УДК 37

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Новикова Анна Константиновна1, Куриленко Виктория Борисовна2
1Российский университет дружбы народов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка №3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин
2Российский университет дружбы народов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка медицинского факультета

Аннотация
В данной статье говорится об основах исследовательского обучения школьников русскому языку. Автор раскрывает понятие «исследовательская деятельность», говорит об основных ее задачах, указывает направления данного педагогического метода. Особое внимание в статье уделено описанию и анализу функций исследовательской работы учащихся в процессе обучения русскому языку. Также автором даются рекомендации по реализации метода исследований на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: информация, исследовательская деятельность, метод обучения, проект, русский язык, урок, учащийся, функциональность


FUNCTIONALITY OF RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS AT RUSSIAN LESSONS

Novikova Anna Konstantinovna1, Kurilenko Viktoriya Borisovna2
1Russian Peoples' Friendship University, Ph.D., assistant professor of Russian language №3 faculty of Russian language and general educational disciplines
2Russian Peoples' Friendship University, Ph.D., Associate Professor, Head of the Medical Faculty of the Russian Language

Abstract
This article refers to the research foundations of teaching students the Russian language. The author reveals the concept of "research activity", speaks about its main tasks, indicates the direction of this pedagogical method. Special attention is paid to the description and analysis of the functions of research work of pupils in learning the Russian language. The author also provides recommendations for the implementation of the research on the lessons of the Russian language and literature.

Keywords: functionality of, information, lesson, project, research activities, teaching method, the Russian language, the student


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова А.К., Куриленко В.Б. Функциональность исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12853 (дата обращения: 29.09.2017).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследовательская лингводидактика по русскому языку: теория, практика, инновации» за № 15-04-000567а

В современном мире каждый образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация исследовательской деятельности школьников, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно находить нужную информацию, ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Исследовательская деятельность в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея использования исследовательского подхода была впервые выдвинута во второй половине ХVIII века, однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода – эвристический, лабораторно-эвристический, метод лабораторных уроков, метод эвристического исследования, естественнонаучный, опытно-испытательный, исследовательский принцип, метод проектов и др.

Исследовательская деятельность в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Можно выделить основные задачи исследовательской деятельности в обучении:

- формирование глубоких, прочных и действенных знаний, а также  расширение кругозора в предметных областях;

- развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков обучения, способствование формированию научного мировоззрения;

- воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования, что дает    импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- развитие познавательной активности и самостоятельности, развитие творческих задатков.

Исследовательская деятельность позволяет наделить школьника необходимыми знаниями и умениями для освоения постоянно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Для формирования этих навыков   используются различные формы организации работы с обучающимися: урочная и внеурочная. В урочной деятельности применимы такие ее виды, как урок-исследование, урок-практикум, лабораторная работа, исследовательский проект, лингвистический эксперимент, экскурсия. Внеурочная деятельность в зависимости от мотивации обучающихся может быть представлена как массовая (конференции, экскурсии, предметные недели), групповая (научное общество, групповые занятия и занятия по выбору), индивидуальная (проект, домашний эксперимент, консультации, лабораторные работы). Сочетание всех этих форм в учебном процессе  позволяет каждому ученику проявить свои способности.

Исследовательская деятельность – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления учащегося к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать различные способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Рассмотрим  сравнительные черты традиционного обучения  и исследовательского обучения:

Таблица 1 – Основные черты традиционного и исследовательского обучения

Традиционное обучение Исследовательское обучение
Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержание учебного предмета и отраженные в изучаемой теме Учащийся самостоятельно постигает понятия и идеи изучаемого предмета, а не получает их в готовом виде от учителя
Важные идеи и понятия учащиеся узнают благодаря их прямому изложению учителем Создаются такие ситуации, которые предоставляют обучающимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на примерах
Обучение строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения материала Ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом принадлежит обучающимся
Основная цель практической работы – формирование способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов Практическая работа побуждает обучающихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые изучают на уроке
Практическая работа спланирована учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми обучающимися, которые четко придерживаются инструкций к работе Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты практической работы
Изучение материала требует от  учеников использования указаний о том, что необходимо делать, наблюдать, фиксировать, чтобы получить искомый результат Учащиеся самостоятельно изучают, описывают и интерпретируют те сведения и наблюдения, которые получаются в ходе учебного исследования материала
Сущность научных знаний иллюстрируются материалом об их применении в языковой практике Для изучения правила (закона) Обучающиеся знакомятся с примерами, из которых можно вывести изучаемое правило самостоятельно, без его изложения учителем
Учащимся необходимо усвоить свод информации фактологического характера для понимания изучаемого В процессе изучения материала обучающиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме
Научные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению Знакомство с научными представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов

Выделим основные направления исследовательской работы в школе:

- обучение учащихся работе с научной литературой;

- формирование культуры научного исследования;

- подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, олимпиад;

- включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.

Стоить заметить, в системе общего образования среди всех учебных дисциплин русский язык имеет важнейшее значение. Успехи по всем предметам находятся в зависимости от успехов по русскому языку: вместе с родным языком ребенок усваивает множество понятий и воззрений на предметы, постигает огромное количество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Таким образом, применение  эффективных методов обучения русскому языку не только актуализирует знания, но и развивает языковую личность.

«Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение нескольких целей: воспитание гражданина и патриота, развитие способности к социальной адаптации, освоение знаний о русском языке, овладение умениями анализа, но самое главное – это применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Вся система образования направлена на развитие у учеников самостоятельности, умения находить нужный материал, использовать его в соответствии с темой и целью работы. Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка позволяет работать над формированием всех выше перечисленных целей» [1].

Кроме этого, исследовательскую деятельность  следует отнести к современным инновационным и эффективным методам обучения, которые способствуют  развитию творческого мышления, коммуникативной и культурологической компетенций.

«Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников.  Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие навыков анализа и обобщения – проблемы, с которыми сталкиваются на своих уроках учителя-словесники. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет развивать: навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов; ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным; логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств,     внутреннюю логику решаемой проблемы; умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал» [2].

Исследовательская деятельность в обучении русскому языку оказывает прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей языка. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Внеурочная деятельность приобретает для учащихся новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия.

«Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся» [3].

Итак, по мнению многих учителей русского языка, одной из эффективных форм обучения, формирующих личность учащегося, является исследовательская деятельность, то есть целенаправленная, в целом самостоятельная работа, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. Все это позволяет строить процесс обучения русскому языку исходя из интересов учащихся. Исследовательская деятельность учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность.

Таким образом, исследовательская деятельность на уроках русского языка отвечает основным требованиям, предъявляющим обществом к обучению в школе. При этом исследовательская деятельность представляется обязательной составляющей функциональности среднего образования.

Функциональность образования – это целостная совокупность свойств и результатов учебной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской, воспитательной деятельности субъектов образования, характеризующих успешность реализации социальных функций на конкретном этапе развития общества.

Основной целью при организации  исследовательской  работы в процессе обучения русскому языку является  формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества. При этом можно выделить следующие функции:

- образовательная: вовлечение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность. В процессе исследования сформировать определенные знания, умения по профильному предмету, при этом привлекая самостоятельность и инициативность учащихся;

- развивающая: обучение эффективной работе с имеющейся информацией, развитие поисковой активности; развитие и мобилизации творческих способностей и личного потенциала учеников;

- воспитательная: способствовать социализации личности по следующим составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

Отличительная особенность исследовательского обучения состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности и на самостоятельность деятельности ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Естественно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, школьники – в роли активных участников процесса проектирования.

Исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Исследовательские методы дают простор для самостоятельности и творческой инициативы учащихся и учителя, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.  Исследовательская работа ценна тем, что школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему будет гораздо легче адаптироваться в дальнейшей жизни, он правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимое, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. Он должен уметь самостоятельно искать информацию, находить ответ на поставленный вопрос.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности на уроках русского языка является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты, семинары, элективные курсы поискового характера позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Исследовательские методы обучения не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы в современном образовании за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных задач.

Однако стоит заметить, что условиями успешной исследовательской деятельности является посильная возможность сбора информации; темы исследовательских проектов не должны быть раскрыты в школьных учебниках (хотя в учебник могут быть включены задания для проектной работы).

Самостоятельная работа открывает большие возможности для развития поисковой активности разных форм деятельности. Дидактическая ценность ее заключается в конкретной демонстрации продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет учащихся проявлять исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи. Приобщая школьников с первых лет обучения к наблюдениям, систематизирующим обобщения, и комбинированию языковых средств в процессе урока, учитель вооружает их приёмами самостоятельных действий, формирует интерес к исследовательской, поисковой деятельности.

Необходимость ориентироваться в большом потоке информации – обязательное требование, предъявляемое жизнью современному человеку. И в современных условиях учитель должен сделать все возможное, чтобы учащийся испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Учащийся, получая обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует исследовательская деятельность.

Умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемом тексте информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль – все это чрезвычайно важно не только для ученика-исследователя, но и для любого современного образованного человека. В результате исследовательской деятельности от класса к классу у школьников развивается мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. При этом развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач на уроках русского языка.

Исследование и поиск имеющейся информации способствует у учащихся развитию потребности в поисковой активности – одного из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения учеников во времени.

Исследовательская деятельность связана с творчеством и порождает качественно новое, отличное от уже существующего. Творческая деятельность учащихся – это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для ученика, в результате чего рождается нечто новое в виде знаний, умений, проявлений личности.

«Исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным исследовательским проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия» [4].

Кроме этого, исследовательская деятельность направлена на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

При практической реализации исследовательских методов в обучении русскому языку используются разнообразные формы учебной работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения исследований по русскому языку у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями.

Исследовательская деятельность характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Поскольку исследовательская работа даёт учащимся возможность выражать свои собственные идеи, для учителя важно не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность школьников, желательно поощрять их самостоятельность и креативность. Большинство исследовательских проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые исследования выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок. Исследовательская деятельность предполагает  наличие проблемы.  Проблемность  означает, что учащиеся используют русский язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Исследовательские задачи заставляют думать, и ученик обучается, думая, рассуждая.

«В исследовательской деятельности учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а сообща искать решение. Педагогическая система страдает от того обстоятельства, что большинство педагогов считает себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей (например, восприятие художественного текста предполагает субъективность в его оценке). Поиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые в совместной деятельности с учителем знания принимает для себя как истинные» [5].

В результате исследовательской деятельности должна произойти переориентация коммуникативной модели «учитель – деятель»/«ученик – объект деятельности» на другую: «ученик – главный субъект деятельности»/«учитель – организатор деятельности ученика»; организация диалогических отношений: «ученик – текст», «ученик – автор произведения», «ученик – учитель» с целью создания учеником предусмотренного исследовательскими задачами продукта речевой и мыслительной деятельности по заданной проблематике.

В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать свои знания, умений  ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Исследовательский проект ценен тем, что в ходе его выполнения, учащиеся не только приобретают знания, получают опыт научно-познавательной и учебной деятельности, но и реализуют свой интерес к предмету  через исследование и тем самым поднимают свой уровень образованности на более высокую ступень.

Исследовательская деятельность затрагивает личность ученика и вовлекает в учебный процесс его чувства и эмоции, делает активным действующим лицом в учебном процессе, учит работать самостоятельно (осуществлять поиск информации, систематизацию информации и проводить исследование), обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, предусматривает разнообразные формы работы, которые стимулируют творчество учеников, предполагает работу в коллективе сверстников и взаимодействие со старшими. Исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать их творческий потенциал, даёт им стимул к дальнейшему развитию и самообразованию, повышает интерес к изучению русского языка и других предметов, помогает в выборе профессии.


Библиографический список
  1. Маслова А.Ю., Мочалова Т.И. Исследовательские работы по русскому языку / http://obras-ruo.ucoz.ru/publ/issledovatelskie_raboty_po_russkomu_jazyku/1-1-0-8 (дата обращения: 18.09.2015).
  2. Фисивная Л.П. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы / http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/08/11/formirovanie-navykov-issledovatelskoy-deyatelnosti-na (дата обращения: 18.09.2015).
  3. Михайлова О.Е. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы / http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/09/24/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-pogruzhenie-v-skazku (дата обращения: 15.09.2015).
  4. Яценко О.Ю. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося / http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/02/24/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost (дата обращения: 16.09.2015).
  5. Безукладникова Т.С. Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в школе       с углублённым изучением иностранного языка / http://aplik.ru/konspekty/razlichnye-temy/osobennosti-uchebnoissledovatelskoi-deiatelnosti-uchashchikhsia-po-literature-v-shkole-s-uglu/ (дата обращения: 15.09.2015).
  6. Алгина Л.Р. Развитие исследовательской компетенции при обучении русскому языку / http://www.dialogstekstom.ru/index.php/alg/alg-art/90-alg-article-5. (дата обращения: 18.09.2015).
  7. Измалкина Т. В. Проектно-исследовательская деятельность  на уроках русского языка и литературы http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/11/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo (дата обращения: 18.09.2015).
  8. Клочкова Т.В. Проектно-исследовательская деятельность  на уроках русского языка и литературы / http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/03/29/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost. (дата обращения: 18.09.2015).
  9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В.Текучев. М., 1982.
  10. Чекмезова М.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку / http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/01/13/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.09.2015).
  11. Шулепова Н.В. Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы / http://nsportal.ru/shulepova-natalya-vasilevna (дата обращения: 15.09.2015).
  12. Чанцева Т.В. Исследовательская работа на уроках литературы http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/02/06/ issledovatelskaya -rabota-na-urokakh (дата обращения: 18.09.2015).


Все статьи автора «Новикова Анна Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: