УДК 373.1:004

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Каменев Константин Владимирович1, Мовчан Ирина Николаевна2
1ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова», магистрант кафедры бизнес-информатики и информационных технологий
2ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Статья посвящена содержанию и структуре информационной компетентности. Сравнивая различные подходы к этому явлению, авторы пытаются обнаружить общие элементы в различных классификациях для того, чтобы предложить свою собственную структуру информационной компетентности

Ключевые слова: информационная компетентность, информационные системы, информационные технологии, компетентностный подход, образование, структура информационной компетентности


THE STRUCTURE OF INFORMATION COMPETENCE

Kamenev Kamenev Konstantin Vladimirovich1, Movchan Irina Nikolaevna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, graduate student of the Department of Business Informatics and Information Technologies
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Ph.D. in education, docent of the Department of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article deals with the content and structure of information competence. Comparing various approaches to this phenomenon the authors try to detect common elements in different classifications in order to work out their own structure of information competence.

Keywords: competence approach, education, information competence, information systems, information technologies, the structure of information competence


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каменев К.В., Мовчан И.Н. Структура информационной компетентности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11937 (дата обращения: 23.09.2018).

Компетентностный подход, пришедший на смену знаниевому, привёл к коренной перестройке всей системы российского образования. Задача современного педагога более не сводится к передаче знаний, умений и навыков, а заключается в формировании у обучающихся комплекса ключевых компетентностей, в число которых помимо прочих входит информационная компетентность. Принимая же во внимание тот факт, что большинство развитых стран давно уже перешли от индустриального общества к информационному, информационную компетентность можно смело поставить во главу списка ключевых компетентностей. Однако, несмотря на осознание всей важности данной компетентности, как для отдельной личности, так и для общества в целом, среди исследователей, занимающихся вопросами её формирования и развития, нет единства относительно содержания понятия «информационная компетентность» и её компонентного состава.

Структура информационной компетентности остаётся темой для дискуссий, как среди российских, так и зарубежных исследователей. Ученые отмечают сложный, многоаспектный характер данного явления, включающий как минимум две составляющие – когнитивную и практически-деятельную.

Всестороннему изучению структуры информационной компетентности посвящены работы В.В. Брежнева, Д.С. Ермакова, И.Г. Кислой, В.С. Тришиной и А.В. Хуторского.

Так, Д.С. Ермаков, обобщая опыт отечественных и зарубежных исследователей, выделяет в составе информационной компетентности следующие элементы:

–        Потребностно-мотивационный, отвечающий за наличие мотивации и интереса к изучению методов работы с информацией  и средствами ИКТ; способствующий осознанию необходимости работы с информацией с целью извлечения знаний,  в том числе с помощью информационных технологий.

–        Когнитивный, объединяющий в себе знания о целях информационной деятельности и умения работать с информацией, а также о принципах работы, возможностях и ограничениях аппаратно-программных средств обработки информации.

–        Практически-деятельностный, сочетающий умения и навыки использования средств ИКТ с опытом творческой деятельности.

–        Эмоционально-волевой, который находит отражение в таких качествах личности как выдержка, организованность, решительность, настойчивость.

–        Ценностно-смысловой, актуализирующийся в осознании личностной и социальной значимости информации и применения средств ИКТ и являющийся, по мнению  Д.С. Ермаков, системообразующим [1].

Практически аналогичную структуру информационной компетентности предлагают С.В. Тришина и А.В. Хуторской [2]. По их мнению, информационная компетентность включает в себя следующие компоненты:

–        когнитивный, который представляет собой систему приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;

–        деятельностно-творческий, способствующий формированию и развитию у обучающихся разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;

–        личностный, отражающийся в личностных качествах субъекта и отвечающий за потребности и мотивы (по классификации Д. С. Ермакова потребностно-мотивационный);

–        аксиологический, оказывающий обучающихся помощь в определении наиболее значимых ценностных ориентаций (по классификации Д.С. Ермакова ценностно-смысловой).

По мнению Е.В. Петровой информационная компетентность личности неразрывно связана с информационной компетентностью общества. Вступая в тесное взаимодействие, они обогащают друг друга и взаиморазвиваются. Согласно Е.В. Петровой информационная компетентность имеет в своей структуре следующие компоненты:

–        комплекс приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;

–        совокупность разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;

–        личностные качества субъекта, его потребности, мотивации, направленные на повышение компетентности;

–        выбор наиболее значимых ценностных ориентаций [3].

Предложенные Е.В. Петровой составляющие информационной компетентности вполне соотносимы с компонентами, выделяемыми Д.С. Ермаковым, С.В. Тришиной и А.В. Хуторским.

Немного иначе структура информационной компетентности представлена в работе В.В. Брежнева [4]. Он предлагает объединить мотивационный и ценностный компоненты в один – ценностно-мотивационный, который, по его мнению, должен отвечать за осознание ценности работы с информацией, мотивацию на поиск значимой информации, понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, целевую установку при работе с информацией, потребность в работе с информацией, сформированность субъектной позиции учащегося, ориентацию в информационной среде и готовность использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний.

Помимо ценностно-мотивационной составляющей в структуре, предложенной В.В. Брежневым, также присутствуют когнитивный и операционно-деятельностный компоненты, которые способствуют овладению комплексом знаний об информационных процессах в природе и обществе, обеспечивают формирование способности управлять образовательной деятельностью, используя для этого универсальные приемы поиска, получения, преобразования и использования информации различного характера, отвечают за создание внутренней информационной картины мира и самоопределение личности в этом мире.

Последним элементом в структуре информационной компетентности по классификации В.В. Брежнева является рефлексивно-коммуникативный,  отвечающий за самоконтроль, критическую оценку результатов работы с информацией и коммуникацию в процессе информационной деятельности. Данный компонент призван способствовать развитию творческой деятельности учащегося, саморазвитию, межличностному взаимодействию и умению работать в коллективе.

Во всех рассмотренных выше классификациях информационной компетентности существенных расхождений не имеется. Особняком стоит лишь структура, разработанная украинским исследователем И.Г. Кислой [5]. Согласно её подходу информационная компетентность является суммой следующих слагаемых:

–        информационно-поисковой компетенции;

–        информационно-аналитической компетенции;

–        информационно-коммуникационной компетенции;

–        информационно-оценочной (рефлексивной) компетенции;

–        информационно-экологической компетенции (соблюдение подчиненными производственной санитарии и гигиены и чистоты окружающей среды);

–        информационной компетенции самосовершенствования и саморазвития;

–        информационно-операционной компетенции;

–        информационно-этической и информационно-правовой компетенций;

–        информационной компетенции сохранения (информационной безопасности) информации.

С нашей точи зрения, информационно-экологическая компетенция является лишней в этом списке. Если же внимательно присмотреться к остальным компонентам, предложенным И.Г. Кислой, то большинство из них, так или иначе, перекликаются со структурными  элементами, выделяемыми другими исследователями.

Отдельного внимания заслуживает последний компонент из списка – компетенция в области информационной безопасности. Почему-то никто из исследователей, кроме И.Г. Кислой, не включил этот элемент в свою классификацию, а между тем он жизненно необходим каждому гражданину, живущему в информационном обществе, т.е. каждому из нас. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» это высказывание не только не утратило смысла, а наоборот стало более чем актуально. Проблемам обеспечения информационной безопасности посвящено множество трудов (см. работы Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, И.Н. Мовчан) и научно-исследовательских семинаров. Информация может использоваться не только во благо, но и во вред, становясь оружием, средством пропаганды и вербовки, разжигания религиозных и национально-этнических конфликтов. Поэтому немаловажным аспектом информационной деятельности является умение критически оценивать и отфильтровывать любую получаемую информацию. Тот, кто не умеет этого делать, может стать марионеткой в чужих руках.

Рассмотрев существующие подходы к определению компонентного состава информационной компетентности, можно сделать следующие выводы:

–        Несмотря на то, что вопросом развития и формирования информационной компетентности занимается целый ряд отечественных и зарубежных учёных, до сих пор не существует единой структуры вышеупомянутого явления.

–        Имеющиеся подходы базируются на различных основаниях, поэтому и внимание акцентируется на различных составляющих информационной компетентности.

По нашему мнению информационная компетентность представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловливающих составляющих, ключевыми элементами которой, являются:

Ценностно-мотивационный компонент – отвечает за создание условий, необходимых для преодоления внутренних барьеров, перестройки сознания ученика и его психологической подготовки к работе в информационной среде. Чтобы вызвать у учащегося повышенный интерес к информационным технологиям и потребность к самообразованию, необходимо чтобы он в полной мере осознал ценность информации и возможности, которые раскрывают перед ним современные информационные технологии. Только после этого можно приступать к формированию у ребёнка установки на активное использование ИКТ в учебной и профессиональной деятельности.

Когнитивный компонент – совокупность теоретических знаний о принципах работы с информацией: умение находить, получать, анализировать, отфильтровывать, обрабатывать, сохранять, защищать, передавать информацию.

Практически-деятельностный компонент – умение применять все перечисленные выше теоретические знания в повседневной жизни, учебной и профессиональной деятельности.

Этически-правовой компонент – знание и соблюдение норм, правил и законов, регламентирующих поведение индивида в информационной среде.

Рефлексивный – самооценка и самоанализ своих действий и поступков. Умение критически оценивать свои возможности является необходимым условием для саморазвития и самореализации обучающихся.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. М., 2011. №1. С. 4-8.
  2. Тришина С.В.,  Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: http://www.eidos.ru/journal /2004/0622-09.htm (дата обращения: 21.12.2014).
  3. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43.
  4. Брежнев В.В. Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/017-21.pdf (дата обращения: 10.05.2015).
  5. Кисла І. Г. Підходи до формування інформаційної компетентності вчителя загальноосвітнього навчального закладу / Інформаційні технології в освіті. 2008. № 2.
  6. Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // В сборнике: Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России 2011. С. 338-345.
  7. Чусавитина, Г.Н. Формирование компетентности будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности // Вестник МГОУ. Серия «Открытое образование». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 1 (20). С. 92-97.
  8. Чернова Е.В. Информационная безопасность: учебное пособие для студентов-социологов / Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2011. 118 с.
  9. Чернова Е.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании основ информационной безопасности // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1 (26). С. 52-55.
  10. Мовчан И.Н. Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности // Открытое образование. – 2013. – № 5. – С. 78-80.
  11. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каменев Константин Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация