ПРОТЕКЦИЯ В ВОЕННО-СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Зорин Олег Леонидович1, Роганов Алексей Евгеньевич2
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела научно-исследовательского центра
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), слушатель

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы такого коррупционно опасного поведения как протекция, а также ее виды в сфере военно-служебных отношений.

Ключевые слова: военнослужащий, протекция


THE PROTECTION IN MILITARY SERVICE RELATIONS

Zorin Oleg Leonidovich1, Roganov Alexey Evgenevich2
1Air Force Academy (Voronezh), PhD of Law, the assistant of the head of the department of the research center
2Air Force Academy (Voronezh), Postgraduate student

Abstract
The problems of protection as a kind of corruption dangerous behaviour and its types in the sphere of military service relations are considered in the article.

Keywords: military service, protection


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Зорин О.Л., Роганов А.Е. Протекция в военно-служебных отношениях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/01/9263 (дата обращения: 22.02.2024).

Как известно, в настоящее время в нашей стране происходит антикоррупционная реформа состоящая из комплекса мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, при которых возникает коррупция и ограничение действия факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции.

Среди данных факторов  угрозу интересам не только государственных органов, но и военной организации Российской Федерации представляют завуалированные коррупционные проявления в деятельности соответствующих должностных лиц (например, коррупционный протекционизм, коррупционный фаворитизм, непотизм и иное злоупотребление властью).

К сожалению, этому аспекту не уделено должного внимания как законодательством, так и отечественной юридической наукой, имеющему важное значение в контексте борьбы с коррупцией в системе государственной службы и в частности, военной.

Наглядным подтверждением пробельности законодательной базы по данному вопросу является заложенное в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятие «коррупция», которое носит узкий подход и не раскрывает содержания неучтенных и широко практикуемых коррупционных действий как коррупционный протекционизм, коррупционный фаворитизм, коррупционный непотизм (кумовство).

Cогласно официальным данным Главной военной прокуратуры Российской Федерации по итогам первого полугодия 2014 г., одними из основных причин и факторов, способствующих распространению в ВС РФ правонарушений коррупционной направленности являются: просчеты в подборе и расстановке управленческих кадров; назначение на должности, замещение которых связано с коррупционными рисками, лиц с низкими морально-деловыми качествами; системные недостатки и нарушения в работе кадровых органов и комиссий, реализующих полномочия по контролю за соблюдению требований за соблюдением требований к служебному поведению военнослужащих и государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов [1].

Схожая ситуация наблюдается и в иных видах государственной службы. Так, по мнению М.В. Королевой непродуманная кадровая политика привлекла в правоохранительные органы массу случайных людей, ориентированных на получение от такой деятельности каких-либо выгод [2].

В итоге, как указывает А.Ф. Ноздрачев, в нашей кадровой политике непотизм, протекционизм, фаворитизм при назначении на должность…обычное дело [3].

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова протекция – это покровительство кому-нибудь в устройстве на работу, в продвижении по службе и т. п. [4].

Известный исследователь проблем коррупции в армии В.М. Корякин следующим образом сформулировал понятие коррупционного протекционизма и его разновидностей. По его словам, коррупционный протекционизм – подбор военнослужащих на воинские должности не по деловым и профессиональным качествам, а по знакомству, по блату, по протекции, за незаконное вознаграждение; коррупционный фаворитизм – положение, при котором военно-кадровая политика обусловливается влиянием любимцев, фаворитов; выдвижение, поощрение фаворитов и непотизм (лат. nepos, nepotis – внук, племянник) – служебное покровительство родственникам и своим людям; кумовство [5].

Не оспаривая обозначенную терминологию хотелось бы внести одно уточнение применительно к категории коррупционный протекционизм. На наш взгляд он подразумевает коррупционные действия воинского должностного лица, выражающиеся в незаконном оказании содействия в призыве на военную службу, продвижении по службе, поощрении военнослужащего, а также иное покровительство по службе, совершенное этим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, то есть извлечение выгоды неимущественного характера.

Завершая рассмотрение проблемы коррупционного протекционизма в военно-служебной деятельности полагаем необходимым учесть следующее.

Ввиду сложности в соизмерении данного коррупционного действия и его разновидностей, необходимо в законодательстве о противодействии коррупции разграничить такие трактовки, как: коррупционный фаворитизм воинских должностных лиц, коррупционный протекционизм воинских должностных лиц, коррупционный непотизм воинских должностных лиц.

В связи с вышесказанным поучителен опыт МВД России. В данном ведомстве до недавнего времени применялся Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1138 (далее – Кодекс) и впоследствии отмененный в конце 2013 г. В Кодексе были установлены виды коррупционно опасного поведения: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство).

Разъяснялось, что: а) протекционизм представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды; б) фаворитизм выражается в демонстративном приближении к себе своих любимцев; показном делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам; в) непотизм (кумовство) является моральным покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в органах внутренних дел производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю.

Данный позитивный опыт, по мнению автора, необходимо было бы позаимствовать и использовать в Вооруженных Силах Российской Федерации, что позволит нормативно расширить рамки существующих в армии негативных коррупционных явлений и поможет в формировании соответствующей правоприменительной практики противодействия коррупции.

Исходя из вышеизложенного, рассмотренные нами проблемы касающиеся протекционизма при подборе, расстановке, обучении, воспитании кадров, как и иное злоупотребление властью (служебным положением) со стороны воинских должностных лиц, должны решительно искореняться в системе государственной службы, в том числе военной.

Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) [1] в ст. 54 определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Понятие «дети» используется как форма множественного числа слова «ребенок» [2, с. 163]. Термин «молодежь» трактуется различным образом. Как правило, молодежью признают социально-возрастную группу в возрасте от 14 до 30 лет (возрастная классификация ООН – 14–25 лет) [3, с. 28].

 


Библиографический список
  1. Аналитическая справка о результатах работы органов военной прокуратуры в первом полугодии 2014 года по надзору за исполнением  в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах законодательства о противодействии коррупции // Надзорное производство 86 управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 86/3-37-2014.
  2. Королева М.В. Характеристики сотрудников правоохранительных органов и преступления в сфере правоохранительной деятельности // Преступность и власть. Материалы конференции / Ред. кол.: А.И. Долгова и др. М.: Российская Криминалистическая Ассоциация. 2000.
  3. Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. 2007. № 10.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
  5. Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. М., 2009.


Все статьи автора «Зорин Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: