УДК 621.21

РОЛЬ СОЗНАНИЯ И ВОЛИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Коротенко Татьяна Николаевна
Уральский государственный университет путей сообщения

Аннотация
В статье затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью изучения иностранного языка в самостоятельном режиме работы, обращается внимание на такие философские категории как сознание и воля, на их роль в развитии личности учащегося, его мотивации и повышения уровня знаний иностранного языка. Обосновывается важность процесса осуществления анализа и рефлексии своей учебной деятельности, раскрываются особенности взаимосвязи философских и педагогических наук.

Ключевые слова: воля, индивидуальные способности учащихся, иностранный язык, признаки самостоятельности учащихся., рефлексия, самосознание, самостоятельная работа, самостоятельная учебная деятельность, сознание


THE ROLE OF CONSCIOUSNESS AND WILL IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Korotenko Tatyana Nikolaevna
Ural State University of Railway Transport

Abstract
The article deals with the problem of necessity of learning a foreign language in an independent mode of work, attention is paid to such philosophical categories as consciousness and will, their role in the development of student’s personality and motivation, which influence the growth of the volume of knowledge of a foreign language. The importance of implementation analysis and reflection of students’ educational activity are described as well as the peculiarities of interrelation of philosophical and pedagogical sciences.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Коротенко Т.Н. Роль сознания и воли в процессе изучения иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/12964 (дата обращения: 27.05.2017).

Большой объем экспериментальной работы, проведенный за последние несколько лет, и накопленный практический опыт привел к пониманию невозможности создания единого универсального метода преподавания и изучения иностранных языков. Однако с течением времени и непрерывными исследованиями в области педагогики и методики, произошло смещение акцента с доминирующего ранее авторитарного характера обучения на принцип автономного подхода. Соответственно, став центральной фигурой педагогического процесса, сам обучаемый приступает к решению интересующих его проблем. От него требуется четкая постановка цели и ясное представление о своих индивидуальных способностях, которые могут быть использованы для выявления им самим, как конкретной личности, наиболее оптимальных и, следовательно, эффективных стратегий самообучения.

Поскольку формирование коммуникативных навыков учащегося предположительно должно проистекать в русле теории речевой деятельности, то он сможет вычленить для себя тот речевой материал, то есть те способы вербализации, которые наиболее полно соответствуют его личностно-профессиональным запросам и коммуникативным потребностям, диктуемыми как внешними, так и внутренними факторами.

Еще в 18 веке ученые предлагали изучать все известные на тот момент науки одновременно, утверждая, что все в мире взаимосвязано, и легче понять те или иные явления, изучая их с точек зрения различных наук, нежели разрозненно и оторвано друг от друга. К этому же мнению пришла и современная педагогика. На данном этапе развития образования и воспитания появились такие термины как «междисциплинарные связи» и «междисциплинарная интеграция», демонстрирующие неразрывность наук и их тесное взаимодействие. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что теория и практика освоения иностранного языка теснейшим образом связана с такими дисциплинами как психология, философия, логика, история и др.

Связь философии с самостоятельным освоением и   самонаблюдением в системе когнитивной структуры при изучении иностранного языка, проявляется, в первую очередь, через такие философские понятия как сознание, самосознание и воля. Категория сознания является одной из фундаментальных как в классической, так и в современной философии.

Следует отметить, что сознание как феномен обладает собственной спецификой, накладывающей существенные ограничения на методологию различных исследований. Дело в том, что феномены сознания представляют собой качественно иной способ данности, нежели феномены физические. Этот способ данности имеет два отличительных качества. Во-первых, сознание явлено нам не как совокупность статичных объектов и их отношений, но как непрерывный «поток» сменяющих друг друга событий и состояний (фактов сознания), отношения между которыми проследить гораздо сложнее, чем отношения между физическими объектами. Особенно ясно вытекающее из этой специфики ограничение охарактеризовал Э. Гуссерль: «Для исследования сознания было бы безумным применять ту же методику образования понятий и суждений, которая обычно применяется в объективных точных науках. Жизнь сознания находится в состоянии постоянного потока, и всякое cogito является текучим, поэтому здесь нельзя зафиксировать последние элементы и отношения» [1, с. 23].

Во-вторых, рассмотренная феноменальная последовательность наряду с непрерывностью обладает и некоторым дискретным качеством. Понятие дискретности применительно к ментальным фактам неоднократно встречается в трудах М. Мамардашвили: «Мы можем сказать, что эти содержательные факты сознания дискретны … мы не рассуждаем непрерывно и не осознаем непрерывно. Дискретность своего сознательного существования мы произвольно накладываем на факт содержательности сознания» [2, с.81]. Дискретность эта, согласно М. Мамардашвили, демонстрируется тем простым фактом, что мы не способны заставить себя мыслить волевым сознательным актом. Мысль возникает внезапно, нередко без явных причин, и столь же внезапно может прекратиться – нет никакой гарантии, что она продолжится в следующий момент в плане содержания мышления.

Таким образом, указанная выше феноменальная специфика сознания обладает качествами, трудно совместимыми с методологией естественных наук, но вполне может быть использована при изучении и исследовании наук гуманитарных. Независимо от того, обладает ли сознание пространственной протяженностью и пребывает ли оно во времени, для нас важно, что в данности сознания очевидным образом проявляется своя независимая по отношению к этой последовательности структура, своя хорошо выраженная типология. Так факты сознания делятся на акты восприятия, представления, суждения и т. п. Следовательно, можно предположить, что существует возможность изучения этой структуры и сопоставления ее с другими структурами, например, лингвистическими.

Для философии проблема сознания и выяснение его природы является очень важной. Это происходит потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают как исходные мировоззренческие, так и  методологические установки любого философского направления. Естественно, что эти подходы разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и гуманитарных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики и других. В педагогической литературе поднимается вопрос о необходимости осуществления самостоятельной учебной деятельности при обучении в вузе и после его окончания, а также о необходимости непрерывного повышения квалификации, особенно при изучении иностранного языка. Если подойти к этому вопросу с философской точки зрения, то становится ясно, что очень важную роль здесь играет феномен «сознание». Однако в чем же должна заключаться самостоятельность обучаемых? Как это связано с сознанием и волей? Какие качества необходимо развивать в процессе учебной деятельности?

На сегодняшний день можно констатировать отсутствие единства во мнении у ведущих специалистов в этой области. Одни авторы склонны говорить о таких педагогически значимых признаках самостоятельности учащихся как: личное (самостоятельное) выполнение умственных действий, целенаправленное выполнение учебных действий, постановка целей, достижение поставленных целей, стремление действовать активно и т.д. Другие выделяют творческий характер деятельности, внесение изменений в шаблонный характер выполнения упражнений, поиск новых, более рациональных способов деятельности, анализ и рефлексию собственных действий и др.

Все эти признаки и факторы, безусловно, значимы для осуществления самостоятельной учебной деятельности со стороны учащихся, особенно при изучении иностранного языка, но дело в том, что в учебных программах ни по одному предмету не предусмотрено обучение методам и приемам осуществления самостоятельной учебной деятельности. Все нормативные документы содержат лишь требования к выполнению такого рода деятельности.

В данной статье делается попытка обосновать роль сознания и самосознания в развитии умений изучать иностранный язык самостоятельно. Подразумевается, что учащиеся уже владеют умениями осуществлять самостоятельную работу и самостоятельную учебную деятельность, причем владеют ими на достаточно высоком уровне. Однако на деле все обстоит по-другому. С нашей точки зрения, взаимодействие и связь между учебными дисциплинами смогут оказать неоценимый вклад в развитие умений учащихся мыслить творчески, работать как самостоятельно, так и в группе, и получать при этом удовлетворение от приложенных усилий.

Академик И.Т. Фролов определяет сознание следующим образом: «Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир» [3, с.54].

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Обучаясь под руководством преподавателя, работая в группе, учащиеся вырабатывают определенные способы действий и действуют иногда на подсознательном уровне. Задача преподавателя – обратить их внимание на тот или иной способ деятельности, то есть заставить учащихся осуществлять текущую и отсроченную рефлексию, отражать результаты работы, фиксировать результаты своей деятельности и переводить эффективные способы действий с подсознательного уровня на сознательный, осуществлять анализ проделанной работы и др.

В современной педагогической науке модными и часто употребительными стали такие понятия как «компетентность» и «компетенция». На наш взгляд, это следствие совместных научных изысканий и исследований философов, педагогов, лингвистов и ученых других направлений. Обратившись к структуре компетенций в трактовке И.А. Зимней, можно сделать вывод, что в основе всех компетенций лежат ведущие характеристики сознания. И совершенно очевидным становится факт о невозможности развития компетенций без развития сознания. Итак, И.А. Зимняя выделяет в структуре любой компетенции следующие компоненты: знания, опыт, ценностно-смысловые отношения, готовность и эмоционально-волевую регуляцию [4].

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Таким образом, сознание следует рассматривать в качестве необходимой и главной предпосылки, а также важнейшей стороны процесса образования, направленной не только на развитие различных компетенций, но и  на изменение и преобразование предметного мира.

Именно благодаря образованию совершенствуется сознание, а вместе с ним и весь окружающий человека мир – формируется ноосфера.

Общественное сознание неотделимо от психики конкретного индивида, хотя связь между ними может приобретать самый неожиданный характер, но, при всех условиях, сознание каждого отдельного человека формируется в процессе его совместной с другими индивидами деятельности и опосредуется общественным сознанием. Так совместная работа преподавателя и обучаемых влияет на их мировоззрение и отношение к предмету, к участникам учебной деятельности и способам осуществления самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности. Образование представляет собой тот «мостик», при помощи которого совершается переход от общественного сознания к индивидуальному и, наоборот, от индивидуального к общественному. Первый путь – это путь школьного образования, когда ученики «присваивают готовое» сознание, а второй – творческий путь преобразования общественного сознания на основе индивидуального. В этой связи уместным будет сказать несколько слов о педагогическом сознании.

Педагогическое сознание обязательно включает в себя различные проявления социального и врожденного опыта, и его можно рассматривать как совокупность взглядов, идей, теорий, чувств, настроений, ценностных ориентаций, связанных с социокультурным воспроизводством человека и отражающих объективную потребность общественного развития. Такая трактовка еще раз подтверждает, что сознание коррелирует со структурой компетенций, предложенной И.А. Зимней.

По мнению С.И. Гессена, педагогическое сознание не следует рассматривать только как профессиональное, потому что эта форма сознания присуща любому человеку. Любой индивид обладает педагогическим сознанием либо на обыденном, либо на научном уровне. Под педагогическим сознанием мы будем понимать также и социально-психологические установки, способы восприятия, манеру чувствовать и думать. Педагогическое сознание выражает индивидуальные особенности личности. Будучи студентом, учащийся вырабатывает в себе определенные качества, помогающие ему быть успешным на данной ступени своего развития. Другими словами, он обладает педагогическим сознанием, присущим только ему в данный период времени и на данный момент развития его личности.

Человек сознает при помощи мозга, но сознание – не функция самого по себе мозга, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Так как мы видим, что мозг и сознание тесно взаимосвязаны, можно сделать вывод, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания.

Что касается структуры сознания, то понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чем лучше развит у человека мозг, тем быстрее и адекватнее он отражает окружающую действительность, и тем быстрее он вырабатывает максимально эффективные способы достижения поставленных целей.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание – это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое. Человек отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе собственного индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего «Я» из всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Самосознание теснейшим образом связано с таким феноменом, как рефлексия (иногда эти понятия употребляются как синонимы). Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Познавая себя, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования, оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека, чтобы он умел оценить свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.  Так, например, при переводе текста с английского языка на русский учащийся, скорее всего, догадается, что, выписывая незнакомые иноязычные слова в отдельную тетрадь и параллельно указывая их перевод, он быстрее переведет текст и поймет его смысл, нежели, если он будет каждый раз, встретив незнакомое слово, обращаться за помощью к словарю.

Изучая иностранный язык самостоятельно, учащийся, имеющий высокий уровень развития сознания, самосознания, воли и рефлексии точно знает, что ему необходимо знать и для чего это нужно. То есть, на основании того, с какой целью человек изучает язык, он и будет делать акцент на том или ином аспекте его изучения, в то время как в академической группе все изучают одно и тоже, и не важно, нужно ли это некоторым студентам или они уже овладели этим в полном объеме. Здесь, как нам кажется, большую роль играет воля. Очень трудно достичь какой-либо цели, будучи безвольным человеком. Работая над изучением иностранного языка в самостоятельном режиме, от учащегося требуются огромные усилия, так как он сам определяет, за какой период времени ему необходимо освоить то или иное языковое явление. Для многих гораздо проще изучать язык в группе, где осуществляется регулярный контроль за действиями учащегося. А для некоторых людей работа над изучением иностранного языка самостоятельно вообще невозможна. Такие люди не могут составить индивидуальный план, согласно которому и будет происходить обучение, и уж, тем более, придерживаться его. Однако нередко случается, что составив план работы, начав заниматься,  человек не может себя заставить делать это регулярно и, соответственно, не может достичь поставленных целей. Во многом это и зависит от силы воли. Приведенный выше пример является наглядным доказательством того, что человеческое сознание и воля находятся в тесной взаимосвязи и оказывают огромное влияние на освоение любого предмета, а не только иностранного языка. Иными словами, мобилизуя свои возможности ориентации во внешней среде, человек приобретает способность активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения, для развития различного рода компетенций.

Обмен опытом, передача знаний происходит с помощью языка. Сущность языка проявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, процесс общения, процесс обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, то есть определенной системы средств общения. Язык – это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка, мысли и эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка является довольно сложным процессом и представляет собой выражение имеющихся мыслей говорящим или пишущим, которое зависит от широты и богатства духовного мира человека, и восприятие – понимание этих мыслей, чувств слушающим или читающим. Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное. Здесь следует обратить внимание на специфический характер английского языка с точки зрения обилия как грамматических, так и частных коммуникативных структур, без владения которыми невозможен процесс корректного кодирования содержания, то есть процесс правильного формулирования мысли (имеется в виду процесс верного речевого высказывания с точки зрения норм и правил речевого поведения изучаемого иностранного языка). Например, такая фраза как «Paris was killing him for not being London» переводится на русский язык как «Париж убивал его, потому что он не был похож на Лондон». Не зная такой структуры как «for not being something», студент-иностранец едва ли сможет перевести эту фразу на английский язык так, как об этом сказал бы англичанин, для которого этот язык является родным. В этом и заключается смысл когнитивной структуры в освоении иностранного языка. Для успешного овладения иностранным языком следует запоминать и анализировать многочисленные устойчивые фразы и постоянно следить за пополнением словарного запаса для того, чтобы в своих высказываниях быть как можно точнее и ближе к носителям изучаемого иностранного языка.

Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по себе она не материальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «люди обмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается, – мысли. И это осознание зависит от культуры слушающего, читающего. Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающего возникают (в силу закрепленного при обучении языку за определенным словом, устойчивой фразой соответствующего образа – значения) представления и мысли, которые высказывает говорящий. Если же в мозгу не возникает мыслей, соответствующих мыслям говорящего, то взаимное понимание невозможно [5].

Если обратиться к иностранному языку, то, естественно, процесс понимания собеседника будет происходить наиболее адекватно в том случае, когда и говорящий, и слушающий будут владеть языком примерно на одном уровне. И как уже было сказано выше, будут обладать относительно одинаковым уровнем образования, воспитания и соответственно культуры. Для того чтобы лучше освоить иностранный язык и обрести больший запас лексических и грамматических структур, необходимо изучать язык не только в школе и в вузе, там, где это обязательно, но и в самостоятельном режиме. При самостоятельной работе и самостоятельной учебной деятельности учащийся сам вычленяет необходимый для освоения материал и сам находит оптимальные и максимально эффективные способы его освоения. Этот процесс оказывается плодотворным только при условии высокоразвитого сознания, самосознания, рефлексии и воли.


Библиографический список
  1. Гуссерль Э.  «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», Книга 1. – Изд.дом «Академический Проект», 2009. – 78 с.
  2. Мамардашвили М.К. «Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии», под ред. Ю.П. Сенокосова, – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 303 с.
  3. Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия /И.А. Зимняя //Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М., 2004. – 42 с.
  5. Хан О.Н., Щелокова А.А. Формирование языковой компетентности специалиста транспортной отрасли при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи», // Современные научные исследования и инновации, №8-2, 2014, С. 151-155.


Все статьи автора «Коротенко Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

2 комментариев к “Роль сознания и воли в процессе изучения иностранного языка”

  1. 25.11.2015 в 19:46

    Хотелось бы порекомендовать автору статьи ознакомиться со следующими работами Корниенко А.Ф., в которых рассматривается несколько иное определение сущности сознания:
    1. Корниенко А.Ф. Понятие о сознании как высшем уровне развития психики //Сибирский психологический журнал. – 2010. – № 36. – С. 20-26.
    2. Корниенко А.Ф. Сознание и осознание как основа саморазвития человека //Вестник Вятского ГГУ. – 2012. – № 1 (3). – С. 145-151.
    3. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий “язык”, “мышление” и “сознание” в психологии и когнитивной лингвистике //Вопросы когнитивной лингвистики. – 2013. – № 3.– С. 5-15.
    4. Корниенко А.Ф. Сущность сознания и механизмы его фило- и онтогенеза //Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013 г. /Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 2. – М.: РГГУ, 2013. – С. 224-230.

    • 30.11.2015 в 12:58

      Спасибо за комментарий. Пока удалось ознакомиться лишь с одной из Ваших статей (Вестник Вятского ГГУ). Не могу полностью согласиться, что в ней иная трактовка или определение сущности сознания. Дело в том, что Вы рассматриваете эти понятия со стороны психологии и влияния общества на развитие личности, а в моей работе внимание уделяется вопросу необходимости развития сознания и воли с точки зрения влияния этих феноменов на изучение иностранного языка. Тем не менее, мне показалось, что суть наших работ очень похожа.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: