УДК 331.2

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНА

Эдилсултанова Ляля Ахмедовна
Чеченский Государственный Университет
Старший преподаватель Кафедры Бухгалтерского учета и аудита

Аннотация
В статье рассмотрены особенности развития потенциала гражданского населения региона, раскрыты масштабные явления, служащие становлению и развитию хозяйственных отношений внутри региона и на межрегиональном уровне.

Ключевые слова: региональная экономика, региональные хозяйственные связи, человеческие ресурсы


HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE REGION

Edilsultanova Lala Ahmadova
Chechen State University
Senior Lecturer, Department of Accounting and Audit

Abstract
The article considers the peculiarities of the development potential of the civilian population of the region, revealed large-scale phenomena, contributing to the establishment and development of economic relations within the region and inter-regionally.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Эдилсултанова Л.А. Управление человеческими ресурсами региона // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12490 (дата обращения: 01.10.2017).

Инновационный путь развития, декларируемый в концептуальных документах национального масштаба, должен находить свое отражение, в том числе и в сфере управления человеческим капиталом. Одной из форм такого проявления может стать участие общественных организаций в проведении экспертизы предлагаемых мероприятий в рамках осуществления управления с точки зрения экономического и социального эффекта.

Для формирования эффективного механизма управления необходимо обеспечить прочные постоянные связи между всеми субъектами управления в рамках реализации общей цели. Основные субъекты управления ЧК региона и их вклад в содержание такого управления показаны в таблице.

Таблица  1 – Субъекты управления человеческим капиталом региона

Субъекты управления Содержание управления
Законодательные органы власти Формирование нормативно-законодательной базы управления ЧК
Исполнительные органы власти Обеспечение социально-экономического развития региона с учетом дифференцированного развития муниципальных образований
Судебные органы власти Соблюдение нормативно-законодательной базы в части управления ЧК
Органы власти местного самоуправления Создание комфортного уровня жизни и обеспечение социально-экономического развития в муниципальном образовании
Образовательная система Формирование необходимых знаний и компетенций ЧК
Предприятия и организации Формирование и развитие трудовых ресурсов
Профсоюзы Защита интересов работников и членов их семей
Общественные организации Защита интересов отдельных элементов общества и неопределенного круга лиц
Организации социальной сферы (здравоохранение, жилищное строительство, социальное обслуживание,  культура и спорт и др.) Поддержание необходимого уровня жизни для формирования и развития ЧК
Инфраструктура развития ЧК (службы трудоустройства, повышение квалификации и др.) Обеспечение условий для повышения качественного уровня ЧК, содействие в трудоустройстве

Обобщая источники [1-4] следует отметить, что эффективный механизм управления ЧК региона должен формироваться с учетом соблюдения следующих принципов:

- соответствие целей и задач управления ЧК общим направлениям развития региона;

- учет тенденций социально-экономического развития страны в целом и других регионов в части использования человеческого капитала;

- повышение гражданской активности населения за счет формирования и участия в реализации общественных инициатив по созданию комфортной среды обитания (на региональном и муниципальном уровне);

- развитие социальной ответственности предприятий и организаций региона;

- повышение эффективности использования человеческого капитала в трудовой деятельности за счет снижения диспропорций на рынке труда региона;

- развитие потенциала ЧК региона с помощью образования, самообразования и повышения квалификации;

- формирование интегративных связей между органами власти, представителями общественности и предприятий в сфере развития потенциала человеческого капитала региона;

- проведение объективного мониторинга эффективности управления ЧК с экономической и социальной точки зрения;

- возможность быстрого реагирования на изменения количественного и качественного состава ЧК.

Как можно заметить из таблицы, на развитие человеческого капитала региона оказывает разноплановое влияние значительное число субъектов, поэтому возможность координации совместных усилий представляется затруднительной.  По нашему мнению, механизм управления ЧК региона должен обеспечиваться введением новой должности в региональных структурах управления, например, должности вице-губернатора (заместителя председателя правительства и т.п.) региона по управлению человеческим капиталом.

В полномочия данной должности должна входить, прежде всего, координация всех аспектов жизни региона (и входящих в него муниципальных образований), касающихся формирования, развития и использования человеческого капитала региона.

Для эффективной работы данный вице-губернатор (зам. главы администрации, правительства региона) должен курировать вопросы, связанные с:

- развитием сферы социально-экономического пространства региона (торговля и общественное питание, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство, бытовое обслуживание населения, физкультура и спорт, молодежная политика, культура, досуг, туризм и т.д.);

- повышением эффективности деятельности кадровых служб предприятий, центров профориентации и трудоустройства, образовательной системы региона (включая дошкольные образовательные учреждения различных форм собственности), организаций по повышению квалификации и переобучению сотрудников;

- обеспечением соблюдения прав работников (взаимодействие с профсоюзами, трудовой инспекцией), нетрудоспособного населения (взаимодействие с органами социального обеспечения), населения в целом (взаимодействие с общественными организациями различной направленности);

- координацией деятельности по управлению человеческим капиталом с программами развития региона в целом и муниципальных образований (различные ветви власти региона, органы власти муниципальных образований, инвесторы и т.д.).


Библиографический список
  1. Акопова М.А., Ферсман Н.Г. Проблема актуализации инновационного (творческого) мышления специалистов в системе постдипломного образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2010. – Т. 1. – №105. – с. 148-152.
  2. Дегтерева В.А. Развитие сервисной экономики как основа повышения качества жизни населения региона // Федеральное агентство по образованию, Ленинградский областной институт экономики и финансов, Санкт-Петербург, 2007.
  3. Кушнева О.А., Рудская И.А., Ферсман Н.Г. Мировой рейтинг университетов и программа «5-100-2020» Министерства образования и науки РФ как путь повышения конкурентоспособности российских университетов // Общество. Среда. Развитие. – 2014. – 2 (31). – с. 17-26.
  4.  Шлафман А.И. Место и роль кластеров в формировании экономической системе страны // Мир экономики и права. -2009. -№ 3. – С. 4


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: