УДК 364:316.4

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ И ЮЖНОМ РЕГИОНАХ РОССИИ

Сахарова Юлия Валерьевна1, Васильченко Екатерина Eвгеньевна2
1Волгодонский филиал ЮФУ, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы
2Волгодонский филиал ЮФУ, студентка 5 курса

Аннотация
Статья посвящена региональному аспекту миграционной политики в России, в частности сопоставлению опыта ее реализации в Центральном регионе и ЮФО. Уделено внимание характеру распределения организаций и общественных формирований в разрезе федерального и регионального уровней, их «специализации» по профильным направлениям деятельности, а также оценке сроков и качества услуг, предоставляемых мигрантам в соответствии с российским законодательством. Выявлены проблемные моменты в области реализации мер социальной политики на региональном уровне и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

Ключевые слова: вынужденные мигранты, реализация социальной политики, региональный аспект, социальная поддержка


THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF MEASURES OF SOCIAL SUPPORT OF THE COMPELLED MIGRANTS IN THE CENTRAL AND SOUTHERN REGIONS OF RUSSIA

Sakharova Yulia Valerievna1, Vasilchenko Ekaterina Evgenievna2
1Southern Federal University, candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor of the Sociology and Social Sciences
2Southern Federal University, student of the 5th course

Abstract
The Article is devoted to regional aspect of migration policy in Russia, in particular to comparison of experience of its realization in the Central region and the Southern Federal District. The attention to nature of distribution of the organizations and public formations in a section of federal and regional levels is paid, to their "specialization" in profile activities, and also an assessment of terms and qualities of the services provided to migrants according to the Russian legislation. Problem points in the field of implementation of measures of social policy at the regional level are revealed and recommendations about its improvement are offered..

Keywords: realization of social policy, regional aspect, social support, the compelled migrants


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Сахарова Ю.В., Васильченко Е.E. Сравнительная характеристика мер социальной поддержки вынужденных мигрантов в Центральном и Южном регионах России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11986 (дата обращения: 30.09.2017).

Проблема миграции в условиях объективно существующих интеграционных процессов с одной стороны и сохранения социокультурной идентичности, с другой -является актуальной для любого современного государства. Для России сегодняшней эта актуальность представляется еще более остро. Миграция стала одним из значимых факторов социального преобразования и развития. Между тем, реализация общегосударственных принципов происходит в конкретных регионах – в специфических социокультурных и экономических условиях. И потому нуждается в постоянном внимании не только со стороны ответственных служб, но и общества. Исследование регионального аспекта миграционной политики в России представляется наиболее проблемным полем для исследования. Нам представляется плодотворной идея сопоставления опыта ее реализации в двух регионах: Центральном и ЮФО.

В данном анализе необходимо, прежде всего, уделить особое внимание характеру распределения организаций и общественных формирований в разрезе федерального и регионального уровней, их «специализации» по профильным направлениям деятельности, а также оценке сроков и качества услуг, предоставляемых мигрантам в соответствии с российским законодательством.

Таким образом, сопоставительная характеристика будет проходить по нескольким критериям:

  1. По общему количеству организаций и объединений, оказывающих социальную поддержку вынужденным мигрантам;
  2. По сферам деятельности данных организаций и объединений;
  3. По степени удовлетворенности качеством оказания государственных услуг мигрантами (в работе произведено обобщение и систематизация данных, имеющихся в современном информационном пространстве: ссылки на большинство задействованных официальных сайтов представлены в библиографическом списке).

Сравним ситуацию в Южном Федеральном округе и в Центральной России по критерию «Общее количество организаций и объединений, оказывающих социальную поддержку вынужденным мигрантам». Результаты сравнения представлены ниже (табл. 1).

Таблица 1. Численность организаций и объединений, в деятельность которых входит оказание социальной поддержки вынужденным мигрантам в Центральном и Южном округах

Организации и объединения Общее количество
Структура Центральный округ Южный округ
Фонды 8 6
Организации 6 7
Движения, клубы 4 3
Центры 15 6
Общее количество 33 22

Данные таблицы позволяют говорить о том, что в Центральном округе, по сравнению с Южным, действует больше организаций и объединений, способных оказать помощь вынужденным переселенцам и беженцам. Такая ситуация может быть вызвана следующими факторами: ростом численности мигрантов в данном регионе, недостаточной скоростью предоставления государственными службами услуг вынужденным мигрантам, необходимостью увеличения количества организаций и объединений, которые способны предоставлять различные услуги мигрантам.

Южный Федеральный округ менее активно работает с данной категорией граждан и насчитывает лишь два десятка подобных организаций и объединений, что негативно отражается на социальном самочувствии мигрантов.

Для выявления ситуации по удовлетворенности потребностей вынужденных мигрантов в различных сферах оказания услуг сравним количество организаций и объединений в Центральной России и Южном Федеральном округе по направления деятельности (см. табл.2).

Таблица 2 – Сравнительная характеристика Центральной России и Южного Федерального округа по сферам оказания услуг организаций и объединений

Направления Общее количество организаций и объединений
деятельности Южный округ Центральная Россия
Защита прав 6 13
Материальная поддержка 4 4
Жилищное устройство 5 2
Гуманитарная помощь 4 8
Социокультурная адаптация 3 6
Все сферы деятельности 22 33

Из анализа таблицы следует, какие сферы деятельности считаются наиболее доминирующими в общей структуре организаций и объединений в ЦР и ЮФО. В Центральной России и на Юге России преобладают общественные организации и объединения по защите прав мигрантов, материальной поддержке и гуманитарной помощи. Менее востребованной сферой оказания услуг для вынужденных мигрантов в Южном Федеральном округе является направление социокультурной адаптации, а в Центральной России данной направление деятельности организаций и объединений является приоритетным.

Таким образом, вынужденные мигранты, попадающие на территорию данных округов, могут получить высококвалифицированную юридическую, консультативную помощь по вопросам защиты своих прав и свобод.

Еще одним критерием сравнения двух регионов выступает степень удовлетворенности качеством оказания государственных услуг мигрантами. Данные по этому критерию могут быть сопоставлены путем анализа результатов опроса о качестве оказания государственных услуг, проведенного территориальным органом Федеральной Миграционной Службы в 2014 году. Результаты опроса о качестве оказания государственных услуг мигрантам показали следующее (табл. 3):

Таблица 3 – Качество оказания государственной помощи вынужденным мигрантам в количественном и процентном соотношении

Критерии сравнения ЮФО ЦР
1 2 3
Обратилось мигрантов 7800чел.(100%) 34700чел.(100%)
Удовлетворенность помещением ФМС 2184чел.(28%) 2500чел.(7%)
1 2 3
Удовлетворенность качеством обслуживания 2574чел.(33%) 14900чел.(42.9%)
Удовлетворенность сроками предоставления государственной услуги 1794чел. (17%) 10200чел.(29.3%)
Признаки коррупционных правонарушений со стороны сотрудников служб 1248чел. (16%) 7000чел.(20%)
Доступность и понятность информации деятельности служб 39чел. (6%) 100чел.(0.6%)

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что численность обращенных в миграционные службы мигрантов в регионах не одинакова. Показатели численности Центральной России в 5 раз превышают показатели в Южном регионе: свыше 30 тысяч мигрантов. Эти данные говорят о том, что иностранные граждане, обитающие на территории ЦР, чаще обращаются в специальные службы, чем мигранты на Юге России. Деятельность служб и удовлетворенность качеством оказания услуг представлены ниже (рис.1).

Рисунок 1 – Удовлетворенность качеством оказания государственных услуг мигрантов по сравниваемым регионам

На большинство вопросов служб ответы мигрантов носили неудовлетворительных характер. Качеством обслуживания мигранты недовольны, информация о деятельности служб закрыта, виден высокий процент признаков коррупционных правонарушений со стороны сотрудников данных служб. Тем самым опрос показал недостатки деятельности служб, организаций и объединений по отношению к мигрантам.

Следовательно, необходимо повышать уровень качества обслуживания вынужденных мигрантов, контролировать деятельность сотрудников данных служб, вводить санкции в отношении недобросовестных работников, а также внедрять инновационные технологии для работы с данной категорией граждан.

Подводя итоги, можно сказать, что

  1. Существуют некоторые проблемы в области реализации мер социальной политики государства: законодательством изложены задачи государственных органов исполнительной власти в отношении оказания помощи вынужденным мигрантам, но на практике, в регионах реализация поставленных задач осуществляется по–разному; на региональном уровне принимаются законопроекты, которые в некоторой степени противоречат федеральным; разграничение полномочий между органами государственной власти и органами власти субъектов позволяет вносить некоторые изменения в деятельность государственных служб; недостаточное количество государственных структур в регионах, порождает образование частных, общественных, коммерческих организаций и объединений; прописанные законодательством меры по обеспечению контроля над деятельностью государственных служб на практике реализуются в меньшей степени, об этом свидетельствуют признаки коррупционных правонарушений со стороны сотрудников государственных служб.
  2. В сравниваемых регионах преобладают региональные организации и объединения, оказывающие разностороннюю помощь мигрантам.
  3. Выявлены недостатки деятельности государственных служб в обоих регионах.
  4. Приоритетными направлениями деятельности общественных организаций в регионах являются защита прав и свобод мигрантов, а также материальная и гуманитарная помощь.
  5. Установлено также, что Центральная Россия наиболее благоприятна для вынужденных мигрантов, это показывает численность поставленных на учет вынужденных переселенцев и имеющих статус беженца. Причинами такой ситуации в данном округе могут служить деятельность ФМС и большее количество организаций и объединений, в задачи которых входит оказание всесторонней помощь данной категории граждан: консультативные услуги, правовая и юридическая помощь, материальная и гуманитарная поддержка, а также помощь в социокультурной адаптации.
  6. Степень удовлетворенности в Южном Федеральном округе ниже, чем в Центральной России. В регионе огромное внимание уделяется вопросам жилья вынужденных мигрантов: предоставляются субсидии на приобретение жилья, дается временное убежище мигрантам и другое.
  7. В целом, вынужденные мигранты, попадающие на территорию данных округов, могут рассчитывать на получение высококвалифицированной юридической, консультативной помощи.

    На основе выявления проблемных моментов, можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию политики в отношении вынужденных мигрантов:

  • Уделить особое внимание контролю над деятельностью сотрудников государственных служб.
  • Интенсифицировать оснащение государственных структур инновационными техническими средствами, а также внедрить инновационные технологии для работы с вынужденными мигрантами .
  • Усовершенствовать формы привлечения общественных организаций и объединений к деятельности по оказанию помощи данной категории граждан.
  • Активнее привлекать средства массовой коммуникации для обеспечения доступности информации вынужденным мигрантам.
  • Осуществлять совершенствование механизма предоставления государственных услуг в сфере миграции, в том числе с учетом данных регулярно проводимого мониторинга качества государственных услуг.
  • Продолжить формирование эффективных механизмов адаптации и интеграции мигрантов к новым условиям.
  • Создать такую систему социальной поддержки вынужденных мигрантов, в которой обеспечение доступности государственных услуг мигрантам было бы гарантированно, независимо от их территориального нахождения.

Библиографический список
  1. АК [Электронный ресурс]/Официальный сайт фонда «АК».- http://fond-ak.ru
  2. Ассоциация мигрантов [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
  3. Благотворительный фонд «Предание» [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  4. Государственная программа по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом. [Электронный ресурс]/Официальный сайт УФМС России по Ростовской области.- http://www.fms-rostov.ru
  5. Дари добро [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.- URL: http://ria.ru
  6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления федеральной миграционной службы по городу Москве на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов. [Электронный ресурс]/Официальный сайт ФМС России.- http://www.fmsmoscow.ru
  7. Калужское движение «За права человека» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.- URL: http://ir.russiancouncil.ru
  8. Комитет надежды [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
  9. Легальная работа мигрантов в Москве [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Центра содействия трудовой миграции и стажировки специалистов.- www.ruptec.ru
  10. Международный альянс «Трудовая миграция» [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
  11. Миграционный портал «Приключения иностранцев в России» (Nelegalov.net) [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам .-http://ir.russiancouncil.ru
  12. Миграция XXI век [Электронный ресурс]/Официальный сайт МИРПАЛ.-www.mirpal.org
  13. Негосударственные организации. [Электронный ресурс]/ Официальный сайт центра «Мемориал».- http://www.memo.ru
  14. Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
  15. Общероссийский миграционный портал «Приключения иностранцев в России» (Nelegalov.net) [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
  16. Общественная организация вынужденных переселенцев и беженцев Московской области «Свет» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
  17. Объединение “Мирное небо”. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  18. Объединение “Мирное небо”[Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  19. Организация Helpdonbasspeople [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.- http://ria.ru
  20. Организация “Ставропольский городской Совет женщин”. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.- http://ria.ru
  21. Организация Helpdonbasspeople [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  22. Организация по защите прав вынужденных переселенцев и беженцев «Статут» [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам .-http://ir.russiancouncil.ru
  23. Организация при Покровском храме г. Пятигорска Пятигорской и Черкесской епархии Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.- URL: htt
  24. Основные показатели деятельности ФМС России [Электронный ресурс]/Официальный сайт ФМС России.- http://www.fms.gov.ru
  25. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС) Ростовской-на-Дону епархии. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  26. Помощь беженцам [электронный ресурс]/Официальный сайт комитета «гражданское содействие.- http://www.refugee.ru
  27. Региональное представительство Международной Федерации общество Красного Креста и Красного Полумесяца в Российской Федерации. [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
  28. Своих не бросаем [Электронный ресурс]/Официальный сайт фонда «Своих не бросаем».-http://spasidonbass.ru
  29. Сеть «Миграция и Право» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
  30. Справка: Как и где помочь беженцам из Украины[Электронный ресурс]/ Официальный сайт «Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).-http://www.pravmir.ru
  31. Сухорадо Ю.А. Основные направления повышения эффективности миграционной политики в России и ее полиэтнических регионах. // Научные проблемы гуманитарных исследований-2010.-№9.-С.22
  32. Фонд “Дари добро” [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  33. Фонд “Дари добро”[Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости http.-//ria.ru
  34. Фонд «Предание» [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  35. Фонд «Святителя Василия Великого». [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  36. Фонд «Содействие – Юг». [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам .-http://ir.russiancouncil.ru
  37. Фонд помощи детям “Доброе дело”. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
  38. Центр «Каритас Архиепархии Божией Матери в Москве» [Электронный ресурс]/Официальный сайт центра «Каритас».- http://www.caritas.ru
  39. Центр в честь Святой Блаженной Матроны Московской. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.- http://ria.ru
  40. Юридическая Сеть «Миграция и Право» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru


Все статьи автора «yjdsqntrcn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: