Научный руководитель – Носкова Елена Викторовна.
Дальневосточный федеральный университет, канд. экон. наук, доц.
В современном мире возрастает важность проведения поиска возможностей внешней среды, ведь любая фирма, любая организация – это не закрытое учреждение, а открытая система, которой приходится считаться с внешними условиями. Важно грамотно сопоставить текущее состояние с желаемым, для того, чтобы найти пути достижения этого самого желаемого состояния.
Существует множество методов поиска возможностей внешней среды, однако в последнее время растет популярность такого метода как GAP- анализ. Наверное это связано с тем, что сегодня условия внешней среды меняются очень быстро, в связи с чем становится очень трудно составить точный план. Возникают различные отклонения, образуется так называемый «GAP». Чтобы ликвидировать эту брешь и найти возможности внешней среды и проводят ГЭП – анализ.
Метод GAP-анализа был разработан в Стэндфордском университете, США.
Существует множество вариантов перевода слова «gap» с английского языка, наиболее популярные: разрыв, брешь, пробел. Данный вид анализа позволяет определить, существующие отклонения на предприятии от фактических значений или запланированных результатов.
GAP-анализ основывается на двух проекциях:
- на целевой проекции или на установленных менеджментом (целевых) результатах;
- на изменении актуальной ситуации в будущем (экстраполяция) [1].
Gap – анализ показывает, что произойдет с предприятием в будущем, если руководство фирмы не внесет коррективы в текущий процесс работы предприятия.
Методы анализа GAP и SWOT – это сравнительно простые, но очень практичные инструменты для подготовки стратегических решений в хозяйственной деятельности предприятий. Они берут начало в американской теории менеджмента [1]. В настоящее время область их применения вышла далеко за пределы поиска возможностей внешней среды. Можно использовать это метод везде, где есть некая система, от которой требуются получить какие-либо результаты: спорт, политика, образование, торговля и т. д.
В поисковой системе «Гугл академия» обнаружено более миллиона статей по тематике «Gap -анализ» [2] . Стоит, правда, отметить, что большинство из них посвящены практическому применению данного метода, и в них нет информации об истории происхождения метода, анализа его дефиниции. Кроме того, аббревиатура GAP встречается и в некоторых других областях знаний.
Richard Davis, Shekhar Misra, Stuart van Auken в своей статье “A Gap Analysis Approach to Marketing Curriculum Assessment: A Study of Skills and Knowledge» используют метод GAP-анализа для изучения проблем обучения. В статье анализируется соответствие учебного плана рабочей среде выпускника. Статья описывает процесс сбора информации и оценки результатов фактических знаний выпускников, охватывающей область их сферы интересов и специальности. В частности, ГЭП – анализ был использован для анализа тех ключевых навыков и областей знаний, в которых требования по текущей специальности не соответствовали представлениям выпускников о собственной академической подготовке в этих областях. Делается вывод о том, что студенты, обучающиеся по специальности маркетинг, обладают недостаточным количеством умений, но у них имеется переизбыток теоретических знаний в тех областях, которые они изучали [3] .
GAP – анализ применяется и для оценки качества предоставляемых услуг. В статье «Visitors’ satisfaction, perceptions and gap analysis: The case of Dadia–Lefkimi–Souflion National Park» данный вид анализа используется для того, чтобы оценить разрывы в качестве предоставляемого сервиса на разных территориях национального парка (Service quality GAP) [4].
В исследовании «Current and planned research an agriculture for improved. Nutrition: a mapping and GAP – analyses», авторами которой являются Corinna Hawkes, Rachel Turner, Jeff Waage GAP – анализ проводился для того, чтобы определить наиболее слабо исследованные области, в которых может иметь место взаимосвязь между сельским хозяйством и улучшении питания обнаруженного в рамках исследования. Анализ показал наличие 8-ми таких проблемных зон:
- Вся цепь исследования – исследования, которые рассматривают полный путь изменение от сельскохозяйственного производства, практику, цепочек создания стоимости, роль продуктовой среды в улучшении питания; значительное число проектов не рассматривает цепочку создания стоимости.
- Косвенное влияние изменений в сельском хозяйстве на питание, за счет доходов и экономического роста, связанные с этим изменения в здоровье и инвестициях в здоровье и образовательные услуги.
- Воздействие сельскохозяйственной политики на питание опосредовано, через ценность, создаваемую в цепи.
- Управление, политические процессы и политическая экономия. Отношение всего вышеперечисленного к развитию сельского хозяйства для питания стратегий и программ, умение реализовать их (в различных масштабах), способность достичь намеченных целей после ее внедрения.
- Способы исследования сельского хозяйства и питания, разработка методологий и соответствующих метрик.
- Потребители. Их рассматривают слишком узко, а надо рассматривать в качестве более широкой целевой группы, в частности, сельских работников и не являющихся сельскими населения, иначе искажаются полученные данные.
- Подверженность неблагополучных слоев населения сельской местности неинфекционным заболеваниям, связанных с едой.
- Стоимость‐эффективность [4].
В статье «Multi-rater feedback with gap analysis: An innovative means to assess communication skill and self-insight» Aaron W. Calhoun также использует GAP – анализ. Он говорит, что многосторонняя обратная связь имеет большой потенциал для улучшения коммуникативных навыков.
GAP-анализ включает систематическое сравнение между глобальными (суммарными) баллами, полученных от голосования междисциплинарной группы, и самостоятельными оценками участника или команды. Такое сравнение позволяет получить количественное измерение, отражающее различия в самооценке и оценке профессиональной группы или коллектива. В ходе исследования выяснилось, что самооценка меняется с трудом, т.е. для того чтобы изменить представления о собственных возможностях, нужно какое-то воздействие из вне. Путем определения областей, в которых участников переоценивают или недооценивают свои коммуникативные способности, GAP-анализ позволяет определить, где необходимо проводить работу по улучшению слабых качеств, а где необходимо поработать с психологией человека, чтобы объяснить, дать ему обратную связь, что данное качество развито у него хорошо, тем самым повысить его возможности без конструктивных изменений.
До недавнего времени GAP-анализу уделялось относительно мало внимания в медицинской литературе. В 2008 году авторы сообщили о применении GAP-анализа в оценке обучающихся в искусственной среде. Была исследована корреляция между аспектами коммуникации, которые испытуемые отмечали как сильные или как нуждающихся в улучшении, и аспектами коммуникации, которые были переоценены (результат был получен в результате сравнения личных оценок и оценок комиссии). В результате авторами исследования было выявлено, что 22% качеств, которые испытуемые отмечали как сильные были переоценены и нуждаются в улучшении. Без вмешательства со стороны такое состояние коммуникативных качеств у обучающихся осталось бы неизменным. Кроме того, без использования GAP-анализа данные пробелы бы вряд ли обнаружились.
Таким образом, ГЭП-анализ усиливает качество обратной связи, позволяет раскрыть дополнительную информацию относительно точности самовосприятия и тем самым даёт возможность адресной доставки специальных компонентов обратной связи, направленной на поощрение повышения самопонимания и самооценки [5].
В статье «Disappointment, Misunderstanding and Expectations: A Gap Analysis of NSSE, BCSSE and FSSE, написанной Maureen Mancuso, Serge Desmarais, Kelly Parkinson and Brian Pettigrew» на основе ряда опросов с помощью GAP- анализа проанализирован разрыв между тем, что студенты ожидают получить от образования в университете, и что получают по факту (разрыв между желаемым и действительным).
Исследование показало, что по большей части, ожидания студентов университета не соответствуют фактическим уже после первого года обучения. Студенты выражают большуое разочарование в цепочке взаимодействия студент-преподаватель из-за частоты коммуникации с преподавателями в университете и доступностью преподавателей для дискуссий о планировании карьеры. Университеты с другой стороны, выражают удовлетворение в связи с общим взаимодействием со студентами [6].
Таким образом, можно обнаружить, что GAP- анализ широко применяется в самых различных областях науки и сферах человеческой деятельности. Данный вид анализа позволяет измерить разницу между субъективным и объективным, желаемым и действительным, индивидуальным и средним общим. Метод позволяет найти решения существующих проблем и достигать поставленных целей. Как уже говорилось ранее, популярность применения данного метода в исследованиях растет, и вероятнее всего будет расти, так как он универсален, достаточно прост и вполне эффективен.
Библиографический список
- Hodgetts, R. M./ Altmann, St., “Organizationel Behavior”, Philadelphia, 1979; Hodgetts, R. M. “Management: Theorie, Prozess und Praxis”, Hinsdale, 3. Edition, 1981.
- Гугл Академия [Электронный ресурс].URL:https://scholar.google.ru/scholar?hl=ru&as_sdt=0,5&as_ylo=2010&as_yhi=2015&q=gap+analysis
- Richard Davis, Shekhar Misra, Stuart van Auken. A Gap Analysis Approach to Marketing Curriculum Assessment: A Study of Skills and Knowledge/ Journal of Marketing Education December 2002 24: 218-224
- Lidc.org.uk [Электронный ресурс]. URL.:http://www.lidc.org.uk/_assets/Final%20report%20230712.pdf.
- Sciencedirect.com [Электронный ресурс]. URL.:http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0959652610004452.
- Heqco.ca [Электронный ресурс]. URL: http://www.heqco.ca/en-CA/Research/Research%20Publications/Documents/WS%20NSSEBCSSEFSSE.pdf.