МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Филимонова Ирина Владимировна1, Бесленеева Мадина Шахимовна2
1Институт сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса
2Институт сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, магистрант

Аннотация
В статье дается обзор международных правовых актов, некоторые из которых являются частью российской правовой системы, и в той или иной мере затрагивают вопросы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. Комментируя положения исследуемых документов, автор сравнивает проводимую в них концепцию правового регулирования труда осужденных к лишению свободы с той, которая реализуется в современном уголовно-исполнительном законодательстве России, выявляет имеющиеся достоинства и недостатки организации труда осужденных.

Ключевые слова: принудительный труд, средство исправления, труд осужденных к лишению свободы


INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF LABOUR OF CONVICTED PERSONS TO IMPRISONMENT

Filimonova Irina Vladimirovna1, Besleneeva Madina Shahimovna2
1Institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, candidate of legal Sciences, associate Professor of criminal law and process
2Institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, graduate

Abstract
The article gives an overview of the international legal acts, some of which are part of the Russian legal system, and to some extent involve the labor of convicts to imprisonment. Commenting on the provisions of the examined documents, the author compares the held in them the concept of legal regulation of labor of persons convicted to deprivation of freedom with the one that is implemented in modern penal legislation of Russia, identify existing strengths and weaknesses of the organization of labor.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В., Бесленеева М.Ш. Международно-правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11749 (дата обращения: 22.02.2024).

Институт правового регулирования труда осужденных к лишению свободы является комплексным, представляющим собой совокупность норм уголовно-исполнительного, трудового и иных отраслей права. Общеизвестно, что труд осужденных является одним из эффективнейших средств их исправления, а в последующем, после отбывания наказания сформированная установка на ведение трудовой жизни способствует успешному ходу процесса ресоциализации осужденного, позволяет предотвратить рецидив. При этом весьма важная роль отводится формированию у осужденного внутренней мотивации к труду. Осуществление осужденным к лишению свободы трудовой деятельности дает ему возможность как минимум – приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, как максимум – получить, восстановить или усовершенствовать профессиональные навыки, которые будут востребованы в дальнейшем, после освобождения из мест лишения свободы, и позволят ему успешно включиться в общественную жизнь. Особый интерес представляет анализ международно-правовых норм, касающихся организации труда осужденных к лишению свободы. Этот аспект проблемы важен еще и потому, что многие из данных международно-правовых норм вошли в российскую правовую систему, а значит, являются ее частью.

Ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее: УИК РФ) говорит о следующем: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных». По желанию к труду привлекаются только осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55, а также инвалиды первой и второй группы. Кодекс прямо указывает на то, что основная задача исправительных учреждений – это исправление осужденных, а потому производственная деятельность осужденных не должна этому препятствовать.

Возникает вопрос, как соотносятся конституционные положения о том, что труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также о том, что принудительный труд запрещен (ч.ч.1 и 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации[1]), с закрепленной в УИК РФ обязанностью осужденных к лишению свободы трудиться. Ответ на этот вопрос содержится в ряде международных документов.

Согласно ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду; в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, это не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание; термином «принудительный или обязательный труд» не охватывается какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения[2]. Таким образом, с одной стороны, труд может быть карой (каторжные работы подробно описаны, к примеру, Ф.М. Достоевским), с другой стороны, он может быть средством исправления. Несмотря на то, что пакт допускает и то, и другое, полагаем, труд как средство исправления куда предпочтительнее. Нужно воздействовать на личность осужденного не тяжестью труда, к которому его привлекают, т.е. не наказывать его трудом, а сформировать у него внутреннюю мотивацию трудиться, установку на осуществление общественно полезной деятельности.

Конвенции Международной организации труда (далее: МОТ) носят рекомендательный характер, но тем не менее они тоже содержат достаточно важные положения. В частности, в соответствии с подп. «с» п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ о № 29 о принудительном или обязательном труде термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ» [3]. Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 105 об упразднении принудительного труда принудительный или обязательный труд должен быть упразднен. Он не может быть  средством политического воздействия или воспитания или мерой наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе (т.е. средством перевоспитания оппозиционеров); использоваться в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития (как это не заманчиво для государства, поскольку позволяет ему осуществлять большие проекты с использованием дешевой рабочей силы); в качестве средства поддержания трудовой дисциплины (ибо труд все-таки не должен быть карательным явлением); в качестве средства наказания за участие в забастовках; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания[4].

Как видим, труд осужденных к лишению свободы традиционно не рассматривается как принудительный, поэтому в этом отношении никаких противоречий между международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации не наблюдается.

Согласно ст.ст. 71-76 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, труд заключенных не должен приносить им страданий. Все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом. Это справедливо – труд не должен быть средством истязания и не должен ухудшать физическое и психическое здоровье осужденного. На заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день.  Обеспечиваемая заключенным работа должна быть, по мере возможности, такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Заключенных, способных извлечь из этого пользу, особенно малолетних, следует обучать полезным ремеслам. «Полезность» работы (ремесла), видимо, стоит рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это полезность для осужденного (работа не должна быть бессмысленной), с другой стороны – для общества и государства (осужденный должен получить востребованные обществом профессиональные навыки). Заключенные должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями управления и дисциплины в заведении. Организация и методы работы в заведениях должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, чтобы заключенные приучались таким образом к условиям труда на свободе. Однако интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства. Руководство промышленным и сельскохозяйственным производством в заведениях лучше всего возлагать на само тюремное управление, а не на частных подрядчиков. Заключенные, выполняющие работу, не контролируемую заведением, должны находиться под постоянным наблюдением сотрудников последнего. За исключением случаев, когда заключенные выполняют работу для других правительственных учреждений, работодатели должны выплачивать заведению полные ставки заработной платы, полагающейся за соответствующую работу, учитывая при этом производительность труда заключенных. Правила, касающиеся безопасности и охраны здоровья свободных рабочих, должны применяться и в заведениях. В случае увечья на производстве или профессиональных заболеваний заключенным следует выплачивать компенсацию. Условия этой компенсации должны быть не менее благоприятными, чем условия компенсации, предусмотренные законом для вольных рабочих. Максимальная продолжительность рабочего дня или недели устанавливается законом или на основе административных постановлений, с учетом местных правил и обычаев в области условий труда свободных рабочих. Рабочее время следует распределять таким образом, чтобы заключенные имели, по крайней мере, один день отдыха в неделю и располагали временем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необходимых для их перевоспитания. За свой труд заключенные должны получать справедливое вознаграждение в рамках определенной системы. В соответствии с этой системой заключенные должны иметь возможность расходовать, по крайней мере, часть заработанных ими денег на приобретение дозволенных предметов личного обихода и посылать часть своих заработков семье. Эта система должна также предусматривать, что часть заработанных заключенным денег остается на хранении администрации, которая передает ему эти сбережения в момент его освобождения[5].

Итак, труд осужденных к лишению свободы должен быть организован таким образом, чтобы не создавалось условий для неоправданного ограничения их прав. Условия этого труда должны быть не хуже, чем у свободных работников. Акцент делается не на получении максимальной прибыли от такого труда, а на формирование устойчивой мотивации к труду, и не в последнюю очередь это делается через правовые механизмы реализации права осужденных на труд. Осужденный не должен проводить свое время в праздности, что действует на людей развращающе не только в условиях нахождения в местах лишения свободы, но и на свободе.

Согласно ст. 26 Европейских пенитенциарных правил, труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. С этим положением стоит согласиться. Труд приучает к дисциплине и самодисциплине, формирует необходимые нравственные качества, и в этом смысле действительно меняет личность осужденного к лучшему. По этой причине труд никогда не может быть использован в качестве наказания – он не должен вызывать неприятных «карательных» ассоциаций. Далее в документе говорится о том, что администрация пенитенциарного учреждения должна стремиться предоставить осужденному достаточно полезной работы. Это тоже важное положение. Труд не должен быть бесполезным. Тогда осужденный будет осознавать его бессмысленность, что также не будет способствовать формированию у него положительного отношения к трудовой деятельности. Согласно правилам, насколько возможно, характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения. Заключенным, которым это может принести пользу, особенно молодым заключенным, должна предоставляться работа, включающая элемент профессиональной подготовки. Заключенные могут выбирать вид деятельности, в которой они хотели бы участвовать, в пределах имеющихся возможностей, с учетом соответствующего профессионального отбора и требований порядка и дисциплины. Важность этих положений трудно переоценить. Как говорится в правилах, организация и методы работы в исправительных учреждениях должны максимально походить на организацию и методы аналогичной работы в обществе с тем, чтобы подготовить заключенных к условиям нормальной профессиональной жизни.  Хотя получение финансовой прибыли от деятельности предприятий в исправительных учреждениях может быть полезным с точки зрения повышения стандартов, а также качества и целесообразности профессиональной подготовки, однако интересы заключенных не должны быть подчинены этой цели. Другими словами, осужденные не могут использоваться в качестве дешевой рабочей силы. Работа заключенным предоставляется администрацией пенитенциарного учреждения либо самостоятельно, либо совместно с частными подрядчиками, как на территории пенитенциарного учреждения, так и за ее пределами. В любом случае заключенные должны получать за свой труд справедливое вознаграждение. Они должны иметь возможность расходовать, по крайней мере, часть своего заработка на приобретение разрешенных предметов для личного пользования и выделять часть заработка своим семьям. Правила говорят также о том, что следует поощрять заключенных к тому, чтобы они экономили часть своего заработка, который будет вручаться им после освобождения или использоваться для других разрешенных целей. Это весьма важное положение. Само собой, после освобождения из мест лишения свободы лицо вряд ли в тот же день сможет устроиться на работу, а потому оно должно иметь достаточно денежных средств для существования на период до трудоустройства. В документе говорится о том, что меры по охране здоровья заключенных и обеспечению безопасности их труда должны быть не менее жесткими, чем меры, принимаемые в отношении работников на свободе. Следует предусмотреть средства для выплаты заключенным компенсации в случае получения производственной травмы, включая профессиональные заболевания, на условиях не менее благоприятных, чем условия, предусмотренные законом для работников на свободе. Точно так же максимальная продолжительность рабочего дня и рабочей недели заключенных устанавливается в соответствии с местными нормами или обычаями, определяющими условия найма свободных работников. Заключенные должны иметь, по крайней мере, один день отдыха в неделю и достаточно времени для образования и других занятий. Насколько это возможно, работающие заключенные должны включаться в национальные системы социального обеспечения[6].

Другими словами, Европейские пенитенциарные правила призывают создать осужденным к лишению свободы достойные условия для осуществления трудовой деятельности, причем максимально приближенные, насколько возможно, к соответствующим условиям на работников, находящихся на свободе. Это важно для формирования положительной мотивации к труду, а также для последующей ресоциализации осужденного, его правопослушного поведения.

УИК РФ в части регламентации труда осужденных к лишению свободы делает постоянные отсылки к трудовому законодательству – к примеру, когда говорит о труде пожилых осужденных и инвалидов, несовершеннолетних, условиях труда, его оплате, и это неудивительно. Общие нормы, регламентирующие трудовую деятельность, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации, специальные же, регулирующие труд осужденных к лишению свободы – в уголовно-исполнительном законодательстве.

К сожалению, в сфере правового регулирования труда осужденных к лишению свободы существует множество теоретических и практических проблем. Так, не сформирован четкий понятийно-категориальный аппарат исследуемого правового института; существует множество трудностей, сопряженных с организацией труда осужденных к лишению свободы, необходимостью ограничения ряда их прав и свобод, что не может не отразиться на их трудо-правовом статусе и т.п. У многих осужденных отсутствуют или утрачены трудовые навыки; уровень образования находится на крайне низком уровне.

Тем не менее, в ходе реформирования российской уголовно-исполнительной системы были достигнуты положительные результаты. Так, заключаются соглашения между управлениями Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) и региональными органами занятости по поводу профессионального обучения осужденных. Большинство предприятий уголовно-исполнительной системы реорганизованы в структурные подразделения данных учреждений: центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Промышленный сектор уголовно-исполнительной системы входит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объему производства и ассортименту выпускаемой продукции. Производится свыше 100 тысяч наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства.  Уровень защиты среднестатистического осужденного, трудоустроенного в учреждениях УФСИН, в ряде случаев превышает соответствующий уровень защищенности обычного гражданина, занятого низкоквалифицированным трудом. Средний уровень доходности российских осужденных соответствует, а порой и выше такового осужденных в Германии и США[7].

Подводя итог, следует отметить, что обращение к анализу международно-правовых актов помогает взглянуть на исследуемую проблему с различных ракурсов либо прояснить некоторые моменты, подсказать, в каком направлении нужно двигаться. Конечно, никогда не стоит вводить международно-правовые нормы во внутреннее законодательство без их критической оценки. Заимствовать же лучшее похвально, еще похвальнее на этой базе создавать собственные концепции, генерировать новые идеи с учетом местных условий и традиций.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 (Пакт вступил в силу для СССР 23.03.1976) // БВС РФ. 1994. № 12.
  3. Конвенция Международной организации труда № 29 о принудительном и обязательном труде: Женева, 28.06.1930 (Конвенция вступила в силу для СССР 23.06.1957)// Ведомости ВС СССР. 02.07.1956. № 13. Ст. 279.
  4. Конвенция Международной организации труда № 105 об упразднении принудительного труда: Женева, 25.06.1957 (Конвенция вступила в силу для России 02.07.1999) // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4649.
  5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30.08.1955 и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и 2076 (LXII) от 13.05.1977 // http://www.un.org (Дата обращения: 04 июня 2015 г.)
  6. Европейские пенитенциарные правила: Приняты 11.01.2006 на 952 заседании представителей министров Совета Европы // http://www.base.consultant.ru (Дата обращения: 04 июня 2015 г.)
  7. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний // http://www.fsin.su (Дата обращения: 04 июня 2015 г.)


Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: