из трех и двухметрового храмов с колокольней, возведенных, как сообщает источник, на средства Пожарского.

После смерти полководца (1642) Вершилово стало частями распродаваться, а в 1647 году целиком перешло во владения боярина Василия Петровича Шереметьева. Шереметьевы постоянно использовали строительный опыт вершиловских крестьян не только для нужд своего рода, но и сдавали мастеров посезонно партиями на крупные государственные работы, получая за это значительные денежные платы.

В течение XVII-XIX вв. Вершилово было известно как село опытных строителей. Не случайно, когда прославленный русский зодчий В.И. Баженов в 1781 году приступил к созданию грандиозного дворцового комплекса в Царицыне под Москвой, работы возглавил вершиловский крестьянин  подрядчик Иван Блинов во главе трехсот каменщиков набранных из нижегородских окрестных деревень.

Вершилово в XIX – начале XX века по своей площади было значительно меньше, чем сейчас. В 50-е годы XX века оно расширилось за счет деревень, перенесенных из зоны затопления Горьковским водохранилищем.

С одной стороны село Вершилово окружают густые сосновые, еловые леса, березовые чащи. В этих лесах обитают множество разных птиц и зверей – дятлы, глухари, тетерева, белки, лисы, зайцы,  змеи. С другой стороны  поля, простилающиеся на многие километры. Поля принадлежали и принадлежат колхозу.

В советские годы, как и везде, здесь создавались колхозы. Нельзя не восхищаться мужеством людей, преумножающих своим трудом славу села, его знаменитое наследие. Основным занятием населения было сельское хозяйство, а именно земледелие, в котором без лошадки не обойтись. По воспоминаниям старожилов в Вершилове в начале XX века на 100 крестьянских хозяйств приходилось примерно 35-40 голов лошадей, т.е. каждый 2-й крестьянин безлошадный. А в деревне Урково и того меньше: на 40 крестьянских хозяйств приходилось всего 7 лошадей.

Какие с/х культуры выращивали вершиловские крестьяне? Из зерновых – рожь, овес, гречку. Много выращивали льна, т.к. в основном пользовались домотканой одеждой, а масло употребляли льняное. Выращивали картофель, в большом количестве в большом количестве капусту и огурцы. Помидоры были диковинкой.

Вершилово было волостным центром, на южной окраине села находилось здание волостного управления, в котором главным был старшина. Кроме старшины были писарь и урядник. Старшина назначал по деревням старост, в обязанности которых входило следить за порядком, чистотой в своих деревнях, организовывать охрану в противопожарном отношении, содержать караул, следить за пастбищами, вовремя исправлять изгороди и многое другое. Когда приезжал земский начальник из Балахны, его обязательно встречал старшина, для чего надевал специальную медаль. Перед земским начальником все должны были вставать и снимать шапки. После революции здание волостного управления использовалось как народный Дом (клуб), затем, передвинутое поближе к главному школьному зданию, как здание школьного спортивного зала, а затем как цех по пошиву рабочих перчаток.

XIX в. началось строительство нового каменного Спасо-Преображенского храма (1819-1835гг.).  В IVII-XIX веках Вершилово было известно как село опытных каменщиков – строителей, строительный опыт которых широко использовал известный русский зодчий В.И. Баженов. Вершиловские каменщики участвовали в создании царицынских дворов под Москвой, в строительстве Московского университета. Они участвовали в постройках монументальных зданий Нижнего Новгорода, Казани и др. городах России.

Интересна сама история строительства храма. Большой и высокий цилиндр церкви поставлен на кубическое основание и дополнен особыми выступами, которые крестообразно прислонены к нему с четырех сторон света. Нижняя часть боковых фасадов украшена портиками.

Общий силуэт сооружения дополняет башня колокольни. Церковь каменная в честь Преображения господня, трехпрестольная.

Ярким доказательством талантливости вершиловских каменщиков является каменный храм – Преображенская церковь в центре с. Вершилова. Церковь – украшение села. Откуда бы мы ни ехали: со стороны Заволжья, Чкаловска, первое, что мы видим на месте Вершилова – ее стройный силуэт.

Умели выбирать мастера место главной постройки. Вот и церковь была построена на самой высокой точке холма, на котором стоит Вершилово. Имя ее создателя, вершиловского строителя – самоучки, Василия Ивановича Лилекова, вошло в историю строительного искусства. Церковь строилась с 1819 по 1835 годы.    Колокольный звон раздавался до самой реки Волги. Вес большого колокола составлял 416 пудов. На колоколе было отшлифовано, где он лился, сколько вложено в него золота, серебра, меди и др. металлов. Был колокол так называемый Панелей. Он был как бы пожарный, били только в случае пожара. Всего было 9 колоколов. Звонари в Вершилове были прекрасные. Они так составляли колокольный звон, что под него можно было плясать. Воспоминания, как говорят старожилы, были  незабываемые. К сожалению, в начале 30-х годов колокола были сняты, а церковь в 1935 году закрыта.

Большой колокол весил свыше 400 пудов. Отливали его в Пурехе. С большим трудом на катках и канатах перетащили его в Вершилово и повесили в 1916 году. Колокольный звон был настолько мощным, что его слышно было даже в Городце. В настоящие время церковь находится в состоянии реставрации.

Село было бедным. Об этом говорят его довольно скромные деревянные постройки. Лишь два дома в селе выделялись своим внешним видом, как наиболее зажиточные. Эти дома стояли (да и стоят) в самом центре села. Хозяева этих домов занимались торговлей, которая и давала значительный доход.

Дом торговца тканями Шилова Павла Эрастовича был поставлен в центре села напротив Преображенской церкви. Семья Шиловых проживала в верхних комнатах, а внизу находилась лавка по продаже промышленных товаров, главным образом по продаже ситцев и сатина.

После революции здание было национализировано и использовалось по-разному: было и школой, и административным зданием, а сейчас это общежитие для учителей Вершиловской школы. После революции здание было национализировано и использовалось по-разному: было и школой, и административным здание.

Земля в Вершилове была скудной. Поэтому с наступлением осени, когда заканчивались сельскохозяйственные работы, вершиловские каменщики, печники и плотники уходили на заработки в самые различные города. Работали они даже в Москве, Самаре, Казане и др. городах. Часть крестьян уходила на работу к Зайкову на стекольный завод в деревню Коробейниково. О бедности вершиловских крестьян говорят следующие данные. Основным занятием населения было сельское хозяйство, а именно земледелие, в котором без лошадки не обойтись. По воспоминаниям старожилов в Вершилове в начале XX века на 100 крестьянских хозяйств приходилось примерно 35-40 голов лошадей, т.е. каждый 2-й крестьянин безлошадный. А в деревне Урково и того меньше: на 40 крестьянских хозяйств приходилось всего 7 лошадей.

Во время столыпинской реформы в Вершилове были построены 2 магазина, видимо для хранения зерна. По реформе должны были создаваться отруба. Но из Вершилова и Боярской переселяться на отруба желающих не было. И только одно хозяйство из деревни Головино выехало на хутор. Сейчас это место в головинском лесу так и называется «хутор».

Какие с/х культуры выращивали вершиловские крестьяне? Из зерновых – рожь, овес, гречку. Много выращивали льна, т.к. в основном пользовались домотканой одеждой, а масло употребляли льняное. Выращивали картофель, в большом количестве в большом количестве капусту и огурцы. Помидоры были диковинкой.

Славилось Вершилово и своими базарами, которые устраивались по большим престольным праздникам и даже чаще. По обе стороны церкви протягивались длинные торговые ряды. Торговцы собирались из всех окружающих деревень, даже из Городца. Кругловские крестьяне были мастера по изготовлению деревянной посуды и привозили кадки, ведра, шайки. Головинские крестьяне были мастера по изготовлению валенок. Торговцы из Городца привозили глиняную посуду. Чего только здесь не было! Торговали маслом, медом, сладостями, рыбой, мукой, крупами, горохом, щепным товаром (сита, решета, грабли и др.)  Народу было множество, чувствовался праздник. Звучали гармошки, пели песни, частушки.

Хоть и бедно жили люди,

Но не унывали.

Собирались на базаре

Медом торговали.

Торговали и зерном,

И мукой, и рыбой.

Валенками теплыми,

Глиняной посудой

А еще щепным товаром

Славилось село:

Кадки, ведра, грабли, бочки

И в придачу – решето.

Какие с/х культуры выращивали вершиловские крестьяне? Из зерновых – рожь, овес, гречку. Много выращивали льна, т.к. в основном пользовались домотканой одеждой, а масло употребляли льняное. Выращивали картофель, в большом количестве в большом количестве капусту и огурцы. Помидоры были диковинкой.

В Вершилове недалеко от школы (на месте бывшего конного двора) стояла ветряная мельница. Выстроил ее житель села Мозгалев Федор Ефимович собственными руками. На этой мельнице можно было и масло сбить, и зерно на муку смолоть. К сожалению, ее сломали, когда создавали колхозы. На реке Пьянке в Головине у братьев Беловых была водяная мельница. В этой же деревне были мастера Бобины, Климовы по валянию зимних сапог из овечьей шерсти (валенок).

Точная дата постройки часовни  неизвестна, но из воспоминаний сторожил села это было 1840-е года. Часовню в центре села ставил Иван Андрианович Нужин. Звонарем был Андрей Кочетков. У богомаза (иконописца)  было прозвище – Мазепа.

Берёзовая роща расположена на въезде в село. На въезде в село раскинулась необычайно красивая берёзовая роща. Удивительный уголок русской природы в котором растут только берёзы. До чего красива она по утрам, пронзённая утренними лучами солнца. Она дарит олносельчанам грибы, ягоды. Заряжает позитивом и настроением всех кто приходит к ней в гости.  Встречает все поколения от мала до велика , надеясь на новую встречу. Поэтому сюда тянет вновь и вновь всех кто однажды здесь побывал.

В 1856 году, в березовой роще была построена церковь «Всех Святых» при кладбище. В настоящие время церковь недействующая.

К сожалению, строительный опыт вершиловских крестьян был забыт. В настоящее время в Вершилове и окружающих деревнях уже не найдешь таких мастеров, которые бы могли строить на века.

Михаил Тимофеевич Блинов, житель Вершилова, был по всей вероятности потомком каменщиков-умельцев. Хоть и прожил он свою жизнь в скромном домике, но каменщик он был отменный. Русские печки, сложенные им в домах вершиловских жителей, отличаются не только своей аккуратностью, красотой, но и большой прочностью.

Администрация села была построена в 1987 году. Это двухэтажное здание, расположенное в центре села. На первом этаже находится сельская администрация, второй этаж занимает администрация колхоза, почта,  отдел сбербанка.

Напротив администрации – памятник павшим войнам в Великой Отечественной войне. Возведен он к 20 летней годовщине Великой Отечественной войны в 1965 году. На памятной  плите  памятника высечено 265 имен односельчан, погибших в Великой Отечественной войне.

В центре села раскинулся сосновый бор.  В 1949 году его частично вырубили, так как вели линию электропередач. В 1890 году земством были построены 2 здания для школ. На территории соснового бора располагалось главное  двухэтажное здание школы. В котором учились дети с 5 го по 8 класс. А также располагалась вся администрация всех школ. Открыто оно было 1 сентября 1938 года.

1982 году на территории соснового бора была построена кирпичная двухэтажная средняя школа. В настоящие время на первом этаже здания располагается детский сад, а на втором этаже школа для начальных классов.

Дом бывшего управляющего Саввы Морозова. В 1955 году использовался как колхозный родильный дом. В 60-70 годы здание служило как интернат для далеко живущих школьников. В настоящее время  находится в частной собственности.

Село славилось не только своими достопримечательностями, но и людьми которые честно и добросовестно трудились в своём колхозе. Своим трудом и усердием выводя хозяйство колхоза на высокий уровень показателей по району. Перечислять  тружеников можно долго.

Во многом благодаря этим труженикам, их усердию, трудолюбию и любви к земле колхоз села Вершилово и поныне действует. На сегодняшний день колхоз занимается выращиванием крупного рогатого скота. Занимается производством молока. Выращивает зерновые и овощные культуры.

Наша ценность – это люди. Русский человек воспитан на русской земле, которая всегда была, есть и будет нашей. Вся сила в любви к семье, к отечеству, к природе. Но нужно прилагать все усилия для сохранения традиций семьи, любить самим своё отечество и прививать это чувство своим потомкам. Ценить и беречь окружающую природу, сохранять её первозданность.

Пусть не у каждого есть такое место, куда он может прийти (приехать) и ощутить себя как дома, почувствовав спокойствие, умиротворение и радость души. Но каждый может найти то самое место, которое станет этому человеку родным и близким.

Важно знать историю родины, беречь и сохранять её. Именно от нас зависит наше настоящее и будущее нашей малой родины.


Библиографический список
  1. Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края: справочник / Сост. Н.И. Куприянова. Горький, 1984.
  2. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2004.
  3. Вершилово – вотчина князя Пожарского // Знамя. 2008. 15 мая.
  4. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225-229.
  5. Григорьева Р. Село Вершилово. Его жители и их проблемы // Знамя. 2009. 9 авг.
  6. Кочнова К.А. Моделирование художественного произведения: трудности и проблемы // Инновации в системе непрерывного профессионального образования. Н.Новгород, 2008. С. 145-147.
  7. Нижегородский топонимический словарь / Сост. Н.Ф.Морохин. Н.Новгород, 1977.
  8. Нижегородский край: хрестоматия. История в документах с древнейших времен до 1917г. / Сост. Н.Ф. Филатов. Арзамас, 2001.
  9. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2015. 194 с.
  10. Памятники истории и культуры Горьковской области. Н. Новгород, 1997.
  11. Чанчина А.В. Мотивированность: сущность понятия // Х Нижегородская сессия молодых ученых “Голубая Ока”. Гуманитарные науки. Нижний Новгород, 2006. С. 241-242.
  12. Очерки жизни и быта нижегородцев ХVII – ХVIII веков / Сост. Д.Н. Смирнов. Горький, 1971.


Все статьи автора «Hasaynova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: