Проблемы экологии души человека и духовного суверенитета личности постоянно находятся в поле зрения ученых, начиная с античных мыслителей и заканчивая современными исследователями философской антропологии, социальной философии, психологии, педагогики и др. Духовная активность задает смысловое направление развитию основных интенций образования: познанию внешнего мира, самопознанию, ценностному осмыслению, мотивации продуктивной и созидательной деятельности на благо общества. Вектор духовности ориентирован не столько на развитие частных, узких социальных образцов профессионализма, сколько к уникальному и целостному формированию гражданина, способного приносить пользу не только себе, но и обществу.
Волонтерство – это движение, символизирующее солидарность между людьми и народами, способствующее реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества. Волонтерская деятельность является частным случаем понятия «деятельность». Волонтер (от лат. voluntarius – добровольно) – это человек, добровольно и бескорыстно занимающийся общественно-полезной деятельностью.
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и Международной конвенцией о правах ребенка (1989 г.), исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», 14 сентября 1990 года в Париже на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев была принята декларация, в которой волонтеры заявили о своей приверженности созидательному и миротворческому характеру своей деятельности: «1) во имя уважения человеческого достоинства, признания его личного права на устройство своей собственной судьбы и осуществление своих гражданских прав; 2) для разрешения социальных и экологических проблем; 3) в целях создания более гуманного и справедливого общества, при содействии развитию международного сотрудничества» [1].
Волонтерская деятельность является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. Согласно всеобщей декларации добровольчества от 2001 года добровольчество характеризуется как фундамент гражданского общества, которое привносит в жизнь устремления человечества к достижению мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов. «Добровольчество, – будь это индивидуальное или групповое действие, – является способом, посредством которого: 1) в обществе поддерживаются и усиливаются такие человеческие ценности, как забота и помощь; 2) люди реализуют свои права и ответственность членов общества одновременно с процессом познания нового, совершенствования своей жизни, раскрытия своего полного человеческого потенциала; 3) могут быть установлены связи, которые независимо от различий способствуют тому, чтобы жить в здоровых, устойчивых сообществах, работать вместе над созданием инновационных решений общих проблем и построением общей судьбы» [2]. Не случайно 2001 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Всемирным годом добровольцев.
Существует несколько видов волонтерской деятельности: «1) профессиональное волонтерство – это деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности; 2) общественное волонтерство – всем знакомая массовая полезная работа: уборка территории, посадка деревьев и т.д.; 3) виртуальное волонтерство – бесплатная Интернет-работа в домашних условиях; 4) семейное волонтерство – задействовано сразу нескольких членов семьи (взрослые, дети)» [3].
Студенчество – период обучения в вузе, во время которого личность обучающегося проходит все этапы социализации через освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы [4, с. 12]. Социализация молодежи невозможна без активного включения каждой отдельной личности и всего студенческого сообщества в различные виды духовно-нравственной и творчески-созидательной деятельности.
Субъектами добровольческой деятельности являются добровольцы – «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)» [5]. Объектами добровольческой деятельности могут быть различные явления бытия человека, природы и общества. Именно добровольность и гражданская активность являются главными признаками волонтерской деятельности.
Гражданская активность является феноменом культуры, она выступает не только постоянно действующим, но и развивающимся фактором. Она сама предстает в качестве культурного феномена, условия и, в какой-то степени, среды воспроизводства гражданской активности. Причем, активность общественная, социальная сама выступает средой и фактором, определяющим развитие индивидуальной гражданской активности [6]. Гражданские качества личности могут быть охарактеризованы как: 1) гражданский долг как осознанная система гражданских требований общества и государства, вызванных потребностями социальной необходимости и конкретными целями и задачами исторического этапа развития; 2) гражданская ответственность как свойство личности, характеризующаяся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества; 3) гражданская совесть как способность личности к самоконтролю; 4) чувство патриотизма и интернационализма; 5) чувство личной свободы как способность личности иметь убеждения, правильно отражающие ее личные и общественные интересы и возможность поступать в соответствии с этими убеждениями и т.д. [7, с. 100].
Одним из средств развития гражданских качеств студентов российских вузов является волонтерское движение, формирующее гуманистические идеалы и чувство социальной ответственности. Необходимость содействия развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи и созданию условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций была отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Развитие человеческого потенциала предполагает решение приоритетных задач – гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Реализация этого возможна на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов, направленные на: 1) повышение конкурентоспособности специалистов, 2) улучшение качества социальной среды и условий жизни людей [8]. Эти преобразования возможны благодаря дальнейшей гуманизации и гуманитаризации науки и образования.
В 2014 году на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям В.В. Путин отметил: «Приоритеты государственной молодежной политики должны быть направлены на формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [9].
Образовательные учреждения страны играют важную роль в формировании мировоззрения и создании социокультурных образцов для подражания у молодежи. Сначала социокультурные образцы рождаются в повседневной жизни россиян, затем появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, впоследствии сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами [10, с. 63]. В процессе образования необходимо уделять пристальное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи, чтобы раскрыть весь накопленный в науке потенциал во благо развития человека и общества, сближения народов, утверждения истины, добра и красоты!
В последние десятилетия волонтерство в России бурно развивается. Проведение Олимпиады Сочи–2014 предопределило развитие волонтерского движения в г. Сочи. Огромную роль в данном направлении играет Сочинский государственный университет (СГУ), который активно развивает волонтерское движение, выделив одним из приоритетных направлений развития вуза: «Креативный кластер Юга России по инновационному развитию молодежи – волонтерское образование». В результате – в учебные планы СГУ были включены дисциплины олимпийской тематики: «История олимпийского движения», «Правовые основы спорта и организации Олимпийских игр», «Исторические, культурологические и правовые аспекты Олимпийских и Паралимпийских игр», «Роль связей с общественностью в формировании олимпийского движения», «Олимпийский и Паралимпийский Сочи», «Деловой английский», «Экскурсионные маршруты Сочи», «Особенности экономики и налогообложения региона в условиях Олимпиады», «Проектирование объектов олимпийского строительства в условиях Причерноморья» [11, с. 201-202]. Таким образом, в педпроцесс Сочинского государственного университета были умело вплетены: региональный компонент образования и специфика профессиональной деятельности, что повышает конкурентоспособность выпускников вуза и усиливает кадровый потенциала Юга России.
На современном этапе развития государству необходимо учитывать роль регионализации системы образования и степень ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества. От успеха этой стратегии во многом зависит не только будущее нашей страны как федеративного государства, но и уровень духовно-нравственного развития граждан, степень мастерства и профессионализма россиян [12, с. 102].
Гуманитаризация высшего медицинского образования ставит своей целью «формирование нравственно и духовно развитого человека – будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность; это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины» [13, с. 112].
Ведущую роль в процессе нравственно-патриотического воспитания молодежи должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества могут стать ориентиром для формирования багажа социокультурных особенностей и профессиональных компетенций. В ходе процесса реализации национального проекта в области здравоохранения необходимо помнить, что «от нравственных императивов наших ученых и специалистов, от их умения синтезировать науку и гуманизм зависят не только качество жизни и здоровье граждан, но и выживание всего человечества» [14, с. 199].
Современное общество диктует новые требования к личности выпускника российского вуза, в которой должны гармонично сочетаться: высокая квалификация, виртуозное владение техникой, должный уровень компетентности в своей специальности в сочетании с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями [15, с. 102]. Врачебная ментальность – не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание [16].
Волонтерское движение является одним из значимых направлений духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников, так как «проведение благотворительных акций, уход за тяжелобольными детьми, забота о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, участие в компаниях по сдаче донорской крови учат милосердию, способности сопереживать чужую боль, способствуют обучению молодых людей новым формам поведения, воспитывает личность, устойчивую к стрессам, способную самостоятельно и эффективно строить свою жизнь» [17, с. 103].
Для студентов-медиков полем реализации волонтерского движения могут быть: медицинские учреждения по лечению и уходу за онкологическими пациентами (взрослыми и детьми), учреждения для детей-сирот и детей-инвалидов, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и т.д. Выпускнику медицинского вуза полученные там знания, умения и навыки пригодятся при трудоустройстве, поскольку «социально-практическая компетентность врача, его нравственная и этически-правовая зрелость – важнейшие факторы качества оказываемой медицинской помощи» [18, с. 84–85]. Не вызывает сомнения, что «включение студентов в различные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей и формирования нравственных качеств личности» [19, с. 53].
Огромное значение для формирования менталитета граждан новой России имеет социализация личности, а ведущая роль в процессе передачи этического знания отводится гуманитарным наукам. Знакомство студентов-медиков с историей нашей страны и русской религиозной философией, приобщение к морально-нравственному наследию отечественной медицины и традициям благотворительности позволят им лучше понять своеобразие менталитета русского народа, раскроют истинно духовные ценности в культурном и медицинском наследии России. Это будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации нравственного сознания в нравственное отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины [20, с. 131]. Изложение взглядов на эту проблему можно найти в ряде опубликованных работ [21, 22, 23, 24, 25, 26, 27].
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что волонтерство – это направленность души на безвозмездную помощь ближнему и творчески-созидательную деятельность во благо Человека, Природы и Общества. Добровольное сотрудничество не имеет строгих временных рамок, оно зиждется на гражданских качествах личности, ответственности, инициативе и добровольности. В российских вузах необходимо создавать программы развития волонтерского движения с перспективой на 10 лет вперед, учитывая при их составлении региональный компонент и специфику дальнейшей профессиональной деятельности выпускников конкретного вуза. Профессиональное волонтерство, включенное в педпроцесс вуза (аудиторная и внеаудиторная деятельность), будет способствовать формированию мировоззрения студентов и получению опыта работы по избранной специальности. Это особенно ценно для будущих педагогов и психологов, юристов и социологов, медицинских и социальных работников, выбирающих путь волонтерского движения не только по зову сердца, но и для приобретения профессиональных навыков.
Библиографический список
- Всеобщая декларация добровольцев. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://grdl.ru/The-Universal-Declaration-on-Volunteering (дата обращения 29.12.2014).
- Всеобщая декларация добровольчества. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.kosmoskva.ru/kos/ru/project_volunteering/o_14675 (дата обращения 29.12.2014).
- Волонтер – ответы на главные вопросы. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.moeobrazovanie.ru/kto_takoi_volonter_print_version.html (дата обращения 29.12.2014).
- Гуничева Е. Л. Управление развитием лидерских качеств активности как фактор формирования системы студенческого самоуправления // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2007. – № 7. – С. 12.
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/104232/ (дата обращения 29.12.2014).
- Семенюк Л. М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://delist.ru/article/05042007_semeneuklm/page8.html (дата обращения: 29.12.2014).
- Гололобова А.В. Роль волонтерского движения в развитии гражданских качеств студентов медицинского вуза // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 99–105.
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/ (дата обращения 29.12.2014).
- Заседание Совета по межнациональным отношениям. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/46144 (дата обращения 29.12.2014).
- Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 3. – С. 58–64.
- Юдина Т.А., Григоращенко-Алиева Н.М. Организация волонтерского движения в молодежной среде (социальный аспект) // Известия Сочинского государственного университета. – 2012. – № 3 (21) – С. 199–202.
- Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 38. – С. 37–42.
- Шаповал Г.Н. «О понятии профессиональная компетентность» в современной педагогической науке // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 201–202.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности // Инновации в науке. – 2013. – № 28. – С. 199–203.
- Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 6. – С. 100–108.
- Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 4 (5). – С. 5.
- Крамская С.В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 40. – С. 99–103.
- Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 77–86.
- Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
- Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 5. – С. 131–139.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 31. – С. 83–88.
- Крамская С.В. Региональный компонент образования и его роль в социализации студентов медицинского вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 5. – С. 5–8.
- Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации и гуманитаризации высшего образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 6. – С. 5–9.
- Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 41-42. – С. 101–106.
- Лазар М.Г. Этика науки в СССР – России: очерк истории становления // Социологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 63–77.
- Лешкевич Т.Г., Зубова Д.А. Переоткрытие субъектности: точки роста новых ценностей // Научная мысль Кавказа. – 2010. – № 2. – С. 5–11.
- Лешкевич Т.Г., Старостин А.М. Обсуждая проблемы русской философии и российской государственности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2009. – № 4. – С. 160–167.