ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье рассматривается волонтерская деятельность как важный институт социального, культурного, экономического и экологического развития, как эффективное средство социализации молодежи. Автор исходит из того, что в российских вузах необходимо создавать программы развития волонтерского движения с перспективой на 10 лет вперед, учитывая при их составлении региональный компонент и специфику дальнейшей профессиональной деятельности выпускников конкретного вуза.

Ключевые слова: волонтер, волонтерская деятельность, гражданское общество, добровольчество, духовные скрепы, программа развития, профессиональное волонтерство, социокультурные образцы


PROFESSIONAL VOLUNTEERING AS AN EFFECTIVE MEANS OF THE STUDENTS SOCIALIZATION

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
The author regards volunteering as an important institute of social, cultural, economic and ecological development, as effective means of the youth socialization. The author proceeds from the fact that in Russian higher educational establishments it is necessary to work out programs of volunteering development with ten-year prospects and take into account a regional component and specificity of further professional activity of the particular higher educational establishment graduates while working the programs out.

Keywords: volunteer; voluntary activity; volunteering; spiritual ties; civil society; socio-cultural models; development program; professional volunteering


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/01/9189 (дата обращения: 03.03.2024).

Проблемы экологии души человека и духовного суверенитета личности постоянно находятся в поле зрения ученых, начиная с античных мыслителей и заканчивая современными исследователями философской антропологии, социальной философии, психологии, педагогики и др. Духовная ак­тивность задает смысловое направление развитию ос­новных интенций образования: познанию внешнего мира, самопознанию, ценностному осмыс­лению, мотивации продуктивной и созидательной деятельности на благо общества. Вектор духовности ориентирован не столько на развитие частных, узких социальных образцов профессионализма, сколько к уникальному и целостному формированию гражданина, способного приносить пользу не только себе, но и обществу.

Волонтерство – это движение, символизирующее солидарность между людьми и народами, способствующее реализации основных человеческих по­требностей на пути строительства более справедливого и мирного общества. Волонтерская  деятельность  является  частным  случаем  понятия  «деятельность». Волонтер (от лат. voluntarius – добровольно) – это человек, добровольно и бескорыстно занимающийся общественно-полезной деятельностью.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и Международной конвенцией о правах ребенка (1989 г.), исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», 14 сентября 1990 года в Париже на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев была принята декларация, в которой волонтеры заявили о своей приверженности созидательному и миротворческому характеру своей деятельности: «1) во имя уважения человеческого достоинства, признания его личного права на устройство своей собственной судьбы и осуществление своих гражданских прав; 2) для разрешения социальных и экологических проблем; 3) в целях создания более гуманного и справедливого общества, при содействии развитию международного сотрудничества» [1].

Волонтерская деятельность является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. Согласно всеобщей декларации добровольчества от 2001 года добровольчество характеризуется как фундамент гражданского общества, которое привносит в жизнь устремления человечества к достижению мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов. «Добровольчество, – будь это индивидуальное или групповое действие, – является способом, посредством которого: 1) в обществе поддерживаются и усиливаются такие человеческие ценности, как забота и помощь; 2) люди реализуют свои права и ответственность членов общества одновременно с процессом познания нового, совершенствования своей жизни, раскрытия своего полного человеческого потенциала; 3) могут быть установлены связи, которые независимо от различий способствуют тому, чтобы жить в здоровых, устойчивых сообществах, работать вместе над созданием инновационных решений общих проблем и построением общей судьбы» [2]. Не случайно 2001 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Всемирным годом добровольцев.

Существует несколько видов волонтерской деятельности: «1) профессиональное волонтерство – это деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности; 2) общественное волонтерство – всем знакомая массовая полезная работа: уборка территории, посадка деревьев и т.д.; 3) виртуальное волонтерство – бесплатная Интернет-работа в домашних условиях; 4) семейное волонтерство – задействовано сразу нескольких членов семьи (взрослые, дети)» [3].

Студенчество – период обучения в вузе, во время которого личность обучающегося проходит все этапы социализации через освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы [4, с. 12]. Социализация молодежи невозможна без активного включения каждой отдельной личности и всего студенческого сообщества в различные виды духовно-нравственной и творчески-созидательной деятельности.

Субъектами  добровольческой  деятельности  являются  добровольцы – «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)» [5]. Объектами  добровольческой  деятельности  могут быть  различные  явления бытия человека, природы и общества. Именно добровольность и гражданская активность являются главными признаками волонтерской деятельности.

Гражданская активность является феноменом культуры, она выступает не только постоянно действующим, но и развивающимся фактором. Она сама предстает в качестве культурного феномена, условия и, в какой-то степени, среды воспроизводства гражданской активности. Причем, активность общественная, социальная сама выступает средой и фактором, определяющим развитие индивидуальной гражданской активности [6]. Гражданские качества личности могут быть охарактеризованы как: 1) гражданский долг как осознанная система гражданских требований общества и государства, вызванных потребностями социальной необходимости и конкретными целями и задачами исторического этапа развития; 2) гражданская ответственность как свойство личности, характеризующаяся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества; 3) гражданская совесть как способность личности  к самоконтролю; 4) чувство патриотизма и интернационализма; 5) чувство личной свободы как способность личности иметь убеждения, правильно отражающие ее личные и общественные интересы и возможность поступать в соответствии с этими убеждениями и т.д. [7, с. 100].

Одним из средств развития гражданских качеств студентов российских вузов является волонтерское движение, формирующее гуманистические идеалы и чувство социальной ответственности. Необходимость содействия развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи и созданию условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций была отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.  Развитие человеческого потенциала предполагает решение  приоритетных задач – гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Реализация этого возможна на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов, направленные на: 1) повышение конкурентоспособности специалистов, 2) улучшение качества социальной среды и условий жизни людей [8]. Эти преобразования возможны благодаря дальнейшей гуманизации и гуманитаризации науки и образования.

В 2014 году на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям В.В. Путин отметил: «Приоритеты государственной молодежной политики должны быть направлены на формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [9].

Образовательные учреждения страны играют важную роль в формировании мировоззрения и создании социокультурных образцов для подражания у молодежи. Сначала социокультурные образцы рождаются в повседневной жизни россиян, затем появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, впоследствии сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами [10, с. 63]. В процессе образования необходимо уделять пристальное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи, чтобы раскрыть весь накопленный в науке потенциал во благо развития человека и общества, сближения народов, утверждения истины, добра и красоты!

В последние десятилетия волонтерство в России бурно развивается. Проведение Олимпиады Сочи–2014 предопределило развитие волонтерского движения в г. Сочи. Огромную роль в данном направлении играет Сочинский государственный университет (СГУ), который активно развивает волонтерское движение, выделив одним из приоритетных  направлений развития вуза: «Креативный кластер Юга России по инновационному развитию молодежи – волонтерское образование». В результате – в учебные планы СГУ были включены дисциплины олимпийской тематики: «История олимпийского движения», «Правовые основы спорта и организации  Олимпийских игр», «Исторические, культурологические и правовые аспекты Олимпийских и Паралимпийских игр», «Роль связей с общественностью в формировании олимпийского  движения», «Олимпийский и Паралимпийский Сочи», «Деловой английский»,  «Экскурсионные маршруты Сочи», «Особенности экономики и налогообложения региона в условиях Олимпиады», «Проектирование объектов олимпийского строительства в условиях Причерноморья» [11, с. 201-202]. Таким образом, в педпроцесс Сочинского государственного университета были умело вплетены: региональный компонент образования и специфика профессиональной деятельности, что повышает конкурентоспособность выпускников вуза и усиливает кадровый потенциала Юга России.

На современном этапе развития государству необходимо учитывать роль регионализации системы образования и степень ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества. От успеха этой стратегии во многом зависит не только будущее нашей страны как федеративного государства, но и уровень духовно-нравственного развития граждан, степень мастерства и профессионализма россиян [12, с. 102].

Гуманитаризация  высшего  медицинского  образования  ставит  своей  целью  «формирование  нравственно  и  духовно  развитого  человека  –  будущего  специалиста,  вне  зависимости  от  его  национальной  и  культурной  принадлежности,  готового  и  способного  гармонично  сочетать  образованность,  профессионализм,  духовность,  нравственную  воспитанность;  это  процесс,  направленный  на  усвоение  личностью  гуманитарного  знания,  гуманитарной  культуры,  гуманитарного  потенциала  медицины» [13,  с.  112].

Ведущую роль в процессе нравственно-патриотического воспи­тания молодежи должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества могут стать ориентиром для  формирования багажа социокультурных особенностей и профессиональных компетенций. В ходе процесса реализации национального проекта в области здравоохранения необходимо помнить, что «от нравственных императивов наших ученых и специалистов, от их умения синтезировать науку и гуманизм зависят не только качество жизни и здоровье граждан, но и выживание всего человечества» [14, с. 199].

Современное общество диктует новые требования к личности выпускника российского вуза, в которой должны гармонично сочетаться: высокая квалификация, виртуозное владение техникой, должный уровень компетентности в своей специальности в сочетании с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями [15, с. 102]. Врачебная ментальность – не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание [16].

Волонтерское движение является одним из значимых направлений духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников, так как  «проведение благотворительных акций, уход за тяжелобольными детьми, забота о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, участие в компаниях по сдаче донорской крови учат милосердию, способности сопереживать чужую боль, способствуют обучению молодых людей новым формам поведения, воспитывает личность, устойчивую к стрессам, способную самостоятельно и эффективно строить свою жизнь» [17, с. 103].

Для студентов-медиков полем реализации волонтерского движения могут быть: медицинские учреждения по лечению и уходу за онкологическими пациентами (взрослыми и детьми), учреждения для детей-сирот и детей-инвалидов, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и т.д. Выпускнику медицинского вуза полученные там знания, умения и навыки пригодятся при трудоустройстве, поскольку «социально-практическая компетентность врача, его нравственная и этически-правовая зрелость – важнейшие факторы качества оказываемой медицинской помощи» [18, с. 84–85]. Не вызывает сомнения, что «включение студентов в различные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей и формирования нравственных качеств личности» [19, с. 53].

Огромное значение для формирования менталитета граждан новой России имеет социализация личности, а ведущая роль в процессе передачи этического знания отводится гуманитарным наукам. Знакомство студентов-медиков с историей нашей страны и русской религиозной философией, приобщение к морально-нравственному наследию отечественной медицины и традициям благотворительности позволят им лучше понять своеобразие менталитета русского народа, раскроют истинно духовные ценности в культурном и медицинском наследии России. Это будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации нравственного сознания в нравственное отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины [20, с. 131]. Изложение взглядов на эту проблему можно найти в ряде опубликованных работ [21, 22, 23, 24, 25, 26, 27].

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что волонтерство – это направленность души на безвозмездную помощь ближнему и творчески-созидательную деятельность во благо Человека, Природы и Общества. Добровольное сотрудничество не имеет строгих временных рамок, оно зиждется на гражданских качествах личности, ответственности, инициативе и добровольности. В российских вузах необходимо создавать программы развития волонтерского движения с перспективой на 10 лет вперед, учитывая при их составлении региональный компонент и специфику дальнейшей профессиональной деятельности выпускников конкретного вуза. Профессиональное волонтерство, включенное в педпроцесс вуза (аудиторная и внеаудиторная деятельность), будет способствовать формированию мировоззрения студентов и получению опыта работы по избранной специальности. Это особенно ценно для будущих педагогов и психологов, юристов и социологов, медицинских и социальных работников, выбирающих путь волонтерского движения не только по зову сердца, но и для приобретения профессиональных навыков.


Библиографический список
  1. Всеобщая декларация добровольцев.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://grdl.ru/The-Universal-Declaration-on-Volunteering (дата  обращения  29.12.2014).
  2. Всеобщая декларация добровольчества.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL: http://www.kosmoskva.ru/kos/ru/project_volunteering/o_14675 (дата  обращения  29.12.2014).
  3. Волонтер – ответы на главные вопросы.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:   http://www.moeobrazovanie.ru/kto_takoi_volonter_print_version.html (дата  обращения  29.12.2014).
  4. Гуничева Е. Л. Управление развитием лидерских качеств активности как фактор формирования системы студенческого самоуправления // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2007. – № 7. – С. 12.
  5. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:  http://base.garant.ru/104232/ (дата  обращения  29.12.2014).
  6. Семенюк Л. М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://delist.ru/article/05042007_semeneuklm/page8.html (дата обращения: 29.12.2014).
  7. Гололобова А.В. Роль волонтерского движения в развитии гражданских качеств студентов медицинского вуза // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 99–105.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/ (дата  обращения  29.12.2014).
  9. Заседание Совета по межнациональным отношениям. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/46144 (дата обращения 29.12.2014).
  10. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 3. – С. 58–64.
  11. Юдина Т.А., Григоращенко-Алиева Н.М. Организация волонтерского движения в молодежной среде (социальный аспект) // Известия Сочинского государственного университета. – 2012. – № 3 (21)  – С. 199–202.
  12. Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 38. – С. 37–42.
  13. Шаповал  Г.Н.  «О  понятии  профессиональная  компетентность»  в  современной  педагогической  науке //  Успехи  современного  естествознания.  –  2011.  –  №  8.  –  С.  201–202.
  14. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности //  Инновации в науке. – 2013. – №  28. – С. 199–203.
  15. Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 6. – С. 100–108.
  16. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 4 (5). – С. 5.
  17. Крамская С.В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 40. – С. 99–103.
  18. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 77–86.
  19. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  20. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 5. – С. 131–139.
  21. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 31. – С. 83–88.
  22. Крамская С.В. Региональный компонент образования и его роль в социализации студентов медицинского вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 5. – С. 5–8.
  23. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации и гуманитаризации высшего образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 6. – С. 5–9.
  24. Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 41-42. – С. 101–106.
  25. Лазар М.Г. Этика науки в СССР – России: очерк истории становления // Социологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 63–77.
  26. Лешкевич Т.Г., Зубова Д.А. Переоткрытие субъектности: точки роста новых ценностей // Научная мысль Кавказа. – 2010. – № 2. – С. 5–11.
  27. Лешкевич Т.Г., Старостин А.М. Обсуждая проблемы русской философии и российской государственности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2009. – № 4. – С. 160–167.


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: