ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Агдавлетова Айман Маликовна1, Инашвили Софья Ягоевна2
1ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова», старший преподаватель кафедры прикладной информатики
2ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова», студентка 3 курса

Аннотация
В статье анализируются электронные образовательные ресурсы для подготовки школьников в области изучения информатики и ИКТ.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, методика преподавания, самостоятельная работа, электронные образовательные ресурсы


USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES TO PREPARE SCHOOLCHILDREN IN COMPUTER SCIENCE AND ICT

Agdavletova Ayman Malikovna1, Inashvili Sophia Yagoevna2
1FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I.Nosova", Senior Lecturer, Department of Applied Informatics
2FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I.Nosova", 3rd year student of Moscow State Technical University

Abstract
The paper analyzes the electronic educational resources for the training of students in the field of computer science and ICT.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Агдавлетова А.М., Инашвили С.Я. Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки школьников в области информатики и ИКТ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/10534 (дата обращения: 26.02.2024).

XXI век – это век высоких компьютерных технологий. С быстрым течением времени информация стала неотъемлемой частью процесса обучения. Все чаще мы обращаемся к электронным образовательным ресурсам, под которыми понимаются различные материалы, использующиеся в образовательном процессе. Эти ресурсы представлены в электронном виде и работают на базе средств информационно-коммуникационных технологий. Электронные образовательные ресурсы в процессе обучения открывают большие возможности для самостоятельной работы школьников при изучении и усвоении нового учебного материала, при закреплении знаний, умений и навыков и т.д.

Вопросы использования электронно-образовательных ресурсов в учебном процессе рассмотрены в работах А.М. Агдавлетовой [1], Р.И. Баженова [2], И.Д. Белоусовой [3, 4, 5], И.Н. Мовчан [6, 7, 8].

В настоящее время создано огромное множество электронных образовательных ресурсов. Классифицировать их можно по различным признакам: по типу, по характеру представленной информации, по функциональному признаку, определяющему значение и место электронных образовательных ресурсов в учебном процессе и т.д. Рассмотрим классификацию по типу. Это могут быть:

-          электронные учебники (в них входят учебные пособия, тексты лекций);

-          электронные справочники;

-          компьютерные лабораторные работы или практикумы по решению различных задач (модели, тренажеры);

-          компьютерная тестирующая система;

-          компьютерные задачники и многое другое.

Например, при самостоятельном изучении теоретического материала есть возможность использовать компьютерный учебник. Там прописаны все темы и интересующие вопросы по определенному предмету. Также, если при изучении теоретического материала, возникли определенные вопросы или нужна дополнительная информация, то можно обратиться к электронному справочнику. В нем находится вся необходимая информация для полного изучения тем. Если нужно отработать изученный теоретический материал и свои знания теории применить на практике, то в этой работе поможет компьютерный задачник. Компьютерные практикумы позволяют получить навыки при решении практических задач. Лабораторные тренажеры позволяют получить опыт при выполнении практических заданий. Для проверки теоретического материала используют компьютерные тестирующие системы. С помощью них по завершении теста можно увидеть и проанализировать свои ошибки.

Рисунок 1 – Состав информационных образовательных ресурсов 

Выделим основные организационные требования к разработке и использованию электронных образовательных ресурсов:

-          Соответствие содержания учебного материала ЭОР федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и примерной образовательной программе по предмету.

-          Обеспечение комплексности и многофункциональности использования ЭОР в обучении (возможность использования на уроках, при самоподготовке, в научно-исследовательской и внеклассной работе).

-          Адаптивность ЭОР, возможность вносить изменения и дополнения в зависимости от учебной программы, особенностей конкретного учебного заведения.

-          Возможность разработки собственных методических рекомендаций учителя, авторская адаптация готовой документации для использования ЭОР в учебном процессе.

-          Сокращение временных затрат на организацию учебно-воспитательного процесса учителем при использовании ЭОР в учебном процессе.

Электронные образовательные ресурсы помогают учителю решать задачи и вопросы связанные с обучением в школе. Средства работы в среде электронного учебника позволяют ученику обогащаться и настраиваться на любой профиль обучения. Электронные ресурсы позволяют сохранять целостность материалов и учитывать их обновление и дополнение. Электронные образовательные ресурсы открывают широкие возможности для индивидуального подхода в образовании. Каждый учащийся может выбирать наиболее понятный для него электронный образовательный ресурс и работать с ним в собственном темпе. У учащихся появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Образовательный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов изменяет школьника, повышает его мотивацию в изучении учебных предметов.

В настоящее время применение электронные образовательные ресурсы на уроках информатики носят разнообразный характер. Это обучающие, развивающие, контролирующие, тренирующие, диагностические программы. Такой предмет как информатика и ИКТ немыслимы без электронных образовательных ресурсов.

Информация, которая содержится в электронных образовательных ресурсах, помогает при подготовке к ГИА и ЕГЭ по различным предметам, в том числе и информатике, школьники тренируются, решая различные тесты. В большинстве электронных образовательных ресурсах, которые направлены на проверку знаний и тренировку,  прописаны все решения разных заданий.

Приведем некоторые информационные ресурсы по информатике и ИКТ:

-          http://www.alleng.ru/edu/comp.htm – сайт, где можно скачать учебники и учебные пособия по информатике для начальной и средней школы. Также можно скачать справочники для студентов. Просмотреть предложения интернет-магазинов для покупки книг по подготовке к ЕГЭ по предмету «Информатика»;

-          http://wordexpert.ru – рассматриваются основы работы Microsoft Office Word;

-          http://www.excel-study.com – рассматриваются основы работы в программе Microsoft Office Excel;

-          http://powerlexis.ru – создание красочных и профессиональных презентаций;

-          http://power-p.ru – поиск и хранение презентаций по различным темам и направлениям;

-          http://videouroki.net –видеоуроки по всем предметам в школе, а также разработка уроков, учебных программ, презентаций;

-          http://inf1.info/ – решение задач по информатике и программированию (задачи с массивами);

-          http://somit.ru/informatika_karta.htm – тренажеры для подготовки к ЕГЭ по информатике;

-          http://www.compulenta.ru/ – новости компьютерной индустрии, науки и техники;

-          http://www.wisesoft.ru/ – различные издания компьютерных журналов;

-          http://chernykh.net/ – основы изучения компьютера, его история, искусственный интеллект;

-          http://olympiads.ru/index.shtml – олимпиады по информатике, даты и места проведения олимпиад, дистанционная подготовка к олимпиадам;

-          http://www.intuit.ru/ – Национальный Открытый Университет «Интуит», институт бесплатного дистанционного обучения.

Электронные образовательные ресурсы очень актуальны в наше время. Сейчас у каждого есть компьютер, с помощью которого можно с легкостью скачать различные учебные материалы, тренажеры, практические задания и много другое. При существовании электронных образовательных ресурсов у школьников повысился интерес к обучению. Они расширили свои знания, получили возможность самостоятельного поиска информации, которая не входит в рамки школьной программы. Различные тренажеры для выполнения практических и лабораторных работ дали возможность проверять, как хорошо усвоена тема. В современном мире уже никак не обойтись без электронных образовательных ресурсов. Они содержат в себе много новой важной информации, за которой часто не могут «успеть» печатные источники.


Библиографический список
  1. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины «Информационные системы и технологии» // Гуманитарные научные исследования. 2014. – № 12.
  2. Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  3. Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 7. – № 1. – С. 30-34.
  4. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т. 18. – № 1. – С. 25-28.
  5. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 186 с.
  6. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 77-80.
  7. Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
  8. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.


Все статьи автора «Белоусова Ирина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: