УДК 94:351.74(571.12)

ПРОФИЛАКТИКА И ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ (ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Фирсов Иван Федорович
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД

Аннотация
Представленные документы архивов Тюменского региона освещают некоторые специфические функции милиции в годы становления советской власти. До создания в стране специальных служб по ликвидации и профилактики пожаров одной из важнейших функций милиции было осуществление профилактических мероприятий по предотвращению пожаров и непосредственное участие в тушении пожаров в случае их возникновения.

Ключевые слова: правоохранительные органы, противопожарные мероприятия, Советская власть, советская милиция, Тюменская губерния, функции органов милиции


PREVENTION AND SUPPRESSION OF FIRES AS ONE OF THE FUNCTIONS OF THE SOVIET MILITIA FORMATION PERIOD (ACCORDING TO THE ARCHIVE MATERIALS OF THE TYUMEN REGION)

Firsov Ivan Fedorovich
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Candidate of History Sciences, associate professor of the chair of philosophy, foreign languages and humanitarian training of law enforcement officers

Abstract
The submitted documents of the archives of the Tyumen region to highlight some of the specific functions of the police in the formative years of Soviet power. To create the country's special services on the elimination and prevention of fires one of the most important functions of the police was the implementation of preventive measures for the prevention of fires and direct participation in fighting fires in the event of their occurrence.

Keywords: fire protection, law enforcement agencies, the functions of the police, the Soviet government, the Soviet police, Tyumen Province


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Фирсов И.Ф. Профилактика и тушение пожаров как одна из функций советской милиции периода становления (по архивным материалам Тюменской области) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12101 (дата обращения: 29.09.2017).

В первые годы советской власти функции советской милиции определялись разработанной НКВД совместно с НКЮ[i] Инструкцией «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», утвержденной 12 октября 1918 г. Согласно Инструкции основной обязанностью милиции провозглашалась охрана революционного порядка и гражданской безопасности. Функции милиции были чрезвычайно разнообразными. К предметам ведения милиции относилось предупреждение и пресечение нарушений порядка, установленного советской властью, строгое наблюдение за исполнением гражданами декретов, законов, распоряжений центральной власти, составление актов и протоколов о нарушении порядка, преступлениях, проступках и происшествиях.

Органы милиции также обязаны были наблюдать за выполнением населением санитарных правил, исправным состоянием дорог, мостов, улиц, выдавать удостоверения личности, трудовые книжки. Кроме этого, на милицию возлагались обязанности производства  розысков и дознаний по уголовным преступлениям, задержание подозреваемых,  в компетенцию милиции входило вручение судебных повесток, хранение вещественных доказательств и содействие исполнению судебных приговоров [8]. Органы милиции осуществляли контроль за соблюдением правил торговли, а также обязаны были проводить активную борьбу с пьянством и самогоноварением [9, сс.101-109].

До создания в стране специальных служб, деятельность которых была направлена на ликвидацию и профилактику пожаров, одной из важных функций милиции было осуществление профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, а также непосредственное участие в тушении пожаров в случае их возникновения. Так, органы милиции следили, чтобы на месте пожара не собиралась толпа, привлекали всех трудоспособных граждан к тушению пожара, выполняя все распоряжения руководителей пожарных служб [7, с.2].

Органы милиции и уголовного розыска наряду с соответствующими инспекциями, председателями волисполкомов и сельсоветов составляли протоколы по фактам нарушений противопожарных правил. К таким нарушениям относилось неосторожное обращение с огнем, например, раскладывание костров вблизи деревянных жилых или нежилых строений, сеновалов, в лесах и полях; складывание легковоспламеняющихся веществ без надлежащих предосторожностей, курение в театрах, кинематографах, цирках, клубах и других публичных местах, за исключением специально предназначенных для этого помещений, а также на сеновалах, чердаках, в конюшнях, в лесах в жаркую или сухую погоду и вообще во всех местах, где курение воспрещено особыми надписями «не курить» [10, сс.150-153].

Часто пожары случались из-за несоблюдения правил противопожарной безопасности при сооружении железных печей или из-за неисправности дымоходов. В целях предупреждения таких случаев 12 октября 1923 г. губернский отдел управления дал распоряжение всем волисполкомам и сельсоветам о приведении в полный порядок печей и дымовых труб в школах, клубах, исполкомах и пр. В случаях возникновения пожара в общественных зданиях органы милиции проводили следствие и привлекали к ответственности председателей волисполкомов и сельсоветов, если причиной пожара являлась неисправность печей или дымовых труб [4, с.4].

Тюменский уездно-городской исполнительный комитет 10 ноября 1922 г. издал обязательное постановление, в котором обязал административно-хозяйственные управления всех советских, военных, кооперативных, частных учреждений и предприятий, арендаторов домов и частных лиц – собственников домов произвести в недельный срок необходимый ремонт и чистку дымоходных труб с соблюдением правил противопожарной безопасности, обо всех случаях их нарушений домовые комитеты обязаны были сообщить начальнику районной милиции. В целом наблюдение за выполнением этого постановления также возлагалось на органы милиции [1, с. 22].

Органы милиции принимали активное участие и в тушении пожаров. Например, в информационной сводке Тюменской губернской ЧК с 1 по 15 сентября 1920 г. указывалось: «За отчетный период возникли пожары в Тюменском, Тобольском и Ялуторовском уездах. Горят торфяные болота, леса и сено. Пожары сонализируются при содействии политбюро, в помощь последним и населению выслан отряд красноармейцев и конная милиция. В Туринском уезде сгорело 500 куб. сажен дров старой заготовки плохого качества и 3 барака вследствие злоупотребления огнем. Виновник задержан, ведется следствие» [11, лл.5-8].

Обязательным Постановлением Тюменского губернского исполнительного комитета по охране лесов от пожаров, опубликованным в мае 1923 г., непосредственная борьба с лесными пожарами возлагалась кроме административно – технического персонала лесничеств и на органы милиции, которым предоставлялось право привлекать в необходимых случаях и местное население. При этом органы милиции должны были принимать меры к тушению пожара до прибытия лесной администрации, а затем выполнять ее распоряжения и оказывать ей полное содействие. При поездках, вызванных необходимостью тушения лесных пожаров, всей лесной администрации и милиции предоставлялись средства передвижения, чаще всего лошади [12]. Эта сторона деятельности милиции была осложнена множеством факторов. Составить представление, как на практике происходила борьба с лесными пожарами в волостях, можно, например, из докладной записки начальника Тюменской горуездной милиции Меховых А., поданной им в мае 1923 г. в Тюменский уездный исполком [2, л.76]. Из документа видно, что каких-либо слаженных действий между волостным руководством и органами милиции в сфере борьбы с пожарами достигнуть не удалось. Тяжелой была и обстановка в городах губернии, силами одной милиции справиться с бедствием, какое из себя представляли пожары[ii], было невозможно. В поисках путей решения проблемы местные власти иногда находили довольно экстравагантные решения. Например, в г. Тюмени в октябре 1923 г. местные власти предприняли попытку ввести институт «ночных сторожей» для предупреждения населения в случае возникновения пожаров в ночное время [5; 6, с.3]. В архивах не осталось каких-либо существенных следов деятельности этой своеобразной структуры, если она и существовала не только на бумаге, то, по-видимому, очень недолго. Однако и без этого ясно, что подобными мерами невозможно было сколь-нибудь ощутимо снизить остроту проблемы, требовалось создание на государственном уровне мощной, хорошо оснащенной службы пожарного надзора, которая была образована лишь значительно позднее.

Предлагаемые документы публикуются впервые и дают представление о деятельности местного руководства  и органов милиции по борьбе с пожарами, а также попыткиах проведения профилактических противопожарных мероприятий.

В тексте документов сохранены стиль и орфография авторов. Пунктуация дается по правилам современного русского языка.

№1

Обязательное постановление Тюменского уездно-городского исполнительного комитета Советов рабоче-крестьянских депутатов о профилактических противопожарных мероприятиях [1, с. 22]

№38

О проведении и устройстве дымовых труб и железных печей.

Наблюдаются случаи пожаров, происходящих от плохого устройства железных печей и полного отсутствия чистки дымоходных труб. В целях предупреждения возможности пожаров Тюменский Уездно-Городской Исполнительный Комитет постановил:

1.  Обязать административно-хозяйственные управления всех советских, военных, кооперативных, частных учреждений и предприятий, арендаторов всех без исключения домов и частных лиц, собственников домов, произвести в недельный со дня объявления сего срок подлежащий ремонт и чистку дымоходных труб с соблюдением нижеследующих обязательных правил:

а) Все временно устанавливаемые железные печи на деревянных полах должны иметь выстилку из листового железа размерами, выступающими не менее 1/4 арш. с задней и боковой стенок печи, со стороны же топки печи не менее 1/2 арш.

б) Поверх железа должна иметься  выстилка кирпичем в  ряда на глине и уже на кирпичную подстилку устанавливается печь с железными ножками.

в) Установка труб на фабриках, заводах, складах и других отапливаемых зданиях, носящих общественный характер, допускается при условии соединения этих труб в закрой.

г) Трубы, проходящие через деревянные стены, должны иметь разделку из кирпича не менее 4 вершков со стороны и ни в коем случае не должны проводиться от деревянных частей здания ближе […][iii].

Примечание 1: Проведение дымоходных труб от мелких печей ни в коем случае не допускается в окна и форточки.

Примечание 2: Владельцам мельниц, кузниц и других мелких предприятий поставить над трубами искротушители.

2.  Обязать все домкомы вести непосредственное наблюдение за соблюдением изложенных в настоящем постановлении правил всеми частными владельцами, в противных случаях сообщать об этом начальнику районной милиции.

Наблюдение за правильностью проведения в жизнь сего обязательного постановления возлагается на органы милиции.

За неисполнение сего обязательного постановления лица подвергаются административному взысканию принудительных работ без содержания под  стражей до 3-х месяцев или штрафу до 50.000 руб.  дензнаками 1922 г.

Кроме того должностные лица, уличенные в неисполнении сего обязательного постановления, будут предаваться суду по 107 и 108 ст. уголовного кодекса.

Предгорисполкома                       Истомин

Секретарь                           Нагоров

10 ноября 1922 г., гор. Тюмень

№2

Докладная записка начальника Тюменской горуездной милиции

Меховых А. в Тюменский уездный исполком [2, л.76]

                                                                                            [май 1923 г.]

В Тюменский уездный исполнительный комитет

Докладная записка

12 мая с/г по поручению Губкомсомола и по обследованию 1 района милиции я выехал в село Каменское, при чем во время проезда через село Кулаковское Троицкой волости мною в 6-ти верстах от него был замечен сильно горящий бор. Вначале я подумал, что бор принадлежит Каменской волости, и потому поспешил на место. По прибытию в Каменский ВИК я хотел отыскать дежурного члена такового, но последнего не нашел, так как он ушел по личным делам в свою деревню. Видя  отсутствие дежурного члена при ВИКе, я сделал попытку отыскать председателя Квашнина, но безрезультатно, так как председателя не было. Я вынужден был командировать ямщика за членом ВИКа в ту деревню, в которой он находился, и спустя некоторое время он появился. Я дал ему задание немедленно ликвидировать пожар, но в то же время ходили слухи, что горящий бор принадлежит Троицкой волости, и потому я вынужден был выехать в таковую для дачи распоряжения о тушении пожара, а сам опять выехал к месту происшествия. По прибытию в Троицкий ВИК я встретил председателя волисполкома Кулакова[iv], коему дал задание немедленно мобилизовать население для ликвидации пожара, а сам опять выехал к месту такового, где и встретил граждан села Каменского, прибывших для ликвидации пожара (до 40 человек), которыми пожар и был ликвидирован. Что касается села Кулакова, то оттуда не прибыло ни одного человека, не смотря на обещания председателя ВИКа Кулакова дать людей, он ни одного не прислал. Должен заметить, что со стороны ВИКов не принимаются никакие меры к охране леса, а председатели даже не знают (как я полагаю), где расположен бор. Такое отношение и бездействие ВИКов, в частности Кулаковского, способствует возникновению лесных пожаров, хотя об охране лесов имеется целый ряд распоряжений центра, а потому на основании вышеизложенного прошу наложить дисциплинарное взыскание на председателя Троицкого ВИКа и дежурного члена Каменского ВИКа. Хотя их преступления должны караться в уголовном порядке по ст. 107 УК (за бездействие власти), но принимая во внимание общее явление всего уезда в подобном бездействии, можно ограничиться дисциплинарным взысканием. Должен сказать, что о председателе Троицкого ВИК Кулакове носятся упорные слухи о том, что последний тормозит работу культпросвета и поддерживает кулачество.

Начальник Горуездной милиции Меховых

Оригинал. Машинопись.

№3

Обязательное постановление Тюменского губернского исполнительного комитета по охране лесов от пожаров [3] 

На основании постановления Совета труда и обороны о борьбе с лесными пожарами от 28 июля 1920 г., 29 марта и 21 сентября 1922 г. и 4 апреля 1923 г. предлагаются к обязательному исполнению в Тюменской губернии нижеследующие правила:

…13) Непосредственная борьба с лесными пожарами возлагается на Гублесотдел, инспекторов лесов и на весь административно – технический персонал лесничества и на милицию с привлечением в необходимых случаях местного населения.

14) При поездках по тушению лесных пожаров всей лесной администрации и милиции предоставляются лошади вне очереди.

15) Губернская, городская и уездная милиция, волисполкомы и сельсоветы при возникновении лесного пожара принимают все меры к тушению до прибытия лесной администрации, а затем оказывают полное содействие последней по всем ее распоряжениям и действиям по тушению лесного пожара.

16) Каждый гражданин в случае, если он заметит признаки пожара в лесу, обязан сообщить об этом лесничеству, товарищу лесничего, лесному инструктору или смотрителю лесов, либо местным органаам милиции, волисполкому и сельсоветам.

17) Привлечение населения к тушению лесных пожаров производится по требованию лесной администрации и стражи или милиции, волисполкомами и сельсоветами в порядке постановления ВЦИК от 4 апреля с.г. по борьбе со стихийными бедствиями и ст. 11 Кодекса законов о труде…

24) За неисполнение вышепоименованных правил виновные подлежат народному суду.

За председателя губисполкома Байков

Начальник губземуправления Кузьмин

Завгублесотделом Круглов

№4

Циркулярное письмо Тюменского Губернского Комитета РКП(б)

Уездным Отделам Управления Тюменской губернии от 12 октября 1923 г. [4, с.4]

За короткий срок начавшегося осеннего периода наблюдается частое возникновение пожаров, причиной которых в большинстве случаев является неисправность печей и дымовых труб.

Дабы предотвратить подобные случаи, Губотдел Управления предлагает дать распоряжение по всем волисполкомам и сельсоветам о приведении в полный порядок печей и дымовых труб во всех общественных зданиях, как в школах, клубах, исполкомах и пр.

В случаях возникновения пожара милиция проводит следствие, и если причина пожара будет установлена от неисправности печей или дымовых труб, то привлекать к ответственности председателей волисполкомов и сельсоветов.

Завгуботдуправления                   Веретенников

Завед. административным п/о     Земит

Зав. дел. адм. надзора                   Бикчентаев

№5

Обязательное постановление №2 Тюменского Губернского исполнительного комитета от 19 октября 1923 года о ночных сторожах [5; 6, с.3]

Для охраны общественной безопасности и предупреждения населения города Тюмени, в случае возникновения пожара в ночное время, Губисполком постановляет:

1) Все население города Тюмени в порядке нижеуказанных улиц и участков обязывается иметь своих ночных сторожей, нанятых за счет всего населения указанных улиц.

2) Лица моложе 17 лет и дряхлые старики в ночные караульные не допускаются.

3) Ночные караульные должны окарауливать свои участки с 1-го сентября с 9 часов вечера до 9 часов утра, а с 1-го апреля по 1-е сентября с 10 часов вечера до 5 часов утра.

4) Ночные караульные должны иметь колотушки, свистки и трещотки. Во время ночного обхода по своему участку караульные время от времени ударяют в колотушку; в случае пожара или какого-либо другого происшествия в участке караульные подают тревогу трещоткой. Свисток употребляется для вызова на помощь соседнего караульного или постового милиционера.

Примечание: Колотушки, трещотки, свистки, а также теплая зимняя одежда приобретается за счет населения участка.

5) Ночные караульные во всем подчиняются городской милиции, посему они обязаны оказывать полное во всем содействие милиции и при отсутствии чинов последней должны сами принимать меры к восстановлению нарушенного порядка и общественной безопасности.

6) Отделу труда выработать тарифную ставку означенным караульным, сообразуясь с пунктом 3 сего постановления.

7) Для составления списков плательщиков, а также сбора месячной платы караульному, в каждом участке общим собранием граждан, назначаемых распоряжением отделения милиции, избирается на 6 месяцев участковый староста, на обязанности какового лежит своевременный сбор денег по раскладке, составленной им же, сообразуясь с окладом жалования данного месяца, и сдача собранных денег в отдел снабжения губгормилиции, где будет производится плата караульным.

8) Выдача жалования караульному должна производиться ежемесячно не позднее 30 числа за прослуженный месяц.

9) Найм караульных, разбивка их по участкам и наблюдение за правильным несением службы караульными возлагается на городскую милицию.

10) Право увольнения со службы караульных, а равно и наложение на них административных взысканий за упущения по службе представляется гормилиции.

Примечание: Населению представляется право о всех замеченных ими неисправностях и упущениях караульными, а равно и признаков ненадежности последних, заявить местному начальнику отделения милиции устно или письменно.

11) Отказ отдельных лиц от взноса платы караульному по разверстке будет рассматриваться как нарушение сего постановления, и виновные будут привлекаться к ответственности.

12) Милиции выработать особую инструкцию по несению службы ночными сторожами.

Список улиц г. Тюмени и число требующихся ночных караульных… (более 63 сторожей).[v]  

Зам. председателя Губисполкома  Старков

Секретарь  Потугин

№6

Обязательное постановление №7 Президиума Тюменского Губисполкома от 24 октября 1923 года о мероприятиях по предупреждению и борьбе с пожарами в городах Тюменской губернии [7, с.2]

…30. Органам милиции строго следить за тем, чтобы на месте пожара не собиралась праздная толпа, а все прибывшие трудоспособные граждане были привлечены к тушению пожара. Все распоряжения руководителя (бранд-майор, бранд-мейстер) тушения пожара для милиции обязательны.

31. За неисполнение или нарушение настоящего постановления виновные подвергаются штрафу в административном порядке до 300 р. золотом с заменой принудительными работами до 3-х месяцев.

Предгубисполкома Старков

Секретарь ГИК Потугин.


[i] Народный Комиссариат Юстиции

[ii] следует иметь в виду, что в городах губернии в рассматриваемый период времени значительную часть застройки занимали деревянные дома, расположенные достаточно скученно

[iii] неразборчиво

[iv] село Кулаково – центр Троицкой волости. По документу складывается впечатление, что фамилия председателя волостного исполкома Троицкой волости совпадала с наименованием села (Кулаков), что было вполне обычным явлением в описываемый период

[v] список не приводится из-за значительных размеров


Библиографический список
  1. Сборник важнейших распоряжений Президиума ВЦИК и СНК, Тюменского Губернского Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов. Для руководства Волисполкомам и Сельсоветам Тюменского уезда. Издание Тюменского Уездного Исполнительного Комитета С.Р.К и К. Депутатов. Тюмень. 1923. С. 22.
  2. Ишимский филиал Государственного архива Тюменской области (ИФ ГАТО). Ф. 149. О.4. Д.4. Л.76.
  3. «Трудовой набат». №115 (1282), пятница, 25 мая 1923 г.
  4. Информационный бюллетень Тюменского Губернского Комитета РКП(б). №2. 1923.
  5. «Трудовой набат». №243 (1410), четверг 25 октября 1923 г.
  6. Информационный бюллетень Тюменского Губернского Комитета РКП(б). №5. 1923.
  7. Информационный бюллетень Тюменского Губернского Комитета РКП(б). №3. 1923.
  8. Фирсов И.Ф. О некоторых функциях органов милиции в первые годы советской власти // Политика, государство и право. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/08/1826 (дата обращения: 18.06.2015).
  9. Фирсов И.Ф. Борьба с пьянством и самогоноварением как одно из направлений деятель­ности органов тюменской милиции в годы их становления и развития // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. № 1.
  10. Фирсов И.Ф. Становление и развитие органов внутренних дел Тюменской (Тобольской) губернии в 1917-1923 гг.: монография. Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2003. – 176 с.
  11. Тюменский Областной Центр документации новейшей истории (ТОЦДНИ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 162.
  12. «Трудовой набат». №115 (1282). 25 мая 1923г.


Все статьи автора «Фирсов Иван Федорович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: