УДК 1.123.1

ПРОБЛЕМА «ОТЧУЖДЕННОСТИ» В ПОВЕСТИ А. КАМЮ «ПОСТОРОННИЙ»

Горшкова Анастасия Евгеньевна
Ульяновский Государственный Технический Университет
студентка 2 курса строительного факультета, кафедра архитектурно-строительного проектирования

Аннотация
В данной работе на примере повести А. Камю "Посторонний" рассмотрена сущность экзистенциального мироощущения, а так же те духовные и социальные проблемы, с которыми сталкивается человек, который в силу разных причин не может ужиться в "чуждом" мире людей.

Ключевые слова: бытие, Камю, свобода, человек, экзистенциализм


THE PROBLEM OF "ALIENATION" IN THE NOVEL OF CAMUS 'THE OUTSIDER'

Gorshkova Anastasiya Evgenievna
Ulyanovsk State Technican University
Second year student of Civil Engineering Faculty, Department of Architectural Design

Abstract
In current research, which is based on novel "The Outsider" by Albert Camus, the essence of existential ideology is reviewed. Also, we consider spiritual and social problems, which one, who is not able to live in "alien" world, faces with.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Горшкова А.Е. Проблема «отчужденности» в повести А. Камю «Посторонний» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11758 (дата обращения: 26.05.2017).

XX век глубоко врезался в память людей. Это было время великих потрясений, которые наложили большой отпечаток как на общество в целом, так и на его духовную жизнь. Экзистенциализм, возникший в ответ на кровопролитие Первой мировой войны, геноцид и использование ядерного оружия, перевернул представления философии о человеке. Теперь в центре внимания мыслителей был не мир во всем его многообразии, не теоретические проблемы бытия и познания, а отдельная личность – со своими мелкими и подчас незначительными в масштабах Вселенной проблемами.  Основателем нового направления стал датский философ Серен Кьеркегор, в творчестве которого черпали вдохновение многие мыслители со всего света, в том числе и французский писатель и философ Альбер Камю.

Поначалу философские взгляды юного Камю формировались под влиянием морских восточных культур. Его привлекла их вера в абсолютную свободу, в счастье от самого факта существования. Однако впоследствии под воздействием исторического процесса философские взгляды Камю претерпели изменения. Основными темами его произведений, которые красной нитью прошли через все его труды,  стали темы абсурда, отчуждения и смерти. [1]

Тема абсурда наиболее полно отразилась в первом цикле творчества автора, который он сам и называл «циклом Абсурда». В рамках этого периода он создал повесть «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), драмы «Калигула» и «Недоразумение» (1944). Эти произведения отразили те вопросы, которые витали в воздухе французского общества 40-ых годов ХХ века.

Главный герой в повести «Посторонний» чужд миру людей. Уже само название произведения намекает читателю на то, что речь в нем пойдет о человеке исключительном, выбивающемся из привычного образа жизни. Мерсо не интересуют пошлые идеалы общества, ему намного ближе спокойный мир первозданной природы. Именно поэтому момент убийства, совершенный самим Мерсо, казался ему моментом единения с огромным космосом, а его действия, по словам самого Мерсо, были подвластны только солнцу. Но и до совершения убийства Мерсо был единственным человеком, который мог подолгу и без особой цели смотреть на небо. Он был «пришельцем» среди людей. Молчаливая романтичность Мерсо крепко вплетена в контекст экзистенциального начала.  Вся его жизнь протекает  под палящим солнцем Алжира, и эту жизнь невозможно обосновать простым бунтарством против надоевших устоев. Убийство, которое он совершил, не было им спланировано. Благодаря этому, мы можем причислить Мерсо к ряду тех убийц, насильственные действия которых не были четко и рационально мотивированы. В отличие от Родиона Раскольникова, Мерсо уже даже не задается вопросами о возможном и невозможном – для него по определению возможно все. Свобода и вседозволенность для Мерсо не имеют границ, они возведены им в абсолют.

Сухой стиль повествования, который избрал в «Постороннем» Камю, помогает читателю проникнуться чувствами главного героя, пропустить через себя его мысли и понять истоки его «отчужденности». Жизнь для Мерсо не представляет особого интереса в понимании обычного человека, он отвергает все ее стороны, кроме своего собственного бытия. Это бытие не предполагает  следование общепринятым нормам: признаваться в любви, горевать о смерти матери, планировать свою жизнь. Это бытие дает герою возможность делать все, что заблагорассудится, ведь в сознании человека нет никаких ограничений. Мерсо не беспокоится о проблемах общества, не выражает протест социальным порядкам – он вне этого.

Самым абсурдным явлением в «Постороннем» становится смерть – и для героя Камю это единственный способ убежать от обязательств перед окружением. Для всех людей Мерсо — настоящий «посторонний» в силу того, что никто из них не может понять его отрешенности от вещей, которые кажутся неизбежными для обычного человека. Для Мерсо не существует идеалов и принципов, для него несравнимо важнее было то, что в тот момент, когда он совершал убийство, страшно пекло солнце и ужасно болела голова. Линия конфликта в «Постороннем» выстраивается около бездумных полулюдей-полумашин, изо дня в день совершающих одни и те же действия, и человека, который не хочет следовать данным кем-то указаниям. Но противостоять огромному количество людей невозможно, и конец истории предсказуемо трагичен.

Альберу Камю, опиравшемуся на идеи французского экзистенциализма, удалось создать совершенно новый тип «постороннего человека» в литературе. И вполне закономерен тот факт, что подобная новизна вызвала много разговоров среди читающей интеллигенции. Были проведены параллели между «посторонним» и молодежью времени Камю: все они пытались выйти за рамки дозволенного и там найти средство от отчужденности. [2]

Эти сопоставления актуальны до сих пор. Известно много историй, когда человек страдал от своей «неполноценности», которая возникала из-за чуждости общепринятых устоев и идеалов. Подобные настроения появляются у людей каждый раз, когда весь смысл существования в конечном итоге сводится к однообразному выполнению навязанной кем-то работы, а любое отхождение от правил расценивается, как предательство.


[1] Шервашидзе В.В.: Западноевропейская литература XX века. Альбер Камю// Книжное обозрение. URL: http://istlit.ru/txt/litzap20/29.htm (дата обращения 17.06.2015).

[2] Руткевич М. Альбер Камю. Бунтующий человек. 1990// Библиотека Максима Мошкова. URL: http://www.lib.ru/INPROZ/KAMU/chelowek_buntuyushij.txt (дата обращения 17.06.2015).


Библиографический список
  1. Камю А. Посторонний. СПб.: Азбука-классика, 2005, С. 7-112.
  2. Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература XX века. Альбер Камю// Книжное обозрение. URL: http://istlit.ru/txt/litzap20/29.htm (дата обращения 17.06.2015).
  3. Руткевич М. Альбер Камю. Бунтующий человек. 1990// Библиотека Максима Мошкова. URL: http://www.lib.ru/INPROZ/KAMU/chelowek_buntuyushij.txt (дата обращения 17.06.2015).


Все статьи автора «Горшкова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: