УДК 910: 556.55 (571.52)

ТУВИНЦЫ ОЗЕРА КАНАС (СИНЬЦЗЯНЬ)

Ушницкий Василий Васильевич
Учреждение российской академии наук институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера сибирского отделения РАН ФАНО (Якутск)
к.и.н.

Аннотация
Статья посвящена изучению тувинцев, проживающих в провинции Синьцзянь, вокруг озера Канас. В статье использованы полевые материалы автора, собранные во время экспедиции в тувинские деревни Китайского Алтая летом 2011 г. Описывается материальная культура китайских тувинцев, этнотуризм и отношения с китайскими властями.

Ключевые слова: малые народы Китая, полевые материалы, тувинцы, этнография


TUVINIANS LAKE KANAS (XINJIANG)

Ushnitskiy Vasiliy Vasilievich
Institution of the Russian Academy of Sciences Institute of Humanitarian Research and Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Fano (Yakutsk)
Ph.D.

Abstract
The paper studies the Tuva residing in the province of Xinjiang, around Lake Kanas. The article draws on the author's field data collected during an expedition to Tuva Village Chinese Altai summer 2011, describes the Chinese material culture of Tuva, ethno-tourism and relations with the Chinese authorities

Рубрика: Этнография

Библиографическая ссылка на статью:
Ушницкий В.В. Тувинцы озера Канас (Синьцзянь) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11984 (дата обращения: 02.10.2017).

В 2009 году исполнилось  120 лет со времени научной экспедиции   Николая Фёдоровича Катанова в Туву. Во время своего без малого шестимесячного (с марта по август) путешествия по Туве он  собрал значительный материал по тувинскому языку, фольклору и этнографии. На их основе учёный написал положившую начало научному изучению тувинского языка докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня», работу «Очерки Урянхайской земли», которую он подготовил сразу же после экспедиции, но которая так и осталась в рукописи вплоть до наших дней. Также собранные им фольклорные материалы вошли в IХ часть знаменитых радловских «Образцов народной литературы тюркских племен», которая по существу является первой крупной по объёму публикацией тувинского фольклора.

После падения Великой стены мешавшего культурным и научным отношениям между двумя странами, вдруг обнаружилось, что в Китае спокойно проживают представители многих сибирских народов, в том числе и тех, которые уехали в XVIIв. и сохранили свою самобытность и этнографическое своеобразие в окружении многомиллионного китайского населения.  Это в первую очередь дауры,  фуюйские кыргызы – потомки енисейских кыргызов, переселенных в XVIIв.  В составе экспедиции Тувинского государственного университета, летом  2011 г. нам удалось побывать в Синьзяне, в китайском Алтае, районе озера Канас. Сейчас тувинцы проживают в трех странах: в России, в Монголии и в Китае. Общее число тувинцев, проживающих около высокогорного озера Канас примерно составляет 2,5 тысячи человек.

Синьцзянь по крайней мере район озера Канас поразил нас удивительным интернационализмом представителей всех проживающих там народов. Например, в тувинских селах Хом и Канас рядом живут в мире дунгане, киргизы, казахи, монголы, уйгуры, тувинцы.  Может быть, этот фактор  обьясняется тем, что, несмотря на рыночные отношения, Китай сохраняет коммунистическую идеологию?  В тувинском селе Канас мирно сосуществуют и другие национальности: дунгане, уйгуры, кыргызы, казахи и монголы.  Тувинцы Канаса живут за счет этнического туризма. Правительство Китая поддерживает их в этом отношении, дает субсидии.  В высокогорном районе функционирует отличная шоссейная дорога, перевозящая туристов со всего Китая.

В Синьцзянь-Уйгурском национальном районе дружно живут представители десятков разных национальностей. Вообще Синьцзянь – «Новая Земля» на китайском или  Восточный Туркестан исторически делится на два больших района или региона.  Это Кашгария до недавних пор имевшая    преобладающее уйгурское население и Джунгария названная по имени монголоязычных джунгар (ойратов). Именно о коренном населении этой исторической области пойдет речь в данной статье. Среди местных народностей можно назвать потомков джунгар (ойратов), собственно монголов, казахов и кыргызов, а также потомков маньчжурских завоевателей из народностей сибо и дахур. Представители этих народов в разное время попали в Восточный Туркестан и сейчас проживают в окружении ханьского населения. В районе немало  дунган и уйгуров, в основном населяющих районы городов Урумчи, Хами, Кашгар, Турфан.    Все они сохраняют свою национальную идентичность и язык.  Казахские дети обучаются в школе на казахском языке на основе арабской письменности.  Монгольские дети  изучают старомонгольскую или ойратскую письменность Тодо Бичиг, потом продолжают свою учебу в основном в университетах городов Внутренней Монголии.   Поэтому в разговорной речи часто можно встретить двуязычие или трехязычье.  Собеседники часто переходят с уйгурского или казахского языка на монгольский или ханьский.

За пустынной областью Джунгарии на границе с Монголией и Россией имеется высокогорный Китайский  Алтай.   В нем расположен озеро Канас. В нем исконно проживают тувинцы.  Когда они попали в этот труднодоступный край, история умалчивает.

Около дороги идущей вниз по горе в деревню Хом стоят два обо.  Первый обо специально сделано чтобы туристы не оскверняли второе обо, это ложное обо.  Вторая обо сделана по буддийской традиции.  Все тувинцы, проезжающие мимо этой обо делают  свои обычаи на втором обо.

У местных тувинцев не принято рожать детей не имея семьи.  Так Чечена – аспирантка сказала следующее: «Как я могу иметь детей, если не замужем?».  С нарушителями закона обращаются по китайским законам очень сурово. Убийц обычно казнят.  Поэтому приезжий может чувствовать себя в полной безопасности.  Дороги внутри деревни асфальтированные, его все дневное время подметают девушки с повязками на лице и огромными мётлами. Так как все ездят по деревне верхом на лошадях, в том числе китайские туристы, нанимающие лошадей у хозяев, то шоссе все время бывает, забитой конским навозом.

Шаманы – камы исчезли в 50-х г. прошлого века.  Когда рождается рёбёнок, на год дарится колыбель.  Первые волосы, появившиеся на голове рёбёнка стригал пожилой человек. Близкие родственники дарят хой – барана, лошадь и корову. Через каждый год справляли день рождения.  Присутствуют межнациональные браки.  Больше так женятся девушки, парни меньше.  Сейчас сами знакомятся.  Раньше соединяли родители.  На родственниках до седьмого колена не женятся.  Старые имена сохранились, но сейчас преобладают монголизированные.

Казахи раньше называли тувинцев больше урянхайцами.    Молодежь сейчас уезжает учиться в большие города Китая.  В основном обучаются в университетах Внутренней Монголии.  Есть слово ойнап – путешествовать. Близкими родственниками  тувинцев информатор считает монголов, потом китайцев.

Местность Хом получило свое название от двух горбов верблюда, так как вид окружающих сопок схожа с горбом верблюда.  Старое тувинское название местности потеряно.  Между двумя горбами есть речка, очень почитаемое тувинцами.  Тувинцы проживают в пяти местах.  Хом, Кабада, Алакта, Хемчик, Кок Тогай.   Каждое 15-20 июня происходит освящение Обо.

После похорон принято отмечать 7 и 49 дней.  После 3-х лет только старики могут посещать кладбище.  Труп заворачивают в белый саван, потом покрывают ковром и бросают в могилу рис и пшено.  В полнолуние берут белую собачку и стреляют в воздух.

У тувинцев нет своей письменности, поэтому учатся на монгольском языке. Все тувинцы, поэтому хорошо говорят на монгольском.  Дети обучаются на монгольском языке.  Например, охотник Малчин из деревни Хом до семи лет в доме учил тувинский язык.   Потом до 8 класса учил монгольский язык.  После этого перешел на изучение китайского языка.  До поступления в школу не знал монгольский язык.  Сейчас дети уже не учат свой язык, только китайский и монгольский.  В большом городе начинают терять национальную идентичность.  Информатор бабушка Ар-зона сама училась до 5 классов.  Дальше не училась.  Молодые все учатся в университете. Все обучившиеся обратно приезжают в деревню.  До 1999 г. работали в государственной работе.  Сейчас все работают по контракту.  Этих денег не хватает для нормального существования.  Пенсии нет.  Раньше были государственные пенсии, сейчас дают некоторым  гражданам.

Сейчас в домах нет буддийских книг. Они хранятся в сумэ.  Молитвы говорят на монгольском языке.   Тувинцы почитают Чингисхана, Панчин-ламу, Сэлбэн-гегена и Панчин Эрдин Богды.  Это сейчас живущий торгутский святой лама.

С китайцами у тувинцев сложились нормальные отношения.  Скотоводы мясо продают сами, это у них традиционный бизнес.  Молоко не продают.  Сами употребляют молочные продукты.  Зимой  в горах снега бывает много.  С конца октября до 10 мая обычно лежит снег.  Зимой достигает до 23-25 градусов.  Утром и вечером по одному разу доят коров. Получают два-три литра молока.  Утром обычно мало, вечером много. Коровы пасутся, их выгоняют в поле, вечером сами  возвращаются  домой без пастуха, так как теленок остается  дворе дома.  У семьи бывает по 7-8 коров.  Зимой это корова и баран, летом козы и бараны. Они сами пасутся, добывая корм.

Летом приезжают туристы и для них готовят пищу. Дети женившись, уезжают в другое место. Несколько лет назад приезжали из Тувы люди, они отлично говорили  на тувинском. Два гектара дает государство одной семье. У некоторых людей не хватает земли для сенокоса.  Сено зимой  возят на санях, когда бывает снег.  Лошади тащут по 11-12 копен.  Некоторые семьи содержат по 17-18 коров.

Женщины раньше работали на сенокосе.  Сейчас уже не работают.  Во время сенокоса мужчины не приходят домой.  Почти месяц уходит на уборку сена. Дождей летом бывает много.  Сенокосчики живут в палатках.  Они моются в реке.  Зимой сауна есть у многих семей. Телевизор тоже есть, но плохо показывает.  У всех есть генераторы, живущие в горах, имеют солнечные батареи.   Холодильник тоже есть у всех семей. Раньше были керосиновые лампы.  Кур загоняют в маленький курятник.

У каждой семьи есть собственный автомобиль китайского производства.  У нескольких семей есть по 4-5 машин.  Раньше были государственные магазины, сейчас все частными стали.   В огороде сажают картошку. Капусты нет. Остальное плохо растет. Раньше все  занимались пчеловодством.  Была маленькая местная пчела.  Китайская пчела сьела местную пчелу.  Мужчины зимой заняты содержанием скота. Сейчас китайскими властями запрещается занятие охотой.  Летом  дома электрическую энергию получают от солнечной батареи.   Имеются зимние и летние домики – ёю и ёюл.  Простой навес, летник называют словом сэвет.

Современные тувинцы живут в двух местах.  Летом все лошади находятся в летнике.  В середине сентября переселяются с пастбища  на зимник.  До июня  здесь держать скот.  До марта дают скошенное сено.  С марта до июня скот кормится тебеневкой.  У семьи бывает до пяти лошадей.  Снег обычно бывает толстым до 1,5 и 2 метров.   Раньше было много волков.  Всех их уничтожили ядом.  Они уничтожали скот, поэтому их истребили.

По словам тувинского информатора, тувинцы нормально живут, государство помогает.  По другому сообщению, государство никак не помогает населению.  Кредит сейчас не выдают.  На кабанов охотятся с помощью хахпана. Шоссейная дорога в Канасе построена 7-8 лет назад.  Раньше тувинцы Канаса жили в кибитках, чабаны ездили только на лошадях.  Тогда лес охранял человека.  Раньше рыбы было много и очень большие, сейчас очень мелкие.

По сообщению охотника Малчина, на волка охотятся с помощью хахпана.  Раньше брали с собой мылтык. В 80-х годах китайцы специально приходили, чтобы собирать оружие.  Собирали оружие в течении 9-8 лет.  Лук делают из обычного дерева.  Тетиву делают из коровьей жилы.  Весной во время Цагаан Сара соревнуются в стрельбе из лука. Стреляют в пешем положении. Мальчики летом соревнуются в куреше.  Когда праздник Обо, тогда происходят соревнования по борьбе.  Падение в землю считается проигрышем.  Раньше происходили драки, сейчас они искоронены. Дом стоит 8 лет.  Продается дерево для строительства дома.  Зимой топят дровами. Печку топят три раза в день. Издалека сами таскают сухое дерево.   Сено и дрова таскают летом с помощью трактора, зимой лыж – чанэ. Сами делают чанэ.  Раньше железные изделия изготовляли кузнецы, сейчас они приобретаются путем покупок.  Печку делают сами.  10 человек в течении 2 недель строили дом с помощью пилы и топоров.  Стропила продается.  Или его сами режут на пилораме.

Километраж тувинцы считают с помощью крика.  Когда крик слышен, считается за километр.  Метры никто не считает.  Зимой уходят вниз.  Зимой в горах бывает до 2-3 метра снега.  Охотятся на белку – тиин и на волка. Дерево китайские власти не разрешают пилить.

Так тувинцы, проживающие в малодоступных местах, сохраняют старые кочевые традиции тюркских номадов. Изучение их быта позволяет окунуться в атмосферу, в которую  попал Н.Ф.Катанов во время экспедиции в Туву.


Библиографический список
  1. ПМА – 2011.  Китай, Синьцзянь.


Все статьи автора «merkit»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: