УДК 159.9

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Меркушина Л.С.
Московский государственный областной университет

Аннотация
Автором рассказывается какими методиками можно выявить страхи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: детские страхи, Россия, старший дошкольный возраст., страх, страхи у детей дошкольного возраста


A METHODOLOGY FOR THE IDENTIFICATION OF FEARS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Merkushina L.S.
Moscow state regional University

Abstract
The author describes some techniques it is possible to identify the fears in children of preschool age.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Меркушина Л.С. Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12858 (дата обращения: 26.05.2017).

Что такое детские страхи: повод для волнения или просто детские капризы выдумки детей в старании направить на себя внимание взрослых?

Что делать когда ребенок боится? Поначалу он боится незнакомых и посторонних людей, позже рыдает при отсутствии матери, как будто опасается остаться без нее, позже громких звуков и так далее по нарастающей… Как поступить? Как успокаивать? Какими словами разъяснять ребенку, что его страхи необоснованны и  беспочвенны?

Страх – эффективное эмоционально заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы его жизни и благополучию.

Происхождение страха двояко:

1) как прямое следствие травматического фактора;

2) как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора. Страх осуществляет вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.

Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести.

В основе большинства страхов в дошкольном возрасте лежит аффективно-заостренное восприятие угрозы для жизни как первое из проявлений инстинкта самосохранения. Боящиеся дети более осторожны и осмотрительны, более эмоциональны и впечатлительны. Полное отсутствие страха – скорее исключение, чем правило и может указывать на пониженную эмоциональность, недостаток чувствительности, ослабление инстинкта самосохранения с расторможенностью влечений и неуправляемой возбудимостью. Причинами страхов могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.

В детском возрасте страх играет существенную роль в патогенезе и клинической картине неврозов. Для правильной оценки влияния страха на процесс формирования личности и проведения соответствующих психопрофилактических мероприятий, необходимо знать особенности возрастной динамики в условиях нормы. В том числе в период наибольшей чувствительности к страху, ее структуру на различных возрастных этапах формирования личности, и выраженность страха, в зависимости от типа отношений в семье и пола испытуемых.

Как пишет А.И.Захаров в своей книге «Неврозы у детей и психотерапия»: «Среднее число страхов в возрасте от трех до пятнадцати лет достоверно выше у девочек, чем у мальчиков…, что подтверждает данные о преобладающем числе страхов или о большей чувствительности к ним у лиц женского пола. В то же время следует принять во внимание разную направленность страхов у мальчиков и девочек». Кроме того, есть данные о том, что мальчики имеют тенденцию реже выявлять страхи в своих отчетах, что подтверждает большую правдивость девочек в данном случае.

При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создает адаптационные, невротические проблемы и др.»В работе А.И.Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам. Из 29 страхов, предложенных в этой таблице, у детей наблюдается обычно от 6 до 12 страхов. У современных городских детей эта норма доходит до 15 страхов. Речь идет о следующих видах страхов:

Виды детских страхов

  1. Страх одиночества
 2. Страхи стихии.
 3. Страх нападения.  4. Страх высоты.
 5. Страх болезни.  6. Страх глубины.
 7. Страх собственной смерти.  8. Страх замкнутого пространства.
 9. Страх смерти родителей.  10. Страх воды.
 11. Страх посторонних людей.  12. Страх огня.
 13. Страх перед родителями.  14. Страх пожара.
 15. Страх наказания.  16. Страх больших улиц и площадей.
 17. Страх сказочных персонажей.  18. Страх врачей.
 19. Страх опоздания.  20. Страх войны.
 21. Страх перед сном.  22. Страх крови.
 23. Ночные страхи.  24. Страх уколов.
 25. Страх темноты.  26. Страх боли.
 27. Страхи животных.  28. Страх неожиданных, резких звуков.
 29. Страхи транспорта.

Прежде чем приступать к коррекции детских страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах ребенка следует расспрашивать при совместной игре или дружеской беседе.

Тест «Страхи в домиках».

Цель психолога: с помощью данного теста определить и конкретизировать страхи ребенка.

Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме, красном или черном, будут жить самые страшные страхи, а в каком – не страшные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени, а лучше заменять его вопросом «Это страшный страх, или не страшный страх?» тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушения. Задающий вопросы сидит рядом, а не напротив, периодически подбадривая ребенка. Лучше чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, но, не зачитывая его. Дошкольники показывают соответствующий дом. Далее идет «перечисление страхов:

  1. когда остаешься дома один;
  2. нападение бандитов;
  3. заболеть, заразиться;
  4. умереть;
  5. того, что умрут твои родители;
  6. каких-то людей
  7. маму и папу;
  8. того, что тебя накажут;
  9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного и т.д.
  10. опоздать в детский сад;
  11. перед тем, как заснуть;
  12. страшных снов;
  13. темноты;
  14. волка, медведя, собак, пауков, змей… (страхи животных);
  15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  16. бури, урагана, грозы, землетрясений (страхи стихий);
  17. когда очень высоко (страх высоты);
  18. когда очень глубоко (страх глубины);
  19. в маленькой тесной комнате, лифте (страх замкнутого пространства);
  20. воды;
  21. огня;
  22. пожаров;
  23. больших улиц, площадей;
  24. врачей (кроме зубных);
  25. войны;
  26. крови;
  27. уколов;
  28. когда больно;
  29. неожиданных, резких звуков (когда что-то упадет, стукнет)».

Диагностика проводилась в средней группе МОУ «Начальная школа – детский сад» в Московской области с девятнадцатью испытуемыми детьми.

        У испытуемых детей присутствуют следующие страхи

2.1.1.1.1.1.1.                                 Испытуемый Ж1               2, 3, 11, 13, 14, 18, 24, 27, 29

2.1.1.1.1.1.2.                                 Испытуемый Ж2               8, 9, 12, 13, 14, 24

2.1.1.1.1.1.3.                                 Испытуемый Ж3               3, 9, 13, 14, 18, 19

2.1.1.1.1.1.4.                                 Испытуемый Ж4              1, 2, 6, 8, 9, 13, 14, 19

2.1.1.1.1.1.5.                                 Испытуемый Ж5              3, 9, 13, 14, 17,21, 22, 27, 28

2.1.1.1.1.1.6.                                 Испытуемый М1               2, 4, 5, 9, 13, 14

2.1.1.1.1.1.7.                                 Испытуемый М2               4, 5, 7, 8, 9, 13, 17

2.1.1.1.1.1.8.                                 Испытуемый Ж6               8, 9, 13, 14, 24, 27, 28

2.1.1.1.1.1.9.                                 Испытуемый Ж7               1, 2, 3, 13, 14, 29

2.1.1.1.1.1.10.                               Испытуемый М3               1, 2, 9, 12, 14, 18,

2.1.1.1.1.1.11.                               Испытуемый М4               1, 6, 8, 17, 29

2.1.1.1.1.1.12.                               Испытуемый М5               9, 14, 18, 19, 21, 22, 25

2.1.1.1.1.1.13.                               Испытуемый Ж7               3, 8, 9, 11, 12, 14, 22, 25, 27

2.1.1.1.1.1.14.                               Испытуемый М6               2, 4, 5, 9, 12, 14, 18, 21, 22, 25

2.1.1.1.1.1.15.                                Испытуемый М7              4, 5, 6, 13, 14, 19, 22

2.1.1.1.1.1.16.                                Испытуемый М8               2, 4, 5, 8, 9,

2.1.1.1.1.1.17.                                Испытуемый Ж8               7, 8, 11, 12, 13, 19, 28, 29

2.1.1.1.1.1.18.                               Испытуемый М9               2, 4, 5, 8, 9, 13, 22

2.1.1.1.1.1.19.                               Испытуемый Ж9                  3, 8, 9, 11, 13, 14, 24, 27, 28

2.1.1.1.1.1.20.                              Испытуемый Ж10                   8, 9, 11, 12, 13, 19, 28

Тест «Сказка «Страх».

Цель психолога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать абсурдность своего страха, что осуществляется через введение в рассказ элементов юмора.

Инструкция.

«Терапевт начинает: «Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Как ты думаешь, чего он боится?

Детям предлагается рассказать, чего же боится мальчик. Ответы каждого ребенка психолог фиксирует в протоколе проведения психотерапевтических занятий».

По результатам этого теста у детей выявились следующие страхи:

Испытуемый Ж1 – страх сказочных персонажей (Бабы Яги, Серого Волка), наказания, врачей, темноты.

Испытуемый Ж2– наказания, Кощея, Бабы Яги, врача, крови, темноты.

Испытуемый Ж3 – страх смерти родителей, Серого Волка, страшных снов.

Испытуемый Ж3– замкнутого пространства, темноты, Серого Волка, Бабы Яги.

Испытуемый Ж4– страх животных, Бабы Яги, высоты и темноты.

Испытуемый М1 – смерти родителей, войны, темноты и Серого Волка.

Испытуемый М2– высоты, Бабы Яги,  огня, пожара.

Испытуемый Ж5– страх наказания, Бабы Яги, темноты, животных.

Испытуемый Ж6– Серого Волка, нападения, резких звуков, темноты.

Испытуемый М3– одиночества, Кощея, Бабы Яги, страшных снов, высоты.

Испытуемый М4– наказания, высоты, неожиданных звуков.

Испытуемый М5– замкнутого пространства, страшных снов, огня, высоты.

Испытуемый Ж6 – наказания, Кощея, уколов, врачей.

Испытуемый М6– смерти, одиночества, страшных снов, Бабы Яги, Кощея.

Испытуемый М7– замкнутого пространства, темноты.

Испытуемый М8– Кощея, наказания.

Испытуемый Ж7– родителей, наказания, замкнутого пространства, резких звуков.

Испытуемый М9– Бармалея, смерти, пожаров, темноты.

Испытуемый Ж9– наказания,  Бабы Яги, крыс.

Испытуемый Ж10– Кощея, замкнутого пространства, темноты.

Вывод.

По результатам тестирований видно, что у каждого ребенка в каждом тесте присутствуют повторяющиеся страхи. То, что эти страхи имеют невротический характер, подтвердили результаты индивидуальных бесед с родителями. К невротическим страхам испытуемых детей относятся: страхи сказочных персонажей (Серого Волка, Бабы Яги, Кощея), страхи темноты, замкнутого пространства, высоты и наказания. Диагностический этап является необходимым для дальнейшего построения коррекционной работы.

Психологическая и психотерапевтическая работа, направленная на снижение детских страхов не будет столь эффективна без помощи и поддержки родителей, ведь снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько родителям удается понять своего ребенка, успокоить, вернуть ему душевное равновесие, насколько серьезно они относятся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они могут без стеснения сказать обо всем, что их напугало, не ожидая услышать иронию или насмешку в ответ, а для того, чтобы обрести поддержку и понимание.

Для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо, в первую очередь понять, что кроется за страхом ребенка, найти корни его возникновения, а именно – критически взглянуть на взаимоотношения с ребенком, на взаимоотношения в семье в целом, на манеру воспитания: пересмотреть требования, предъявляемые ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Следует помнить, что ничто так не окрыляет ребенка как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности, как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять воспитание ребенка родители, дети которых испытывают страхи.


Библиографический список
  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. -Ярославль., 2003.
  2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. –М., 2002.
  3. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников. -Рига, 1984.
  4. Бреслав Г.М. Типология аномалий в процессе формирования личности дошкольника. –Рига, 1982.
  5. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности. –Рига, 1985.
  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.,1990.
  7. Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы психического развития детей) -М., 1980.
  8. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика -М., 1996.
  9. Возрастные особенности психического развития детей. Под.ред. И.В. Дубровиной. –М., 1982.
  10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. –М., 2000.
  11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии -М., 1966.
  12. Выготский Л.С. Психология. –М., 2002.
  13. Гальперин П.Я. Запорожец А.В. Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии -М., 1978.
  14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. -Минск, 2003.
  15. Давайте поиграем. Игры для детей 4-6 лет. Под.ред. А.А. Столяра. –М., 1991.
  16. Дошкольник. Под ред. В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина -М., 1979.
  17. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. -М., 1991.
  18. Заморев С.И. Игровая терапия. -СПб., 2004.
  19. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. -Л., 1988.
  20. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. -М., 1995.
  21. Захаров А.И. Детские неврозы. -СПб., 1995.
  22. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -М., 1982.
  23. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. -СПб., 1998.
  24. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. -СПб., 2000.
  25. Зимбардо Ф. Застенчивость. –М., 1991.
  26. Изард К.Э. Психология эмоций. -СПб., 1999.
  27. Изард К.Э. Эмоции человека. -М., 1980.
  28. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка -М., 2003.
  29. Кащенко В.П. Педагогические коррекции. -М.,1994.
  30. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль., 1996.
  31. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. –М., 2003.
  32. Курпатов А. Средство от страха. –СПб., 2003.
  33. Лэшли Дж. Как работать с маленькими детьми. -М., 1991.
  34. Луговская А. Если малыш боится. //Популярная  психология для родителей. -М., 2002.
  35. Луговская А. Если ребенок боится идти в школу. //Популярная  психология для родителей. -М., 2003.
  36. Луговская А. Если ребенок плачет. //Популярная  психология для родителей. -М., 2003.
  37. Макарова Е.Г. Как преодолеть страх или искусство-терапия. -М.,1996.
  38. Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы. Практическая психология. -СПб., 2003.
  39. Мухина В.С. Возрастная психология (от рождения до старости) -М., 1995.
  40. Мухина  В.С. Детская психология. -М., 1985.
  41. Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории//Популярная  психология .:хрестоматия. -М., 1990.
  42. Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей. -М., 1967.
  43. Панфилова М.А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры -М., 2002.
  44. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. -М., 2000.
  45. Практикум по арт-терапии. //Под ред. А.И.Копытина. -СПб, 2000.
  46. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.
  47. Популярная  психология для родителей.//Под ред. Спиваковской А.С. -СПб., 1997.
  48. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под.ред. А.А. Запорожца, Я.З.Неверович., -М., 1986.
  49. Риман Ф. Основные формы страха. -М., 1999.
  50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (к.1) -М., 1999.
  51. Рыбаков А. Страх. -М., 1990.
  52. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2002.
  53. Симсон Т. Неврозы у детей. Их предупреждение и лечение. -М., 1958.
  54. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. -М., 1988.
  55. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. -М., 1991.
  56. Тэйлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Психологический практикум. -М., 2003.
  57. Хоментаускас Т.Г. Семья глазами ребенка. -М., 1989.
  58. Хомская Е.Д. Бытова Н.Я. Мозг и эмоции. -М., 1998.
  59. Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. -СПб., 1911.
  60. Четик М.Техники детской терапии, психодинамические стратегии. –М., 2003.
  61. Щербатых Ю.В. Психология страха. -М., 2002.
  62. Эльконин Д..Б. Психология игры. -М., 1978.
  63. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.//Под ред. В.В.Лебединского, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг. -М., 1990.


Все статьи автора «Меркушина Л.С.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: