УДК 336.6

МОШЕННИЧЕСКИЕ СХЕМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Сорокина Надежда Павловна
Новосибирский Государственный Технический Университет

Аннотация
В статье рассмотрены существующие мошеннические схемы в системе государственных закупок. Также рассмотрены законодательные меры противодействия мошенничеству в данной сфере.

Ключевые слова: аукцион, государственные закупки, конкурс, мошенничество, торги


FRAUD SCHEMES IN GOVERNMENT PROCUREMENT PROCEDURES

Sorokina Nadezhda Pavlovna
Novosibirsk State Technical University

Abstract
The article reviews current fraud schemes in government procurement system. Strength and weaknesses of different procurement procedures considered. Anti-fraud legislative activities discussed as well.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокина Н.П. Мошеннические схемы в системе государственных закупок // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12096 (дата обращения: 28.09.2017).

Несмотря на принятие нового закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок №44-ФЗ, на предусмотренные в нем значительные изменения и нововведения, обеспечение открытости и гласности, создание значительных гарантийных положений и реестров, в системе государственных закупок по-прежнему существует высокая степень неэффективного использования бюджетных средств. [1, 2-4]. Неэффективное использование средств может быть связано как с корыстными целями, так и с обычной халатностью или невнимательностью лиц, участвующих в процессе закупок. Разумеется, случаи ошибок и халатности в системе закупок далеко не редкость, а с введение нового закона их уровень значительно повысился, но по-прежнему самый опасный риск неэффективности возникает именно из-за оппортунистического, безответственного и беззаконного поведения, как заказчиков, так и исполнителей государственного заказа. Существует несколько устоявшихся мошеннических схем поведения государственных организаторов торгов и участников, наиболее часто встречающихся при проведении государственных закупок. Вот пять таких видов мошенничества, неоднократно зарегистрированных в Российской Федерации: демпинг, применение орфографических ошибок, «фильтр», подтасовка котировок, поручительство. [4,5].

Демпинг

На мероприятиях по «розыгрышу» государственного контракта всегда имеет место соперничество по цене. Организатор закупки обычно должен выбрать самое дешевое предложение от тех компаний, которые будут допущены к конкурсу или аукциону в соответствии с законом и заранее установленными и обнародованными требованиями. Одно из основных условий закупки — экономия бюджетных средств, что в теории означает: госзаказчику достаточно сэкономить 1 рубль, чтобы условие было исполнено. Демпинг – это целенаправленное, необоснованное занижение цены одним из участников торгов; чаще всего применяется этот механизм мошенничества на аукционах.

Орфографические ошибки

В соответствии с законом №44-ФЗ все сообщения о предстоящих торгах должны публиковаться в единой информационной системе госзакупок и/или в СМИ, а потенциальные поставщики и подрядчики должны отслеживать эти данные для подачи заявок. Но бывают ситуации, когда проявляется оппортунистическое поведение и со стороны исполнителей и со стороны заказчика, когда чиновники организуют конкурс «для своих» или привлекают к участию в запросе котировок «нужные» фирмы.

Механизм этого мошенничества следующий: на сайте о госзакупках появляется извещение о проведении конкурса или иного способа закупки товаров, например, «шариковой ручки». Потенциальные поставщики – производители или просто продавцы таких ручек – будут искать соответствующий текст в единой информационной системе, и даже не будут догадываться о том, что в уведомлении о принятии заявок допущена ошибка. Например, извещение может содержать текст «ручъка шариковая» или «ручка шарековая».

На электронных торговых площадках уже не раз были обнаружены подобные «ляпы» чиновников, которые в понятных целях писали текст с использованием не только кириллицы, но и латиницы, что позволяло спрятать нужные объявления от посторонних поставщиков. В результате о замаскированном на сайте предложении узнает только «нужный» чиновнику поставщик. В будущем, избавиться от этой проблемы должен помочь единый регистрационный номер закупки, который будет присваиваться ей на стадии планирования и сохраняться за ней вплоть до осуществления закупки.

Фильтр

Частое мошенническое явление в государственных закупках – применение фильтров на исполнение заказа, т.е. установление особых, зачастую невозможных и невыполнимых, условий исполнения.

Подтасовка котировок

В соответствии с законом о государственных закупках бюджетные организации могут проводить запросы котировок, если они собираются заключить контракт на сумму до 500 тыс. рублей. Для этого организаторы торгов принимают заявки от потенциальных поставщиков или подрядчиков с желаемыми условиями контракта по определенной цене – это и есть прием котировок. Естественно, выбирают того, кто дал самую низкую цену. Но, госзаказчики имеют право специально запрашивать котировки цен у интересующих их фирм (например, у тех которые являются лидерами на рынке). Таким образом, результаты запроса котировок также довольно успешно подтасовываются.

Поручительство

Часто в госзакупках практикуется такое требование, как предоставление поручителей. Однако поручительство является и своеобразной формой взятки. Согласно новому закону о государственных закупках №44-ФЗ гарантом исполнения контракта выступают банки, заранее одобренные государством и, разумеется, согласные стать поручителем компании-поставщика. В будущем это должно избавить систему государственного заказа от преступного механизма «поручительство».

В настоящее время наша страна активно пытается бороться с жульническими схемами реализации госзаказов. [6-9]. В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято постановление о том, что большинство государственных закупок должно перейти в формат электронных аукционов и конкурсов. ФАС также заявляет, что «электронные конкурсы на госзакупки – наш привет жуликам и ворам». ФАС в рамках регулирования государственных закупок удовлетворила в 2013 году примерно 45% жалоб предпринимателей на заказчика, то есть на государство, что говорит о том, что оппортунистическое поведение заказчиков не только было выявлено, но и доказано и «наказано» ФАС [2, 11].

Основная проблема при проведении конкурсов – возможность использования субъективных факторов выбора победителя, содержание которых заказчик может определять самостоятельно (мошеннические схемы «фильтр» и «орфографические ошибки»).  В связи с этим ФАС планирует установить вес субъективных критериев оценки участников торгов в размере 20% – в эту часть контролирующие органы вмешиваться не будут. Вторые 20% будут представлять объективную оценку – предполагается, что объективная оценка будет определяться исходя из точного количества аналогичных заказов, выполненных участником конкурса за последние 5 лет на деньги государственных заказчиков. Остальные 60% оценки будет приходиться на ценовое соперничество.

Интересно, что проблема потери средств при госзакупках была поднята даже на самом высоком уровне, и в правительстве верят, что новое законодательство, вступившее в силу с 1 января 2014 года, в будущем значительно улучшит ситуацию. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из-за коррупционных закупок государство теряет до 1 трлн. руб. ежегодно. В 2013 году не состоялись 46% всех аукционов и 51% конкурсов, а 38% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов. По информации Центра правовых и экономических исследований, потери от коррупции в сфере госзаказов и закупок в 2013 году составляют примерно 30% всех бюджетных затрат [2].

С принятием нового закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок изменились некоторые «правила игры». Теперь при публикации графика заказчик должен указать название товара, который он хочет закупить, перечислить его конкретные параметры, сроки размещения и начальную цену. Это даст достаточно «места для маневра» исполнителям, которые будут в курсе потребностей заказчиков и смогут строить долгосрочные планы, в том числе и финансовые. [10].

Новый закон о государственных закупках №44-ФЗ должен исключить «тендеры для своих», когда заказчик «прячет» закупку от посторонних исполнителей. После 1 января 2014 года благодаря идентификационному номеру, который будет присваиваться закупке еще на стадии внесения в план и сопровождать ее на протяжении всей «жизни», отследить закупку можно будет в единой федеральной системе. [12].

Увеличение массива информации о госзакупках потребует и новых аналитических сервисов, ведь «переварить» сведения от почти 600 тысяч поставщиков самостоятельно участникам системы госзакупок будет не так просто. Помимо государственной информационной системы, на рынке развиваются различные коммерческие информационные ресурсы по госзакупкам, где помимо официальных данных будут еще и аналитические, статистические сервисы, возможность расширенного поиска по ряду параметров. Это также будет способствовать повышению прозрачности и чистоты сделок.

По данным информационно-аналитической системы «СПАРК-Маркетинг», в 2012 году было проведено 2,1 млн. торгов на сумму 5,9 трлн.руб. Из них с признаками демпинга (когда цена предложения участника торгов была ниже начальной цены более чем на 25%) было проведено 26% от общего количества состоявшихся торгов или 15% от объема. Однако, как показывает практика, далеко не всегда у победившего в тендере с помощью демпинга участника получается обеспечить полноценное исполнение заказа. Новый закон защитит участников рынка от демпингеров. Снижать цену в ходе торгов более чем на 25% от начальной цены можно будет только в строго прописанных законом случаях. [5-7].

Еще один способ защиты от «случайных» исполнителей, предусмотренный новым законом, – предварительный отбор поставщиков, который позволит на первом этапе избавиться от исполнителей, чьи профессиональные качества не соответствуют заявленным условиям конкурса. Усложнение процедур закупок потребует большего профессионализма не только от исполнителей, но и от заказчиков. При новой системе заказчики уже не смогут регулировать весь процесс силами одного или нескольких сотрудников, как они это делали до 2014 года. В штате заказчика должен будет появиться контрактный управляющий или контрактная служба, либо же эти функции придется передать на аутсорсинг – в профессиональную централизованную организацию государственных закупок. [8].

Государство стремится свести к минимуму риски при финансовом обеспечении госзакупок. С 2012 года запрещены страхование ответственности и договор поручительства исполнителя, которые часто подделывались или не исполнялись. Сейчас в качестве обеспечения участник торгов может представить банковскую гарантию либо деньги в залог. Но банковские гарантии – тоже не самый безопасный инструмент, объем «левых» гарантий, как его оценивают сами банки, варьируется от 10% до 60% от объема их рынка. Поэтому новый закон ограничивает с 2014 года число банков, которые смогут выдавать банковские гарантии под госзаказ. Список банков определен правительством, в нем около 350 банков. Кроме того, будет вестись федеральный реестр гарантий [11]. Все это должно позволить избежать ситуаций, когда недобросовестные участники заявляют несуществующие или выданные для других торгов банковские гарантии. Посмотрев в реестр, заказчик сможет увидеть, существует ли в природе указанный участником торгов документ. Эти механизмы кардинально снизят риски заказчиков, связанные со злоупотреблениями со стороны недобросовестных участников закупки, повысят прозрачность взаимоотношений заказчиков с контрагентами.


Библиографический список
  1. Некрасова Н. Схемы злоупотреблений чиновников в госзаказе [Электронный ресурс]. 11 янв.2011, режим доступа: http://www.gosbook.ru
  2. Коррупция в России [Электронный ресурс] / Независимый годовой доклад всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» за период 14 января 2013-31 августа 2014 года. – Режим доступа: rusadvocat.com.
  3. Финансовые инструменты для реального сектора: от оперативного финансового планирования до венчурного инвестирования : монография / А. Ю. Рыманов, К.К. Авдеев, П. Н. Тесля, Т. Ю. Трифоненкова, Е. В. Костяева, Е. А. Приходько. – Новосибирск. – Изд-во НГТУ, 2012. – 136 с.
  4. Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Разработка модели эффективного развития предприятий // Интеграл. 2012. № 4.
  5. Вершинина Е. С. Эффективность государственных закупок / Е. С. Вершинина // Молодой ученый. – 2015. – № 5. – С. 339-340.
  6. Государство изживает проблемы в госзакупках [Электронный ресурс] // Независимый портал об осуществлении государственных закупок. – Режим доступа: http://www.zakupkihelp.ru/archives/5382.
  7. Как экономическая наука помогает делать нашу жизнь лучше / коллектив авторов ; под ред. Д. Зигфрида ; пер. с англ. Н. Эдельмана. – Москва: Институт Гайдара, 2011. – 432 с.
  8. Белокрылова О. С. Управление государственными и муниципальными заказами : учебно-методическое пособие / О. С. Белокрылова, В. В. Вольчик, Е.Ф. Гуцелюк. – Ростов-на-Дону : Содействие-XXI век. – 2011. – 156 с.
  9. Галанов В. А. Государственные закупки и конкуренция : учебное  пособие / В. А. Галанов, О. А. Гришина, С. Р. Шибаев; / под общ. ред. В. А. Галанова. – Москва : ИНФРА-М, 2010. – 285 с.
  10. Рыманов А. Ю. Анализ системы государственных закупок // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 16 ( 367). – С. 40-44.
  11. Тесля П. Н. Эпидемия морального риска: уроки финансового кризиса // Дайджест-финансы. – 2013. – № 12. – С. 60-71.
  12. Галанов В. А. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства : учебно-методическое пособие /  В. А. Галанов, О. А. Гришина, С. Р. Шибаев. – Москва : ИНФРА-М, 2010. – 236 с.


Все статьи автора «sfe»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: