УДК 78

ФОЛК-МЕТАЛ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОКИ ЖАНРА И ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА

Сошников Александр Евгеньевич1, Булатова Анастасия Александровна2
1Самарский государственный институт культуры, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры
2Самарский государственный институт культуры, студентка 4 курса

Аннотация
В статье рассматриваются истоки жанра фолк-метал, основные представители и жанровая специфика.

Ключевые слова: медиевал фолк, фолк, фолк-метал


FOLK-METAL AS A PHENOMENON OF MODERN CULTURE: THE ORIGINS OF THE GENRE AND THE GENRE SPECIFICITY

Soshnikov Alexander Evgenyevich1, Bulatovа Anastasia Aleksandrovna2
1Samara state institute of culture, senior teacher of chair of the theory and cultural history
2Samara state institute of culture, 4rd year student

Abstract
The article deals with the origins of the genre of folk-metal, the main representatives and genre specificity.

Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е., Булатова А.А. Фолк-метал как феномен современной культуры: истоки жанра и жанровая специфика // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12089 (дата обращения: 28.05.2017).

Фолк-метал — одно из направлений метала, включающее в себя элементы этнической музыки. Оно предполагает широкое использование традиционных народных инструментов и, достаточно часто, особые для определенных регионов стили пения. Как правило, под фолк-металом понимается особая смесь поджанров метала с этнической музыкой всевозможных этнографических групп. Музыканты могут базироваться на блэк-, пауэр-, готик-, прогрессив-, дэт-дум-, мелодик-дэт-метале. Помимо этого, существуют также и группы, использующие в своем творчестве состовляющие неметаллической музыки. Например, норвежская группа Glittertind базируется на панк-роке, американцы из коллектива Agalloch близки к неофолку и пост-року.

Традиционные составляющие в жанре довольно часто связаны и с этническим происхождением самих музыкантов, примером тому являются скандинавские группы Finntroll и Korpiklaani, или балтийские  Metsatöll и Skyforger, или ближневосточные Orphaned Land и Melechesh. Кельтские мотивы могут быть обнаружены не только у ирландских групп, вроде Cruachan и Waylander, но даже и у некоторых не-ирландских групп, например у Eluveitie.

В фолк-метале, наравне с привычными для метала музыкальными инструментами (гитары, бас, барабаны), широко используются и народные инструменты, как обычные, так и специфические. Однако отдельные группы обходятся и без них. Самым распространённым инструментом считается скрипка. Скрипач в составе присутствует у многих коллективов, например, у Skyclad, Subway to Sally, Schandmaul, Mägo de Oz, Korpiklaani, Elvenking, Eluveitie. Вистл или же флейта есть у Cruachan, Waylander, Eluveitie, Metsatöll, Schandmaul и Morgenstern. Не редко группы выбирают для своей музыки экзотические инструменты собственного этноса или страны. К примеру, Skyforger исполняют произведения на латвийской куокле, Metsatöll используют эстонский торупилль, Korpiklaani — кантеле, Orphaned Land — уд и саз.

В жанре могут применяться и всевозможные стили вокала. Основная масса групп использует, так называемый, экстремальный вокал, к примеру Finntroll, Skyforger, Moonsorrow. Экстремальный вокал имеет достаточно агрессивен. К нему относятся такие приемы, как скримминг, гроулинг, шрай, харш, пигвойс и др [4]. Однако, Mägo de Oz, Metsatöll используют чистый вокал. Группы Schandmaul, Primordial, Turisas, Windir и Wintersun применяют практически в одинаковых пропорциях как чистый, так и экстремальный вокал.

Довольно часто, у групп, исполняющих фолк-метал, можно выявить также традиционное народное пение. Например, Йонне Ярвеля исполняет традиционное саамское песнопение – йойк в группах Shaman, Finntroll и Korpiklaani [11]. Для йойка свойственен определенный ритм, повторяющийся на протяжении всей песни одних и тех же красивых, но часто лишенных смысла слов [7, с. 187]. Определенную этническую стилистику пения можно услышать у Equilibrium, Metsatöll, Skyforger и Orphaned Land.

В собственной лирике большинство фолк-метал групп чаще всего обращаются к теме язычества, природы, фэнтези, мифологии или истории.

Некоторые группы исполняют всевозможные народные тексты, переводы, мифы. Если касаться российских групп, то такие коллективы, как Тролль гнет ель и Калевала, широко используют в своем творчестве скандинавский фольклор.

Несомненно, в текстах огромного количества фолк-метал групп упоминается природе, как например Korpiklaani, Elvenking, Midnattsol и Vintersorg. Многие музыканты даже являются сторонниками организаций, вроде Greenpeace и других подобных.

Лирика групп Ensiferum, Midnattsol и Cruachan содержит множество отсылок к фэнтези. Музыканты Elvenking и Turisas используют в своем творчестве фэнтезийные образы в качестве метафоры для сокрытия истинного глубокого смысла.

Если говорить о кельтском метале, то лирика коллективов данного жанре, базируется, само собой разумеется,  на кельтской мифологии и истории. Подобные темы можно невооруженным взглядом заметить у таких групп кельтского метала, как Cruachan, Eluveitie, Primordial и Mael Mordha. Скандинавская мифология весьма обширно представлена в текстах у Falkenbach, Tyr, Finntroll, Mithotyn и Korpiklaani. Skyforger базируются на истории и мифологии Латвии, родине музыкантов. Группа Melechesh в своем творчестве использует мифы и историю древней Месопотамии. Другими группами, использующими исторические темы в лирике, считаются Falconer, Arafel и Slechtvalk.

Касательно непосредствено возникновении фолк-метала, то незамедлительно следует упомянуть группу Skyclad, которую принято считать основоположником жанра. Skyclad – английская фолк-метал группа. Она была основана в 1990 году вокалистом Мартином Уолкиером, гитаристом Стивом Рамси и бас-гитаристом Грэмом Инглиш.

Фолк-метал с самого своего появления был тесно переплетен с язычеством. Еще с того момента, когда Мартин Уолкиер покинул свою предыдущую группу Sabbat, чтобы создать Skyclad. Это произошло, в частности, как раз из-за того, что остальные музыканты группы не хотели и дальше углубляться в язычество [1]. Лирика новообразованного тогда коллектива Skyclad же наоборот была непосредственно связана с ним. Для Вилле Сорвале из Moonsorrow, является предпочтительным ярлык «языческий метал», потому что, по его словам, он выражает идеологию, но практически не говорит ничего о самой музыке [5]. Группы Cruachan, Eluveitie, Obtest и Skyforger, также предпочитают термин «языческий метал».

По стопам Skyclan пошли многие группы и, не только европейские, которые совершенствовали жанр и придумывали новое звучание. Например, считается, что Orphaned Land являются основателями поджанра фолк-метала, названного ориентал-метал.

Orphaned Land, сформированная в 1991 году в Израиле, изначально, под названием Ressurrection, довольно быстро обратила на себя внимание необычным звучанием [9, с. 88]. Их музыка содержит элементы, в основном, индийской музыки.

В 1993 году, также в Израиле, была образована и другая весьма известная ориентал-метал группа — Melechesh. Она является одной из первых антихристианских групп в Иерусалиме. Изначально музыканты исполняли блэк-метал, но они довольно быстро перешли на ориентал-метал, что можно услышать уже в альбоме The Siege of Lachish 1996-го года. По словам самих музыкантов, их основной целью является создание вида ближневосточного блэк-метала с ориентацией на Древнюю Месопотамию с оккультными темами в музыке и текстах. Группа также создала термин «Mesopotamian Metal», чтобы лучше описать свой стиль [8, с. 54].

Еще одним из лидеров восточной метал-сцены считается группа Rudra. Коллектив был образован в 1992 году в Сингапуре. Музыканты выросли из достаточно обычной дэт-метал-команды в основоположников нового поджанра метал-музыки – Vedic Metal (ведический метал).

Название в честь индийского бога разрушения группа получила благодаря собственной достаточно агрессивной музыки и, разумеется, в следствии приближенности к ведической культуре. В реальной действительности, можно говорить о том, что Rudra – это своеобразный мост между востоком и западом [7]. Оригинальный стиль соединения этнической мелодичности Индии и тяжелых риффов дэт-блэк-метала сделал их первооткрывателями в экспериментах с использованием народной музыки Индии. Именно это и привлекает к группе внимание всего мира. Но, тем не менее, очередной уникальной особенностью в музыке коллектива является добавление всевозможных песнопений и мантр на санскрите, что привносит достаточную загадочность и мистику в их творчество. В случае если говорить о лирике Rudra, то в ней отображается вся глубина мудрости ведической философии. Собственно, поэтому группу и можно соотносить с ведическим металом.

Фолк-метал не обошел стороной и скандинавские страны. Финны из группы Finntroll, появившиеся ещё в 1997 году, добились мировой известности одними из первых. Их второй альбом «Jaktens Tid» вышедший в 2001 году принёс колоссальный успех. Своим вокалом в некоторых песнях этого альбома поражал Йонне Ярвеля − вокалист другой весьма известной финской группы – Korpiklaani [13]. Если, в большинстве своем, фолк-метал коллективы переходили к народности постепенно, лишь частично добавляя различные этнические мотивы в свое исполнение, то Korpiklaani напротив, начав непосредственно с фолка, перешли на фолк-метал. История группы началась с образования Shamaani Duo, дуэта, исполнявшего традиционную саамскую музыку. После выпуска одного единственного альбома дуэт преобразовывается в группу Shaman, закончившую только лишь два альбома. В 2003 году, одновременно со сменой названия на «Korpiklaani», произошли изменения и в исполняемой музыке − характерный йойк и саамский язык были убраны, а синтезатор был заменен настоящими музыкальными инструментами. Группа Finntroll же, напротив, использовала синтезатор для игры в стиле хумппа – жанра финской танцевальной музыки [12]. Клавишник Finntroll Хенри Сорвали является также музыкантом группы Moonsorrow, которую он создал ещё в 1995 году. Moonsorrow технично сочетает фолк-метал, викинг-метал и различные элементы симфонической музыки [14]. Именно наличие сильной финской фолк-метал-сцены и громкий успех её участников способствовали появлению в начале 2000-х годов новых групп, таких как Cadacross, Ensiferum, а позже, Turisas и Wintersun.

Конечно, фолк-метал коллективы появлялись и в других скандинавских странах. В Швеции это Otyg и Vintersorg. В Норвегии новичками стали Kampfar, Lumsk и Trollfest. В Дании − Wuthering Heights, Svartsot и Týr.

Развитию нового, только растущего жанра, поспособствовали и многие другие европейские страны. Metsatöll и Raud-Ants зародились в Эстонии, Obtest в Литве, Skyforger в Латвии, Balkandji в Болгарии, Elvenking в Италии, Eluveitie в Швейцарии.

За пределами Европы фолк-метал все еще остается довольно редким явлением и включает, например, американскую группу Agalloch. Их произведения включают в себя сочетание географически аномального фолк-метала с элементами экспериментальной и электронной музыки. Иным примером такого географически аномального фолк-метала является группа Tuatha de Danann из Бразилии, которая исполняет кельтский метал (Celtic metal). Именно келтик-метал считается первоначальной формой фолк-метала, поскольку основательница последнего, группа Skyclad, использовала в своей музыке джигу – резвый старинный английский танец кельтского происхождения. Как уже было сказано, именно Skyclad первыми соединили метал и аутентичный кельтский фолк.

В Германии же зародился весьма специфичный стиль – средневековый метал (Medieval metal). Этот поджанр фолк-метала считается типично немецким, поскольку не существует зарубежных групп этого жанра. Одним из самых ранних немецких коллективов оказавших воздействие на средневековый метал, считается средневековая-фолк-рок-группа семидесятых годов – Ougenweide.

Средневековый метал объединяет хард-рок или, чаще, метал со средневековой музыкой. Развился он в середине 90-х, благодаря экспериментам весьма ярких немецких групп, таких как Subway to Sally, In Extremo и Corvus Corax. Поджанр характеризуется использованием огромного количества народных и средневековых инструментов.

Справедливо считается, что на жанр средневекового метала наибольшее внимание оказала фолк-группа Corvus Corax, возникшая в 1989 году. Для исполнения своих песен, Corvus Corax сами изготавливают музыкальные инструменты, воссозданные по старинным образцам. Музыканты также известны использованием так называемого «подлинного исходного материала», исполняя мелодии, записанные в средневековой литературе с помощью невм, однако, применяя при этом свои собственные аранжировки [16].

Группа Skyclad, о которой уже было неоднократно сказано, также оказала непосредственное воздействие на средневековый метал. Именно на них ссылается группа Subway to Sally. Впрочем, влияние Skyclad, создателей фолк-метала, на региональную сцену фолк-метала вполне очевидно и не вызывает абсолютно никаких споров.

Таким образом, можно подытожить, что непосредственно сам жанр фолк-метал возник как самобытное явление только с появлением британской фолк-метал группы Skyclad в 1990 году. На основе анализа Skyclad и других, родственных ей групп, можно сказать, что в жанре могут применяться всевозможные стили вокала, а в собственной лирике фолк-метал исполнители чаще всего обращаются к язычеству, мифологии или природе. Из музыкальных инструментов используются наравне с обычными инструментами еще и уникальные для каждого конкретного этноса.


Библиографический список
  1. Kahn-Harris, K. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge [Текст] / K. Kahn-Harris. – Oxford, New York: Berg, 2007. – 121 c.
  2. Järvelä, J. Interview by Arto Lehtinen [Электронный ресурс] // Metalrules.com – режим доступа: http://www.metal-rules.com/interviews/Korpiklaani-March2004.html (дата обращения: 4.06.2015).
  3. Ramnarine, T. K. Acoustemology, Indigeneity, and Joik in Valkeapää’s Symphonic Activism: Views from Europe’s Arctic Fringes for Environmental Ethnomusicology [Текст] / T.K. Ramnarine // Ethnomusicology. – 2009. – №2. – 187-217 с.
  4. Marjenin, P.A. The metal folk: the impact of music and culture on folk metal and the music of Korpiklaani [Текст] / P.A. Marjenin, – M.A: Kent State University, 2014. – 137c.
  5. Marothy, Y. A music of your own [Текст] / Y. Marothy. – Middleton and David Horn: 1983. – 393 c.
  6. Cohen, N. Folk Music [Электронный ресурс] // Grove Music Online – режим доступа: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/A2241135?q=folk+music&search=quick&pos=1&_start=1#firsthit (дата обращения: 22.05.2015).
  7. Weinstein, D. The History of Rock’s Part Through Rock Covers [Текст] / D. Weinstein, – M.A.: Blackwell, 1998. – 86 c.
  8. Järvelä, J.  Interview by Chad Bowar [Электронный ресурс] // Heavymetal.com – режим доступа: http://heavymetal.about.com/od/interviews/a/korpiklaani2007_2.htm (дата обращения: 6.06.2015).
  9. Järvelä, J.  Interview by Fjordi [Электронный ресурс] // Tartarean Desire Webzine – режим доступа: http://www.tartareandesire.com/interviews/korpiklaani.html (дата обращения: 5.06.2015).
  10. Järvelä, J.  Interview by Octavio Ramos Jr. [Электронный ресурс] // Soundchecks Music Review – режим доступа: http://www.soundchecks.co.uk/articles/korpikla.html (дата обращения: 6.06.2015).
  11. Selbfried, M. Corvus Corax о светской музыке средневековья [Электронный ресурс] // GermanFolk.ru – режим доступа: http://germanfolk.ru/articles/corvus-corax-o-svetskoi-muzyke-srednevekovya (дата обращения: 10.04.2015).


Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: