УДК 81'373.612.2

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛАСТИ-ИСТОЧНИКА И ОБЛАСТИ-МИШЕНИ ВОКАЛЬНЫХ МЕТАФОР

Пахомов Леонид Валерьевич
Пермский государственный национальный исследовательский университет
магистр филологии

Аннотация
Настоящее исследование посвящено специфике моделирования двух ментальных областей метафоры: области-источника и области-мишени. Обращение к исследованию метафоры обусловлено сложностью и многоаспектностью данного языкового явления, необходимостью изучать метафору в разных областях знания. В связи с этим рассмотрение вокальной метафоры как особой разновидности метафор, попытка вскрыть внутренние механизмы образования вокальной метафоры представляются особенно актуальным.

Ключевые слова: вокальная метафора, метафора, моделирование, фрейм, фреймовая семантика


MODELING VOCAL METAPHOR'S TARGET DOMAIN AND SOURCE DOMAIN

Pakhomov Leonid Valerevich
Perm State University
Master of Philology

Abstract
The given work is devoted to peculiarity of two mental domains: target domain and source domain. Appeal to the research of metaphor is due to the difficulty and multidimensional nature of this linguistic phenomenon, the necessity to investigate metaphor in different local areas of knowledge. For this aim especially relevant is the exploration of vocal metaphors as a special kind of metaphor, the attempt to analyze underlying mechanisms of the vocal metaphor's forming.

Keywords: frame, frame semantics, metaphor, modeling, vocal metaphor


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Пахомов Л.В. Моделирование области-источника и области-мишени вокальных метафор // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12228 (дата обращения: 01.10.2017).

Настоящее исследование посвящено моделированию области-источника и области-мишени вокальной метафоры. Вокальную метафору мы определяем как метафору, описывающую физиологические действия певца при постановке голоса и функционирующую в рамках вокально-педагогического дискурса.

Материалом для исследования послужили расшифровки 8 записей занятий по сольному пению четырех преподавателей вокала Пермской академии искусства и культуры. Объем исследованного материала составил 517 вокальных метафор.

Структурирование одной сферы опыта в терминах другой понимается как метафоризация. Знания из области опыта – источника метафоры – переносятся в другую, менее знакомую область – мишень метафоры. Подобное понимание метафоризации перекликается с подходом автора теории фреймов М. Минского. М. Минский пишет об аналогиях, основанных на метафорах, следующим образом: «Такие аналогии порою дают нам возможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы “в свете” другого предмета или идеи, что позволяет применить знание и опыт, приобретенные в одной области, для решения проблем в другой области» [Минский 1988: 291-292].

Анализ вокальных метафор осуществлялся с помощью метода фреймовой семантики. Этот метод позволяет установить область знания, с которой связаны вокальные метафоры, и определенным образом ее структурировать, т. е. смоделировать фреймы, определяющие данные значение. Как отмечает Н.Н. Болдырев, метод фреймовой семантики позволяет смоделировать «принципы структурирования и отражения определенной части человеческого опыта, знаний в значениях языковых единиц, способы активации общих знаний, обеспечивающих понимание в процессе языковой коммуникации» [Болдырев 2004: 29]. Под фреймом мы понимаем иерархически упорядоченную структуру представления знания.

Таким образом, вокальная метафора имеет следующую структуру:

1) область-источник (исходная понятийная область, включающая знания из области опыта);

2) область-мишень (новая или более абстрактная понятийная область);

3) относящиеся к исходной и новой понятийной области фреймы, каждый из которых понимается как фрагмент, структурирующий соответствующую понятийную сферу;

4) слоты как иерархически организованные конечные элементы фреймов области-источника и области-мишени.

Одним из основных свойств фрейма является категориальный характер организации знания, а способов категоризации знания может быть несколько. В зависимости от семантической сложности метафоры может быть выделено множество фреймов области-источника и области-мишени. Вокальная метафора чаще всего представляет собой развернутую структуру, покрывающую множество семантических областей. В связи с этим, необходимо выделить как минимум два фрейма области-источника (фрейм-1 и фрейм-2 области-источника) и два фрейма области-мишени (фрейм-1 и фрейм-2 области-мишени). Выделение слотов фреймов области-источника и области-мишени вокальных метафор проводилось на основании данных таких словарей, как «Толковый идеографический словарь русских глаголов» [1999] и «Большой толковый словарь русских существительных» [2005] под редакцией И.О. Бабенко.

Моделирование фреймов области-источника и области-мишени вокальной метафоры заключается в выявлении однотипных регулярных (наиболее частотных) соотношений между слотами фрейма-1 и фрейма-2 области-источника и слотами фрейма-1 и фрейма-2 области-мишени.

ФРЕЙМ-1 области-источника


Рисунок 1. Иерархическая структура ФРЕЙМА-1 области-источника

Слот ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (35,8 %) самый устойчивый признак, образующий ядро ФРЕЙМА-1 области-источника (см. рис 1.). Этот слот позволяет представить пение как процесс, включающий элементы, на которые можно воздействовать физически (например, открыть мягкое нёбо).

Слоты ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (13,4 %) – пение как постоянная смена состояний и элементов вокальной системы; ДВИЖЕНИЕ (10,4 %) – пение как непрерывный процесс развития (нота ушла, идет зажим); ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ (9,7 %) – пение как процесс, связанный с физиологическими действиями, присущими каждому человеку (дыши в звёздочку, отнесем к средней зоне ФРЕЙМА-1.

ФРЕЙМ-2 области-источника


Рисунок 2. Иерархическая структура ФРЕЙМА-2 области-источника.

Наиболее важные элементы – слоты ОБЪЕКТ (24,8 %) и СОСТОЯНИЕ (22,5 %) – представляют ядро ФРЕЙМА-2 области-источника (см. рис 2.), отражая конвенциональные признаки: пение как совокупность органов или части тела как самостоятельных элементов системы (например, гортань начинает мышцы подтягивать); пение как общее состояние непрерывного растяжения и наполнения
(например, метафоры натяжение идет вверх, в подвал шагай дыханием).

Средняя зона: слот ФОКУС (13,9 %) – пение как направление, собирание и цель (хрустальная звёздочка); слот МЕСТО (12,4 %) – пение как «место», наделенное пространственными характеристиками (упал купол); слот ЗВУК (11,6 %) – пение как неделимый звук внутри человека (например, выбросить в рот звук).

Самые частотные ядерные зоны-сочетания слотов ФРЕЙМОВ области-источника:

СОСТОЯНИЕ–ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (46 %) – пение как общее состояние непрерывного растяжения и наполнения, на которое можно воздействовать физически. Сядь на дыхание – метафора, описывающая действие певца по активизации нижних мышц живота для сохранения диафрагмального дыхания.

МЕСТО–ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (44 %) – пение как «место» вокализации с постоянной сменой состояний. Раздвигай рёбра – метафора, описывающая действия певца по активации работы диафрагмы, которая отвечает за ровность, устойчивость и силу звука.

МЕСТО–ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (38 %) – пение как «место» вокализации, на которое можно воздействовать физически. Глотку раскрой и открываться изнутри – метафоры, описывающие отведение нёбных областей назад для увеличения их объема.

ФРЕЙМ-1 области-мишени


Рисунок 3. Иерархическая структура ФРЕЙМА-1 области-мишени

Ядро ФРЕЙМА-1 области-мишени составляет слот ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (68 %) (см. рис 3), который в полной мере отражает устойчивые признаки ФРЕЙМА-1: пение как физиологическое состояние, то есть состояние, предполагающее комплексную работу певческого аппарата. Постановка голоса включает нахождение верной певческой работы голосового аппарата, установление «низкого» дыхания (дыхание опусти; в подвал шагай дыханием).

Слоты КАЧЕСТВО ЗВУКА (19%) и МЕСТО (13%) представляют среднюю зону ФРЕЙМА-1 области-мишени. Они представляют знание структуры ФРЕЙМА-1 не в полной мере. Слот КАЧЕСТВО ЗВУКА – пение как правильное звучание голоса. Правильное пение должно обладать такими качествами, как направленность (нельзя кричать и пестрить), сфокусированность (широко пошла звуком), объемность (ми падает; ушла нота). Слот МЕСТО – пение как верная вокальная позиция: обязательное условие пения – наличие купола, то есть отведение назад нёбных областей во время вокализации (внутренняя часть натяжения нёба). Одновременно с формированием купола должно происходить уменьшение объема ротовой полости (метафоры закрой рот; губки закрой).

ФРЕЙМ-2 области-мишени


Рисунок 4. Иерархическая структура ФРЕЙМА-2 области-мишени.

Ядром ФРЕЙМА-2 области–мишени является слот КАЧЕСТВО ЗВУКА (54 %) (см. рис 4). Слот КАЧЕСТВО ЗВУКА отражает пение как совокупность качественных характеристик звучания, зависимых от работы голосовой системы вокалиста. Правильная вокализация предполагает такие характеристики звука, как устойчивость (столб насаживай на опору), глубину звучания (метафора, описывающие неправильные действия, дыхание как кузнечик), силу звука (струечка воздуха до космоса), теплоту, яркость тембра (окрасить мажором звук).

Важные элементы структурирования знания о правильном пении – слоты ОРГАН (18%), ОБЪЕМ ЗВУКА (14%) – представляют среднюю зону ФРЕЙМА-2 области-мишени. Они будут отражать конвенциональные признаки ФРЕЙМА-2 области-мишени, а именно: слот ОРГАН – пение как воздействие на определенный орган, работающий автономно (губами не трогай звук; губы отсутствуют); слот ОБЪЕМ ЗВУКА – пение как объем звука, зависящий от дыхания и фокусирования (терять наконечник).

Наиболее продуктивные ядерные зоны-сочетания слотов ФРЕЙМОВ области-мишени вокальной метафоры:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ–КАЧЕСТВО ЗВУКА (64 %) – пение как физиологическое состояние, то есть состояние, предполагающее комплексную работу певческого аппарата, в значительной мере обусловливает качественное звучание голоса. Вдохом иди на слово – вокальная метафора, описывающая правильный способ использования взятого воздуха, когда набор воздуха происходит одновременно с растяжением мягкого нёба. При таком действии воздушная струя сразу попадает в головные резонаторы.

МЕСТО–КАЧЕСТВО ЗВУКА (55 %) – пение как звучание голоса в верной вокальной позиции также влияет на качественные характеристики пения. От лба петь, уходит звук от лба – метафоры, описывающие резонаторные ощущения в носовых пазухах, от которых зависит звонкость голоса и качество тембра вокалиста.

Таким образом, выявление наиболее значимых связей внутри слотов фреймов двух ментальных областей позволяют сделать важные выводы о структуре области-источника и области-мишени вокальной метафоры, что является ключом к пониманию такого сложного когнитивного механизма, как метафоризация.


Библиографический список
  1. Минский М. Остроумие и логика коллективного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. С. 291–294.
  2. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18–36.
  3. Толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание / под. ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 698 с.
  4. Большой толковый словарь русских существительных / под ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. 864 с.
  5. Пахомов Л.В. Вокальная метафора в речи преподавателей сольного пения // Вестник молодых ученых ПГНИУ. – 2014. – Вып.4. – С. 442–447.


Все статьи автора «Leonid Pakhomov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: