УДК 791.43.03

МАСАЛА: ИЗ ИСТОРИИ ИНДИЙСКОГО МАССОВОГО КИНО

Сиргия Анна Сергеевна
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии

Аннотация
Статья посвящена исследованию одного из жанров индийского массового кино, – жанра масала. Автор анализирует специфику этого жанра, рассматривает историю его возникновения и основные направления развития.

Ключевые слова: Болливуд, жанр., индийское кино, масала, массовая культура


MASALA: FROM THE HISTORY OF INDIAN POPULAR CINEMA

Sirgiya Anna Sergeevna
Admiral Makarov State University of Maritime and inland Shipping
PhD in Philosophy Science, Senior lecturer of the Department of Philosophy and Culturology

Abstract
The article is dedicated to the analysis of one genre of Indian popular cinema, – genre masala. The author explores the history of this genre, its specifics and main directions of its development.

Keywords: Bollywood, genre, Indian cinema, popular culture


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Сиргия А.С. Масала: из истории индийского массового кино // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11696 (дата обращения: 29.09.2017).

Индийское кино является уникальным, самодостаточным и ярким художественно-эстетическим феноменом современного искусства. История его возникновения и развития насчитывает уже более ста лет. С появлением в1913 г. самого первого фильма «Харишчандра» режиссера Д. Дж. Пхальке, кинематограф в Индии постепенно становится самым влиятельным видом искусства, играющим огромную роль в формировании мировоззрения индийского зрителя.

Кроме существующей классификации по региональному и языковому признаку («Болливуд» — фильмы на хинди, «Толлимуд» — на языке телугу, «Коллимуд» — на тамильском языке, «Олливуд» — на языке ория и т.д.) различают следующие жанры индийского кино.

Во-первых, «параллельное кино», за которым также закрепилось название «art-cinema», «новая индийская волна» и «индийский реализм». Это направление представлено фильмами таких режиссеров как Сатьяджит Рэй, Мринал Сен, Шьям Бенегал, Гаутама Гхош, Нандита Дас, Дипа Мехта и многих других. «Режиссеры «новой индийской волны», — пишет киновед-индолог Ю.Ф. Корчагов, — «не придерживались одинаковых идейно-эстетических взглядов, но всех их объединяло одно желание — вывести индийское кино из тупика, сделать его искусством, зеркалом социальной действительности, а не средством отвлечения от реальной жизни» [1, С. 57]. В фильмах «новой волны» затрагиваются самые сложные и самые острые проблемы индийского общества: проблемы национальной идентичности, интеграции в условиях существования многообразных локальных религиозных и культурных традиций, кастового различия, распада традиционной патриархальной семьи, положения женщин, в частности вдов, противостояния традиций прошлого и настоящего, происходящего на самых разных уровнях — от бытового до метафизического.

Во-вторых, «масала» («masala») — так называемые «традиционные» индийские фильмы, «общедоступные (popular) или кассовые (commercial) [2, P.143]. Они являются элементом массовой культуры, обладают огромной зрительской аудиторией и в наибольшей степени подвержены влиянию процессов глобализации.

«Масала» — это синтез нескольких наиболее распространенных жанров кино. Например, один фильм может одновременно сочетать в себе мелодраму, боевик, комедию, драму и обязательно мюзикл. Сам жанр получил свое название от смеси индийских специй, известных как масала (хинди मसाला) [3, P. 367]. Кулинарная метафора для названия жанра возникает не случайно. По мнению Рини Бхатачарья Мехты и Раджешвари В. Пандхарипанды это название используется потому, что фильмы масала представляют собой не просто смесь всех возможных стилей, но и осознанно позиционируются как эстетически «вкусный» продукт, вызывающий приятные ощущения, аналогичные вкусовым. [2, P. 145]. В научной литературе для его описания иногда еще используют термин «фильмы-омнибусы», подчеркивая общедоступность данного жанра кино [4, C.13].

Жанр «масала» складывался под влиянием древних эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», санскритских драм – Натья, народного театра «Ятра», «Рамлила», «Чинду Натакам», а также театра парсов, сочетавшего в себе «реализм с фантазией, музыку с танцем, повествование с представлением, житейский диалог с изобретательностью сценического показа, а также непристойный юмор, чувственность и великолепное мастерство» [5, Р. 98-99].

Поскольку жанр «масала» полистилистичен, со временем он стал вбирать в себя все новые элементы и образцы, в том числе и западной культуры. Огромное влияние на него стал оказывать Голливуд и мюзиклы 1920-х – 1950-х гг., а в последнее время и репертуар западного музыкального телевидения, прежде всего, одного из главных символов эпохи глобализации – телеканала MTV.

Характерные черты жанра «масала» были определены еще в1971 г. в статье известного режиссера «новой волны» Сатьяджита Райя: «Составные части любого фильма на хинди хорошо известны: цветная пленка (предпочтительно “истмен“); песни (семь или восемь), исполненные голосами, которые все знают и любят; сольный или групповой танец (чем ритмичнее, тем лучше); плохая девушка – хорошая девушка; плохой юноша – хороший юноша; роман – но без поцелуев; слезы, грубый хохот, ссоры, погоня, мелодрама; герои, которые существуют в социальном вакууме; жилища, которых не найти вне стен павильонов; съемки натуры в Кулу, Манали, Ути, Кашмире, Лондоне, Париже, Гонконге, Токио…Посмотрите любые три фильма на хинди, и в двух из них вы обнаружите только что перечисленное. Это как свод классических девяти канонов, доведенных до полного абсурда» [6, Р. 90-91].

Появление «масалы» или «фильмов-омнибусов» было связано с развитием визуальных и звуковых технологий и необходимостью сделать фильм доступным и понятным для представителей различных языковых групп Индии. Сделать это можно было, например, выбрав в качестве сюжета знакомые зрителям темы из индийских эпосов или ввести в ткань фильма как можно больше песен, танцев, оживить действие перестрелками, погонями, трюками и гэгами, иными словами, смешав все возможные стили, вместо долгих диалогов и монологов наполнить картину движением, песней, шумом [4, С. 13]. Самые первые звуковые фильмы, действительно, были насыщены различными песенно-танцевальными сценами и бесчисленным множеством драк. Например, фильм режиссера Н. Джасвантлала «Дикая кошка Бомбея» (хинди «बंबई की बिल्ली», 1936 г.). Неоправданное и неумеренное использование музыки, песен и шумов зачастую сводила на нет эмоциональное значение фильма, нарушая тем самым основную идею индийского искусства, целью которого является создание в сознании зрителя чувственной ситуации, главным переживанием которой является эстетическое удовольствие.

Лишь в 30-х гг. XX в. режиссер Деваки Босс, стремясь как можно полнее донести до зрителя главную тему своего фильма «Святой Пуран» – тему любви, поэтичной и нежной, создает подлинно индийское кино, где все компоненты – зрительный и звуковой ряды выступали в органическом единстве [4, С. 13].

Согласно энциклопедии индийского кино самым ранним и самым удачным примером фильма, снятого в жанре масала является картина режиссера С.С. Васана «Чандралекха» (1948 г.) [7 , P. 254]. Фильм был снят южноиндийской киностудией «Gemini Studios» на тамильском языке, а затем переведен на хинди. По сюжету два брата Верасимхан (Veerasimhan) и Сасанкан (Sasankan) вступают в борьбу друг с другом за престол и сердце деревенской танцовщицы Чандралекхы (Chandralekha). В фильме было множество батальных сцен, в том числе с участием слонов, были засняты цирковые представления, выступления артистов на трапеции, роскошные апартаменты, а также танцы. Особую известность получила сцена с танцем на огромных барабанах, в которой участвовало около 400 танцоров. Съемки только одной этой сцены обошлись в 500 000 рупий (около 150 000 долларов), что равнялось стоимости съемок обычного фильма того времени [8, P. 121].

(кадр из фильма «Чандралекха», режиссер С.С. Васана. 1948 г.)

Некоторые исследователи полагают, что жанр «масала» появился значительно позже – в 1970-х гг. и его зарождение связывают с именем режиссера Манмохана Десаи, открывшего миру таких актеров, как Амитабх Баччан, Митхун Чакрабарти, Шридеви, Салман Кхан и Акшай Кумар и автора таких фильмов, как «Вечная сказка любви», «Амар, Акбар, Антони», «Ганга, Джамна, Сарасвати», «Судьба», «Коварство» и др. [5] Манмохан Десаи успешно работал, создавая зрелищное, развлекательное кино с сюжетом в духе «lost and found» о разлученных и потом встретивших друг друга братьях или друзьях, трогательные истории о любви и борьбе со злом.

Достойным внимания поджанром «масалы», появившегося также в 1970-х гг. является так называемый «карри вестерн». «Карри-вестерны» отличает особый синтез образов и приемов, заимствованных из европейских фильмов, в частности «спагетти вестернов» Серджио Леоны и элементов традиционного развлекательного индийского кино. Фильмом, который открыл, целую эпоху «карри вестернов» и определил их характерные черты, был фильм режиссера Рамеш Сиппи «Sholay» (хинди «शोले», дословный перевод «Тлеющие угли»,1975 г.). Советскому кинозрителю он был известен под названием «Месть и закон». Герои этого фильма Виру и Джайдев – преступники, которых нанимает безрукий офицер полиции в отставке, желающий отомстить своему обидчику Габбар Сингху за убийство его семьи. Сюжет фильма был навеян произведениями двух режиссеров Акира Куросавы «Семь самураев» и Серджио Леоны «Однажды на Диком Западе». [9]. Индийский фильм также получился динамичным и захватывающим. Особую роль в этом сыграли минималистский скалистый пейзаж, на фоне которого разворачивается действие, сцены ограбления поезда, погони на лошадях, стрельбы, незабываемые диалоги и игра актеров. Фильм очень быстро завоевал признание зрителей, очереди за билетами на киносеанс тянулись на несколько километров, а остановка автобуса рядом с кинотеатром «Минерва» в Бомбее была переименована в «Sholay» [9]. В Индии «Месть и закон» не сходил с экранов кинотеатра на протяжении 286 недель, т.е. более 5 лет. Этот рекорд побил лишь фильм «Непохищенная невеста (режиссер Адитья Чопра,1995 г.), который   демонстрировался в кинотеатре «Маратха Мандир» в Мумбае более 900 недель, т.е. почти 20 лет. Последний показ состоялся 19 февраля2015 г.

После успеха фильма «Месть и закон», на экраны стали выходить семейно-бытовые мелодрамы с элементами приключенческого фильма и боевика. В 1990-х гг. даже появился своеобразный гибрид этих жанров, где одна половина фильма развивалась по канонам традиционной мелодрамы, а другая – остросюжетного боевика. В это время были сняты такие фильмы как «Чанди» (1989 г.), «Я полюбил» (1989 г.), «Игра со смертью» (1993 г.), «Жизнь под страхом» (1993 г.), «Все в жизни бывает» (1998 г.) и др.

Следует отметить, что «масала» – это не статичный жанр индийского кино. На протяжении всей истории своего существования он постоянно развивался. В погоне за зрителем и за прибылью режиссеры вводили в свои фильмы как новые современные кинематографические формы и приемы, так и новые сюжетные линии, постепенно отходя от шаблонных историй в духе «lost and found». Сейчас в индийском кино можно заметить тенденцию смены образа героя-одиночки на образ героя, олицетворяющего современную молодежь. Например, фильмы «Эта сумасшедшая молодежь», «Сердце говорит: “Вперед”», «Ченнайский экспресс», «Обратная сторона брака» и др.

Очень часто в современных фильмах появляются образы успешных индийцев-эмигрантов, бережно хранящих вдали от родины свою самобытную культуру. Это, например, фильмы «Наступит завтра или нет», «И в печали, и в радости», «Меня зовут Кхан», «Беглянка» и другие. Несмотря на замечания критиков о том, что индийское массовое кино чрезмерно оптимистичное, уводящее зрителя в мир грез и фантастических событий, оно, тем не менее, поднимает самые важные и самые сложные проблемы индийского общества и говорит об истинно нравственных ценностях: почитании отца и матери, взаимном уважении между мужем и женой, любви, достоинстве и верности.

Бережно сохраняется в них и неповторимый индийский колорит: захватывающая музыкальность древних ритмов, богатство красок традиционной одежды (сари, ленга чоли, шальвар-камиз и др.), многообразие форм ювелирных украшений, характерные особенности семейно-бытовых отношений традиционного индийского дома.

Индийские фильмы жанра «масала» всегда проникнуты оптимизмом и редко имеют несчастливый финал, что также соответствует индийскому мировосприятию и отношению к жизни, как к одному из звеньев цепи перерождений и страданий, которые, верят индийцы, в конечном итоге закончатся освобождением и вечным блаженством мокши или нирваны. 


Библиографический список
  1. Корчагов, Ю.Ф. Индийский кинематограф и социальная действительность / Ю. Ф. Корчагов.// Азия и Африка сегодня. – М. : Наука, 1957 – С. 57 – 59
  2. Mehta R. B., Pandharipande R. V. Bollywood and Globalization: Indian Popular Cinema, Nation, and Diaspora/ R. B.Mehta, R. V. Pandharipande. – New York.:Anthem Press, 2011.
  3. Nelmes, Jill An introduction to film studies. – New York.: Routledge, 2012.
  4. Звягинцева, И.А. Киноискусство Индии / И.А. Звягинцева. -М.: «Знание», 1986.
  5. Gokulsing Moti, Gokulsing K., Dissanayake W. Indian Popular Cinema: A Narrative of Cultural Change / Moti Gokulsing, K.Gokulsing, W. Dissanayake. -Stoke-on-Trent. : Trentham Books, 2004.
  6. Ray, S. Our films, their films. / S. Ray. – Bombay.: Orient Longman, 1976.
  7. Burra, R.D., Rao, M. Cinema // Encyclopedia ofIndia (vol. 1). – NY.: Thomson Gale, 2006.
  8. GuyRandor StarlightStarbright – The Early Tamil Cinema/ Randor Guy. – Chennai.: AMRA publishers, 1997.
  9. Raheja, Dinesh Why Sholay is a cult classic/ Dinesh Raheja // Rediff. – Режим доступа: http://www.rediff.com/movies/2002/aug/09dinesh.htm, свободный. − Заглавие с экрана. − Яз. анг. (дата обращения: 13.06. 2015)

 



Все статьи автора «Сиргия Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: