К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Косырев Вячеслав Александрович
Уральский государственный экономический университет
ассистент кафедры государственного и муниципального управления

Аннотация
В статье дается анализ процессов формирования системы государственного кадастра в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы, существующие в сфере государственного учета земельных участков в первые десятилетия XXI в. Показаны возможные пути совершенствования институтов кадастрового учета в рамках государственной политики.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет недвижимости, земельный кодекс, земельный участок, картография, федеральный закон


TO THE QUESTION OF STATE CADASTRAL REAL ESTATE ACCOUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT.

Kosyrev Vyacheslav Aleksandrovich
Ural State Economic University
Assistant of the Department of State and Municipal Management

Abstract
The article analyzes the processes of formation of system of the state cadastre in the Russian Federation. The problems existing in the sphere of state registration of land plots in the first decade of the XXI century Shows the possible ways of improving the cadastral institutions in the framework of the state policy.

Keywords: cartography, Federal law, land, land code, state cadastral registration of real estate


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Косырев В.А. К вопросу о государственном кадастровом учете недвижимости в Российской Федерации: проблема формирования и развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12783 (дата обращения: 23.02.2024).

Одними из главных задач земельной реформы, проводившейся вначале 1990-х гг. в России, являлись, во-первых, создание  необходимых условий для появления и развития новых  видов хозяйственной деятельности населения,  а во-вторых, сохранение на должном уровне функционального состояния земельного фонда страны.

После распада СССР в России началось формирование новой политической и правовой системы, что  уже в 1992-1993 гг. привело  к ликвидации монополии государства в аграрном секторе экономики  и  переходу к иным  видам  собственности на землю с введением  оплаты за ее использование.

Обновленное российское государство ускоренными темпами стремилось создать в обществе слой  земельных собственников среднего и мелкого звена, чему способствовали передача колхозных и совхозных земель их работникам с целью создания отдельных крестьянских и фермерских хозяйств, проведение массовой приватизации земли под  индивидуальное жилищное строительство и  дачные и садоводческие участки. Земля, ранее находившаяся на праве пользования у юридических лиц, стала переоформляться на право собственности и аренды. Все эти процессы были связаны с необходимостью создания новых юридических документов,  фиксировавших передачу прав на землю.

Первоначальное отсутствие новой законодательной  основы и необходимого опыта в этой сфере отрицательно сказывалось на качестве работы государственных органов, поскольку в стране в этот период фактически не имелось единой системы кадастрового учета.

Например,  в документах нередко неправильно указывалась категория земель и виды их разрешенного использования, смешивались права собственности и постоянного пользования на один и тот же участок, неточно описывалось его местоположение. Объяснялось это в большинстве случаев тем, что в населенных пунктах отсутствовала  необходимая картографическая основа для ведения дежурных кадастровых карт, поэтому сведения о земельных участках, которые вносились в документы на право собственности,  брались, преимущественно из домовых книг или из архивов.

Имевшиеся в распоряжении органов власти сведения нередко были неполными или даже не верными, что также приводило к ошибкам при составлении распорядительных документов по предоставлению земли и  при выдаче  свидетельств  на право собственности.

В этой ситуации новым государственным структурам требовалось осуществить целый ряд первостепенных мероприятий, и, в частности:

- разработать правоустанавливающие документы, в которых разъяснялись  основные категории и понятия государственного кадастрового учета недвижимости и перечень обязательных сведений о земельных участках;

- получить доступ к геодезическим данным и найти необходимый картографический материал для получения достоверной  информации о местоположении и размерах земельных участков;

- произвести разграничение земельных ресурсов по видам на федеральную собственность, собственность всех видов субъектов федерации и собственность муниципалитетов;

- провести межевание для предотвращения  споров  о прохождении границ участков и т.д. [1]

Все это требовало большого количества времени и выделения из государственного бюджета значительных финансовых средств, но, тем не менее, проведение реформы продолжилось.

В 1996 г. Государственный Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ выпустил специальные методические указания, руководствуясь которыми земельные комитеты субъектов федерации начали активную работу по кадастровому делению территории страны. С 1998 г. земельным участкам стали присваиваться уникальные кадастровые номера.

В течение 1998-2001 гг. государственной Думой РФ был принят целый ряд законов, способствовавших формированию и дальнейшему развитию земельных правоотношений в стране. К ним, в частности, относились не только Земельный кодекс Российской Федерации, но и отдельные законодательные акты (“О землеустройстве”, “О разграничении государственной собственности на землю” и др.). Так, например, Федеральный закон №28-ФЗ  от 02 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре», впервые определив сущность основных понятий и категорий кадастрового учета земельных участков, раскрыл содержание большинства  принципов и направлений деятельности в этой сфере [2].

В последующие годы благодаря закреплению в российской экономике рыночных отношений институт частной собственности на землю получил свое дальнейшее развитие, а учет и оценка земель приобрели профессиональный характер. Этому способствовали принятые правительством РФ  целевая  программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 гг.)»[3] и ее подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 гг.)»[4]. Первоначально для апробации технологических процессов кадастрового учета и создания информационных ресурсов на региональном уровне в 2006-2007 гг.  были назначены три территориальных субъекта РФ – Тверская, Самарская и Кемеровская области. В соответствие же с этими  документами предполагалось, что к 2012 г.  система кадастра недвижимости будет создана уже на территории всех субъектов Российской Федерации.

До 2008 г. результаты учета земельных участков систематизировались в Государственном земельном кадастре, преобразованном затем в Государственный кадастр недвижимости. Однако, с течением времени стало происходить  дублирование действий по ведению кадастра и землеустройству между тремя крупными организациями: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией.  В 2008 г. эта ситуация была исправлена:   государственный кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на имущество  стали едиными  и перешли в новое ведомство –  федеральную службу Росреестр. Это событие завершило очередной этап создания системы государственного кадастра, включавшей в себя учет земельных участков  с регистрацией прав на них.

В то же время следует заметить, что сведения, имевшиеся в кадастре на тот период, были далеко не полными. При внесении в него необходимых данных допускалось множество неточностей и ошибок,  возникавших из содержания представлявшихся к учету документов. Кроме того, отсутствовал необходимый картографический материал, а также точная информация о границах муниципальных образований и населенных пунктов.  В условиях одновременного применения различных систем учета и несовпадений в предоставлении необходимых документов собственники недвижимости несли существенные финансовые затраты, а налоговые службы не могли получить требующуюся достоверную информацию. Федеральный закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (ГКН), вступивший в силу в марте 2008 г., в определенной степени учел эти недостатки, закрепив ряд новых положений по ведению кадастрового учета[5]. Однако, несмотря на это, проблемы, касавшиеся ведения кадастра, все же  еще оставались. В частности, они касались, во-первых, «заявительного» принципа  учета, который  позволял вносить изменения в ГКН только при обращении правообладателей.  Во-вторых, по объектам капитального строительства значительное количество погрешностей было связано с большим объемом бумажных носителей информации. В соответствие с законом эти неточности могли  быть исправлены только при личном обращении заинтересованного лица, что обрекало кадастр на предоставление недостоверных данных. В-третьих, для взаимной увязки сведений об объектах капитального строительства и информации кадастра о тех участках, где они расположены,  требовалась картографическая основа. Ее существование в виде ортофотопланов в масштабе 1:10 000, на которые наносились лишь границы зафиксированных в кадастре участков, могло приводить к принятию ошибочных решений в экспертизе документов, представленных для учета и в целом затруднять проведение кадастровых работ[6].

В процессе осуществления реформ государственного кадастра недвижимости  и постоянным повышением требований к качеству работ в этой сфере постепенно совершенствовались формы и методы решения поставленных задач, происходили изменения многих показателей и, в частности таких, как кадастровая структура, средства измерений, способы получения, обработки, хранения и передачи информации. Достаточно продуктивно стал использоваться эффективный опыт наиболее развитых в экономическом отношении зарубежных стран. В целом, результатом последовательного развития законодательной базы по кадастровому учету земельных участков стало изменение его направленности от фискальной до регистрационно-учетной, информационной функции.

В то же время, практическая реализация необходимых изменений в системе государственного кадастра Российской Федерации не всегда проводится на высоком качественном уровне и в соответствии с намеченными темпами. Поэтому вместе с уже достигнутыми положительными результатами следует обратить внимание на проблемы, которые мешают практической реализации  намеченных преобразований. В частности, в местных системах координат (МСК) к наиболее характерным из них относятся такие, как:

а) использование различных систем координат (множественность) и отсутствие единых параметров  конвертирования, влекущее за собой наложение границ или появление разрывов у смежных земельных участков;

б) режимные ограничения, мешающие эффективному применению в местных системах координат современных спутниковых технологий навигации, некорректность в точности определения площадей земельных участков.

Самые же общие проблемы, которые существуют в государственном кадастре, находятся в сферах учета и оценки земель. К ним, прежде всего, относятся:

- отсутствие точных границ земельных участков;

- несовершенство методов их оценки;

- эффективная регуляция стоимости проведения кадастровых работ.

- закрытость (непрозрачность) системы предоставления информации.

Однако, институт кадастрового учета в России продолжает свое поступательное развитие. В частности, по распоряжению Правительства РФ № 2236-р от 1 декабря 2012 г. «О плане мероприятий («дорожная карта») “Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”,  с  2018 г.   запрещается распоряжение участками земли, у которых будут отсутствовать сведения о границах.  Также согласно  концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на 2014–2019 годы»  [7] предполагается ликвидировать  значительное число административных барьеров, способствующих существованию коррупции и мошенничества в сфере земельных правоотношений. Кроме того, для своевременного и быстрого сбора сведений и  снижения рисков  при осуществлении операций на рынке недвижимости одним из значимых результатов к 2018 г. должно стать создание Единого государственного реестра объектов недвижимости на основе объединения сведений Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Таким образом, совершенствование  кадастровой политики направлено на дальнейшее улучшение качества  услуг земельного рынка в России, поскольку как отмечено в ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на 2014 – 2019 гг.»: «…важная задача государства – обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка».


Библиографический список
  1. Лисина Н.Л. Государственный кадастровый учет земельных участков: развитие, современность, перспективы. //Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4(60), Т.3 – С. 287.
  2. Федеральный закон Российской Федерации №28-ФЗ  от 02 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» [Электронный ресурс].URL: http://www.rg.ru/2000/01/02/kadastr-dok.html (дата обращения: 09.08.2015).
  3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1210 “О внесении изменений в приложение N 3 к подпрограмме “Создание системы кадастра недвижимости (2006 – 2012 годы)” федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2008 годы)”// [Электронный ресурс].URL:http://www.rg.ru/2000/01/02/kadastr-dok.html http://base.garant.ru/70266566/ (дата обращения: 09.08.2015).
  4. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1210 “О внесении изменений в приложение N 3 к подпрограммеСоздание системы кадастра недвижимости (20062012 годы)” федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2008 годы)”// [Электронный ресурс].URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70266566/paragraph/1:1 (дата обращения: 09.08.2015).
  5. Труханов А.Э. Анализ современного состояния государственного кадастрового учета объектов недвижимости. [Электронный ресурс].URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-gosudarstvennogo-kadastrovogo-ucheta-obektov-nedvizhimosti(дата обращения: 09.08.2015).
  6. Труханов А.Э. Анализ современного состояния государственного кадастрового учета объектов недвижимости. [Электронный ресурс].URL:http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-gosudarstvennogo-kadastrovogo-ucheta-obektov-nedvizhimosti(дата обращения: 09.08.2015).
  7. Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 2236-р О плане мероприятий (“дорожная карта”) “Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” [Электронный ресурс].URL:: http://base.garant.ru/57743145/#ixzz3nfSdtaTg (дата обращения: 2.08.2015).


Все статьи автора «Косырев Вячеслав Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: