РЕЛИГИОЗНЫЙ СПОР М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Сычева Елена Олеговна1, Фокина Анастасия Дмитриевна1
1Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
Данная статья о религиозном споре Лермонтова. Русский писатель отрицает путь ортодоксальной религии, найдя в нем погрешности. Своими стихотворениями писатель отрицает евангельский записи в книге, подаренной В.Ф. Одоевским.

Ключевые слова: записная книга, истина последней инстанции, религия, спор


RELIGIOUS CONTROVERSY LERMONTOV

Sycheva Elena Olegovna1, Fokina Anastasia Dmitrievna1
1North-Caucasus Federal University

Abstract
This article is about the religious dispute Lermontov. Russian writer denies the path of orthodox religion, are found in the error. His poems writer denies the Gospel records in the book, donated by VF Odoyevsky.

Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Сычева Е.О., Фокина А.Д. Религиозный спор М. Ю. Лермонтова // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12376 (дата обращения: 24.02.2024).

Одоевский В.Ф(1804-1869) – писатель, критик. Известно, что он подарил М.Ю.Лермонтову записную книгу с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю исписанную»[2,c142]. В качестве напутствия в ней были сделаны выписки из Евангелия. Эти выписки очень важны, так как они имеют отношение к религиозным спорам писателей. «И в последние встречи, и прежде они спорили друг с другом о религии» [4,c.190]. Они создают для нас интересный материал для исследования.

В 20-40-е годы идеалистическая философия Шеллинга занимает лучшие умы России. В основе данной философии лежит идея Абсолюта. Писатели  ищут ответы на философские вопросы: Что есть жизнь? Что есть мы в этой жизни? И поэтому неудивительно, что Одоевский обращается к тексту Святого писания.  Смысл вписанных евангельских изречений— напоминание о тщете мирских страстей, о покаянии, о пророчестве как проповеди любви и верности Духу Божию, наконец, призыв к смирению и молитве. Выписки эти носят не случайный характер, а соотносятся с основами мировоззрения Одоевского, и можно полагать, что между друзьями нередки были разговоры на эти темы.

В записную книжку вошли последние стихотворения писателя : « Спор» , «Пророк», «Тамара», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Сон», «Утес», «Свиданье», «Они любили друг друга», «Дубовый листок», «Морская царевна». Благодаря В.Ф.Одоевскому мы располагаем бесценным документом , запечатлевшим движение творческой мысли Лермонтова в последние три месяца его жизни так полно , как ни в каком другом отрезке его творческого пути.  В данных стихотворениях прослеживаются ответы Лермонтова на выписки Одоевского.

Первое, что вписал Одоевский в книгу -  были слова  апостола Павла:  «Держитеся любве, ревнуйте же к дарам духовным, да пророчествуйте. Любовь же николи отпадает». Можно предполагать, что эта цитата была непосредственным  импульсом к созданию острополемического по отношению к ней стихотворения – « Пророк». Лермонтов начинает там, где закончил Пушкин :

С тех пор как вечный судия

Дал мне всеведенье пророка…

Пушкинский поэт-пророк отправляется в путь, чтобы «глаголом жечь сердца людей», лермонтовский – этот путь уже прошел: 

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья

«Ближним», «толпе» пророк не нужен. Кроме ненависти он ничего не вызывает в них. «Народ глух, и сердца очерствели, закаменели – глагол их не жжет…»[4,c.194]. Логично обратиться к следующей записи Одоевского:

«И мир преходит и похоть его; а творяй волю божию пребывает вовеки». У Лермонтова поэт, получивший от бога «всеведенье пророка», подвергается только гонениям и насмешкам. Если пушкинский пророк был в самом начале своего высокого пути, то лермонтовский – в конце. Себе во след он слышит от тех , с кем «не ужился» ,насмешливо-презрительный приговор:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами! …

Одоевский был за  христианское смирение. Если религиозность Одоевского очевидна, то вопрос религиозности Лермонтова остается открытым. В «Пророке», помимо осуждения  людей, виден и богоборческий мотив. Упрек Бога за несправедливую судьбу гения.  Василий Ключевский , прослеживая изменения настроения Лермонтова к концу жизни, писал:» «Наконец, ряд надменных и себялюбивых героев, все переживших и передумавших, брезгливых носителей скуки и презрения к людям и жизни, у которой они взяли все, что хотели взять, и которой не дали ничего, что должны были дать, завершается спокойно-грустным библейским образом пророка, с беззлобною скорбью ушедшего от людей, которым он напрасно проповедовал любви и правды чистые ученья»[4,c.190].«Пророком» Лермонтов ответил на пожелание Одоевского, чтобы поэт вернул ему книгу сам.

Учитывая бесспорную религиозность Одоевского, можно предположить, что на него действует истина последней инстанции. Для Одоевского за «пределами» есть Божественная Истина. Лермонтов же не может слепо верить, для него необходимо совместить истину с жизнью человека. Рефлексия характерна для всего творчества М.Ю.Лермонтова. По словам Белинского,  она «порождена не духовным бесплодием скептицизма, нивелирующего все ценности в своем «сплошном», ко всему равнодушном отрицании. Напротив, он подчеркивает страстную силу этого мышления, исполненного и ненависти и любви, не только тоски разочарования, но и «тоски по жизни»» [5,c.7].

Рефлексии подвергаются и вопросы любви. Следующее, что вписал Одоевский,  были слова апостола Павла: « Любовь же николе не отпадает; аще пророчествия упразднятся, аще и язцы умолкнут, аще разум испразднится». По словам  Арзамасцева, «любовь для Лермонтова лишена святости, вечности»[1,c.97]. Это земная любовь, страсть, доходящая до безумия. Но позволим не согласиться с ним. Любовь для Лермонтова – идеальна. Она скорее прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Например, в стихотворении «Сон», которое, кажется , не связано с любовной лирикой воплощается его идеал. Если герой ранней лирики обращается к женщине с мольбой сохранить посмертное воспоминание о нем, то в данном стихотворении как бы «сбывается и до конца уясняется живший в Лермонтове образ идеальной любви, оказавшейся провидческой»[3, c 180]. А в стихотворении « Выхожу один я на дорогу» измученный своими чаяниями, обманутыми надеждами,  разочарованиями, Лермонтов ищет успокоения в неземном сне, но не в холодном сне могилы, а таком:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел…

Не найдя того, что он искал на земле, в реальности, Лермонтов воплощает в своей поэтической концепции идеал совершенной, вечной любви, соприкасающийся с запредельными таинственными мирами. Любовь в поэзии Лермонтова остается в сфере идеальных чувств. Однако, попадая в реальный мир, она сталкивается с такими препятствиями, которые превращают ее в трагедию. Отсюда появление в стихах Лермонтова окрашенности этого чувства иными тонами – разочарованием, иронией, иногда презрением. Лермонтовский человек не может остановиться на одном переживании, он всегда выражает многогранную гамму чувств и несет в себе гигантский потенциал противоречий даже там, где речь идет о любви. Таким образом, диалог с В.Одоевским тоже приобретает характер внутреннего спора. Вопреки надписи «Любовь же николе не отпадает» у Лермонтова лирическом высказывании получается несколько иная картина, где любовь все же «отпадает» Например, в стихотворении « Они любили друг друга так долго и нежно».

И смерть пришла: наступило за гробом свиданье…

Но в мире новом друг друга они не узнали.

Идеальная любовь не проходит проверку. На словах,  кажется, что любовь это самое лучшее, что может случиться с человеком. На деле же она влечет за собой непонимание, одиночество, страдание. В стихотворении тема разобщенности влюбленных, взаимного непонимания достигает в предельного драматизма. Лермонтов  переносит трагедию в вечность. «Притом, в противоположность характерному для романтической  поэзии мотиву «встречи» любящих душ за гробом и разрешения «там» неразрешимых «здешних» коллизий, в стихотворении Лермонтова  смерть — вечное и безысходное продолжение земного страданья» [3,c.152].

Трагичная любовь характерна для множества стихотворений Лермонтова. Так например, в стихотворении «Утес» возникает образ одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая». Утес-это лирический персонаж, носитель авторского переживания. Тучка – его возлюбленная мечта, это сфера внутренней гармонии.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Тучка  скрашивает одиночество утеса. Она – вечный полет, неудержимая красота, она не прикована к одному месту, ее пространство – небеса. А утес недвижим, хотя чувства его тоже внутренне приобщены к полету. Возникает трагический конфликт между стабильной мощью и легкой, веселой игрой, между мечтой и реальностью, между желанием счастья и его невозможностью. Результат – характерное для поэзии Лермонтова одиночество:

Утром в путь она умчалась рано.
По лазури весело играя

Любовь вопреки надписи Одоевского «отпадает».

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Мотив слез в творчестве Лермонтова обладает содержанием, связанным с поманившей прекрасной мечтой и ее трагической потерей. Так например, погоня Печорина за Верой заканчивается неудачей, герой  остается один и плачет. А в поэме «Демон» главный герой, приблизившись к келье Тамары решает удалиться, но у него не получается и тогда он проливает слезу, которая прожигает камень. Слезы в творчестве Лермонтова имеют неестественную  силу, способную пробить твердь.

В данных примерах видно противостояние взглядов Лермонтова записям Одоевского. Несмотря на столь противоположные взгляды, писатели были дружны. Одоевский выступал в роли старшего наставника, пытаясь повернуть Лермонтова на праведный путь, путь ортодоксальной религии. Но своими стихотворениями Лермонтов показывает, что не может слепо верить. Он проверяет все заповеди. И на проверку выходит, что религиозные поучения В. Одоевского не обладают еще достаточно прямой силой для того, чтобы убедить поэта в их верности. Путь Лермонтова – это путь поисков, страданий, путь проверки всех истин, с которыми ему приходится сталкиваться. Очевидно, ценность лермонтовской поэзии в том и состоит, что он толкает  человека, на бесконечный путь поисков, не давал окончательного решения сложнейших жизненных проблем. «Что есть истина?» – вопрос вечный, беспокойный и чрезвычайно важный до сих пор.

Лермонтов не успел исписать всю книгу и вернуть ее владельцу. При передаче книги в Публичную библиотеку Одоевский сделал пояснение « Эти выписки имели отношение к религиозным спорам,  которые часто поднимались между Лермонтовым и мною»[1,c.102]. Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры! 


Библиографический список
  1. Арзамасцев В.П. Звук высоких ощущений. Саратов.,1984
  2. Афанасьев В. Боголепов П. Тропа к Лермонтову. М.,1982
  3. Лермонтов М.Ю. Лермонтовская энциклопедия. М.,1981
  4. Михайлов В. Михаил Лермонтов. Роковое предчувствие. М.,2012 5. Михайлова Е. Проза Лермонтова. М.,1957


Все статьи автора «Сычева Елена Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: