АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Смолева Елена Олеговна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
научный сотрудник

Аннотация
В статье представлены результаты социологического опроса сотрудников органов опеки и попечительства по проблемам работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. По оценкам экспертов подготовлен анализ системы работы с данной категорией лиц. Особое внимание уделено оценке уровня межведомственного взаимодействия субъектов профилактики девиантного поведения детей между собой и с семьей ребенка. Определены возможности повышения эффективности работы специалистов по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: агрессивное поведение, девиантное поведение, межведомственное взаимодействие, ребенок, Семья, социализация, трудная жизненная ситуация


ANALYSIS OF THE SYSTEM OF WORK WITH CHILDREN AND FAMILIES IN DIFFICULT SITUATIONS

Smoleva Elena Olegovna
Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science
research associate

Abstract
The article presents the results of a poll of employees of the guardianship authorities on work with children and families in difficult situation. According to experts author prepared an analysis of the work with this category of persons. Particular attention is paid to assessing the level of interdepartmental interaction of the prevention of deviant behavior of children among themselves and with the child's family. The article identified opportunities to improve the efficiency of the experts on the prevention and correction of deviant behavior of minors.

Keywords: aggressive behavior, child, deviant behavior, difficult life situation, family, interagency cooperation, socialization


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Смолева Е.О. Анализ системы работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12645 (дата обращения: 22.02.2024).

Происходящая в результате социально-экономических перемен в стране трансформация сознания российского общества, ослабление роли семьи как института социализации обусловливает высокий уровень девиантного поведения несовершеннолетних. Правительство Российской Федерации, региональные государственные органы исполнительной власти уделяют повышенное внимание деятельности системы социальной профилактики, направленной на предупреждение противоправного поведения и ликвидацию проявлений различных девиаций в подростковой среде: алкоголизма, наркомании, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Однако меры, принимаемые по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних, остаются недостаточными.

По мнению исследователей, в формировании девиантности значительная роль принадлежит социально-педагогическому фактору, который проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания  [1]. К факторам, повышающим риск девиантного поведения, также относят особенности социальной ситуации развития подростков, выражающиеся в высокой степени их изоляции от семьи [2]. Так, отмечается достаточно высокий уровень правонарушений, совершаемых   воспитанниками детских домов и школ-интернатов [3]. В 2013 году лишены родительских прав: 29 тыс. граждан (72% от общего числа лишенных родительских прав) в связи с уклонением от выполнения обязанностей родителей, 4,9 тыс. граждан (12%) – по причине хронического алкоголизма и наркомании, 2 тыс. граждан (5%) – в связи со злоупотреблением своими родительскими правами [4]. Вследствие этого приоритетным направлением деятельности различных учреждений, в т.ч. и органов опеки и попечительства, должна являться организация профилактической работы с семьями и детьми, направленная на своевременное выявление и коррекцию проблем на ранней стадии семейного неблагополучия.

Основными задачами проводимого исследования являлись анализ существующей системы работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, и их семьями, оценка уровня межведомственного взаимодействия субъектов профилактики девиантного поведения детей между собой и с семьей ребенка, определение возможностей повышения эффективности работы специалистов по профилактике и коррекции девиантного поведения.

Методологическую основу исследования составил социологический опрос компетентных представителей органов опеки и попечительства на общероссийской выборке. Исследование проводилось в 20 субъектах Российской Федерации, 4-х типах поселений: мегаполисы (с населением более 1,5 млн. чел.), административные центры субъектов РФ, районные города, ПГТ и села. Объем выборки – 201 человек. В ходе исследования выявлены проблемы, возникающие в процессе социализации данной категории детей, что позволило сформировать прогноз и дать предложения по воздействию на ситуацию.

Сотрудниками органов опеки и попечительства дана экспертная оценка системе работы с детьми  в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении и их семьями, а также оценка эффективности методов и форм данной работы. В результате опроса апробирована модель работы с детьми и их семьями, в основе которой лежит разделение семей на 5 типов с определением ключевой проблемы в жизнедеятельности каждого типа. Ключевым актором модели выступает образовательная организация (школа), которая по мере необходимости осуществляет межведомственное взаимодействие с учреждениями социальной сферы, внутренних дел.

Эксперты оценили эффективность методов и форм работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, по следующим аспектам: диагностика; набор методов и их эффективность; дифференциация детей и наличие схем работы с ними; межведомственное взаимодействие; кадровое обеспечение.

По мнению респондентов, эффективному выявлению детей указанной категории способствует регулярное проведение обследования условий жизни и воспитания детей, проводимое совместно представителями различных органов и учреждений, формирование единой информационной базы данных.

При работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, наиболее результативными являются методы и формы индивидуальной работы (75% респондентов): индивидуальные коррекционные занятия; медицинское, педагогическое, психологическое консультирование; индивидуальная программа обучения. Также эффективно вовлечение детей с агрессивным и девиантным поведением в  массовые культурные и спортивные мероприятия: соревнования, флэш-мобы, концерты, походы, экскурсии, акции добрых дел, подготовка стенгазеты; мероприятия военно-патриотического характера. Меньшее количество респондентов (50%) видит эффект от групповых коррекционных занятий в реабилитации агрессивных  и девиантных детей, хотя при этом многие высоко оценивают эффективность социально-психологических тренингов, направленных на формирование и развитие личности несовершеннолетних, повышение уровня социально-психологической компетенции подростков и реализующих принцип «субъектности»: тренинг формирования внутренней ответственности личности (77%); тренинги, направленные на развитие форм и навыков личностного общения (74%); тренинг формирования адекватной самооценки и широкого спектра интересов (71%); содействие в изменении отношения к себе и другим (74%).

В целом, несмотря на проведение коррекционной работы, прогноз социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, неутешительный: негативное поведение только купируется на время, но рецидива избежать не удается. Наиболее благоприятный прогноз социализации имеют легкие формы девиатного поведения нарушение правил поведения в школе (80%), грубость, употребление ненормативной лексики (66%), агрессивное поведение (54%). Менее благоприятный прогноз социализации детей со следующими формами девиаций:  систематическое употребление наркотиков и психотропных веществ, поведение криминального характера, систематическое употребление алкоголя.

Профилактическая работа с несовершеннолетними должна быть направлена на вопросы организации здорового образа жизни, включение детей в социально-значимую деятельность и волонтерское движение, обучение навыкам социальной и профессиональной компетенции.  Эти направления должны лечь в основу модели социализации всех детей.

Что касается прогнозов социализации агрессивных и подверженных социальной деградации детей, то, по мнению экспертов, они различаются – большая результативность у работы с агрессивными детьми. А проблемы детей, подверженных социальной деградации, связывают с эффективностью методов специальной медицинской помощи, которой нет в функционале работающих с девиантными детьми структур.

При работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении,  целесообразно дифференцировать семьи и в зависимости от типа семьи проводить профилактические и коррекционные мероприятия. Так, семьи, не исполняющие свои обязанности по жизнеобеспечению детей, нуждаются в первую очередь в содействии в получении социально-бытовых услуг, материальной и натуральной помощи. Для семей, создающие условия девиантности детей, необходима в первую очередь  помощь коррекционного характера: психологическая и педагогическая помощь родителям и детям, коррекция сопутствующих нарушений у детей с девиантным поведением с привлечением логопеда, дефектолога и др. Семьи, родители в которых зависимы от алкоголя, наркотиков, характеризуются аморальным образом жизни, нуждаются в социально-медицинских услугах.

По мнению экспертов, всем социально неблагополучным семьям необходимо оказывать консультативную и коррекционную психолого-педагогическую помощь.

К решению проблем семей, вовлекающих ребенка в совершение преступлений и противоправных действий,  привлекать  сотрудников органов внутренних дел. При выявлении медицинских причин девиантного поведения к работе подключаются медицинские работники, лечебно-профилактические учреждения. При отсутствии медицинских патологий и девиантности родителей в семьях, создающих условия материально-бытовой неустроенности детей, обследуются материально-бытовые условия и в дальнейшем семья передается социальным работникам для определения видов, объемов мер социальной поддержки граждан. Для двух оставшихся типов семей (создающих условия безнадзорности детей и их девиантности) ключевым видом работы станет психолого-педагогическая диагностика и коррекция. Для обучающихся – системная медико-психолого-педагогическая помощь, оказываемая школьной группой сопровождения (медицинский работник, классный руководитель, социальный педагог и психолог), для родителей – коррекция морально-этических представлений и ликвидация педагогической несостоятельности через учреждения социальной поддержки.

Работа с социально неблагополучными семьями направлена на сохранение семьи для ребенка. Эта деятельность имеет благоприятный прогноз  для семей, не исполняющих свои обязанности по жизнеобеспечению (64%) и воспитанию детей (56%). Для остальных типов семей (семьи, создающие условия девиантности детей; вовлекающие детей в совершение преступлений и противоправных действий; семьи, родители в которых зависимы от алкоголя, наркотиков, характеризуются аморальным образом жизни) прогноз сохранения семьи для ребенка менее благоприятен (так считают 67, 75 и 78% респондентов соответственно).

Эта оценка основана на том факте, что при проведении коррекционной работы и оказании помощи семьям, не исполняющим свои обязанности по жизнеобеспечению детей, можно достичь полного контроля над ситуацией – по опыту работы такой прогноз дает 40% опрошенных. Однако более половины (52%) респондентов считает, что эффект от работы будет временным. При работе с семьями, не исполняющими свои обязанности по воспитанию детей и создающими условия девиантности детей, удается только на время купировать негативные проявления (по опыту работы 61% и 67% экспертов соответственно). Наименее благоприятный прогноз по семьям, вовлекающим детей в совершение преступлений и противоправных действий и семьям, родители в которых зависимы от алкоголя, наркотиков, характеризуются аморальным образом жизни. Более половины опрошенных (52% и 59% соответственно) высказывают мнение о том, что эффект минимален, исправить ситуацию практически не удается.

Основной причиной недостаточной эффективности профилактики попадания детей в категорию «оказавшихся в трудной жизненной ситуации» или «социально опасном положении» является отсутствие налаженного эффективного взаимодействия специалистов различных учреждений и семьи ребенка в интересах социализации данной категории детей. Взаимодействие  не во всех случаях осуществляется результативно и на плановой основе, частично сотрудничество носит инициативный характер. Эксперты отмечают, что к работе с определенной группой детей и их семьями (прежде всего с зависимым поведением) необходимо привлекать медицинских работников, но сотрудничество со специалистами учреждений здравоохранения недостаточно эффективно. На настоящий момент школа может опираться на помощь специалистов на этапе выявления детей в трудной жизненной ситуации, в то время как наиболее тесное взаимодействие и помощь необходимы на этапах коррекционной и профилактической работы.

В целях повышения эффективности системы работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями  необходимо совершенствование межведомственного взаимодействия;  создание единой (межведомственной) системы учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении; активизация профилактической работы с семьями группы риска социального благополучия; привлечение дополнительного финансирования на проведение целевых мероприятий. Совершенствованию психолого-педагогического обеспечения деятельности способствует  создание межшкольных центров социальной адаптации, разработка коррекционных программ для несовершеннолетних, основанных на реализации принципа субъектности.

Школа играет основную роль в системе профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Школьные специалисты должны изучать бытовые условия жизни семьи и знакомиться с членами семьи и ее окружением, давать оценку условий их жизни, проводить беседы с родителями, вовлекать детей в систему дополнительного образования. Школа должна проводить психолого-педагогическое консультирование, осуществлять контроль здоровья детей.


Библиографический список
  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979; Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Изд-во консорциума «Социальное здоровье России», 1993; Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988; Горьковая И.А. Личность подростка-правонарушителя.  Монография. Изд-во СПб ун-та, СПб., 2006.
  2. Неумоева, Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте //Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007.
  3. Смолева, Е.О. Преступность несовершеннолетних: состояние и тенденции // Вопросы территориального развития. 2013. № 10. – Режим доступа : http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=3330 (дата обращения: 20.09.2015 г.).
  4. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации, 2013 год. Министерство труда и социального развития. Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/155 (дата обращения: 15.09.2015 г.).


Все статьи автора «Смолева Елена Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: