УДК 37.013.41

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ВОЛИ В РОМАНЕ Э. КМЕТЕВОЙ «ГРАФИКОН»

Штырова Алима Николаевна
Университет им. Константина Философа в Нитре (Словацкая республика)

Аннотация
В статье проанализирована постановка проблемы свободы человеческой воли в романе Э. Кметевой “Графикон». Писательница обращается к актуальной проблеме выбора между добром и злом, который должен совершить каждый человек. Человек является игрушкой в руках злых сил, пока он не осознал, что является объектом манипуляции. У него есть свобода выбора, данная ему Богом от рождения. Жизнь человека, в философско-эстетической концепции Э. Кметевой — это осознанная борьба за свободу воли. Зло обладает интеллектом. Но у человека есть более сильные преимущества — свобода воли, искренность, добро и любовь.

Ключевые слова: Графикон, Эва Кметева


THE PROBLEM OF FREE WILL IN THE NOVEL GRAPHICON, BY E. KMETOVA

Shtyrova Alima
Constantine the Philosopher University (Nitra SR)

Abstract
The author of the article analyzes the problem of man's free will in the novel Graphicon. The writer appeals to the actual problem of choice between good and evil. Man is a toy in the hands of evil forces until he realized himself as an object of manipulation. In the novel proved the idea, life of man is a struggle for freedom of will, everybody have freedom of choice given by God from birth. The Evil  has intellect. But a man  has stronger advantages such as freedom of will, sincerity, kindness and love.

Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Штырова А.Н. Проблема свободы воли в романе Э. Кметевой «Графикон» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12622 (дата обращения: 28.09.2017).

Роман Эвы Кметевой (Eva Kmeťová, 1985) «Графикон» («Grafikon») вышел в издательстве «Икар», Братислава, 2012, в серии «Mamtalent.sk». Он пока не был переведен на русский язык. Эва Кметева не является профессиональным писателем, она работает сфере международной торговли. По ее словам, написание художественных произведений помогает ей «стать человеком, который нашел свое место в тишине творчества» [1].

В романе ставится вопрос о добре и зле, свободе воли и манипуляции сознанием. Главная героиня романа, Оливия Крамерова, работает кондитером, делает великолепные свадебные торты. Она — любящая мать и жена. Но у нее есть особенность, которая выделяет ее из ряда других людей. Ее мысли имеют магическое, гипнотизирующее влияние на окружающих. Она заставляет делать людей сделать то, чего она хочет, если она на самом деле хочет этого. Но сама героиня не осознает своих способностей до тех пор, пока не оказывается в психиатрическом отделении больницы, где врачи открывают ей глаза на существование у нее неких сверхвозможностей.

Жизнь Оливии сложилась под влиянием встречи со странным мистическим существом — Клаудисом. Он был обаятелен и всепонимающ. Он на всю жизнь запал в ум и сердце героини. Как оказалось, та же встреча направила и жизнь доктора Гута. Именно Клаудиус запрограммировал встречу Оливии и докторов в клинике. Она не могла не попасть туда, поскольку доктор Гут, по замыслу Клаудиуса, должен был встретить ту, которая обладает огромной гипнотической силой. Сам доктор Гут здоров лишь номинально: встреча всех героев в стенах психиатрической лечебницы делает границы безумия и здравомыслия крайне зыбкими. Сюжет игры, написанный Злом, основывается на простом расчете: довести людей до грани человеческих возможностей, заставить усомниться в собственном психическом здоровье, отнять самое дорогое — родных людей, посеять в сердце ростки ненависти и страстное желание отомстить, сделать так, чтобы желание причинить боль стало движущим мотивом их поведения, заронить в умы черную мысль о несправедливости мироустройства и бессилии Добра, которое не спасло их любимых, и таким образом заставить их перейти на сторону Тьмы.

Встреча Оливии и Давида была также запрограммирована фабулой игры: в больнице их сразу сблизило знакомство с романом Булгакова «Мастер и Маргарита», который был в ее семейной библиотеке. Таким образом, они сразу оказались в одном информационном поле и в одном культурном контексте. Все трое объединены одной загадкой: им жизненно необходимо понять происходящее, каким-то образом составить свою картину мира и осознать свое настоящее место в нем. Графикон — графическая конструкция, выполненная с помощью компьютера. У Зла есть интеллект и расчет. Но нет способности к искренности, эмпатии, которые позволяют воздействовать на людей, убеждать их в своих идеях, затрагивая глубокие струны их души. Зло бездушно. Игра, которая составлена им, не знает сожаления и раскаяния. В ее фабуле нет места милости и состраданию.

Клаудиус внушает людям зло. Он испытывает их волю и сознание на верность злу. Героиня потеряла дочь — самое дорогое, что было в ее жизни, и, по его расчету, в ее душе должна была поселиться черная пустота, жажда мести. Самым страшным для Оливии стал момент осознания, что и в смерти дочери участвовала черная воля Клаудиуса. Клаудис заставляет Давида стать убийцей жены. Он наделяет его способностью видеть чужие сны. Он знакомится с женой Давида и насылает на нее невыносимые ночные кошмары, которые медленно сводят ее с ума. Убийство из сострадания – это результат попытки Давида разорвать сплетенную Клаудисом сеть ужаса и безысходности, в которой, как бабочка в паутине, бессильно билась его жена. «Я знаю, что с тобой случилось. Знаю, как это больно. Я это почувствовал сразу же, в первый день, когда тебя сюда привезли, даже через целый этаж. Ничего хуже я до сих пор не видел и не переживал. Поэтому ты можешь понять, что остается у человека, когда он теряет все. Я живу в пустоте и у меня один луч света – месть. Тебе не хотелось бы знать, что это за игра, в которую нами кто-то играет? И как это вообще возможно? Он скажет тебе правду. Поможем друг другу. Я буду с тобой. Мы найдем его вместе и он сам ответит на все вопросы. А потом ты заставишь его сделать признание в полиции» [2, 65].

Имя Клаудиус, в переводе с латыни — «хромой», символично. Хромота, как известно, является одним из атрибутов падшего ангела Люцифера, повредившего ногу при падении с небес. Клаудиус также является одним из персонажей аниме, для которого характерны «сверхчеловеческие физические характеристикиполётударные волны,самонаводящиеся атакиэнергетические атакимерные атакиконцептуальный уронманипуляции энергиейманипуляции духовной энергиейманипуляции реальностьюманипуляции несуществованиемманипуляции информациейманипуляции материейманипуляции тьмой,манипуляции воздухомманипуляции нитямимагия/техномагия (основанная на управлении информацией и первичной субстанциейлежащей в основе бинарности)»[3]. Символика имен Оливия — «олива» — символ мира; Давид — «любимый», в библейской мифологии Давид победил Голиафа, имеет семантику добра.

Клаудиус заявляет о себе как о представителе той силы, которая хочет добра. В пламеннной речи он приводит доводы, что мир несовершенен, люди страдают от несправедливости и неравномерного распределения благ. Он имеет революционные планы преобразования мира и хочет начать его реализацию со Словакии. Оливия ему нужна, потому что она может влиять на людей, которые имеют власть и связаны со средствами массовой информации. Через войну он хочет прийти к идеальному миру, использовав героиню как орудие своих идеологических теорий. Героиня не может принять идею, которую ей внушают Клаудиус и его хозяин, что можно сделать мир счастливым и справедливым помимо воли тех людей, которые этот мир составляют. Власть над миром не представляет для Оливии никакой ценности: единственное, чего она хотела в жизни, это иметь полноценную семью, чувствовать на себе прикосновения маленьких пальчиков дочери, расчесывать ее волосы.

Борьба, которая ведется в романе, символизируется оранжево-черной бабочкой. Бабочка — символ души в древнегреческой мифологии. В скульптуре «Амур и Психея» Антонио Кановы бабочка на ладони — знак полной искренности в любви. Черный цвет, который всегда маркирует Клаудиуса, это цвет эгоистической страсти, жажды подчинить себе, вернее, тому злому началу, которому он служит, весь мир. Оливия интересуется Индией, поэтому можно предположить, что оранжевый цвет, который сопровождает ее образ, имеет тот сакральный смысл, который вкладывается в него в этой религии: покой, отказ от мирских благ, чистота и просветление. Оранжевый цвет — цвет ее энергии, сконцентрированной мысли: она «думала так интенсивно, что весь кабинет … заполнился оранжевым светом» [2, 67].

Сюжет игры сложен заранее, и человек не может выиграть у компьютера в игре, когда на кону стоит его собственная жизнь. Но тут встает проблема свободы воли. Клаудиус не настолько силен, чтобы Оливия стала безвольной марионеткой в его руках. Он сам нуждается в Оливии, поэтому убеждает ее в своих идеях, запутывает в сети иллюзий, лжи, обмана, снов. Сила добра в героине безусловно более мощная, чем эгоизм. Оливия не покорилась ни Клаудиусу, ни инфернальному злу, которое пыталось навязать ей свою волю, ни доктору Гуту, ни психотропным препаратам, которые только внешне превратили ее в равнодушное существо, из уголоков рта которого постоянно стекает слюна. Только один просчет, одна слабость есть у Зла. Это то, что оно бессильно, если человек делает сознательный выбор служить добру. И пока существует свобода воли, существует добро. Можно до какой-то степени использовать людей, как пешек в шахматной игре, но только до тех пор пока они слепы, то есть не осознают силу свободы воли. И как только он становится осознанной личностью, им больше никто не может манипулировать, насколько масштабна не была бы написанная Злом программа компьютерной игры. Оно может рассчитывать на множество шагов вперед, но свободный сильный человек ломает эту конструкцию, потому что его сознание, его воля свободны и даны Богом от рождения.

Оливия, следуя только своей свободной воле, тем нравственным установкам, которые она сама избрала, отвергает сотрудничество с темной силой. Она — человек по-настоящему свободный, ибо она утратила все, что когда-то для нее представляло ценность, и признает, что после пребывания в психиатрической лечебнице человеку, пожалуй, уже нечего терять. Темным силам ей нечего предложить — она ничего не хочет. Ее невозможно купить или запугать. Клаудиус шантажирует Оливию, угрожая ей доставить неприятности Давиду. «Никто не знает, где он сейчас, но на самом деле справиться с ним не будет трудно, ведь это в конце концов враг, который нарушил больничный режим, сбежав. Мне будет тяжело уничтожить свое … творение, ведь я прожил с ним много лет … но не невозможно» [2, 87]. Ничто не может сломить ее волю. Ничто не может заставить ее служить марионеткой в руках автора этой страшной компьютерной игры. Оливия, по-видимому, остается живой и по-прежнему сильной только потому, что она отличает правду от лжи и не дает иллюзиям захватить ее сознание и разуверить в том, что она считает истиной. Несмотря на одолевавшие ее порывы жажды мести, эта месть никогда не имела эгоистических истоков: это безумие, которое охватило ее при понимании, из-за кого она утратила свою дочь, а потом и Давида. Это мощь добра, которое никогда не преследует меркантильных интересов. Это, в конце концов, жажда истины и справедливости, протест против манипуляции человеческими жизнями. Она чувствует огромную силу, и у нее есть высокая цель: очистить мир от людей, подобных Клаудиусу.

Проблема свободы воли непосредственно связана с проблемой истины и лжи. Если все люди делали только то, чего внутренне хотела Оливия, повинуясь тем энергетическим импульсам, которые она, подобно трансформатору, высылала им через свои мысли, то в жизни у нее не было ничего подлинного. Ни любящего и любимого мужа, ни искренней симпатии Давида, ни подруг, ни первой любви, ни, собственно, полноценного взаимодействия с социумом, основанного на равенстве субъектов. „Что, если я заставила его любить себя? Что, если все, что он делал, он делал только потому, что этого хотела я? Эта мысль меня страшно тяготила. Это значило бы, что все моя жизнь была одной огромной ложью. Компьютерной игрой с запрограммированным успешным будущим“ [2, 27]. Семья была идеальной, но не было ли это только подчинением плану, сложившимся в ее голове? Если вся жизнь подчинением ее воле, значит, она была иллюзией, ведь ее любили не потому, что она этого заслуживала, а потому, что она заставляла это делать. Героиня решает вновь бороться за то, чтобы ее жизнь была подлинной.

Таким образом, жизнь человека, как она представлена в философско-эстетической концепции Э. Кметевой — это осознанная борьба за свободу воли. Зло обладает интеллектом. Но у человека есть более сильные преимущества — свобода воли, искренность, добро и любовь. Зло извечно ведет борьбу за человеческие души, старается подчинить себе, поймать в свои сети, и ему это удается до тех пор, пока человек, стоящий на грани жизни и смерти, не делает свой выбор: быть пешкой в игре, задуманой Злом, или храбрым бойцом с ним.

Проблема свободы воли в романе Э. Кметевой «Графикон»

В статье проанализирована постановка проблемы свободы человеческой воли в романе Э. Кметевой “Графикон». Писательница обращается к актуальной проблеме выбора между добром и злом, который должен совершить каждый человек. Человек является игрушкой в руках злых сил, пока он не осознал, что является объектом манипуляции. У него есть свобода выбора, данная ему Богом от рождения. Жизнь человека, в философско-эстетической концепции Э. Кметевой — это осознанная борьба за свободу воли. Зло обладает интеллектом. Но у человека есть более сильные преимущества — свобода воли, искренность, добро и любовь. 


Библиографический список
  1. Эва Кметева. URL: http://www.bux.sk/autori/48926-eva-kmetova.html (Дата доступа 20.09.2015)
  2. Kmeťová, E. Grafikon. Bratislava: Ikar, 2012.152 s. ISBN 9788055130163
  3. Клаудиус. URL:http://ru.anime-characters-fight.wikia.com/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%83%D1%81(Дата доступа 20.09.2015)


Все статьи автора «Штырова Алима Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: