УДК 37

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ерофеева Ксения Леонидовна
Елабужский институт Казанского федерального университета
студентка 3 курса факультета русской филологии и журналистики

Аннотация
Данная работа посвящена изучению факторов, являющихся основополагающими в заинтересованности детей и молодежи в физкультурно-оздоровительной деятельности, выявлению специфических особенностей их влияния на субъектов разных возрастных групп.

Ключевые слова: возрастная специфика, качество жизни, мотивация, потребность, фактор


FACTORS THAT DETERMINES THE INTEREST OF CHILDREN AND YOUTH TO SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Erofeeva Kseniya Leonidovna
Elabuga Institute of the Kazan Federal University
3rd year student of the Faculty of Russian Philology and Journalism

Abstract
This work is devoted to studying the factors which are crucial in the interest of children and young people in sports and recreational activities, identification of the specific features of their influence on the subjects of different age groups.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ерофеева К.Л. Факторы, определяющие интерес детей и молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11734 (дата обращения: 01.10.2017).

Спорт – непременная составляющая успешного развития  человека, которая заметно улучшает качество его жизни. «Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на ук­репление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию -воспитание всесторонне и гармонично развитой личности» [1, с. 7]. Но на сегодняшний день наблюдается ухудшение физического состояния человека, связанное с множеством факторов: сидячий образ жизни, пониженная двигательная активность, влияние информационных технологий и, как следствие, отсутствие мотивации к занятиям спортом. Этим обусловлена  актуальность данной работы. Целью работы стало описание  причинных факторов, вызывающих интерес детей и молодежи к спорту, их возрастную специфику. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучить структуру мотивационной базы спортивной деятельности; раскрыть понятия «мотив», «потребность», «фактор»; разграничить типы факторов по критерию характера причины;  в процессе опроса выявить особенности факторов, определяющих интерес детей и молодежи к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Создание мотивационной основы для занятий физической культурой – одна из главных задач, стоящих перед образовательными учреждениями в процессе воспитания детей и молодежи. Под мотивом принято понимать «то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности»[3].  Мотивационная база обладает следующей структурой:

1.Непосредственная мотивация занятия спортом

  • потребность в осознании собственного физического превосходства;
  • стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
  • стремление добиться высоких результатов, доказать свою спортивную компетентность;
  • потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.

2.Опосредованная мотивация занятия спортом

  • стремление к  силе, здоровью;
  • стремление к практическому применению спортивных навыков;
  • чувство долга;
  • потребность в овладении физической культурой сквозь призму осознания ее  социальной важности[2, с. 45].

Прагматику физкультурно-оздоровительной деятельности характеризует определенного уровня  динамика проявлений. На протяжении  длительного времени занятий один и тот же спортсмен по мере усвоения спортивных навыков последовательно сменяет мотивы.

Источник возникновения мотивации – потребности субъекта, актуальные для него в определенные моменты жизни и определяющие характер его желаний и стремлений. Между тем, в качестве источника потребностей выступают причинные факторы – явления, не удовлетворяющие субъекта сложившимся  порядком вещей и  препятствующие его дальнейшей полноценной жизнедеятельности.

По характеру причины факторы условно можно разделить на физические (лишний вес, заболевание, травмы); психологические (стресс, депрессия); социальные (насмешки, издевательства окружающих и т.д.), которые тесно взаимодействуют  друг с другом. Преимущество того или иного фактора – особенность отдельного периода развития человека.

Результаты опроса, проведенного в социальной сети (http://vk.com) и  среднеобразовательной школе № 5 г. Елабуга, подтверждают вышесказанное. В качестве опрошенных выступило 32 человека в возрасте от 10 до 22 лет. Анкетируемым был задан вопрос: «Что побуждает Вас к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью?»  Ответы респондентов представлены на диаграмме:

У 43,7%  анкетируемых  в возрасте от 16 до 22 лет интерес к спорту вызывает недовольство собственной фигурой;  18,7 %  в возрасте от 10 до 15 лет занимаются лечебной физкультурой по причине нарушения организма;  21,9 % респондентов в возрасте от 19 до 22 лет находят в спорте выход из стрессовой ситуации; 15,6 %  опрошенных 15-20-ти  лет занимаются физкультурной деятельностью под влиянием модных веяний.

Итак, интерес к занятию спортом у детей и молодежи вызван разными причинами.  Для детей физкультура – способ оздоровления и укрепления организма. Здесь  ребенок  -  пассивный участник собственного физического развития, этим занимаются, в основном, взрослые: родители, учителя.   Для людей старшего возраста причина занятий спортом кроется преимущественно в психологической сфере: стремление усовершенствовать собственное тело, чтобы этим добиться удовлетворения и признания.  В данном случае человек – активный участник развития своего физического потенциала. Таким образом, зная специфику интереса к спорту детей и молодежи, образовательные учреждения способны успешно  осуществлять их  физическое воспитание  путем создания эффективной мотивационной базы.


Библиографический список
  1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
  2. Хекхаузен Х., «Мотивация и деятельность», 2-е изд. СПб., 2001
  3. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html (Дата посещения: 30.04.2015)


Все статьи автора «Ерофеева Ксения Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: