РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Хохолуш Мария Станиславовна
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена изучению возможностей формирования и развития терминальных ценностей (ценностей-целей) и инструментальных ценностей (качеств характера личностей) в процессе самостоятельной работы студентов при получении высшего профессионального образования. В статье приводятся данные исследования этих групп ценностных ориентаций, в том числе особенно значимых с точки зрения студентов для будущей профессиональной деятельности. В статье предлагаются формы и методы самостоятельной работы, которые способствуют развитию ценностных ориентаций, а также общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов системы высшего образования.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты


THE DEVELOPMENT OF STUDENT VALUE ORIENTATIONS IN THE PROCESS OF THEIR SELF-STUDY

Khokholush Mariya Stanislavovna
Ural State University of Economics
Candidate of Pedagogics, the lecturing teacher of management department

Abstract
This article deals with the research of possibilities formation and development of terminal values (purpose values) and instrumental values (individual character features) in the process of student self-study within the framework of higher school professional education. The research data of these value orientation groups from the student view point are given in this article including those especially vital for professional activities. The forms and the methods of self-study contributing to the development of value orientation, as well as, all-cultural, all-professional and professional competences of students in the system of higher school education are proposed in the article.

Keywords: Self-Study, students


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хохолуш М.С. Развитие ценностных ориентаций студентов в процессе самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/05/9880 (дата обращения: 22.02.2024).

Развитие современной системы профессионального образования невозможно без решения вопросов профессионального воспитания. Реалии современного мира требуют, чтобы в содержании учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования отражались проблемы воспитания. Одной из базисных категорий для построения парадигмы воспитания, в том числе профессионального, может рассматриваться категория «ценность».

«Ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велики для педагогики.  Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного [1,2,3].  Понятие «ценность» является центральным в аксиологии (теории ценностей), оно положило начало специальной области философской науки, которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязь различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности [4,1,2,3]. В настоящее время теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реалиями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни человека, жизнетворчества. Сейчас как никогда ощущается необходимость междисциплинарного синтеза знаний о человеке, который в свою очередь должен опираться на обновленную философскую картину мира, на общечеловеческие ценности [2].

В науке существует несколько подходов к пониманию ценностей. Так, О.Г. Дробницкий выделяет три концепции: функциональную, согласно которой ценности есть средство удовлетворения потребностей общества и личности; оценочную, рассматривающую ценности с позиций устремлений деятельности человека, его отношений (ценности как результат деятельности); сигнификативную, трактующую ценности с позиций их значимости для личности и общества [3]. Г.Я. Головных объединяет все ценности в три группы: предметные ценности с их функциональным назначением; идеальные предметы, явления, выражающиеся в отношениях; явления, процессы, предметы, имеющие положительную значимость[3]. А.Г. Здравомыслов к миру ценностей относит духовную деятельность человека, в том числе культуру, идеалы, принципы, нормы нравственности, потребности, интересы [3].

Ценностный подход к изучению педагогических явлений и процессов позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентация обучающихся на ценности. Для этого необходимо обратиться к понятию «ценностные ориентации», возникшему на стыке ряда наук о человеке и обществе (В.А. Ядов, В.Г. Алексеев, Т.Н. Мальковская, В.С. Мухина).

Педагогический аспект проблемы ориентации личности в окружающем мире состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры сделать предметом осознания и переживания как особых потребностей личности, способствовать тому, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, её ценностными ориентациями. Ценностные ориентации представляют собой «канал усвоения духовной культуры общества», превращение культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей [1,2,3,5].

Педагогический смысл понятия «ориентация» имеет, по крайней мере, два аспекта, означающих процесс и результат. Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает, что приобретенный человеком уровень – это своеобразный необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствование и углубления имеющихся представлений, в том числе и в профессиональной деятельности. Ориентация как процесс – это проективные действия от замысла до результата: точный, правильный выбор цели, средств её достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями [2].

Сложившаяся у человека в процессе развития иерархия ценностей будет влиять на его поведение в обществе в целом и в профессиональной группе в частности, меняться в процессе жизнедеятельности под влиянием разнообразных факторов. Таким образом, ценностные ориентации обеспечивают непрерывность развития человека, определяют порядок предпочтения сфер и направлений деятельности, в том числе и социально-профессиональной [4,1,6,7,8].

Мы рассматриваем возможности развития ценностных ориентаций студентов в процессе получения ими профессионального образования, а, конкретнее, в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Для того, чтобы как можно более предметно говорить о том, какие именно ценности можно воспитывать в процессе профессионального образования, нужно определить конкретную методику выделения таких ценностей. Это позволит нам также определить какие именно ценности сами студенты выделяют для себя как значимые в целом, а также наиболее значимые в профессиональной деятельности. В нашей работе мы обратились к конкретной методике ранжирования ценностей по методике М. Рокича, слегка дополнив ее, предложив студентам не просто ранжирование терминальных и инструментальных ценностей, но и определение наиболее значимых для профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» направлений подготовки «Экономика», «Торговое дело», «Менеджмент» – всего 256 человек. Результаты исследования терминальных ценностных ориентаций студентов представлены в таблицах 1-2.

Табл. 1 – Ранжирование терминальных ценностей по степени значимости

Место

Терминальная ценность

Средний балл
1 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 5,77
2 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 5,84
3 здоровье (физическое и психическое) 6,16
4 счастливая семейная жизнь 6,43
5 развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 6,95
6 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 7,28
7 наличие хороших и верных друзей 7,93
8 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 8,4
9 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 8,5
10 интересная работа 8,85
11 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 9,27
12 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 10,0
13 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 10,77
14 развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 11,32
15 общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе, учебе) 11,95
16 творчество (возможность творческой деятельности) 12,31
17 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 14,13
18 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 15,1

Исходя из представленных результатов исследования, мы ранжировали терминальные ценности по степени значимости. Средний балл означает место, на которое студенты поставили ту или иную ценность. Сами студенты, ознакомившись с результатами исследования отметили, что им крайне важно сегодня найти свое место в социуме, сделать карьеру, создать семью, стать материально независимым и самодостаточным человеком. Они во многом полагаются на самих себя, стремятся достаточно рано начать работать, чтобы обрести самостоятельность, в том числе и материальную.

Однако в условиях получения студентами высшего профессионального образования необходимо четко понимать, какие ценности студенты считают важными для своей профессиональной деятельности, чтобы стремиться формировать именно значимые ценности, а через них при помощи различных педагогических технологий, приемов и средств развивать и менее значимые в настоящий момент. Ранжирование терминальных ценностей представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Ранжирование терминальных ценностей, важных для будущей профессиональной деятельности

При проведении нами исследований, выделены наиболее значимые с точки зрения студентов терминальные ценности, важные для будущей профессиональной деятельности. Как следует из представленных данных, большинство студентов (74%) считает важным иметь интересную работу, иметь возможность постоянно повышать уровень образования, общей культуры, интеллектуального развития, расширять кругозор (58%), работать над собой, совершенствоваться духовно и физически (56%). Также в будущей профессиональной деятельности ценится уверенность в себе (53%), материальный достаток (46%), уважение окружающих, коллектива, коллег по работе (44%). Немного менее важно, то также имеет значение самостоятельность, независимость в суждениях и поступках (31%), максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей (25%)

Подводя итоги исследования инструментальных ценностей студентов (качеств характера), мы получили результаты, представленные в таблице 2. Соответственно на рисунке 2 представлено ранжирование инструментальных ценностей, важных для профессиональной деятельности будущих специалистов (с точки зрения самих студентов).

Таблица 2. Ранжирование инструментальных ценностей по степени значимости

Место Инструментальная ценность Средний балл
1 честность (правдивость, искренность) 6,08
2 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 6,88
3 жизнерадостность (чувство юмора) 7,49
4 широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 7,62
5 независимость (способность действовать самостоятельно, свободно) 7,64
6 твердая воля (умение добиваться своего, не отступать перед трудностями) 7,66
7 самоконтроль (сдержанность, дисциплинированность) 8,24
8 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 8,29
9 образованность (широта знаний, высокая общая культура) 8,39
10 воспитанность (хорошие манеры) 8,49
11 терпимость (к взглядам и мнению других людей, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 9,07
12 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 9,52
13 смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 9,93
14 чуткость (заботливость) 10,77
15 исполнительность (дисциплинированность) 11,88
16 аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) 11,98
17 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 14,34
18 непримиримость к недостаткам в себе и других 16,12

 Рисунок 2. Ранжирование инструментальных ценностей, важных  для будущей профессиональной деятельности

Как следует из представленных данных, большинство студентов считают главными для профессиональной деятельности следующие качества личности: честность (правдивость, искренность) (76%), образованность (широта знаний, высокая общая культура) (66%), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (58%), ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (56%), рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (51%), твердая воля (умение добиваться своего, не отступать перед трудностями) (45%), исполнительность (дисциплинированность) (41%).

Подведя итоги исследования, мы проанализировали формы и методы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, которые будут способствовать развитию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, указанных как результат профессионального образования в ФГОС высшего образования, а также развитию ценностных ориентаций, выделенных студентами, как особо значимые для их профессиональной деятельности.

Дальнейшая работа проводилась в три этапа: во-первых, мы выбрали формы самостоятельной работы, которые распределили на три уровня: репродуктивный, реконструктивный и творческий. Во-вторых, к каждой форме самостоятельной работы мы подобрали компетенции, которые будут развиваться в процессе работы, в том числе общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные (на примере ФГОС ВО по направлению 38.03.02 Менеджмент). В-третьих, мы выявили ценностные ориентации (терминальные и инструментальные), которые будут развиваться в процессе самостоятельной работы и которые были обозначены студентами как значимые для их профессиональной деятельности.

Так, например, используя такую форму самостоятельной работы, как изучение и анализ Конституции РФ, ФКЗ, законов РФ, документов, касающихся конкретной сферы деятельности развиваются такие компетенции, как: владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности, такие терминальные ценности, как познание, развитие, такие инструментальные ценности, как ответственность, образованность, эффективность в делах.

Такие формы творческой самостоятельной работы, как: представление и защита проекта по созданию своей фирмы, составление бизнес-плана фирмы с учетом определенных требований, проектирование организационных структур с учетом специфики конкретного предприятия, проведение SWOT-анализа для конкретной фирмы с учетом предложенных условий и др., организованными как работа малыми группами со случайным составом развивает такие компетенции, как: способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности; способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; способность к самоорганизации и самообразованию. Также развиваются такие терминальные ценности, как: стремление иметь интересную работу, познание, развитие, уверенность в себе, общественное признание; инструментальные ценности: честность, образованность, эффективность в делах, ответственность и др.

В заключении необходимо отметить, что использование самостоятельной работы как инструмента развития личности в целом вполне возможно, если учесть приведенные в статье рекомендации.


Библиографический список
  1. Вязников Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 88-98.
  2. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей как педагогическая проблема // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. Вып 2. / Отв. Ред. Г.Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2004. С. 192-211.
  3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
  4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  5. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х тт. / под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1999.
  6. Зеер Э.Ф. Хасанова И.И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: Практико-ориентир. моногр. Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 158с.
  7. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. С. 3-10.
  8. Резер Т.М., Хохолуш М.С. О развитии ценностных ориентаций студентов системы среднего профессионального образования // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния РАО. Екатеринбург, 2004. № 3(27). С.74-80.
  9. Проект стандарта ФГОС ВО по направлению подготовки 38.08.02 «Менеджмент».


Все статьи автора «Хохолуш Мария Станиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: