УДК 37.036

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Игнатьева Ольга Леонидовна
Сумский национальный аграрный университет
старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Данная статья посвящена анализу досуговой деятельности как важной составляющей эстетического воспитания студентов. На современном этапе вопроса формирования личности студента не менее важно, чем подготовка конкурентоспособного специалиста. В воспитательном процессе в высших учебных заведениях эстетичное воспитание, главным аспектом которого является формирование эстетичной культуры личности студента, играет очень важную роль. В статье автор акцентирует внимание на особенностях эстетичного воспитания в процессе досуговой деятельности студентов в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: досуговая деятельность


LEISURE-TIME ACTIVITY AS A SIGNIFICANT COMPONENT OF THE AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

Ignatieva Olga Leonidovna
Sumy National Agrarian University
senior teacher of the foreign languages department

Abstract
The subject of this paper is the analysis of the leisure-time activity as a significant component of the aesthetic education of students. Nowadays, the formation of student’s personality is not less important than training of a competitive specialist. The aesthetic education, the main aspect of which is the formation of aesthetic culture of student’s personality, is of primary importance in an educational process in higher educational establishments. In this paper, the author emphasizes some specific features of the aesthetic education in the process of students’ leisure-time activity in higher educational establishments.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатьева О.Л. Досуговая деятельность как важная составляющая эстетического воспитания студентов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/10660 (дата обращения: 26.05.2017).

Ускорение социально-экономического развития общества, интенсификация производства, демократизация и осложнение общественных отношений, сложный и всеобъемлющий процесс перестройки актуализируют проблему обеспечения непрерывности воспитательного влияния, диктуют необходимость использования воспитательного потенциала всех сфер жизнедеятельности личности, включая сферу свободного времени.

В принципе проблема умного использования свободного времени не новая. Особенность и новизна ее заключается в необходимости полностью перестроить формы общественной организации досуга, которые сложились, сделать их предметом постоянного беспокойства не только клубных заведений, каждого коллектива, каждого региона государства, каждого общественного института, которые разрешают социальные и воспитательные проблемы. В этой социально-культурной ситуации повышается роль культурно-просветительной работы как педагогики свободного времени.

Содержание досуга всегда раскрывается в конкретных видах деятельности. Некоторые исследования насчитывают в сегодняшнем досуге до 400 таких видов и форм. Эти досуговые занятия могут быть активными и пассивными, физическими и умственными, коллективными и индивидуальными. Они могут проходить дома или в общественных местах, самостоятельно или под руководством специалистов, но каждый раз должны обеспечивать рекреацию, снижать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку и в то же время стимулировать дальнейшее развитие личности.

Воспитательный потенциал досуга оказывается тогда, когда не заполняется чем-то случайным, а в нем есть цель, желание и стремление. Удовлетворение одной потребности порождает другую, новую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых к более сложным формам потребностей: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивности – к активной деятельности. Структура досуга, которая отвечает прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности представляется рядом уровней деятельности, которые отличаются культурной значимостью.

Все сферы жизнедеятельности человека информационно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные состояния могут быть самыми разнообразными: радость, грусть, стыд, гнев, испуг, безразличие, презрение и т. д. Другая картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко уменьшается или полностью исчезает информация, порожденная нерушимыми видами занятий. Возникает вакуум, который человеку придется заполнять самому, иначе ему угрожает информационный голод. Рядом с этим возникает голод эмоциональный. Стремление выйти из этого психологического состояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а с позитивной эмоциональной расцветкой, впечатлениями, в которых переживание доминирует над познанием, то есть к развлечениям.

«Традиционно развлечениями называют такие виды досуговой деятельности, которые создают условия для веселья, приятного времяпровождения, отвлечения от повседневных обязательных дел, предоставляют удовольствие» [1,с. 63]. На этом уровне досуг уже становится в какой-то степени целеустремленной, организованной и активной деятельностью. Развлечениями можно считать также прогулки, игру, участие в коллективных экскурсиях или путешествиях, посещение концертов, дискотек, кинотеатров, выставок, музеев, коллекционирование и так далее. Деятельность на уровне развлечений отвечает социально-психологическим потребностям личности и лучше всего проходит в небольших, неформальных коллективах, в группах свободного общения, в семье.

Для людей, которые находятся на уровне развлекательного досуга, важную роль играет зрелище в самых разнообразных формах. Игнорировать потребность в зрелищах – значит, обеднить досуг людей. Действенность зрелищ во многом определяется характером вызванных эмоциональных переживаний. Зрелище адресовано не одному человеку, оно не для каждого отдельного зрителя, а для группы зрителей, для всей публики. Человеческое общество в данном случае – могучий резонатор, который усиливает индивидуальные эстетические переживания и вызывает коллективную эмоцию.

Развитие и усложнение досуга всегда идет параллельно с расширением духовных запросов и потребностей личности, с обогащением мотивов ее деятельности. Духовное наполнение досуга органично связано с возможностью человека владеть средствами его рациональной организации.

Духовность – способ развития личности, это, образно говоря, встреча с самим собой – своей душой, внутренним «Я», выход на ценностные инстанции формирования личности и ее менталитета; ведущий фактор смысловой гармонизации, сочетания образа мира с моральными законами.

Как писал гениальный Г.Сковорода, человек рождается дважды: физически и духовно. Около духовной колыбели стоит духовный наставник – учитель, который становится ребенку вторым отцом, матерью, потому что прививает его душе высокие моральные качества веры, надежды, любви, глубокого уважения к родной земле, своему роду, народу, государству. Духовное рождение Г.Сковорода считал истинным, поскольку человек постигает «божественное в себе», а зародыши его духовности есть в сердце от рождения  («философия сердца»), но они не сразу осознаются, потому что им противостоят могучие силы темной телесности.

Духовного человека, по мнению Г.Сковороды и других отечественных мыслителей, создает путь добра: через познание, осознание и понимание своей истинной духовной природы, своего назначения в мире [2, с.148].

Духовность – специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе понимания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. Все вместе они складывают духовный мир человека, чем обеспечивают его социально-психологическое здоровье, культурные, эстетические и духовные потребности. По мнению некоторых современных исследователей и, в частности,  Ж.Юзвак, под духовными потребностями мы понимаем «стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их созданию в процессе духовных разновидностей деятельности. К индивидуальным ценностям принадлежат интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. Общечеловеческие ценности включают человечность, добро, красоту, справедливость, знание»  [3, с.149].

Досуговое время – часть свободного времени, которая в значительной степени выполняет восстановительные функции. Причем специфика этого процесса заключается в свободном выборе варианта как способа возобновления сил. Сюда принадлежат, как считают исследователи, такие элементы:

1.  Культурная потребность индивидуального характера (газеты, журналы, книги, радио-, телепередачи).

2.  Культурное потребление публично-зрелищного характера (кино, театры, концерты, выставки и тому подобное).

3.  Физические занятия (зарядка, купание, спортивные секции, туризм и др.).

4.  Товарищеское общение (встречи дома, в кафе, ресторанах, на улице, в клубах).

5.  Развлечения, обусловленные желанием абстрагироваться от серьезных дел, дать разрядку умственному и физическому напряжению, создать хорошее настроение, весело провести время.

6.  Пассивный отдых – бездельничанье, дела, не вызванные прямой необходимостью возобновления сил, хотя в определенных пределах они и исполняют эту роль (например, прогулки без четкой цели).

7.  Расходы времени, которые можно отнести к антикультуре (злоупотребление алкоголем и его последствия, бесцельное времяпровождение свободное от четкой цели, желаний, потребностей, антиобщественные поступки и так далее).

Изучая и анализируя процесс воспитания досуговой культуры и свободного времени молодежи, нельзя не отметить, что доминантой этого процесса является деятельность заведений культурно-досуговой сферы. Значительные изменения в обществе, а именно: экономические, социальные, политические, научно-технический прогресс, информационное пространство, свобода деятельности нуждаются в поиске новых форм и методов деятельности этих заведений. «Нет потребности убеждать, что понятие «клуб» стало ассоциироваться с местом скучным и неинтересным, каким-то олицетворением бюрократизма в сфере свободного времени. Это результат вырождения его сущности, с тех пор, как он стал деталью идеологической машины тоталитарного режима. Клуб нового типа – качественно другое общественное формирование, свободное от политических наслоений, заорганизованности, формализма, жесткой регламентации внутренней жизни. Это заведение должно способствовать удовлетворению растущего интереса к своей истории, культурно-художественным истокам, бытовым традициям, обрядности»  [4, с.4].

Прогнозируя формирование художественно-эстетической культуры личности, следует отметить, что одной из существенных особенностей усовершенствования видов художественно-эстетической культуры (кроме чтения) есть то, что оно (усовершенствование) не может быть обеспечено в достаточной степени каким-то одним типом заведения (клубом, филармонией, театром, выставочным комплексом и так далее). Каждый из них в работе с посетителями дублирует или дополняет друг друга жанрами, видами, формами и методами организации культурной деятельности: вечер, концерт, представление, встречи и т.д.

Контакт со студентом каждого из этих заведений отдельно, как пример, не имеют системы. Анализ практической работы заведений культурно-досуговой сферы позволяет утверждать, что функции главного звена по формированию художественно-эстетических потребностей и воспитания досуговой культуры могут и должны взять на себя именно заведения клубного типа: дворец культуры, клуб, культурный комплекс, культурно-досуговый центр, клубные творческие объединения. В этом случае их деятельность будет аналогичной библиотеке, которая вместе с заведениями книгоиздания, книготорговли, союзами писателей и журналистов являются главной в цепи организации чтения.

Такой подход представляется нам правомерным по некоторым объективным причинам:

- заведение клубного типа, государственное оно или ведомственное, более тесно связано с деятельностью коллектива, в котором учится студент;

- цели и задания заведения клубного типа наиболее близки к решению проблем воспитания и формирования культурных и эстетических потребностей студента и их развития в сфере свободного времени;

- эти учреждения имеют кадры, профессиональная подготовка которых осуществляется с целью организации культурно-досугового развития населения и формирования других эстетических потребностей.

Понятно, что определение клуба главным в цепи системы организации культурного развития личности никоим образом не отрицает работу других заведений культурно-досуговой сферы. Деятельность личности в отрасли искусства или культурно-досуговой практики имеет много сложностей и проблем, обусловленных как объективными, так и субъективными факторами.

На сегодняшний день главный изъян в развитии эстетических потребностей людей – отсутствие в Украине государственной целеустремленной программы, направленной на их систематическое развитие и усовершенствование. «На западе, скажем в Англии, во всех школах (государственных) введено обязательное прослушивание и анализ песен ансамбля «Beatles» и других значительных роковых артистов. Детям и молодежи пытаются привить умение критически оценивать музыкальный материал» [5, с.148]. Безусловно, в нашем государстве существуют некоторые документы, направленные на музыкальное воспитание людей и повышение их культурного уровня. Все это осуществляют как государственные, так и коммерческие учреждения (шоу-бизнес). Но результаты их работы пока что мало заметны.

По нашему мнению, дальнейшее развитие заведений культурно-досуговой сферы может идти несколькими путями, связанными с экономическими и социальными проблемами как государства в целом, так и конкретного региона. Один из таких путей – развитие культуры и культурной деятельности населения при условии сокращения бюджетного финансирования. Сравним данные бюджетного финансирования заведений культурно-досуговой сферы Сумской области за 2008 и 2012 гг. В 2008 г. контрольная цифра бюджетного финансирования на содержание этих заведений составляла 6,5 млн. гривен. В 2012 году – 4,9 млн. гривен [6].  Понятно, при таком сокращении финансирования невозможно вести речь о совершенствовании развития заведений культуры. В настоящее время этих средств едва-едва хватает на заработную плату культработникам. Таким образом, на первый план все больше выходит дотация этих заведений из местных бюджетов. Мы считаем, что, невзирая на прямую зависимость развития культуры и культурной деятельности населения от государственной политики, законы государства позволят территориям, органам развития сфер услуг и производства товаров народного потребления рассматривать культурную политику и культурную деятельность населения области, района, города, села как главный путь интенсификации отрасли «культура» по формированию и воспитанию художественно-эстетических и культурных потребностей личности.

При условии нестабильности экономической ситуации в государстве промыслы и сельскохозяйственные предприятия не сразу станут рентабельными. Некоторые из них могут вообще прекратить существование. Другие перейдут к разным формам собственности. По этим причинам не все из них смогут давать средства от прибыли на развитие социально-культурной сферы своего региона,  даже невзирая на значительное сокращение заведений этой сферы. Если в 2008 г. в Сумской области насчитывалось 1674 заведений культуры, то в 2012 г. их было только 1399 [7, с.2]. Кроме того, нестабильность экономики не могла не повлиять на финансовое положение населения, на уровень его достатка и расходов, а, следовательно, его культурные потребности удовлетворятся не полной мерой.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе досуговой деятельности студенты обогащаются различными качествами личности. Занятия в досуговых заведениях (самодеятельных театрах, музыкальных и художественных студиях, клубах самодеятельной песни и т.д.), посещение выставок, музеев, театров, концертов способствует развитию у них эстетического вкуса, а, следовательно, и воспитанию эстетической культуры. Также необходимо наличие государственной целеустремленной программы, направленной на систематическое развитие и усовершенствование развития эстетических потребностей людей. А это в свою очередь послужит важной составляющей развития эстетической культуры.


Библиографический список
  1. Воловик А., Воловик В. Педагогика досуга.- Харьков, 1999.
  2. Сковорода Г. Произведения: В 2 т. – Т. 1.- К., 1994.
  3. Юзвак Ж. Духовность как психологический феномен: структура и факторы развития. // Философская мысль. 1999. № 5. С. 139-150.
  4. Орловский А., Богданович С. Клуб и его статус. Круглый стол // Украинская культура.1992.№№ 8-9. С. 3 – 8
  5. Цимбалюк Н.М. В пространстве свободного времени. // Украинская культура.1993. №7. С. 16-17.
  6. Лимитная справка Министерства финансов Главному управлению финансов Сумской облгосадминистрации.- Сумы, 2000.
  7. Основные показатели деятельности культурно-просветительных заведений Сумской области.- Сумы, 2001.


Все статьи автора «IgnatievaOlga»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: