УДК 351.858

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Саратова Алена Алексеевна1, Борисов Алексей Алексеевич1
1Московский городской психолого-педагогический университет, магистрант

Аннотация
В статье рассмотрены особенности реализации системы управления рисками в области культуры, а также механизмы государственного управления рисками в данной сфере. Подробно раскрываются особенности управления сферой культуры как основы формирования нравственных и идеологических устоев общества. Дается оценка состояния сферы культуры и выявляются основные проблемы, требующие принятия грамотных и срочных управленческих решений. Обосновывается необходимость использования научно-прикладных методов управления рисками в сфере культуры для сохранения нашего культурного наследия.

Ключевые слова: культура, культурное наследие, риски, управление рисками в сфере культуры


FEATURES OF REALIZATION OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIELD OF CULTURE

Saratova Alena Alekseevna1, Borisov Aleksey Alekseevich1
1Moscow State Psychological and Pedagogical University, master

Abstract
The article describes the features of the implementation of the risk management system in the field of culture, as well as the mechanisms of the state of risk management in this area. Details revealed features of management of the cultural sphere as a basis for the formation of moral and ideological foundations of society. It assesses the state of culture and identifies the main problems requiring action by competent and urgent management decisions. The need for scientific and applied methods of risk management in the field of culture for the preservation of our cultural heritage.

Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Саратова А.А., Борисов А.А. Особенности реализации системы управления рисками в сфере культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12716 (дата обращения: 29.09.2017).

Управление сферой культурой – это целенаправленная деятельность всех субъектов по организации создания распространения и популяризации произведений искусства, а также по обеспечению распространения информации о достижениях культуры; сохранению и использовании культурных ценностей; охране произведений искусства и памятников культуры, повышении культурного уровня населения страны; руководству предприятиями, организациями, учреждениями и заведениями культуры. Также управление культурой подразумевает формирование нравственных и идеологических основ общества, создание условий для развития творческого потенциала населения страны, сохранение разнообразия национальных традиций народностей государства, поддержание доступности широким массам услуг учреждений культуры и искусства.

Управление сферой культуры осуществляют органы государственной власти Российской Федерации, субъекты  власти, органы местного самоуправления. Органы федеральной власти, осуществляющие управление данной областью – это Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная архивная служба России, Государственный комитет по печати, Государственный комитет РФ по кинематографии, Федеральная служба по телевидению и радиовещанию [1].

Министерство культуры отвечает за финансирование  развития и сохранение культурного наследия страны, подготовку специалистов необходимой квалификации в области культуры, обеспечение бесперебойной деятельности ценных объектов культуры, развитие международного и межрегионального сотрудничества в области культуры и искусства.

Деятельность Министерства направлена главным образом на поддержку функционирования таких объектов культуры как библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи, театры и т. д.

Демократизация российского общества, либерализация экономики, формирование плюрализма привели к негативным явлениям в  социальной сфере, сходным с явлениями, наблюдаемыми  в других странах в переходный период. В это время в культуре настает проявление рыночных сил и частных инициатив, делаются попытки приватизировать и коммерциализировать части культурной инфраструктуры. Государственное влияние на сферу культуры значительно уменьшается, сокращается ее государственное финансирование. Государство, по сути, перестает диктовать культуре свои требования, утрачивает своего гарантированного заказчика, а некоторые слои населения лишаются возможности повышения уровня своего культурного развития.  Результатом данного процесса является низкий уровень нравственного и морального воспитания молодого поколения в настоящее время.

Российская Федерация обладает огромным культурным наследием, располагающим значительным потенциалом развития. Отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дел, поддержке и развитию исполнительских искусств, в том числе театрального, циркового, музыкального, кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.

Она включает большое количество бюджетных учреждений. Государством охраняются памятники культуры и истории. Это памятники архитектуры, памятники археологии и монументального искусства и т.д. В их числе более 22 тыс. объектов имеют федеральное значение. Численность работников  отрасли составляет более 850  тыс. человек. Структура отрасли на 2014 г. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура отрасли культуры на 2014 г

Типы учреждений культуры

Количество учреждений

Театры

620

Учреждения культурно-досугового типа

44 973

Парки

369

Концертные организации

144

Самостоятельные коллективы

205

Музеи

2 645

Музеи-заповедники

109

Библиотеки

43 189

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

Культурный потенциал в Российской Федерации до сих пор используется не в полной мере. Меры государственного управления отраслью  всё ещё не оказали  переломного позитивного влияния на ситуацию в сфере культуры, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной   Указом  Президента  Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются преобладание продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры [5].

В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными. Цифровое телевидение, сеть Интернет, мобильная телефония и другие устройства в корне трансформировали культурную жизнь в первую очередь молодого поколения, как в городе, так и на селе. Процессы глобализации культуры сочетаются с все большим разнообразием культурных практик.

Сфера культуры включает в себя не только искусство и наследие, но и нравы, обычаи, традиции, ценности различных народов и иных сообществ, что предполагает необходимость учета в государственной политике и их интересов. Часто можно слышать, что учреждениям культуры в нынешних сложных экономических условиях следует развивать коммерческую деятельность. Однако психологические особенности поведения посетителей учреждений культуры, для которых любая цена будет представляться высокой, становятся значительным ограничением социокультурной деятельности на основе рыночных механизмов.

Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов.

В настоящее время можно наблюдать стремительное развитие коммерческих форм культуры, которые не находятся под влиянием не только Министерства культуры но и других государственных органов. В данном направлении можно рассматривать возможность сокращения бюджетного финансирования сферы культуры [3]. Для сохранения баланса между различными формами творчества и культурной деятельности, для противовеса коммерциализации сферы культуры, у которой есть и позитивная и негативная сторона, финансирование «высокой» культуры, культуры малых народов и немногочисленных культурных сообществ должно увеличиваться в соответствующей пропорции. В противном случае возникает риск утраты тех ценностей, которые составляют основу национального единства и многообразия российской культуры.

Ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с устареванием применяемых технологий и форм работы, ухудшением материально-технического оснащения. Так, аудио и видеоаппаратура, которую используют культурно-досуговых учреждения, во многих случаях стала хуже имеющейся у граждан в личном пользовании.

Наблюдается недостаток репертуара для детей младшего и среднего возраста. И это не только культурная, но и очень важная социальная проблема. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без соответствующего предложения, культурные институты рискуют остаться в будущем без зрителя, а общество – лишиться духовно развитых людей [8].

Продолжает углубляться разрыв между федеральными, региональными и муниципальными органами культуры, ухудшается снабжение субъектов Российской Федерации специальной литературой, сокращается количество научно-практических конференций, сужаются каналы методической помощи, уменьшается количество научно-исследовательских работ по проблемам культурно-досуговой деятельности.

Сфера культуры  испытывает нехватку специалистов, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками по привлечению в учреждения  культуры денежных средств и других  ресурсов, а также  могут устанавливать, поддерживать и развивать контакты с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств, разрабатывать и успешно осуществлять совместные культурные проекты [2].

Важное значение для успешной реализации систем управления рисками имеет их  прогнозирование, а также формирование системы мер по предотвращению рисков. В сфере культуры можно выделить следующие риски.

Кадровые риски проявляются в нехватке  высококвалифицированных специалистов, что снижает эффективность работы организаций сферы культуры и качество предоставляемых ими услуг. Для минимизации данного риска необходимо обеспечить приток кадров в отрасль и переподготовку имеющихся специалистов путём повышения квалификации.

Финансовые риски, связанные с недостаточным, уровнем бюджетного финансирования, сокращением бюджетных расходов на культуры, а также отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций. Это может привести к сокращению или прекращению мероприятий по развитию культуры в РФ. Способами минимизации финансовых рисков выступают:

  • уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в зависимости от достигнутых результатов каждый год;
  • определение приоритетных направлений для финансирования;
  • планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
  • привлечение внебюджетного финансирования, в т.ч. на основе выявления и внедрения лучшего международного опыта по данному вопросу.

Государственная поддержка учреждений культуры направлена, прежде всего, на повышение эффективности ресурсов, выделяемых на развитие культуры и на преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их реализации из-за ограниченности их материально-технической базы. Государственное финансирование культуры определено законодательством Российской Федерации в размере 2% от расходной части федерального бюджета [6].

Важное значение для государственного управления в сфере культуры имеют законы: «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г., регламентирующий деятельность СМИ; «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 1 декабря 1995 г.; «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г.; «О государственной поддержке кинематографии» от 22 августа 1996 г. и «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации» от 5 декабря 1994 г. Контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей также регулируется так называемых законом о реституциях. Руководство федеральными библиотеками реализуется в соответствии с ФЗ «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 г.

Важная роль в поддержке культуры со стороны государства отводится Федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства», финансируемой в основном за счет федерального бюджета и обеспечивающей государственную поддержку и развитие материально-технической базы учреждений культуры, доступность услуг для населения учреждений культуры и сохранение национальных культур народов России [7].

Основная цель механизмов государственного управления рисками в социальной сфере – минимизация социальных рисков. Для этого применяются юридические, экономические, научно-прикладные, психологические,  а также социальные и др. методы управления рисками [4].

В качестве юридических механизмов управления рисками в социальной сфере выступает законодательство. Например, уголовное-правовые и административно – правовые  методы управления риском в сфере культуры играют роль сдерживающего элемента и помогают в охране памятников культуры и искусства, защите авторских прав произведений искусства и литературы и т.д.

Сущность экономических методов управления рисками в социальной сфере  культуры сводится к компенсационным методам (например, страхование объектов культуры). Экономические методы управления социальными рисками в социальной сфере включают в себя также методы сдерживания: штрафы, пени и т.д. Государство прибегает к экономическим методам в управлении социальными рисками, активно используя систему социального страхования и социального обеспечения граждан.

В основе психологических методов управления рисками в социальной сфере культуры лежит воздействие власти на гражданское общество. В основе механизма действия психологических методов управления социальными рисками лежит целенаправленное воздействие на потребности населения, которое осуществляется посредством применения мер нематериального стимулирования:

  • Объявление благодарности отдельным гражданам за особые заслуги.
  • Награждение ценными подарками граждан за участие в выставках, выступления, за спортивные достижения.
  • Проведение показательных мероприятий чествования граждан, особо отличившихся в какой – либо сфере деятельности (например, чествование спортсменов в пример для молодёжи).

Научно-прикладные методы управления рисками позволяют значительно снижать риск утраты памятников культуры за счёт использования, например, новых технологий хранения экспонатов. Также широкие возможности новинок техники  позволяют всё большему количеству людей знакомиться с культурным достоянием страны, не  затрачивая на поездку больших денежных средств. Эти возможности реализуются с помощью сети Интернет и средств массовой информации.

Основной  проблемой данной сферы жизнедеятельности заключается в неравномерности культурного развития населения нашей страны. Отдалённые районы и области нашей Родины не достаточно вовлечены в общую  культурную деятельность. Низкое духовно – нравственное развитие молодёжи ведёт к  увеличению уровня социального риска, выраженного в росте числа духовно неразвитых людей, а также, в росте преступности и смертности среди молодёжи.

В настоящее время государство старается снижать уровень социальных рисков, связанных с нехваткой культурного развития молодёжи. Так, например, проводятся статистические исследования, позволяющие судить об уменьшении или увеличении учреждений культуры и их посещаемости. Правовые методы управления рисками в сфере культуры направлены на охрану памятников культуры, авторских прав и т.д. Финансовые же  методы предполагают страхование памятников культуры, а также  финансирование федеральных программ в области культуры и искусства.


Библиографический список
  1. Лаврентьева, И.П. Управление в социальной сфере : учебное пособие / И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, В.В. Григорьев. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 129 с.
  2. Леванков, В.А. Менеджмент в социальной сфере : курс лекций / В.А. Леванков, Н.Н. Кудрина. – СПб.: «Нестор», 2010. – 78 с.
  3. Межова, Л.Н. Управление рисками: учебное пособие / Л.Н.Межова. – Барнаул: Типография Алтайского государственного университета, 2014. – 146 с.
  4. Федотов, Д.Ю. Методы управления социальным риском / Д.Ю. Федотов // Известия ИГЭА. – 2005. – №3 – 4 (36 – 37). – С. 18 – 22.
  5. Савченко И.А., Сошникова К.М. Связи с общественностью в образовательной организации // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5694 (дата обращения: 03.10.2015).
  6. Гретченко А.И., Манахов С.В. Бюджетная стратегия на перспективу и критерии результативности бюджетных расходов. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2008. № 3. С. 31-37.
  7. Социальные риски. Режим доступа: [http://www.risk24.ru /sozialriski .htm  5.06.2015].
  8. Проблемы современной молодёжи. Режим доступа: [http:// ruskline.ru/analitika/2010/8/17/problemy_sovremennoj_rossijskoj_molodyozhi_chego_hochet_molodezh/  5.06.2015].


Все статьи автора «Борисов Алексей Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: